Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет
методическая разработка

Моськина Галина Викторовна

Аннотация

 

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет и  реализуется в течение  года. Программа «Затейники» нацелена на создание условий для развития творческих способностей и эмоциональной сферы учащихся дошкольного возраста  через  освоение технологии работы с различным материалом и воспитательную работу.

        Дети научатся  пользоваться шаблоном, познакомятся  с основами цветоведения,   организовывать рабочее место после занятия, пользоваться основными инструментами и материалами, научатся  пальчиковой гимнастики,  основам и правилам создания изделия  из различных материалов: бумаги, ниток, бусин, природного материала, пластилина. Через игровые занятия учащиеся смогут раскрыть свой творческий потенциал, сформируются коммуникативные навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zateyniki.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

                         

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Для детей 5-7 лет

 «ЗАТЕЙНИКИ»

                                                                                                                   

Составил:

Воспитатель детского сада № 207 ОАО «РЖД»

Моськина Г.В.

                                                                                               

                                                           

                                     

                                         

г. Тайшет, 2018

Оглавление

1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ        3

1.1.        Пояснительная записка        3

1.2.        Объем программы        5

1.3.        Содержание программы        6

1.4.        Планируемые результаты освоения программы        7

2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ        8

2.1.        Учебный план         8

2.2.        Календарный учебный график        10

3.1.        Условия реализации программы        14

3.2.        Методические материалы        16

3.3.        Дидактические материалы        18

3.4.        Оценочные материалы        19

3.5. Список литературы        31

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Особое внимание следует обратить на правильность посадки за столом, правильность удержания шаблона при обведении его на бумаге, (картоне) , расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.

 Кружок служит хорошим фундаментом знаний, умений, навыков для дальнейшего, более углубленного совершенствования творческого мастерства. Дети учатся фантазировать и не бояться выражать свои чувства и эмоции в своих рисунках; средствами изобразительного искусства развить у учащихся активную жизненную позицию, стимулировать более глубокий творческий взгляд на окружающий мир. Развивать у воспитанников чувственное восприятие красоты, стимулирующее потребность к творческому самовыражению. Путем формирования художественных  знаний, умений, навыков в области рисунка, декоративно-прикладного искусства, овладеть творческим языком изобразительного искусства.

     В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, воспитанники от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из картона, Работа над игрушками дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.

 Программа  творческого кружка «Затейники» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в проведении как образовательных занятий, так и воспитательных. Воспитательные мероприятия и занятия носят такое направление как: здоровый образ жизни, знакомство детей с окружающим миром, с правилами поведения на улице, дома, в объединении.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста  через  освоение технологии работы с различным материалом и воспитательную работу.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

-познакомить с правилами техники безопасности труда;

- научить соблюдать нормы и правила безопасности познавательно-трудовой деятельности

- научить организовывать рабочее место после занятия;

- научить пользоваться основными инструментами и материалами; -

  - научить сгибать бумагу в несколько раз, пользоваться шаблоном;

- научить изготовлять изделие по образцу;

- ознакомить с понятиями лицевая  и изнаночная  сторона;

-  ознакомить  с основами цветами, тёплыми  и холодными;

- научить пальчиковой гимнастики;

 -научить учащихся основам и правилам создания изделия  из различных материалов: бумаги, ниток, бусин, природного материала, пластилина, теста;

- развить  познавательные интересы и активность в данной области деятельности;

- развивать у детей терпение, усидчивость, аккуратность, трудолюбие;

-формировать эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета;

-воспитывать в детях интерес и любовь к творчеству;

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Представляется возможным выделить следующие основополагающие принципы обучения по данной программе:

  1. принцип принятия личности – отношение к учащемуся как к уникальной личности, которая имеет свои интересы, способности, желания и возможности;
  2. принцип акцентирования на сильных сторонах учащегося – научить учащихся верить в себя и их потенциал к личностному росту;
  3. принцип создания ситуации успеха для каждого – учёт зоны ближайшего развития каждого учащегося;
  4. принцип деятельностного подхода – обучение как совместная деятельность педагога и учащегося, основанная на началах сотрудничества;
  5. принцип опоры на существующие у учащихся знания, опыт и чувства;
  6. принцип единства учебной группы – построение учебного процесса, при котором все учащиеся оказываются вовлеченными в деятельность в равной степени.

