Программа дополнительных образовательных услуг "Волшебные ручки".
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Новизной и отличительной особенностью программы “Волшебные ручки” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель программы: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
- Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
- Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
- Развивать воображения, мелкой моторики, речи.
- Формировать художественный вкус.
- Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
- Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Программа предполагает работу с детьми в форме НОД, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы кружка используются различные формы НОД: традиционные, игровые. Каждая деятельность включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
Обучение проводится один раз в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность 20-25 минут. Курс рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Во время деятельности кружка «Волшебные ручки», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Работа кружка «Волшебные ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.
Выделяются четыре раздела:
- Работа с бумагой и картоном
- Работа с бросовым материалом.
- Работа с природным материалом.
- Работа с пластилином.
Содержание программы кружка «Волшебные ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
Способ освоения материала: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию), репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности), частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом), исследовательский (экспериментальный), (самостоятельная творческая работа детей)
Ожидаемые результаты:
- Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности.
- Умение находить новые способы для художественного изображения.
- Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и в конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.
Результаты творчества кружка будут представлены систематическими выставками, участием детей в конкурсах разного уровня, оформлении работами интерьера детского сада.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Виды деятельности
Работа с бумагой и картоном
Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д.), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих в Японии . Занятия оригами несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.
Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной
активности.
Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
Изготовление объёмных картинок. Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие , выполненное руками ребёнка - это его труд , его достижение. В процессе изготовления поделок , педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.
Работа с бросовым материалом. Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее
опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
• для игр детей;
• для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
• их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:
• должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
• тщательно промытым и высушенным;
• доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
При работе с бросовым материалом, учитывается возрастные особенности детей.
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых, лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание , сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач — рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления — наглядно-образному — и будет оперировать уже не предметами, а их образами.
Особая значимость продуктивных ручных действий дошкольников состоит в формировании базовых глубинных компонентов «психического стержня» ребенка, т.е. целенаправленная деятельность, результатом которой стал бы некий продукт, представляющий собой ценность и пригодный к употреблению. Эту потребность американский ученый Эрик Эриксон охарактеризовал как «чувство созидания», т.е. на смену желанию у ребенка «все разобрать», разломать приходит желание что-то смастерить, починить самостоятельно, непременно, чтобы этот продукт труда пригодился во взрослой жизни.
Формулировка: «Я сам могу это сделать, я справлюсь» — это первая формула «психологии победителя».
Уже во взрослой жизни человек, обладающий такой внутренней убежденностью, сталкиваясь с проблемой, думает не о сложности, а о том, как ее решить. И, как правило, достигает успеха.
Технология, направленная на развитие ручной умелости, выполняет свою важнейшую психологическую функцию: «работает» на формирование у ребенка базовой, глубинной убежденности в своей компетентности, поскольку результат его труда вызывает у окружающих положительные эмоции, одобрение и похвалу без всяких натяжек.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ
«Волшебные ручки»
(старшая группа)
Сентябрь
НОД №1
Тема «Цветы»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество» (аппликация), «Социализация».
Программное содержание:
Учить выполнять аппликации из листьев. Развивать пространственное мышление и воображение . Воспитывать интерес к составлению композиции.
Материал:
листья, лист зеленого картона, клей ПВА, кисточки, листья, лист бумаги с готовым фоном, салфетки, клеёнки, письмо.
Структура:
- Игровая ситуация – письмо от Незнайки.
- Пальчиковая гимнастика «Цветок».
- Объяснения последовательности работы.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №2
Тема «Созрели яблочки в саду»
Пластилинография.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Социализация».
Программное содержание:
Продолжать формировать умение примазывать пластилин на бумагу по нарисованному контуру. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать точность в выполнении работы.
Материал:
Плотный картон с силуэтом дерева, размер12А4.
Пластилин красного, желтого или зеленого цветов. Яблоки для рассмотрения и угощения детей. Салфетка для рук.
