Дополнительная общеразвивающая программа «Затейники» 2020 год
рабочая программа (младшая группа)
Модульное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет практически решить эту задачу.
Программа «Затейники» состоит из 5 блоков-модулей:
1 блок – Аппликация из бумаги
2 блок — Аппликация из ниток
3 блок – Аппликация из крупы (гречка, пшено, манка, перловка)
4 блок – Торцевание
5 блок – Квиллинг из гофрированного картона
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 73 «Ладушки» города Великий Новгород
Рассмотрена Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий
МАДОУ «Детский сад № 73 «Ладушки» ____________ Кориненко О. Б
№____ от «____» _______ 2020 года «____» _______ 2020 года
Дополнительная общеразвивающая программа
«Затейники»
Возраст обучающихся: дети с 3 до 4 лет
Срок реализации программы: 1 год
Руководитель: воспитатель
Егорова Юлия Александровна
Великий Новгород
2020 год
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………….
Направленность……………………………………………………..
Новизна и оригинальность………………………………………....
Актуальность………………………………………………………..
Цель программы…………………………………………………….
Задачи программы………………………………….…….…………
Отличительные особенности……………………………………….
Участники……………………………………………………………
Продолжительность реализации программы……………………...
Формы и режим занятий…………………………………………...
Сведения о квалификационной категории педагога реализующею образовательную программу…………………………………………………
Ожидаемый результат……………………………………………...
Формы подведения итогов………………………………………..
Механизм отслеживания качества дополнительной
общеразвивающей программы………………………………………….
2. Учебно-тематический план…………………………………………………...
Перечень разделов, тем……………………………………………..
Количество часов по каждой теме…………………………………
3. Содержание……………………………………………………………………
4. Методическое обеспечение…………………………………………………..
5. Коррекционная работа по программе дополнительного образования «Затейники» с детьми ОВЗ…………………………………………………….
6. Список использованной литературы………………………………………..
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя нового).
Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа "Затейники" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из гофрированного картона, создание аппликаций из бумаги, ниток и крупы дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предполагает пять модулей для изучения разных техник творчества, предусматривая развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе и создавать как индивидуальные, так и коллективные проектные работы. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Затейники” дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение, параллельно размышляя над литературными образами, героями.
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков модульно, что обеспечивает в целом ее практическую реализацию и творческое развитие.
Актуальность и новизна программы
В настоящее время делается акцент на перевод обучения на субъект - субъектную основу. Такой перевод требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет практически решить эту задачу.
Программа «Затейники» состоит из 5 блоков-модулей:
1 блок – Аппликация из бумаги
2 блок — Аппликация из ниток
3 блок – Аппликация из крупы (гречка, пшено, манка, перловка)
4 блок – Торцевание
5 блок – Квиллинг из гофрированного картона
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его творческих способностей, нравственных качеств в работе, направленной на освоение предметного и практического содержания.
Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно - прикладного творчества. Ребенок работает максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Меняется форма общения педагога и воспитанника. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.
Содержание каждого модуля строится на решении задач мировоззренческого, ценностно-смыслового плана, которые имеют своё содержательное преломление с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, ткани и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.
Цель работы кружка: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Основные задачи:
- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, сгибание);
- учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;
- умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
- учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
- развитие речевых навыков;
- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Отличительные особенности
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
- Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
- Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
- Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
- В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей)
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- “от простого к «сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Ценность состоит в:
- авторском методическом сопровождение (технологические карты по темам);
- создание условий для ликвидации перегрузки воспитанников;
- предоставление возможности выбирать свой способ обучения из альтернативы;
- использование на занятиях ИКТ и других современных технологий для более качественного изучения той или иной техники;
В состав группы входит не более десяти человек.
Дети в возрасте 3 – 4 года, посещающие детский сад.
Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена для второй младшей группы и рассчитана на один 2020 - 2021 учебный год
Периодичность встреч – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность: вторая младшая группа - 15 минут. Начинаются с октября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на встречах: групповая.
Форма проведения встреч: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Сведения о квалификационной категории педагога реализующею образовательную программу: имею высшую квалификационную категорию
Ожидаемый результат:
В результате обучения по данной программе воспитанники:
- научатся различным приемам работы с бумагой и другими материалами;
- познакомятся с разными техниками;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «Квиллинг», «Торцевание» и др.