.

  1. Объем программы

Дополнительная общеобразовательная  программа «Затейники» имеет художественную направленность и рассчитана на один  год обучения для учащихся от 5 до 7   лет.

  1. Содержание программы

Дополнительная общеобразовательная  программа «Затейники» включает в себя как воспитательные занятия, игры, викторины, так и занятия, направленные на изготовление творческой поделки. В содержание программы входят такие темы, как аппликация из бумаги, пластилина, картона, бросового материала. Дети учатся изготавливать сувениры своими руками, а также дарить их близким людям. Игровые занятия проходят по темам  как: овощи и фрукты, звери леса, правила дорожного движения, правила противопожарной безопасности, праздники, времена года и другие. Развитие творческих способностей и личности ребёнка осуществлялось через  воспитательную  работу и включает в себя направления:  работа с родителями, охрана жизни и здоровья детей, культурно-массовое направление, художественное, трудовое и экологическое, нравственно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, патриотическое. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. 

  1. Планируемые результаты освоения программы

По окончании освоения содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы «Затейники», дети должен:

-знать   правила техники безопасности труда;

- соблюдать нормы и правила безопасности познавательно-трудовой деятельности;

- уметь организовывать рабочее место после занятия;

-  уметь пользоваться основными инструментами и материалами; -

  -уметь  сгибать бумагу в несколько раз, пользоваться шаблоном;

- уметь  изготовлять изделие по образцу;

- знать  лицевую  и изнаночную  сторону;

-  знать основные цвета, тёплые  и холодные;

- проявлять  терпение, усидчивость, аккуратность, трудолюбие;

-проявлять  интерес и любовь к творчеству;

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

п/п

Название

Темы занятия

Общее количество часов

Количество часов

Формы аттестации/контроля

теории

практики

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Входная диагностика

2

Игрушка из картона

16

2

14

3

Аппликация

8

1

7

Выставка

4

Сувенир, подарок

4

1

4


5

Воспитательные, игровые занятия

28

2

25

6

Заключительное занятие

1

0,5

0,5

Контрольная диагностика


ИТОГО:

58

7

51

2.2 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Содержание

деятельности

Общее

количество часов

Количество учебных недель

Дат начала и окончания учебных периодов

1

Реализация рабочей программы «Затейники»

58

29

Со 2 октября по 30 апреля

2

Каникулярный период

0

0

с 1 мая  по 31 сентября

Итого:

58

29

СОДЕРЖАНИЕ

Тема занятия: Вводное занятие

Теоретическая часть:  Инструктаж. Техника безопасности. Материалы и принадлежности.

Практическая часть: Входная диагностика. Изготовление павлина из кленового листа.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия.

Теоретическая часть: Тема: Витамины с грядки.  « Вот веселый огород, что здесь только не растет». Загадки и игры про овощи и фрукты. Показ слайдов.

Цель: показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.

Практическая часть: Игровое задание «Довести по лабиринту зайчика к морковке и раскрасить её фломастерами».

Тема занятия: Игрушка из бумаги.

Теоретическая часть:  Рассказ про морковь. Польза моркови в еде для человека.

Практическая часть:  Изготовление объёмной морковки из 3 частей цветной бумаги.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия.

Теоретическая часть: Тема: Витамины с грядки.   «Лук от семи недуг» .
Путешествие от грядки к грядке по Огородной стране. Секреты роста овощей, их лекарственные свойства и применение в хозяйстве.

Цель: показать значимость лука для здоровья человека, особенности его внедрения в  сельское хозяйство в России.

Практическая часть: Игровое задание «Найди пару луку и раскрась».

Тема занятия: Игрушка из бумаги.

Теоретическая часть: Значимость лука для здоровья человека, особенности его внедрения в сельское хозяйство в России. Как на Руси в старину выращивали лук в разных губерниях.

Практическая часть: Изготовление лука при помощи жёлтых салфеток и атласных зелёных лент.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия.

Теоретическая часть:   Тема: Витамины с грядки.   «Ах, картошка, объедение!»
Огородная страна. Рассказ: почему картошку называют "вторым хлебом"? Для чего еще, помимо еды, служила картошка. Участие учащихся  в различных играх с картошкой.

 Цель: знакомить детей с историей распространения овощных культур по странам и континентам, использования картофеля в приготовлении пищи.