Структура:
- Загадка о яблоке.
- Игра «Что можно приготовить из яблок?».
- Физкультминутка «Вот так яблонька».
- Объяснения последовательности работы.
- Пальчиковая гимнастика “Яблоки в печали ветками качали”.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №3
Тема «Черепашка»
Аппликация из крупы.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы». Программное содержание:
Учить равномерно распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Материал:
Изображение черепашки, крупы: гречка, пшенка, клей.
Структура:
- Загадывание загадки.
- Демонстрация готового образца.
- Разминка для пальчиков во время работы.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №4
Тема «Грибочек»
Поделка из природного материала.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд».
Программное содержание:
Учить детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина. Закрепить знания о грибах и их частей. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус. Формировать умения и навыки работы с природным материалом.
Материал:
Пластилин, желуди, грибы (муляжи).
Структура:
- Игра «Волшебный лес».
- Физкультминутка «За грибами».
- Игра «Подарим ежику грибы».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №8
Тема «Подсолнух»
Аппликация из крупы.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.
Материал:
Лепестки подсолнуха (готовы детали), гречка, клей, картинка с изображением подсолнухов
Структура:
- Загадка про подсолнух.
- Гимнастика для глаз «Подсолнухи и солнце».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Динамическая пауза «Желтый подсолнух».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
Октябрь
НОД №1
Тема «Улитка»
Рисование восковыми мелками, солью.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Материал:
Акварель, восковые мелки, соль, готовое изображение улитки.
Структура:
- Чтение стихотворения «Улитка медленно ползет,
качаясь на листке».
- Пальчиковая гимнастика «Улитка- улитка покажи рога».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №2
Тема «Кап-кап дождик»
Рваная аппликация.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Материал:
Бумага синего, голубого, фиолетового цветов.
Структура:
- Загадка о небе, облаках.
- Игра «На что похоже облако?».
- Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей!».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Физкультминутка «Солнышко и дождик».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №3
Тема «Мячик»
Пластилинография.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Продолжать формировать умение примазывать пластилин на бумагу по нарисованному контуру. Совершенствовать точность в выполнении работы. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус.
Материал:
Готовое изображение мячика на картоне, пластилин разного цвета.
Структура:
- Игровой момент.
- Загадка о мяче.
- Физкультминутка «Мой веселый звонкий мяч».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №4
Тема «Книжка - малышка»
Оригами
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Продолжать знакомить со свойствами бумаги. Учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. Воспитывать аккуратность.
Материал:
Прямоугольный лист бумаги 15: 7, клей, цветные карандаши.
Структура:
- Беседа о книжках - малышках.
- Рассматривание различных книжек.
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Физкультминутка «Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №8
Тема «Красное яблочко»
Оригами
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Здоровье». Программное содержание:
Закреплять полученные знания и конструкторские навыки: складывание прямоугольника пополам, квадрата с угла на угол. Развивать интерес к ручному труду.
Материал:
Прямоугольник 5:3 (желтого цвета), квадрат 8:8(коричневого цвета).
Структура:
- Беседа с детьми о фруктах.
- Пальчиковая гимнастика «Я корзину в лес беру, там грибы я соберу».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Физкультминутка на лесную тему: «В лесу».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
Ноябрь
НОД №1
Тема «Ёжики на поляне»
Композиция с использование шишек и пластилина
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Формировать умение подобрать шишку нужной формы для туловища. Развивать умение примазывать пластилин к шишке для создания полного образа.
Материал:
Пластилин, шишки. Иллюстрации к сказке А. Суконцева «Как ежик шубку менял». Иллюстрации с изображением ежей.
Структура:
- Рассматривание иллюстраций и беседа о ежах.
- Физкультминутка «Под огромною сосной».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Чтение стихотворения "Ёж" В. Степанова.
