Дополнительная общеразвивающая программа «Затейники» 2020 год
рабочая программа (младшая группа)

Егорова Юлия Александровна

Модульное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет практически решить эту задачу.

Программа «Затейники»  состоит из 5 блоков-модулей:

1 блок – Аппликация из бумаги

2  блок —  Аппликация из ниток

 3 блок – Аппликация из крупы (гречка, пшено, манка, перловка)

4 блок – Торцевание

5 блок – Квиллинг из гофрированного картона

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 «Ладушки» города Великий Новгород

Рассмотрена                                                                                                             Утверждаю:

на педагогическом совете                                                                                     Заведующий

МАДОУ «Детский сад № 73 «Ладушки»                                 ____________ Кориненко О. Б                                              

                                                                                                                                              

№____ от  «____» _______ 2020 года                                                 «____» _______ 2020 года    

                                                                                                                         

Дополнительная общеразвивающая программа

«Затейники»

Возраст обучающихся: дети с 3 до 4 лет

Срок реализации программы: 1 год

Руководитель: воспитатель

 Егорова Юлия Александровна                        

Великий Новгород

2020 год

Содержание  

                                                             

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………….

             Направленность……………………………………………………..

             Новизна и оригинальность………………………………………....

             Актуальность………………………………………………………..

             Цель программы…………………………………………………….

             Задачи программы………………………………….…….…………

             Отличительные особенности……………………………………….

             Участники……………………………………………………………

              Продолжительность реализации программы……………………...

              Формы и режим занятий…………………………………………...

              Сведения о квалификационной категории педагога реализующею   образовательную программу…………………………………………………

              Ожидаемый результат……………………………………………...

              Формы подведения итогов………………………………………..

              Механизм отслеживания качества дополнительной  

            общеразвивающей программы………………………………………….

2. Учебно-тематический план…………………………………………………...

             Перечень разделов, тем……………………………………………..

             Количество часов по каждой теме…………………………………

3. Содержание……………………………………………………………………

4. Методическое обеспечение…………………………………………………..

5. Коррекционная работа по программе дополнительного образования «Затейники» с детьми ОВЗ…………………………………………………….

6. Список использованной литературы………………………………………..

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя нового).
        Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа "Затейники" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких  видов художественного творчества, как конструирование из гофрированного картона, создание аппликаций из бумаги, ниток и крупы дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Программа предполагает пять модулей для изучения разных техник творчества, предусматривая развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе и  создавать как индивидуальные, так и коллективные проектные работы.  Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
        В процессе работы по программе “Затейники” дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение, параллельно размышляя над литературными образами, героями.

         Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков модульно, что обеспечивает в целом ее практическую реализацию и творческое развитие.

Актуальность и новизна программы

В настоящее время делается акцент на перевод обучения на субъект - субъектную основу. Такой перевод требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет практически решить эту задачу.

Программа «Затейники»  состоит из 5 блоков-модулей:

1 блок – Аппликация из бумаги

2  блок —  Аппликация из ниток

 3 блок – Аппликация из крупы (гречка, пшено, манка, перловка)

4 блок – Торцевание

5 блок – Квиллинг из гофрированного картона

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его творческих способностей, нравственных качеств в работе, направленной на освоение предметного и практического содержания.

Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно - прикладного творчества. Ребенок работает максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Меняется форма общения педагога и воспитанника. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.

Содержание каждого модуля строится на решении задач мировоззренческого, ценностно-смыслового плана, которые имеют своё содержательное преломление с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, ткани и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.

Цель работы кружка: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Основные задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, сгибание);
  • учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;
  • умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Отличительные особенности

    Отличительные особенности программы заключаются в том, что:

  • Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
  • Подобран  и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
  • Формирование необходимых знаний, умений  и навыков происходит во время обучения.
  • В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
  • Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.   

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский).
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей)
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
  • “от простого к «сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Ценность  состоит в:

  • авторском методическом сопровождение (технологические карты по темам);
  • создание условий для ликвидации перегрузки воспитанников;
  • предоставление возможности выбирать свой способ обучения из альтернативы;
  • использование на занятиях ИКТ и других современных технологий для более качественного изучения той или иной техники;

В состав группы входит не более десяти человек.

Дети в возрасте 3 – 4 года, посещающие детский сад.  

Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Программа составлена для второй младшей группы и рассчитана на один 2020 - 2021 учебный год

Периодичность встреч – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность: вторая младшая группа - 15 минут. Начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Форма организации детей на встречах: групповая.

Форма проведения встреч: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа). 

Сведения о квалификационной категории педагога реализующею образовательную программу: имею высшую квалификационную категорию

Ожидаемый результат:

В результате обучения по данной программе воспитанники:

  • научатся различным приемам работы с бумагой и другими материалами;
  • познакомятся с разными техниками;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «Квиллинг», «Торцевание» и др.
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное      воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • примут участие в выставках детских работ муниципального и регионального уровней.

Формы подведения итогов.

Механизм отслеживания качества дополнительной общеразвивающей программы.

В программе «Затейники» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса.

Цель проведения диагностики:

  • Выявить уровень художественного развития детей
  • Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Способы проверки знаний:

  • Самоанализ достижений: чему новому научились;
  • Выставки работ (для родителей и сотрудников д/с)  

Авторская диагностика составлена на основе приёмов работы в нескольких техниках.

Таблица оценки результативности работ детей

Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.

ФИО

ребёнка

Объемный квиллинг

Аппликация из бумаги

Аппликация из ниток и крупы

Торцевание

Проявление творчества в декорировании

Проявление аккуратности и трудолюбия

Итог

Техника безопасности

Подбор материалов

Последовательное выполнение.

Техника безопасности

Подбор материалов

Последовательное выполнение.

Техника безопасности

Подбор материалов

Последовательное выполнение.

Техника безопасности

Подбор материалов

Последовательное выполнение.

Уровни сформированности.

Сформирован (красный) – справляется с задание самостоятельно, без помощи взрослого 

Частично сформирован (зелёный) с заданием самостоятельно справляется частично, требуется помощь взрослого 

Не сформирован (синий)без помощи взрослого с заданием не справляется

 На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

2.  Учебно-тематический план

Схема и методика проведения дополнительной общеразвивающей программы «Затейники»

Педагогические принципы, на которых основана программа:

принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей дошкольников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и д.р.)

принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий; позволяет учитывать наглядно - образное и наглядно действенное мышление дошкольника;  

принцип системности, заключается в одновременном получении знаний о происходящих в природе процессах и формировании таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, милосердие;

Методы и приёмы:

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение, знакомство с новыми словами (пластилинография, стека, шаблон, покров и т. д);

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);

Игровой - каждое НОД проходит в виде игры, используются игры (пальчиковые, игры с пластилином и т.д.)  

Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п\п

          Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

«Божья коровка»

2

1

1

3.

«Сова»

2

2

4.

«Бегемотик»

2

2

5.

«Крокодил»

2

2

6.

« Снегири»

2

2

7.

«Ласточка»

2

2

8.

«Сова на веточке»

2

2

9.

«Попугай»

2

2

10.

«Зонтик»

2

2

11.

«Кактус»

2

2

12.

«Бабушка»

2

2

13.

«Дедушка»

2

2

14.

Вводное занятие «Нитки»

1

1

15.

«Мороженое»

2

2

16.

«Радуга»

2

2

17.

« Букет цветов»

2

2

18.

Вводное занятие «Крупа»

1

1

19.

«Рыбка»

2

2

20.

«Ежик»

2

2

21.

«Подсолнухи»

2

2

22.

Вводное занятие «Торцевание»

1

1

23.

«Цветы»

3

3

24.

«Бабочки»

3

3

25.

«Божья коровка»

3

3

27.

Вводное занятие «Квиллинг»

1

1

28.

«Кактус»

3

3

29.

 «рыбки»

3

3

30.

«Цветы»

3

3

31.

«Виноград»

3

3

  Итого:

62

6

56

3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.

                                    «Завиточек»

месяц

Тема

Цель занятия

Оборудование

5 Октября

Вводное занятие

(1 встреча: 1ч-теории)

История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике  безопасности при работе с инструментами и материалами.

Разные виды бумаги. Презентация «Бумага»

7, 12

Октября

«Божья коровка»

(2 встречи: 1 час теории, 1 час практики)

Познакомить детей со свойствами бумаги и ее разнообразием. Учить детей наклеивать готовые детали на фон. Познакомить детей с жизнью и среде обитания божьей коровки.

Готовый шаблон божьей коровки, готовые шаблоны (геометрические) черного и красного цвета.