Практическая часть: Игровое задание «Раскрась картофель на тарелке, где лежит 4 картофелины».

Тема занятия: Игрушка из бумаги.

Теоретическая часть:  Показ слайдов: Блюда из картофеля.  О чем нужно помнить во время приготовления блюд из картошки.

Практическая часть: Изготовление картофельных цветочков на палочке из цветной бумаги.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия.

Теоретическая часть:   Тема: Витамины с грядки. «Огурец у нас не плох».  Разговор  об овоще, Раскрытие новых  секретов в Огородной стране.

 Цель: показать значимость трудовой деятельности людей, занимающихся выращиванием овощных культур.

Практическая часть: Игровое задание «Раскрась, что бывает зелёным  как огурец».

Тема занятия: Игрушка из бумаги.

Практическая часть: Вымазывание пластилином картинки огурчика.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия.

Теоретическая часть: Тема: Витамины с грядки: «Наливное яблочко». Цель: знакомство учащихся  с историей распространения овощных культур по странам и континентам. Значение яблока для жизнедеятельности человека. Сказки и стихи, блюда про яблоки. Показ слайдов.

Практическая часть: Игровое задание «Найди пару яблочку и раскрась по цветам: красные, зелёные, жёлтые».

Тема занятия: Игрушка из бумаги.

Практическая часть: Изготовление яблочка с червячками.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия.

Теоретическая часть: Тема: Витамины с грядки.  «Сорок одежек, да все без застежек».
Рассказ, как на Руси выращивали капусту, сколько внимания и времени уделяли крестьяне этому овощу. Стихи, загадки, народные песенки про капусту. Цели: знакомить детей с историей распространения овощных культур по странам и континентам, значением капусты для жизнедеятельности человека.

Практическая часть: Игровое задание «Обведи по точкам листики капусты».

Тема занятия: Игрушка из бумаги.

Практическая часть: Обведение шаблона листа капусты и вырезание их из цветной светлой и тёмно-зелёной бумаги и приклеивание один к одному  на форму из картона.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия.

Теоретическая часть: Тема: Витамины с грядки: «Свекла – древний овощ».  Рассказ просвёклу. Как растёёт, с чем едят. Загадки. Игры. Показ слайдов.

Цель: показать значимость трудовой деятельности людей, занимающихся выращиванием овощных культур.

Практическая часть: Игровое задание « Раскрась свёклу по цифрам».

Тема занятия: Игрушка из бумаги.

Практическая часть: Изготовление игрушки- свёклы из бордовых и красных салфеток.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия.Теоретическая часть:  Тема:  «Лесные звери зимой»
Внешний  вид и образ жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, лось), как они приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов), какую помощь оказывают люди животным в лесу.
Цели: уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, лось).

воспитывать любознательность.

Практическая часть: Игра- викторина «Звери Урала»

Тема занятия: Игрушка из бумаги

Теоретическая часть:  Показ слайдов.

Практическая часть: Изготовление зайчика из картона и цветной бумаги. Коллективно-творческое дело. Панно из цветной бумаги и ваты «Зайцы в зимнем лесу»

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия.

Теоретическая часть: «Лесные звери зимой».  Загадки про зверей. Как звери  приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов). Цель: дать знания о том, какую помощь оказывают люди зверям; учить анализировать, делать выводы.

Практическая часть: Игра «дикие  животные разных материков»

Тема занятия: Игрушка из бумаги

Практическая часть: Изготовление пингвина из картона, пластилина и пайеток.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия.

Теоретическая часть: Дикие и домашние животные. Загадки, Показ слайдов.

Практическая часть: Игра-викторина «Дикие и домашние животные».

Тема занятия: Игрушка из бумаги

Практическая часть: Изготовление собачки-символа года с помощью вымазывания из пластилина.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия.

Теоретическая часть:  Тема:  «Путешествие по волшебному лесу»
Рассаказ
 педагога о дарах леса: (ягоды,  грибы). Показ слайдов, загадки в картинках.

Практическая часть: Игра «У меня в лукошке…».

Тема занятия: Игрушка из бумаги

Практическая часть: Изготовление мухомора, ягодок, цветочков с глазками. Вымазывание пластилином. Коллективно-творческое дело панно-карзина из цветного картона  «Дары природы».

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия.

