Программа по дополнительной образовательной услуги «Волшебная сенсорная комната»
материал
Программа по дополнительной образовательной услуги «Волшебная сенсорная комната»
Цель программы - сохранение и укрепление психофизического здоровья и стабилизация эмоционального состояния детей с помощью мультисенсорной среды.
Задачи программы:
- стимуляция сенсорных процессов;
- коррекция психоэмоционального состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения, преодоление замкнутости, застенчивости, агрессивности);
- развитие познавательной активности;
- облегчение социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Г.Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»
Утверждаю Заведующий МАДОУ ДС № 10 «Белочка» С.А.Головина Приказ №______ от «___»___________2015г. | |
Программа по дополнительной платной образовательной услуги
«Волшебная сенсорная комната»
Для детей от 3 до 5 лет
Разработана на основе парциальной программы
(«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья».
В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой)
Автор: педагог-психолог Аскерова Ф.М.
педагог-психолог Барабанова И.В.
г. Нижневартовск 2020 г.
1. Оглавление 2
2. Паспорт программы 3
3. Пояснительная записка 4
4. Содержание программы 7
4.1 Календарно - тематическое планирование работы с детьми 7
4.2 Мониторинг освоения детьми программного материала 19
4.3 Требования к уровню подготовки воспитанников 22
5. Контроль за реализацией программы 22
6. Механизм реализации программы 22
7. Список литературы 23
- Паспорт программы
Наименование дополнительной платной образовательной услуги | Программа по дополнительной платной образовательной услуги «Волшебная сенсорная комната» |
Основание для разработки программы |
|
Заказчик программы | Родители, педагогический коллектив. |
Организация исполнитель программы | Участники образовательного процесса: педагоги, дети, родители. |
Целевая группа | Дети 4-6 летнего возраста, посещающие детский сад |
Составители программы | Педагог-психолог МБДОУ ДСКВ № 10 «Белочка» Аскерова Фатима Магсад кызы Барабанова Ирина Валерьевна |
Цель программы | Сохранение и укрепление психофизического здоровья и стабилизация эмоционального состояния детей с помощью мультисенсорной среды. |
Задачи программы | - стимуляция сенсорных процессов; - коррекция психоэмоционального состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения, преодоление замкнутости, застенчивости, агрессивности); - развитие познавательной активности; - облегчение социальной адаптации. |
Ожидаемые результаты | - Приобретение навыков произвольной саморегуляции; - снижение мышечного и эмоционального напряжения, уровня тревожности, замкнутости, агрессивности; - повышение умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих; - развитие умения взаимодействовать в группе. |
Срок реализации программы | 2020-2021 учебный год. |
- Пояснительная записка
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.
В настоящее время фактор сохранения здоровья становится наиболее значимым среди основных ожиданий от сферы образования при оценке ее качества. Многие исследователи считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% оно зависит от наследственных факторов, на 20% - от действия окружающей среды, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни с раннего возраста. Учитывая это, в последнее время, в систему образования стали активно внедрять различные здоровьесберегающие технологии. Так в нашем образовательном учреждении начала функционировать сенсорная комната.
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы. Здесь с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности. Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор».
Ученые считают, что разум и тело человека взаимосвязаны. Предполагается, что в состоянии эмоционального напряжения человек испытывает мышечное напряжение и наоборот. Польза от систематических сеансов релаксации признана современной наукой. Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления, в сопровождении приятной, спокойной музыки.
1 этап: Лечь удобно и расслабиться.
2 этап: Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
3 этап: Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.
Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.
Эффективность использования сенсорной комнаты заключается в том, что в отличие от традиционных методов педагогики в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие различного рода стимуляторов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка.
Учебный план дополнительной программы «Волшебная сенсорная комната» разработан в соответствии с:
- «Требованиями к организации режима дня и учебных занятий», инструктивно-методического письма Министерства образования РФ от 04.03.2000, №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучениях»;
- письмом МО РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
- Уставом МБДОУ ДСКВ №10 «Белочка».
Тематический план составлен с учетом:
- возрастных особенностей развития детей 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет;
- направленности работы;
- индивидуальных особенностей развития детей.
Образовательная деятельность социально–адаптивной направленности основывается на практических рекомендациях группы специалистов по использованию оборудования сенсорной комнаты - В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой.
Формы работы: элементы когнитивно-поведенческих техник психокоррекции, элементы техник телесно-ориентированной терапии.
Методики работы:
1) цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
2) звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
3) ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).