14, 19

Октября

«Сова»

(2 встречи: 2 часа практики)

Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей наклеивать готовые детали на фон. Познакомить детей с жизнью и среде обитания совы.

Готовый шаблон дерева, готовые шаблоны (геометрические) серый, коричневый, черный. Глаза.

21, 26

Октября

«Бегемотик»

(2 встречи: 2 часа практики)

Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей наклеивать готовые детали на фон. Учить детей дорисовывать недостающие детали.

Бумага синего, голубого, красного цвета, клей, фломастер.

28,

Октября

2 Ноября

«Крокодил»

(2 встречи: 2 часа практики)

Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей сгибать бумагу пополам. Познакомить детей с жизнью и среде обитания крокодилов.

Бумага зеленого и красного цвета, клей

6, 9 Ноября

« Снегири»

(2 встречи: 2 часа практики)

Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей сгибать бумагу пополам.

Познакомить детей с жизнью и среде обитания снегирей.

Бумага черного и красного цвета, клей, фломастер.

11, 16

Ноября

«Ласточка»

(2 встречи: 2 часа практики)

Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей сгибать бумагу пополам. Учить детей создавать объемную аппликацию. Познакомить детей с жизнью и среде обитания ласточек.

Бумага черного, белого, зеленого и коричневого цвета, клей, подборка музыки: голова птиц.

18 23

Ноября

«Сова на веточке»

(2 встречи: 2 часа практики)

Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей сгибать бумагу пополам. Учить детей создавать объемную аппликацию.

Бумага синего, голубого, желтого цвета, клей.

28

Ноября

2

Декабря

«Попугай»

(2 встречи: 2 часа практики)

Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей сгибать бумагу пополам. Учить детей создавать объемную аппликацию. Познакомить детей с жизнью и среде обитания попугаев.

Бумага черного, красного, синего, белого и желтого цвета, клей.

7, 9

Декабря

«Зонтик»

(2 встречи: 2 часа практики)

О

Учить детей сгибать

бумагу и склевать

её друг к другу,

выполнять объемную аппликацию.

Бумага желтого, красного, зеленого цвета, клей, дополнительное украшение.

14,16

Декабря

«Кактус»

(2 встречи: 2 часа практики)

Учить детей сгибать бумагу и склевать её друг к другу, выполнять объемную аппликацию.

Бумага зеленого и коричневого цвета, фломастер, дополнительный декор.

21.23

Декабря

«Бабушка»

(2 встречи: 2 часа практики)

Обучать детей технике намазывания и наклеивания деталей. Учить детей сгибать бумагу пополам

Бумага, клей.

28

Декабря

11

Января

«Дедушка»

(2 встречи: 2 часа практики)

Учить детей сгибать бумагу и склевать её друг к другу, выполнять объемную аппликацию.

Бумага, клей.

13

Января

Вводное занятие «Нитки»

(1 встреча: 1ч-теории)

Познакомить детей со свойствами ниток. Учить выполнять аппликацию при помощи ниток.

Презентация «Нитки»

18, 20

Января

«Мороженое»

(2 встречи: 2 часа практики)

Продолжить работу по обучению детей наклеиванию бумаги и ниток.

Бумага коричневого цвета, нитки, нарезанные на мелкие части, клей.

25, 27

Января

«Радуга»

(2 встречи: 2 часа практики)

Продолжить работу по обучению детей наклеиванию бумаги и ниток.

Бумага коричневого цвета, нитки, нарезанные на мелкие части, клей.

1,3

Февраля

« Букет цветов»

(2 встречи: 2 часа практики)

Продолжить работу по обучению детей наклеиванию бумаги и ниток. Учить детей создавать композицию.

Бумага коричневого цвета, нитки, нарезанные на мелкие части, клей.

8

Февраля

Вводное занятие «Крупа»

(1 встреча: 1ч-теории)

Познакомить детей со свойствами крупы и  ее использование при создании аппликации.

Презентация «Крупа»

10,15

Февраля

«Рыбка»

(2 встречи: 2 часа практики)

Учить детей при помощи разнообразных круп создавать аппликацию.

Крупа: пшено, гречка, рис,  клей, шаблон

17, 20

Февраля

«Ежик»

(2 встречи: 2 часа практики)

Продолжить работу по обучению намазывания клея на шаблон и после насыпать крупу на клей.

Крупа: манка, окрашенная разными цветами, клей, шаблон.