Теоретическая часть:  Кто такой Дед Мороз. Дед Мороз в разных странах мира. Отличия Деда Мороза от других.  Показ слайдов.

Практическая часть:         

Тема занятия: Игрушка из бумаги

Практическая часть: Изготовление Деда Мороза - игрушка из картона, бумаги, ваты.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия. Выставка детских работ

Практическая часть: Новогоднее представление «Зима рассказывает сказку»

 Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия.

Теоретическая часть:  Тема: Деревья. Почему в новый год наряжают ёлку? Загадки про деревья. Показ картинок деревьев.

Практическая часть: Игра «Ёлочки-пенёчки»

Тема занятия: Игрушка из бумаги

Практическая часть: Изготовление ёлочки из цветной бумаги и ваты.

Тема занятия: Игрушка из бумаги

Практическая часть: Изготовление ёлочной игрушки из цветной бумаги.

 Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия

Теоретическая часть:  Тема: «В гости к лисичке». Обучение  математике в интересной игровой форме.

Цель: освоение умения при сравнении двух предметов выделять параметры ширины (шире–уже) и высоты (выше–ниже); находить сходства и различия; закреплять счет до 3–х; развивать логическое мышление; познакомить с условиями жизни лисы.

Тема занятия: Игрушка из бумаги

Практическая часть: Изготовление лисички из пластилина и салфеток.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия

Теоретическая часть: Занятие по экологии "В гостях у Лесовичка" Обогощение учащихся  содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Куст», «Цветок».

Тема занятия: Игрушка из бумаги

Практическая часть: Изготовление дерева из 4-х частей цветного картона с использованием цветной бумаги «Временное дерево»

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия

Теоретическая часть: Тема : Знакомство  детей с понятием «Семья» на примере семьи Петушки и матрёшки. Показать, что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениям.

Практическая часть: Игровое задание: «Назови игрушки по картинке» (матрёшка, петрушка, свистулька, мишка). «Раскрась понравившуюся одну игрушку цветными мелками».

 Тема занятия: Аппликация

Практическая часть: Изготовление аппликации из пластилина. Вымазывание матрёшки восковым пластилином.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия 

Теоретическая часть: Тема: «Профессии людей» Дать  понятия “Профессии”, “Инструменты”. Закрепление знаний «где и кем работают родители» Цель: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.

 Практическая часть: Игры, связанные с  профессиями: врач, учитель. Строитель, повар.

Тема занятия: Аппликация

Теоретическая часть: Рассказ педагога о профессии повара, шеф-повара. Показ слайдов.

Практическая часть:  Изготовление аппликации из цветной бумаги и картона «Весёлый повар». Коллективно-творческое дело панно из цветной бумаги «Испекли мы вкусный торт».

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия

Теоретическая часть:   Валеологическое воспитание.  Цели: Раскрыть строение и функции зубов. Объяснить причину болезни зубов. Формировать потребность в сохранении зубов здоровыми. Приучать ребенка быть внимательным к себе, к состоянию своих зубов.

Практическая часть: Игра-викторина «Наши зубки хороши»

Тема занятия: Аппликация

Практическая часть: Изготовление аппликации «Зубная фея из фантиков».

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия 

Теоретическая часть:  Тема: Важные праздники: Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасха, Масленица. День защиты детей. Показ слайдов.

Практическая часть: Игра-викторина «Что это за праздник?».

Тема занятия: Сувенир, подарок 

Теоретическая часть:  День защитника отечества. Всё о празднике.

Практическая часть: Изготовление открытки из цветной бумаги папе.

Тема занятия:  Воспитательные, игровые занятия
Теоретическая часть:  Досуг «У камина» (по пожарной безопасности)
Знания о разрушительной силе огня, даю элементарные правила по мерам пожарной безопасности, формирую у детей элементарные знания об опасности шалости с огнем.

Цель: Способствовать овладению детьми элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях: знать, как вести себя при пожаре, понимать к каким вещам в доме запрещено прикасаться (списки, электрические приборы и инструменты); знать, как и в каких случаях звонить по телефону в службу спасения.

Практическая часть:

Игра-викторина  «Огонь-друг и враг».