НОД №2
Тема «Ладошка- осьминог»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Учить детей создавать образы из необычных деталей; продолжаем формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Способствовать воспитанию аккуратности, культуры труда.
Материал:
Силуэты детских ладошек разного цвета, элементы для украшения (круги, квадраты), клей.
Структура:
- Сюрпризный момент «Письмо для дошколят».
- Загадка «Спал цветок и вдруг проснулся».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Физкультминутка «Утром бабочка проснулась».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №3
Тема «Клубочки для котенка»
Пластилинография.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.
Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук. Материал:
Плотный картон с силуэтом котенка, размер 12 А4; пластилин ярких цветов; салфетка для рук; доска для лепки; картина «Кошка с котятами» из серии «Домашние животные» (автор С.А Веретенникова).
Структура:
- Загадка о котятах.
- Рассматривание картины «Кошка с котятами».
- Физкультурная разминка «На ковре котята спят».
- Объяснения последовательности работы.
- Пальчиковая гимнастика «Котята».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №7
Тема «Овечка»
Техника работы с мятой бумагой.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Формировать умение скатывать небольшие шарики из мягкой салфетки. Развивать познавательные интересы, мелкую моторику рук.
Материал:
Картон 10:8(с изображением овечки), салфетки белого цвета, клей.
Структура:
- Д/игра «Загадывание загадок».
- Д/игра «Что дают домашние животные людям».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
Декабрь
НОД №1
Тема «Елочка». Оригами
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне, воспитывать художественный вкус.
Материал:
Пластилин зеленого, коричневого цветов, готовая форма елочки.
Структура:
- Беседа про Новый год.
- Словесная игра «Ласковые слова для Ёлочки».
- Пальчиковая гимнастика «Елочки зеленые на ветру качаются».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Самостоятельная деятельность детей.
НОД №3
Тема «Новогодняя открытка»
Аппликация.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы.
Программное содержание:
Учить приклеивать готовые формы на лист картона. Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность. Развивать художественный вкус.
Материал:
Цветной картон, готовые детали, клей.
Структура:
- Чтение стихотворения Н. Найденова «Новый Год».
- Пальчиковая гимнастика ««Ёлочка»».
- Рассматривание новогодних открыток.
- Объяснения последовательности работы.
- Физкультминутка «Снежный кролик».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №4
Тема «Снегири» коллективная работа
Пластилин, бумага.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Закреплять умения раскатывать пластилин прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для утончения фигур.
Материал:
Изображения снегирей, пластилин красного, черного цветов.
Структура:
- Загадка о снегирях.
- Пальчиковая гимнастика «Снегири».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Физкультминутка «Птички прыгают, летают».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог
Январь
НОД №1
Тема «Дед Мороз»
Мозаика из пластилина.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.
Материал:
Пластилин белого, красного цвета, изображение Деда Мороза.
Структура:
- Прочитать детям стихотворение-загадку Н. Найденовой «Зимний гость».
- Пальчиковая гимнастика «Снежинка».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №2
Тема «Искристые снежинки»
Акварель +соль
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать творчество детей.
Материал:
Белая бумага, акварельные краски, кисточки, вода для красок, соль.
Структура:
- Чтение стихотворения Т.А.Шорыгина «Снежинка».
- Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №3
Тема «Веселые снеговики»
Аппликация из бумаги, ваты и природного материала.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Программное содержание:
Учить детей наклеивать вату, точно повторяя форму образа; уметь самостоятельно подбирать элементы для украшения; учить располагать элементы композиции на большом листе бумаги. Закрепить понятия детей о приметах зимы, о зимних забавах.
Материал:
Панно «Снежная опушка». Образцы снеговиков в разных позах, в разной одежде, с разным настроением. Грамзапись А.Вивальди «Зима».
Структура:
- Игра «Какое время года?».
- Загадка про снеговика.
- Физкультминутка «Снежки».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
Февраль
НОД №1
Тема «Мышка»
Аппликация из резаных ниток.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Развивать мелкую моторику рук.