24 Февраля

1

Марта

«Подсолнухи»

(2 встречи: 2 часа практики)

Учить детей правильно держать ножницы и резать полоски.

Бумага зеленого, желтого цвета, пластилин, ножницы, клей, семечки.

3

Марта

Вводное занятие «Торцевание»

(1 встреча: 1ч-теории)

Познакомить детей с новой техникой – Торцевание.  С помощью презентации рассмотреть работы в этой технике, с основными приемами и материалами

1.Презентация «Торцевание». 2.Станки,  гофрированная бумага.3. Пластилин

5,10, 15

Марта

«Цветы»

(3 встречи: 3 часа практики)

Познакомить детей с техникой торцевания. Учить детей торцевать на плоскости.

Шаблон, пластилин, гофрирования бумага, тычок

17, 22, 24

Марта

«Бабочки»

(3 встречи: 3 часа практики)

Продолжать знакомить детей с техникой торцевания. Учить детей торцевать на плоскости.

Шаблон, пластилин, гофрирования бумага, тычок

5,7, 12

Апреля

«Божья коровка»

(3 встречи: 3 часа практики)

Продолжать знакомить детей с техникой торцевания. Учить детей торцевать на плоскости.

Шаблон, пластилин, гофрирования бумага, тычок

14

Апреля

Вводное занятие «Квиллинг»

(1 встреча: 1ч-теории)

Познакомить детей с новой техникой – Квиллинг.  С помощью презентации рассмотреть работы в этой технике, с основными приемами и материалами.

1.Презентация «Квиллинг». 2.Станки,  гофрированная картон.3. клей и кисточки.

19,21, 26

Апреля

«Кактус»

(3 встречи: 3 часа практики)

Продолжать знакомить детей с техникой квиллинг и способами работы с гофрированным картоном. Закрепить у детей навык по накручиванию полоски на станок, склевать ее и придавать правильную форму – «каплю». Познакомить детей с новой формой – «глаз». Продолжать учить детей собирать детали в общую композицию

( объемная работа)

1. Просмотр работы  с использованием ИКТ.2.Станки,  гофрированный картон разного цвета3. клей и кисточки.

28 Апреля

5,7

Мая

«Рыбка»

 (3встречи: 3 ч. – практики)

Продолжать знакомить детей с техникой Квиллинг и способами работы с гофрированной бумагой. Научить детей накручивать полоску гофрированного картона в спираль разного размера, распускать спираль в свободную завитушку, каплю.

1. Просмотр работы  с использованием ИКТ.2.Станки,  гофрированный картон разного цвета3. клей и кисточки.4. Глаз для оформления работы и фон – дно океана

12, 14, 17

Мая

«Цветы»

(3 встречи: 3 часа практики)

Продолжать знакомить детей с техникой квиллинг и способами работы с гофрированным картоном. Закрепить у детей навык по накручиванию полоски на станок, склевать ее и придавать правильную форму – «каплю». Познакомить детей с новой формой – «глаз». Продолжать учить детей собирать детали в общую композицию

( объемная работа)

1. Просмотр работы  с использованием ИКТ.2.Станки,  гофрированный картон разного цвета3. клей и кисточки.4. Проволока и подставка.

10, 24, 26

Мая

«Виноград»

(3 встречи: 3 часа практики)

Продолжать знакомить детей с техникой квиллинг и способами работы с гофрированным картоном. Закрепить у детей навык по накручиванию полоски на станок, склевать ее и придавать правильную форму – «каплю», «глаз». Продолжать учить детей собирать детали в общую композицию. ( объемная работа)

1. Просмотр работы  с использованием ИКТ.2.Станки,  гофрированный картон желтого и красного цвета3. клей и кисточки.

4. Методическое обеспечение

Дидактический материал:

1. Беседы о временах года.

2. Беседы о насекомых, животных, традициях к праздникам, цветы, птицах и т.д.

 3. Материал по темам занятий, по народным праздникам.

4. Картотека пальчиковых игр, малоподвижных.

5. Картотека малых фольклорных форм (скороговорки, загадки, потешки, частушки, заклички)

7. Презентации: «Что такое квиллинг, торцевание,  и т.д.», «Бабочки», «Животные», «Цветы» и другие.