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- примут участие в выставках детских работ муниципального и регионального уровней.
Формы подведения итогов.
Механизм отслеживания качества дополнительной общеразвивающей программы.
В программе «Затейники» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса.
Цель проведения диагностики:
- Выявить уровень художественного развития детей
- Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Способы проверки знаний:
- Самоанализ достижений: чему новому научились;
- Выставки работ (для родителей и сотрудников д/с)
Авторская диагностика составлена на основе приёмов работы в нескольких техниках.
Таблица оценки результативности работ детей
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.
ФИО ребёнка | Объемный квиллинг | Аппликация из бумаги | Аппликация из ниток и крупы | Торцевание | Проявление творчества в декорировании | Проявление аккуратности и трудолюбия | Итог | ||||||||
Техника безопасности | Подбор материалов | Последовательное выполнение. | Техника безопасности | Подбор материалов | Последовательное выполнение. | Техника безопасности | Подбор материалов | Последовательное выполнение. | Техника безопасности | Подбор материалов | Последовательное выполнение. | ||||
Уровни сформированности.
Сформирован (красный) – справляется с задание самостоятельно, без помощи взрослого
Частично сформирован (зелёный) – с заданием самостоятельно справляется частично, требуется помощь взрослого
Не сформирован (синий)– без помощи взрослого с заданием не справляется
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
2. Учебно-тематический план
Схема и методика проведения дополнительной общеразвивающей программы «Затейники»
Педагогические принципы, на которых основана программа:
принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей дошкольников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и д.р.)
принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий; позволяет учитывать наглядно - образное и наглядно действенное мышление дошкольника;
принцип системности, заключается в одновременном получении знаний о происходящих в природе процессах и формировании таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, милосердие;
Методы и приёмы:
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение, знакомство с новыми словами (пластилинография, стека, шаблон, покров и т. д);
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);
Игровой - каждое НОД проходит в виде игры, используются игры (пальчиковые, игры с пластилином и т.д.)
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п\п | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | «Божья коровка» | 2 | 1 | 1 |
3. | «Сова» | 2 | 2 | |
4. | «Бегемотик» | 2 | 2 | |
5. | «Крокодил» | 2 | 2 | |
6. | « Снегири» | 2 | 2 | |
7. | «Ласточка» | 2 | 2 | |
8. | «Сова на веточке» | 2 | 2 | |
9. | «Попугай» | 2 | 2 | |
10. | «Зонтик» | 2 | 2 | |
11. | «Кактус» | 2 | 2 | |
12. | «Бабушка» | 2 | 2 | |
13. | «Дедушка» | 2 | 2 | |
14. | Вводное занятие «Нитки» | 1 | 1 | |
15. | «Мороженое» | 2 | 2 | |
16. | «Радуга» | 2 | 2 | |
17. | « Букет цветов» | 2 | 2 | |
18. | Вводное занятие «Крупа» | 1 | 1 | |
19. | «Рыбка» | 2 | 2 | |
20. | «Ежик» | 2 | 2 | |
21. | «Подсолнухи» | 2 | 2 | |
22. | Вводное занятие «Торцевание» | 1 | 1 | |
23. | «Цветы» | 3 | 3 | |
24. | «Бабочки» | 3 | 3 | |
25. | «Божья коровка» | 3 | 3 | |
27. | Вводное занятие «Квиллинг» | 1 | 1 | |
28. | «Кактус» | 3 | 3 | |
29. | «рыбки» | 3 | 3 | |
30. | «Цветы» | 3 | 3 | |
31. | «Виноград» | 3 | 3 | |
Итого: | 62 | 6 | 56 |
3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.