Оборудование сенсорной комнаты:
- Пуфики-кресла по количеству участников.
- Мячи-гиганты, мячи-ежики.
- Пузырьковая колонна.
- Светящаяся сеть.
- Ковер «Млечный путь».
- Проектор светоэффектов «Солар».
- Музыка для релаксации и визуализации.
Количественный состав групп. Оптимальное количество участников не более 8 человек, включая взрослых. Продолжительность занятия 20-25 минут. Количество занятий – 2 раза в неделю. Форма проведения занятия – групповая.
Качественный состав группы. Дети, воспитывающиеся в МБДОУ ДСКВ №10 «Белочка». В группу подбираются дети, не имеющие противопоказаний для групповой работы.
Противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.
Принцип комплектования группы и организации работы:
- добровольное участие;
- недирективность позиции взрослого;
- учет психофизиологических особенностей развития детей.
Занятие в сенсорной комнате имеет следующие основные части:
- вводная (ритуал приветствия, игровое задание);
- основная (настрой, релаксация);
- завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).
Требования к специалисту, работающему в сенсорной комнате:
1. Психологическая компетентность (высшее психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты).
2. Наличие знаний и опыта групповой психологической работы.
3. Доброжелательность, открытость в выражении чувств.
Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается общей диагностикой развития ребенка, наблюдением педагогами, педагогом-психологом за поведением ребенка в различных ситуациях, отслеживанием его игровой деятельности.
- Тематический план работы с детьми
- Для детей раннего дошкольного возраста
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Содержание занятия |
«Здравствуйте!» | - ознакомление с оборудованием среды; - принятие правил работы в группе. | 1. Ритуал начала занятия. 2. Знакомство. 3. Игровое задание: «Золотая рыбка». 4. Ритуал окончания занятия. | |
«Яркие звёздочки» | - помочь освоить игровые приемы расслабления (мышечное расслабление, ровное спокойное дыхание, представление образов); - способствовать формированию навыков сотрудничества и взаимодействия со сверстниками; - развивать умение концентрировать внимание и двигательный контроль; - развивать восприятие цвета, предметов, образов; | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Выбиваем пыль». 3. «Летняя ночь». 4. Ритуал окончания занятия. | |
«Море» | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Танец рыбок». 3. «Отдых на море». 4. Ритуал окончания занятия. | ||
«Волшебный лес» | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Волшебный мостик». 3. «Отдых в волшебном лесу». 4. Ритуал окончания занятия. | ||
«Струйки воды» | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Ха!» 3. «Водопад». 4. Ритуал окончания занятия. | ||
«Разноцветная радуга» | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Обезьянки». 3. «Радуга». 4. Ритуал окончания занятия. | ||
«К звёздам…» | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Клоуны». 3. «Полет к звездам». 4. Ритуал окончания занятия. | ||
«Наши сердца" | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Отгадай настроение». 3. «Сердечки». 4. Ритуал окончания занятия. | ||
«Разноцветные рыбки» | - помочь закрепить игровые приемы расслабления (мышечное расслабление, ровное спокойное дыхание, представление образов); - закрепить умение концентрировать внимание и двигательный контроль; - закрепить навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками. | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Сказочный цветок». 3. «Рыбки». 4. Ритуал окончания занятия. | |
«Волшебный сон» | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Под дождем». 3. «Волшебный сон». 4. Ритуал окончания занятия. |
- Для детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Содержание занятия |
«Здравствуйте!» | - ознакомление с оборудованием среды; - принятие правил работы в группе. | 1. Ритуал начала занятия. 2. Знакомство. 3. Игровое задание: «Праздник на морском дне». 4. Ритуал окончания занятия. | |
«На лесной полянке» | - помочь освоить и закрепить игровые приемы расслабления (мышечное расслабление, ровное спокойное дыхание, представление образов); - способствовать формированию навыков сотрудничества и взаимодействия со сверстниками; - развивать умение концентрировать внимание и двигательный контроль; - развивать восприятие цвета, предметов, образов; | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Фантазируем». 3. «Солнечные зайчики». 4. Ритуал окончания занятия. | |
«Воздушный шарик» | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Звездочеты». 3. «Волшебный звоночек». 4. Ритуал окончания занятия. | ||
«Пушистое облако» | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Писатели звездных историй». 3. «Путешествие на облаке». 4. Ритуал окончания занятия. | ||
«Воздушные шарики» |
3.«Воздушные шарики» 4. Ритуал окончания занятия. | ||
«Облака» | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «На Северный полюс». 3.«Облака» 4. Ритуал окончания занятия. | ||