8. Музыкальное сопровождение: песни и минусовки по темам занятий.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

Бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, гофрированный картон, картон цветной, картон белый большой, карандаши, клей-карандаш, клеящий пистолет,  проволока медная диаметром 2-5 мм и 0,5 мм, капроновые нитки,  ножницы, лента атласная и капроновая шириной 4 и 5 см., газеты и журналы, салфетки бумажные разноцветные, фетр, бусы для украшения, стразы,  мультимедиа для просмотра презентаций и видеороликов.

Оборудование:

  • столы
  • стулья
  • доска
  • плакаты
  • образцы объектов труда
  • инструкционные карты

Работа с родителями:

  1. выступление на родительских собраниях
  2. проведение мастер-класса для родителей
  3. посещение родителями выставок детского творчества
  4. индивидуальные беседы, консультации, рекомендации

5. Коррекционная работа по программе дополнительного образования «Затейники» с детьми ОВЗ

Коррекционная работа по программе дополнительного образования «Затейники» с детьми ОВЗ

На занятиях  решается ряд весьма важных коррекционных задач:

  • усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта;
  • конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения того или иного предмета, сюжетной композиции, подбора материалов для передачи образов;
  • преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных речевыми нарушениями, такими, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.;
  • развитие мелкой моторики рук.

Целевое назначение программы для детей с ОВЗ:

Коррекция и развитие творческих способностей детей, с ограниченными возможностями здоровья  используются разнообразные виды техник: объемный квиллинг, войлочная технология, топинарий.

Задачи реализации программы для детей с ОВЗ:

  1. Развитие мелкой моторики рук и коррекции.
  2. Снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
  3. Увеличение способности детей к концентрации внимания.
  4. Развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
  5. Помощь детям в преодолении барьеров в общении.
  6. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
  7. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивном виде детской деятельности.

Обучение по программе строится с учетом специфики развития каждого ребенка.

Структура учебного занятия варьируется в зависимости от целей и задач, но обязательными явлениями каждого занятия являются:

  • Эмоциональный настрой: задания и упражнения на развитие эмоционально волевого развития, музыкальные этюды.
  • Упражнения на развитие мелкой моторики.
  • Элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепления зрительно – двигательных мышц.
  • Релаксационные минутки, направленные на сохранения психического здоровья детей и установления положительного эмоционального настроя.

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с ОВЗ нарушением зрения

В современный век компьютеров и космических технологий, как никогда, ребёнок должен обладать крепким здоровьем. Плохая экология, неправильный образ жизни и вредные привычки родителей, ошибки врачей, и многие другие факторы приводят к тому, что, к сожалению, больных детей рождается всё больше. В 2 года эти дети приходят к нам в детские сады. Работать с ними трудно. Но порой от воспитателя зависит улучшение здоровья ребёнка больше, чем от врача или родителей. Дети с ОВЗ отличаются от своих сверстников: отстают по развитию, и по состоянию здоровья. Зрение это - самый важный дар, данный человеку. Иметь плохое зрение, это большое горе. И наша задача улучшить зрение детей, активизировать речь. Дошкольный возраст самый сензитивный период, когда ребёнок растёт и развивается. Ещё Сухомлинский говорил, что зрение и речь находятся у ребёнка на кончиках пальцев. Чем больше развивать пальчики, тем успешнее будет улучшаться зрение и речь ребёнка. Процесс этот непрерывный, он требует больших усилий от всех участников процесса. В основном проблему замечают, когда сверстники ребёнка начали говорить. Родители обращаются к специалистам и слышат неутешительные диагнозы. Учёными доказано, что у детей с ОВЗ действия рукой, ладонью, пальчиками имеют неоценимое значение на мозг. Наши учёные тоже занимались этими проблемами. Например, Кольцова М. М. доказала, что каждый пальчик человека имеет своё представительство в коре головного мозга, поэтому работу по развитию мелкой моторики надо начинать как можно раньше и проводить её систематически, упражнять ручки ребёнка несколько раз в день. Работа эта кропотливая и требует огромного разнообразия материала. В работе мы применяем нетрадиционное и традиционное оборудование и пособия, как купленное, так и сделанное своими руками или с помощью родителей. Мы в своей работе занимаемся пальчиковыми играми и упражнениями несколько раз в день, коррекционная работа выделена в режиме дня, как обязательная деятельность дошколят. Работа это ведётся по отдельному плану и на специальных тренажёрах и пособиях. Естественно, чтобы добиться результатов, надо прежде всего, к этой работе приобщить родителей, объяснить им значимость таких занятий для их ребёнка, увлечь их, сделать своими союзниками и помощниками. Над чем мы постоянно работаем. Стараемся убедить родителей, что с малышами работа должна вестись постоянно, в системе, в непринуждённой игровой обстановке. Допустим, собирает мама малыша в детский сад, надо проявить немного терпения, пусть он оденется сам: застегнёт пуговицы, молнию и так далее, в процессе этих действий формируется, совершенствуется ловкость, цепкость пальчиков.