«Завиточек»
месяц | Тема | Цель занятия | Оборудование |
5 Октября | Вводное занятие (1 встреча: 1ч-теории) | История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. | Разные виды бумаги. Презентация «Бумага» |
7, 12 Октября | «Божья коровка» (2 встречи: 1 час теории, 1 час практики) | Познакомить детей со свойствами бумаги и ее разнообразием. Учить детей наклеивать готовые детали на фон. Познакомить детей с жизнью и среде обитания божьей коровки. | Готовый шаблон божьей коровки, готовые шаблоны (геометрические) черного и красного цвета. |
14, 19 Октября | «Сова» (2 встречи: 2 часа практики) | Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей наклеивать готовые детали на фон. Познакомить детей с жизнью и среде обитания совы. | Готовый шаблон дерева, готовые шаблоны (геометрические) серый, коричневый, черный. Глаза. |
21, 26 Октября | «Бегемотик» (2 встречи: 2 часа практики) | Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей наклеивать готовые детали на фон. Учить детей дорисовывать недостающие детали. | Бумага синего, голубого, красного цвета, клей, фломастер. |
28, Октября 2 Ноября | «Крокодил» (2 встречи: 2 часа практики) | Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей сгибать бумагу пополам. Познакомить детей с жизнью и среде обитания крокодилов. | Бумага зеленого и красного цвета, клей |
6, 9 Ноября | « Снегири» (2 встречи: 2 часа практики) | Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей сгибать бумагу пополам. Познакомить детей с жизнью и среде обитания снегирей. | Бумага черного и красного цвета, клей, фломастер. |
11, 16 Ноября | «Ласточка» (2 встречи: 2 часа практики) | Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей сгибать бумагу пополам. Учить детей создавать объемную аппликацию. Познакомить детей с жизнью и среде обитания ласточек. | Бумага черного, белого, зеленого и коричневого цвета, клей, подборка музыки: голова птиц. |
18 23 Ноября | «Сова на веточке» (2 встречи: 2 часа практики) | Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей сгибать бумагу пополам. Учить детей создавать объемную аппликацию. | Бумага синего, голубого, желтого цвета, клей. |
28 Ноября 2 Декабря | «Попугай» (2 встречи: 2 часа практики) | Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей сгибать бумагу пополам. Учить детей создавать объемную аппликацию. Познакомить детей с жизнью и среде обитания попугаев. | Бумага черного, красного, синего, белого и желтого цвета, клей. |
7, 9 Декабря | «Зонтик» (2 встречи: 2 часа практики) | О Учить детей сгибать бумагу и склевать её друг к другу, выполнять объемную аппликацию. | Бумага желтого, красного, зеленого цвета, клей, дополнительное украшение. |
14,16 Декабря | «Кактус» (2 встречи: 2 часа практики) | Учить детей сгибать бумагу и склевать её друг к другу, выполнять объемную аппликацию. | Бумага зеленого и коричневого цвета, фломастер, дополнительный декор. |
21.23 Декабря | «Бабушка» (2 встречи: 2 часа практики) | Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей сгибать бумагу пополам | Бумага, клей. |
28 Декабря 11 Января | «Дедушка» (2 встречи: 2 часа практики) | Учить детей сгибать бумагу и склевать её друг к другу, выполнять объемную аппликацию. | Бумага, клей. |
13 Января | Вводное занятие «Нитки» (1 встреча: 1ч-теории) | Познакомить детей со свойствами ниток. Учить выполнять аппликацию при помощи ниток. | Презентация «Нитки» |
18, 20 Января | «Мороженое» (2 встречи: 2 часа практики) | Продолжить работу по обучению детей наклеиванию бумаги и ниток. | Бумага коричневого цвета, нитки, нарезанные на мелкие части, клей. |
25, 27 Января | «Радуга» (2 встречи: 2 часа практики) | Продолжить работу по обучению детей наклеиванию бумаги и ниток. | Бумага коричневого цвета, нитки, нарезанные на мелкие части, клей. |
1,3 Февраля | « Букет цветов» (2 встречи: 2 часа практики) | Продолжить работу по обучению детей наклеиванию бумаги и ниток. Учить детей создавать композицию. | Бумага коричневого цвета, нитки, нарезанные на мелкие части, клей. |
8 Февраля | Вводное занятие «Крупа» (1 встреча: 1ч-теории) | Познакомить детей со свойствами крупы и ее использование при создании аппликации. | Презентация «Крупа» |