Материал:
Картон 10:10 с изображением мышки, нарезанные нитки, клей.
Структура:
- Сюрпризный момент - загадывание загадки.
- Использование художественного слова.
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Физкультминутка «Вышли мышки как-то раз».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №2
Тема «Яблоко»
(техника оригами)
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Научить детей находить противоположные углы и загибать их в одном направлении, закрепить выполнение базовой формы треугольник, нахождение и проглаживание линии сгиба, активизировать словарь, вспомнить понятия о геометрических формах, вкусовых свойствах яблок.
Развивать внимание, умение повторять действия после показа, память, самостоятельность, мелкую моторику рук. Воспитывать умение выслушивать мнение товарищей.
Материал:
Демонстрационный: яблоки.
Раздаточный: по 1 квадрату красного цвета 8х8, по1 квадрату зелёного цвета 4х4, клей карандаш, клеёнки.
Структура:
- Загадка.
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Физкультминутка «Спал цветок».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
- Итог.
НОД №3
Тема «Звезда» (патриотическое воспитание)
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Учить формировать красные комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру. Упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому. Формировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического прошлого.
Материал:
Листы картона, салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки, иллюстрация «Звездочка».
Структура:
- Беседа о Дне защитника Отечества.
- Чтение стихотворения «Защита» А. Усачев.
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Физкультминутка «Солдаты».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №4
Тема «Будка для собачки»
Техника оригами.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях. Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с клеем, салфеткой.
Материал:
Плотный лист бумаги 11Х22 см; полоса бумаги коричневого цвета 13Х4см; квадратный лист бумаги черного цвета размером 5Х5 см; клей ПВА; ножницы; фигурки собачек; будка, сконструированная воспитателем из коробки.
Структура:
- Игра с мячом «Кто в домике живет».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Физкультминутка «Головою три кивка».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
Март
НОД №1-2
Тема «Цветок для мамы»
Из бросового материала.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Упражнять в создании композиции «Цветы» с помощью карандашной стружки.
Материал:
Карандашная стружка, картон 10х10 с изображением цветка, клей.
Структура:
- Беседа «Мамин праздник».
- Пальчиковая гимнастика «Цветок».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №3
Тема «Корзина с цветами» (коллективная работа)
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали; закреплять навыки приклеивания жгутика по кругу; развивать мелкую моторику, глазомер; воспитывать эстетический вкус. Воспитывать доброжелательность, уважение к интересам товарищей.
Материал:
Гофрированная бумага разного цвета, клей.
Структура:
- Чтение стихотворения Зинаиды Александровой
«Ромашки».
- Пальчиковая гимнастика «Цветок».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Физкультминутка «Цветочная поляна».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №4
Тема «Солнышко»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы». Программное содержание:
Развивать чувство формы; упражнять в разнообразных, индивидуальных умениях детей; воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.
Материал:
Картон 10х10 на каждого ребенка (нарисован контур солнышка), пшено, зеркало (для солнечных зайчиков), клей в розетках, матерчатые салфетки, музыкальное сопровождение.
Структура:
- Чтение стихотворения «Солнце брызги разбросало».
- Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Физкультминутка "Солнышко".
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
Апрель
НОД №1
Тема «Веточки мимозы»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Упражнять в создании образа мимозы, используя кусочки салфетки. Закрепить знания детей о частях цветка – ветка, лист, цветок, закрепить знания и представления о цвете, форме предмета, величине предмета, количестве. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Материал:
Салфетки желтого и зеленого цвета, картон 10х15 (нарисован контур веточки мимозы), клей.
Структура:
- Беседа о весне.
- Пальчиковая гимнастика «Наши желтые цветки -распускают лепестки».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №2
Тема «Птичка»
Пластилинография.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе весной. Упражнять в создании образа птички, используя пластилин и перья. Развивать фантазию.