К сожалению, сейчас всё меньше одежды и обуви на шнурочках, крючочках, застёжках, пуговицах, завязках и так далее. Одеваясь и раздеваясь дети развивали свои пальчики несколько раз в день. А сейчас липучки да молнии, никаких усилий. Для развития мелкой мускулатуры рук имеется большой арсенал разнообразных игр и упражнений. Их невозможно перечислить, но о некоторых просто нельзя не сказать.

Массаж пальчиков. Делается в произвольной форме. Желательно сопровождать пением песенки или стихотворением. Делать по желанию ребёнка как можно чаще и в игровой форме.

Пальчиковые игры и упражнения. Их роль просто бесценна в развитии мелкой моторики рук маленьких дошколят.

Театров существует великое множество и все они являются замечательными сенсорно – двигательными и зрительными тренажёрами. Потому что активизируют пальчики и кисть руки ребёнка, развивают восприятие. При ориентировке в пространстве, позволяют усвоить детям, где право, где лево, предыдущий, следующий и так далее и запомнить всё это в игровой не навязчивой форме.

Пальчиковые игры с предметами, например, с прищепками.

Цель: активизируются зрительно- речевые центры, расширяется сенсорный опыт детей, развивается мелкая мускулатура рук. Воспитатель показывает детям тучку, вырезанную из картона и предлагает «сделать» дождик. Дети прикрепляют прищепки к тучке. Хорошая игра «Складывание в бутылочку»

Маленькие дошкольники с удовольствием бросают мелкие предметы в бутылочки, заглядывают, попало ли это в бутылку, покрутят её, повертят. Это упражнение очень полезно для согласования действий глазодвигательной координации с мелкой мускулатурой рук. Замечательный эффект даёт игра в «Пальчиковый бассейн», когда малыш опускает ручки в ёмкости с крупой (рис, гречка, пшено, фасоль, горох., шевелит там пальчиками, которые получают очень эффективный массаж, развивается точность движений и координация. Незаменимы в этом случае различные мозаики: разные по форме, цвету и по размерам. К сожалению, невозможно, даже коротко рассказать о многообразии работы по развитию мелкой моторики рук. Но главное условие для всех видов работы с малышами, это чтобы они были сыты, здоровы и в хорошем настроении, тогда успех гарантирован.

6. Список использованной литературы

  1. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2006г.
  2. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
  3. Лыкова И.А. «Программа «Цветные ладошки»», М., изд. «Цветной мир», 2014 г.
  4. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
  5. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
  6. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.

Список литературы для воспитателя:

- Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

- Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 15.05.2013г. №26

-         ФГОС

Интернет-ресурсы: 

     http://www.liveinternet.ru/users/marguwa/tags

http://mas-te.ru/podelki/tsvetyi-iz-lent-kanzashi/

http://moya-vselennaya.com/master-klass-kanzashi-dlya-nachinayushhih/

http://www.liveinternet.ru/users/3973103/rubric/4086483/

http://woman02.ru/izdeliya-iz-bumagi/pejp-art-master-klass

http://rus-scrap.ru/

http://www.goodhouse.ru/home/DIY/349189/

http://masterclassy.ru/rukodelie/ayris-folding/1237-ayris-folding-shemy.html

http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uroki-tvorchestva/airis-folding-master-klas.html

http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1170

http://allforchildren.ru/article/misc11.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Затейники»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа "Затейники" вводит ребенка в удивительный мир ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Леготека», 2020 г.

Создание благоприятных условий для развития у дошкольников конструкторских способностей на основе лего– конструирования....

Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Затейники"

Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности"Затейники"...

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе по физическому развитию (плавание) (для детей 3 – 7 лет )

Настоящая рабочая программа по реализации образовательной области «Физическое развитие» (далее – Программа) разработана для детей общеразвивающих групп от 3 до 7 лет.Одно из важнейши...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет

Аннотация     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет и  реализ...