10,15 Февраля | «Рыбка» (2 встречи: 2 часа практики) | Учить детей при помощи разнообразных круп создавать аппликацию. | Крупа: пшено, гречка, рис, клей, шаблон |
17, 20 Февраля | «Ежик» (2 встречи: 2 часа практики) | Продолжить работу по обучению намазывания клея на шаблон и после насыпать крупу на клей. | Крупа: манка, окрашенная разными цветами, клей, шаблон. |
24 Февраля 1 Марта | «Подсолнухи» (2 встречи: 2 часа практики) | Учить детей правильно держать ножницы и резать полоски. | Бумага зеленого, желтого цвета, пластилин, ножницы, клей, семечки. |
3 Марта | Вводное занятие «Торцевание» (1 встреча: 1ч-теории) | Познакомить детей с новой техникой – Торцевание. С помощью презентации рассмотреть работы в этой технике, с основными приемами и материалами | 1.Презентация «Торцевание». 2.Станки, гофрированная бумага.3. Пластилин |
5,10, 15 Марта | «Цветы» (3 встречи: 3 часа практики) | Познакомить детей с техникой торцевания. Учить детей торцевать на плоскости. | Шаблон, пластилин, гофрирования бумага, тычок |
17, 22, 24 Марта | «Бабочки» (3 встречи: 3 часа практики) | Продолжать знакомить детей с техникой торцевания. Учить детей торцевать на плоскости. | Шаблон, пластилин, гофрирования бумага, тычок |
5,7, 12 Апреля | «Божья коровка» (3 встречи: 3 часа практики) | Продолжать знакомить детей с техникой торцевания. Учить детей торцевать на плоскости. | Шаблон, пластилин, гофрирования бумага, тычок |
14 Апреля | Вводное занятие «Квиллинг» (1 встреча: 1ч-теории) | Познакомить детей с новой техникой – Квиллинг. С помощью презентации рассмотреть работы в этой технике, с основными приемами и материалами. | 1.Презентация «Квиллинг». 2.Станки, гофрированная картон.3. клей и кисточки. |
19,21, 26 Апреля | «Кактус» (3 встречи: 3 часа практики) | Продолжать знакомить детей с техникой квиллинг и способами работы с гофрированным картоном. Закрепить у детей навык по накручиванию полоски на станок, склевать ее и придавать правильную форму – «каплю». Познакомить детей с новой формой – «глаз». Продолжать учить детей собирать детали в общую композицию ( объемная работа) | 1. Просмотр работы с использованием ИКТ.2.Станки, гофрированный картон разного цвета3. клей и кисточки. |
28 Апреля 5,7 Мая | «Рыбка» (3встречи: 3 ч. – практики) | Продолжать знакомить детей с техникой Квиллинг и способами работы с гофрированной бумагой. Научить детей накручивать полоску гофрированного картона в спираль разного размера, распускать спираль в свободную завитушку, каплю. | 1. Просмотр работы с использованием ИКТ.2.Станки, гофрированный картон разного цвета3. клей и кисточки.4. Глаз для оформления работы и фон – дно океана |
12, 14, 17 Мая | «Цветы» (3 встречи: 3 часа практики) | Продолжать знакомить детей с техникой квиллинг и способами работы с гофрированным картоном. Закрепить у детей навык по накручиванию полоски на станок, склевать ее и придавать правильную форму – «каплю». Познакомить детей с новой формой – «глаз». Продолжать учить детей собирать детали в общую композицию ( объемная работа) | 1. Просмотр работы с использованием ИКТ.2.Станки, гофрированный картон разного цвета3. клей и кисточки.4. Проволока и подставка. |
10, 24, 26 Мая | «Виноград» (3 встречи: 3 часа практики) | Продолжать знакомить детей с техникой квиллинг и способами работы с гофрированным картоном. Закрепить у детей навык по накручиванию полоски на станок, склевать ее и придавать правильную форму – «каплю», «глаз». Продолжать учить детей собирать детали в общую композицию. ( объемная работа) | 1. Просмотр работы с использованием ИКТ.2.Станки, гофрированный картон желтого и красного цвета3. клей и кисточки. |
4. Методическое обеспечение
Дидактический материал:
1. Беседы о временах года.
2. Беседы о насекомых, животных, традициях к праздникам, цветы, птицах и т.д.
3. Материал по темам занятий, по народным праздникам.
4. Картотека пальчиковых игр, малоподвижных.
5. Картотека малых фольклорных форм (скороговорки, загадки, потешки, частушки, заклички)
7. Презентации: «Что такое квиллинг, торцевание, и т.д.», «Бабочки», «Животные», «Цветы» и другие.