Материал:
Пластилин, перья, контуры птичек на картоне.
Структура:
- Загадка о весне.
- Игровой момент – письмо от весны.
- Пальчиковая гимнастика «Птички: чик -чирик».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Физкультминутка «Ветерок весенний разметал по небу».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №3
Тема «Подснежник»
Из тыквенных семечек
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Развивать умение создавать цветы из подручных материалов. Вызвать эстетическое чувство к природе и её изображениям нетрадиционными техниками. Формирование восприятия предметного моделирования и мира в продуктивной деятельности М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей».
Материал:
Пластилин зелёного, белого цвета, тыквенные семечки.
Структура:
- Загадка про подснежник.
- Чтение стихотворения «Подснежник» Анзельмаса Матутиса.
- Динамическая пауза «Подснежник».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №4
Тема «Как я люблю одуванчики»
Обрывание, восковые мелки.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Материал:
Бумага для обрывания, восковые мелки, клей.
Структура:
- Чтение стихотворения «Уронило солнце лучик золотой».
- Рассматривание одуванчика.
- Показ способа выполнения.
- Пальчиковая гимнастика "Цветы".
- Самостоятельная работа.
- Итог.
Май
НОД №1-2
Тема «9 мая»
Аппликация из салфеток.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Учить детей скручивать жгутик из салфетки. Готовые жгутики сворачивать спиралькой, чтобы получилась розочка. Наклеивать готовые цветочки на общий картон, размещая так, чтобы, не закрывать другие цветы. Воспитывать уважение и благодарность к ветеранам, чувство гордости за российский народ, победивший врага.
Материал:
Картон (с изображением розочек), салфетки розового, красного, зеленого цвета, клей.
Структура:
- Беседа о празднике победы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №3
Тема «Зайчик»
Конструирование из цветной бумаги в технике «Оригами».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки.
Материал:
Цветная бумага (квадраты 6х6).
Структура:
- Приветствие «Доброе утро».
- Рассматривание изображений бабочек.
- Показ способа выполнения.
- Динамическая пауза «Бабочка».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
НОД №4
Тема «Божья коровка»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Учить детей моделировать образ божьей коровки. Учить наблюдать за творческой работой воспитателя и действовать по подражанию.
Формировать умения нанизывать «точечки» на туловище божьей коровки.
Развивать мелкую моторику, координацию в системе «глаз – рука».
Воспитывать самостоятельность, любознательность.
Материал:
Игрушка «Божья коровка» или картинка (фото) с изображением божьей коровки. Листы бумаги, вырезанные в форме листика и тонированные в зеленый цвет. Пластилин черного и красного цвета.
Салфетка бумажная и тканевая.
Структура:
- Потешка "Божья коровка".
- Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки».
- Демонстрация готового образца.
- Объяснения последовательности работы.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог.
Литература.
- Е. Румянцева «Аппликация «Простые поделки».
- Джун Джексон «Поделки из бумаги».
- М.А. Гусакова «Аппликация»
- И.М. Петрова «Объемная аппликация».
- Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка».
- Баранова Е.В. и др. «От навыков к творчеству: обучение техники рисования, аппликации». М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома». М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...
Программа дополнительной образовательной услуги. Кружок "Чудесные ручки"
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у мн...
Программа дополнительной образовательной услуги «Умные ручки»
Программа по развитию речи младших дошкольников посредством развития мелкой моторики рук для детей от 3 до 4 лет...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «Умелые ручки»
Программа дополнительной образовательной услуги "Умелые ручки" с 3до7лет...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности воспитателя с детьми по художественно- эстетическому развитию в старшей группе «Умелые ручки».
Актуальность программы заключается в развития творческих способностей ребенка, возможность проявить себя . Использование в практике работы с детьми нетрадиционных техник изобразительной деятельности, ...
Образовательная программа дополнительного образования "Умелые ручки"
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...