«Драгоценность» | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Мысленная картина». 3.«Драгоценность» 4. Ритуал окончания занятия. | ||
«Качели» | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Фантазируем». 3.«Качели» 4. Ритуал окончания занятия. | ||
«Бабочка» | - помочь закрепить игровые приемы расслабления (мышечное расслабление, ровное спокойное дыхание, представление образов); - закрепить умение концентрировать внимание и двигательный контроль; - закрепить навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками. | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Фантазируем». 3.«Бабочка» 4. Ритуал окончания занятия. | |
«Пчелка» | 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание: «Коса» 3. «Пчелка». 4. Ритуал окончания занятия. |
- Мониторинг освоения детьми программного материала
Фамилия имя ребенка ________________________________________
Ф И О воспитателя ___________________________________________________
Дата проведения ______________
Параметры диагностики | Уровень | ||
Познавательная сфера | в | с | н |
Ориентируется в 2 величинах (большой, маленький) по просьбе взрослого | |||
Подбирает геометрические предметы к соответствующему отверстию | |||
Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешек, мисочки, формочки | |||
Строит самостоятельно не сложную постройку (4-8 кубиков) по просьбе взрослого | |||
Цветовой спектр (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый) | в | с | н |
Сличение («Положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесток») | |||
Выбор по названию («Покажи, где красный лепесток») | |||
Восприятие формы | в | с | н |
Сличение («Дай такую же» (форма и цвет совпадают) | |||
Выбор по названию («Покажи, где кубик») | |||
Разрезные картинки из 2-х фрагментов | |||
Слуховое восприятие | в | с | н |
Узнает и называет по голосу животное, муз. инструменты |
Пояснительная записка:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоги диагностики сенсорного развития детей 20____г.
Познавательная сфера
Условные обозначения | Выявленные данные — май | ||
Кол — во детей | % | ||
+ | Высокий | ||
- | Средний | ||
0 | Низкий |
Цветовой спектр
Условные обозначения | Выявленные данные — май | ||
Кол — во детей | % | ||
+ | Высокий | ||
- | Средний | ||
0 | Низкий |
Восприятие формы
Условные обозначения | Выявленные данные — май | ||
Кол — во детей | % | ||
+ | Высокий | ||
- | Средний | ||
0 | Низкий |
Слуховое восприятие
Условные обозначения | Выявленные данные — май | ||
Кол — во детей | % | ||
+ | Высокий | ||
- | Средний | ||
0 | Низкий |
- Требования к уровню подготовки воспитанников
релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых;
развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у детей зрительно – моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;
фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
развитие воображения и творческих способностей детей и подростком;
коррекцию психоэмоциональных состояний
- Контроль за реализацией программы
Педагог психолог отчитывается 2 раза в год администрации детского сада
- Механизм реализации программы
Программу кружка планируется реализовывать на нескольких организационных уровнях:
Уровень реализации
Потребитель (участник)
Персональный (индивидуальный) уровень
Ребенок, педагог, родители
Институциональный уровень
Группы детского сада, воспитатели групп, родители воспитанников.
7. Список литературы
- Сенсорная комната. Аннотация и методические рекомендации по использованию. СПб.: «Альма», 2007.
- Жевнеров В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Учебно – методическое пособие. – СПб.: Издательство «ХОКА», 2007. – 416 с.
- Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с.
- Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-у изд. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-232023-1536585054.jpg)
Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста "Волшебный мир оригами"
Представлены: паспорт программы, пояснительная записка,календарно-тематическое планирование, мониторинг освоения програмного материала, требования к уровню подготовки....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-674463-1518291470.jpg)
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Волшебная страна Математика»
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зав...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-699957-1579626280.jpg)
ПРОГРАММА дополнительной образовательной услуги по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста «Пирамидка»
ПРОГРАММА дополнительной образовательной услугипо сенсорному развитию детей раннегодошкольного возраста«Пирамидка»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/19/picture-1039543-1616182265.jpg)
Программа дополнительной образовательной услуги по сенсорному развитию «Калейдоскоп»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-324718-1453145012.jpg)
Аналитическая справка по дополнительной образовательной услуге "Волшебный крючок" и "Юный эколог"
Аналитическая справка по дополнительной образовательной услуге "Волшебный крючок" и "Юный эколог" для детей 6-7 лет на 2021/2022 учебный год....