Тема занятия: Аппликация

Теоретическая часть: Просмотр и изучение мультфильма «Кошкин дом»

Практическая часть: Изготовление домика для кошки  в технике оригами.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия

Теоретическая часть:  Тема: «Практикум доброты и вежливости. Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» Цель: Продолжить формирование нравственных понятий как доброта, вежливость. Стихи. Показ картинок.

Практическая часть: Театрализованная игра «Воспитанный и невоспитанный».

Тема занятия: Сувенир, подарок

Практическая часть: Изготовление солнышка с лучиками из цветной бумаги.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия

Теоретическая часть: Тема: « Всё о празднике 8 марта». Показ слайдов. Стихи про маму.

Практическая часть: Игра «Я маме подарю цветы».

Тема занятия: Аппликация

Практическая часть: Изготовление открытки с цветами из цветной бумаги.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия

Теоретическая часть:  Тема: Достопримечательности Нижнего Тагила.  Показ слайдов.

Практическая часть: Игра «Узнай достопримечательность Тагила по картинке»

Тема занятия: Аппликация

Практическая часть: Изготовление аппликации из цветной бумаги и фантиков «Фантан».

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия

Теоретическая часть:  Тема: Писатели Урала. Сказки Бажова П.П. «Огневушка, поскакушка», « Малахитовая шкатулка»

Практическая часть: Игра по картинкам  «Отгадай сказку Бажова»

Тема занятия: Аппликация

Практическая часть: Изготовление малахитовой шкатулки. Вымазывание пластилином и украшение пайетками.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия

Теоретическая часть: Тема: «Эти правила важны, эти правила нужны!» (по правилам дорожного движения» Показ знаков.

Практическая часть: Игра «светофор». Раскрасить правильно глазки у трафарета светофора.

Тема занятия: Аппликация

Практическая часть: Изготовление светофора из цветной бумаги и цветных  салфеток.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия

Теоретическая часть:  Тема: «День земли». Рассказ о том, как беречь природу. 

Практическая часть: Игры: «Собери мусор», «Знаки природы»

Тема занятия: Сувенир, подарок

Практическая часть: Изготовление из злаков и картона  угощение- подарок для птиц.

Тема занятия: Воспитательные, игровые занятия

Теоретическая часть:  Тема: « Спорт». Виды спорта. Рассказ, почему необходимо заниматься спортом.

Практическая часть: Игры в зале «Весёлые старты»

Тема занятия: Сувенир, подарок

Теоретическая часть:  Рассказ об олимпийских играх. Великие русские спортсмены.

Практическая часть: Изготовление олимпийского кубка из пластилина в технике вымазывание.

Тема занятия: Заключительное занятие

Практическая часть: Контрольная диагностика. Отчётная концертная программа «Всего достигли сами!»

  1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

  1. Карандаши -15 штук. Мелки цветные- 15 штук.
  2. Линейки -15 штук.
  3.  Ластик- 15 штук.
  4. Фломастеры -15  упаковка.
  5. Ножницы - 15 штук.
  6. Цветная, белая бумага, белый, цветной картон, калька, цветные салфетки.
  7. Тесьма, ленты, блёстки насыпные, бисер, различная фурнитура, пуговицы.
  8. Альбомы, тетради, ватман -15 штук.
  9.  Подборки видов ткани -10 коробок.
  10.  Ватные диски -1 упаковка.
  11.  Ватные  палочки -1 упаковка
  12.  Раскраски - 10 штук.
  13.  Кисточки (гуашь- 15 шт., акварель-15 шт.,  -15 штук.
  14. Пластилин- 15 штук.
  15. Клей ПВА -500мл., клей момент -2 штук, клей карандаш- 15 штук.
  16.  Различные природные материалы (засушенные листья, шишки, веточки).
  17.  Клеёнки -15 штук.
  18.  Контейнер для раздаточного материала -15 штук.
  19.  Стулья-15 штук.

            28.       Стеки- 15 штук, дощечка- 15 штук.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.

2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.

3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.

6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.

7. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г.

8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.

9. Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.

10. Симоненко В.Д. “Технология” - М., 2001 г.

11. ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕНСКИХ ИДЕЙ «ОТКРЫТЫЙ УРОК» 2003-2005 ГОДА

  1. Методические материалы

Форма обучения: очная

Методы обучения: словесный, наглядный,  практический;  объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный, частично-поисковый, игровой.

 Методы  воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.          