8. Музыкальное сопровождение: песни и минусовки по темам занятий.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
Бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, гофрированный картон, картон цветной, картон белый большой, карандаши, клей-карандаш, клеящий пистолет, проволока медная диаметром 2-5 мм и 0,5 мм, капроновые нитки, ножницы, лента атласная и капроновая шириной 4 и 5 см., газеты и журналы, салфетки бумажные разноцветные, фетр, бусы для украшения, стразы, мультимедиа для просмотра презентаций и видеороликов.
Оборудование:
- столы
- стулья
- доска
- плакаты
- образцы объектов труда
- инструкционные карты
Работа с родителями:
- выступление на родительских собраниях
- проведение мастер-класса для родителей
- посещение родителями выставок детского творчества
- индивидуальные беседы, консультации, рекомендации
5. Коррекционная работа по программе дополнительного образования «Затейники» с детьми ОВЗ
Коррекционная работа по программе дополнительного образования «Затейники» с детьми ОВЗ
На занятиях решается ряд весьма важных коррекционных задач:
- усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта;
- конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения того или иного предмета, сюжетной композиции, подбора материалов для передачи образов;
- преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных речевыми нарушениями, такими, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.;
- развитие мелкой моторики рук.
Целевое назначение программы для детей с ОВЗ:
Коррекция и развитие творческих способностей детей, с ограниченными возможностями здоровья используются разнообразные виды техник: объемный квиллинг, войлочная технология, топинарий.
Задачи реализации программы для детей с ОВЗ:
- Развитие мелкой моторики рук и коррекции.
- Снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
- Увеличение способности детей к концентрации внимания.
- Развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
- Помощь детям в преодолении барьеров в общении.
- Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
- Развитие художественно-творческих способностей в продуктивном виде детской деятельности.
Обучение по программе строится с учетом специфики развития каждого ребенка.
Структура учебного занятия варьируется в зависимости от целей и задач, но обязательными явлениями каждого занятия являются:
- Эмоциональный настрой: задания и упражнения на развитие эмоционально волевого развития, музыкальные этюды.
- Упражнения на развитие мелкой моторики.
- Элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепления зрительно – двигательных мышц.
- Релаксационные минутки, направленные на сохранения психического здоровья детей и установления положительного эмоционального настроя.
Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с ОВЗ нарушением зрения
В современный век компьютеров и космических технологий, как никогда, ребёнок должен обладать крепким здоровьем. Плохая экология, неправильный образ жизни и вредные привычки родителей, ошибки врачей, и многие другие факторы приводят к тому, что, к сожалению, больных детей рождается всё больше. В 2 года эти дети приходят к нам в детские сады. Работать с ними трудно. Но порой от воспитателя зависит улучшение здоровья ребёнка больше, чем от врача или родителей. Дети с ОВЗ отличаются от своих сверстников: отстают по развитию, и по состоянию здоровья. Зрение это - самый важный дар, данный человеку. Иметь плохое зрение, это большое горе. И наша задача улучшить зрение детей, активизировать речь. Дошкольный возраст самый сензитивный период, когда ребёнок растёт и развивается. Ещё Сухомлинский говорил, что зрение и речь находятся у ребёнка на кончиках пальцев. Чем больше развивать пальчики, тем успешнее будет улучшаться зрение и речь ребёнка. Процесс этот непрерывный, он требует больших усилий от всех участников процесса. В основном проблему замечают, когда сверстники ребёнка начали говорить. Родители обращаются к специалистам и слышат неутешительные диагнозы. Учёными доказано, что у детей с ОВЗ действия рукой, ладонью, пальчиками имеют неоценимое значение на мозг. Наши учёные тоже занимались этими проблемами. Например, Кольцова М. М. доказала, что каждый пальчик человека имеет своё представительство в коре головного мозга, поэтому работу по развитию мелкой моторики надо начинать как можно раньше и проводить её систематически, упражнять ручки ребёнка несколько раз в день. Работа эта кропотливая и требует огромного разнообразия материала. В работе мы применяем нетрадиционное и традиционное оборудование и пособия, как купленное, так и сделанное своими руками или с помощью родителей. Мы в своей работе занимаемся пальчиковыми играми и упражнениями несколько раз в день, коррекционная работа выделена в режиме дня, как обязательная деятельность дошколят. Работа это ведётся по отдельному плану и на специальных тренажёрах и пособиях. Естественно, чтобы добиться результатов, надо прежде всего, к этой работе приобщить родителей, объяснить им значимость таких занятий для их ребёнка, увлечь их, сделать своими союзниками и помощниками. Над чем мы постоянно работаем. Стараемся убедить родителей, что с малышами работа должна вестись постоянно, в системе, в непринуждённой игровой обстановке. Допустим, собирает мама малыша в детский сад, надо проявить немного терпения, пусть он оденется сам: застегнёт пуговицы, молнию и так далее, в процессе этих действий формируется, совершенствуется ловкость, цепкость пальчиков.