Формы организации образовательного процесса:  индивидуально-групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия: теоретическое занятие,  практическое занятие,  беседа,  выставка,  мастер-класс, праздник, открытое занятие, практическое занятие, игры, игры-викторины.

Педагогические технологии:  технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения,  игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности. Учитывая дошкольный возраст учащихся, ведущее место отводится наглядным методам и играм.

Алгоритм учебного занятия

Организационный момент

Вступительное слово. Проверка знаний ранее изученного материала.

Тема занятия

Анализ будущего изделия

Подготовка к основному этапу. Мотивация

Анализ работы.

Физминутка (пальчиковые игры)

Организация рабочего места

Основной этап

План работы

Выполнение работы.

Итог работы

Рефлексия и подведение итогов занятия

Домашнее задание (при необходимости)

К методическим материалам относится:

  1. Алгоритм учебного занятия и структура различных типов занятий;
  2. Контрольные задания для отслеживания результатов освоения определённых тем (тест по декоративно-прикладному творчеству, методики проведения итоговой и контрольной диагностик);
  3. Дидактический материал (рабочие альбомы, бланки тестов, бланки диагностических заданий, шаблоны для аппликации, объёмные модели готовых фигур для наглядного показа, дидактические игры для занятий по основам цветоведения).

Алгоритм будет изменяться, уточняться, детализироваться в каждом конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал учащихся.

3.3. Дидактические материалы

1. Шаблоны (28 конвертов)

Разделы: игрушка из картона, аппликация, сувениры.

2. Папка с играми, ребусами, кроссвордами, разминками для рук. Тематика: Правила дорожного движения, Экология, правила пожарной безопасности.

Инструкционные карты к занятиям: Гармония цвета, изобразительная деятельность.

3. Конспект занятий по разделам:

Бумагапластика

Аппликация

Игрушка из картона

Игры-викторины

4. Игровые занятия по темам: Витамины с грядки.   Кто такой Дед Мороз, Лесные звери, Спорт, Важные праздники и другое

  1. Наглядные пособия

1. Детские работы

2. Фотографии детских работ

3. Иллюстрированные картинки

4. Открытки

5. Журналы «Ручная работа»

6. Падберг А. Живые коробочки. Айрис-Пресс М 2007

7. Папка с  техниками вышивки.

3.4.    Оценочные материалы

Тест Торренса 1. «Нарисуйте картинку».

Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Тест Торренса 2 «Незавершённые фигуры».

Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А также придумать название к каждому рисунку.

Тест Торренса 3. «Повторяющиеся линии».

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3субтестах в соответствии со следующими правилами:

1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

*рисунки, при создании которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения;

* рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название;

* осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого.

Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название!

3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева - направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.

1. — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2. — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3. — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4. — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5. — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6. — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7. — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8. — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9. — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10. — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс,  к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

 3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте2.

 Оценка от 0 до 2 баллов.

 0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

 1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов.

 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

 3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.

 4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять. Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

30 — плохо

30—34 — ниже нормы

35—39 — несколько ниже нормы

40—60 — норма

61—65 — несколько выше нормы

66—70 — выше нормы

>70 — отлично

Список литературы.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008).


Аннотация

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет и  реализуется в течение  года. Программа «Затейники» нацелена на создание условий для развития творческих способностей и эмоциональной сферы учащихся дошкольного возраста  через  освоение технологии работы с различным материалом и воспитательную работу.

        Дети научатся  пользоваться шаблоном, познакомятся  с основами цветоведения,   организовывать рабочее место после занятия, пользоваться основными инструментами и материалами, научатся  пальчиковой гимнастики,  основам и правилам создания изделия  из различных материалов: бумаги, ниток, бусин, природного материала, пластилина. Через игровые занятия учащиеся смогут раскрыть свой творческий потенциал, сформируются коммуникативные навыки.

       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям...

Дополнительного общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной направленности «Разноцветные ладошки»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вдохновение " (художественная направленность)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вдохновение " (художественная направленность) расчитана для занятий хореографией с детьми старшего дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа По художественному направлению «Цветик - Семицветик»

Актуальность программы состоит в том, что она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности; стимул...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка художественного направления «Весёлый оркестр»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАкружка художественного направления «Весёлый оркестр» Рекомендована музыкальным руководителям и учителям начальных класс...