К сожалению, сейчас всё меньше одежды и обуви на шнурочках, крючочках, застёжках, пуговицах, завязках и так далее. Одеваясь и раздеваясь дети развивали свои пальчики несколько раз в день. А сейчас липучки да молнии, никаких усилий. Для развития мелкой мускулатуры рук имеется большой арсенал разнообразных игр и упражнений. Их невозможно перечислить, но о некоторых просто нельзя не сказать.
Массаж пальчиков. Делается в произвольной форме. Желательно сопровождать пением песенки или стихотворением. Делать по желанию ребёнка как можно чаще и в игровой форме.
Пальчиковые игры и упражнения. Их роль просто бесценна в развитии мелкой моторики рук маленьких дошколят.
Театров существует великое множество и все они являются замечательными сенсорно – двигательными и зрительными тренажёрами. Потому что активизируют пальчики и кисть руки ребёнка, развивают восприятие. При ориентировке в пространстве, позволяют усвоить детям, где право, где лево, предыдущий, следующий и так далее и запомнить всё это в игровой не навязчивой форме.
Пальчиковые игры с предметами, например, с прищепками.
Цель: активизируются зрительно- речевые центры, расширяется сенсорный опыт детей, развивается мелкая мускулатура рук. Воспитатель показывает детям тучку, вырезанную из картона и предлагает «сделать» дождик. Дети прикрепляют прищепки к тучке. Хорошая игра «Складывание в бутылочку»
Маленькие дошкольники с удовольствием бросают мелкие предметы в бутылочки, заглядывают, попало ли это в бутылку, покрутят её, повертят. Это упражнение очень полезно для согласования действий глазодвигательной координации с мелкой мускулатурой рук. Замечательный эффект даёт игра в «Пальчиковый бассейн», когда малыш опускает ручки в ёмкости с крупой (рис, гречка, пшено, фасоль, горох., шевелит там пальчиками, которые получают очень эффективный массаж, развивается точность движений и координация. Незаменимы в этом случае различные мозаики: разные по форме, цвету и по размерам. К сожалению, невозможно, даже коротко рассказать о многообразии работы по развитию мелкой моторики рук. Но главное условие для всех видов работы с малышами, это чтобы они были сыты, здоровы и в хорошем настроении, тогда успех гарантирован.
6. Список использованной литературы
- Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2006г.
- Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
- Лыкова И.А. «Программа «Цветные ладошки»», М., изд. «Цветной мир», 2014 г.
- Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
- Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.
Список литературы для воспитателя:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
- Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 15.05.2013г. №26
- ФГОС
Интернет-ресурсы:
http://www.liveinternet.ru/users/marguwa/tags
http://mas-te.ru/podelki/tsvetyi-iz-lent-kanzashi/
http://moya-vselennaya.com/master-klass-kanzashi-dlya-nachinayushhih/
http://www.liveinternet.ru/users/3973103/rubric/4086483/
http://woman02.ru/izdeliya-iz-bumagi/pejp-art-master-klass
http://www.goodhouse.ru/home/DIY/349189/
http://masterclassy.ru/rukodelie/ayris-folding/1237-ayris-folding-shemy.html
http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uroki-tvorchestva/airis-folding-master-klas.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Затейники»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа "Затейники" вводит ребенка в удивительный мир ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Леготека», 2020 г.
Создание благоприятных условий для развития у дошкольников конструкторских способностей на основе лего– конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Затейники"
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности"Затейники"...
Рабочая программа на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе по физическому развитию (плавание) (для детей 3 – 7 лет )
Настоящая рабочая программа по реализации образовательной области «Физическое развитие» (далее – Программа) разработана для детей общеразвивающих групп от 3 до 7 лет.Одно из важнейши...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет
Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет и реализ...