Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
статья
Статья "Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО" дает применимую к практике ДОУ классификацию рефлексии, рассматривает цели и этапы ее использования, приемы применения рефлексии в образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya_v_obrazovatelnoy_deyatelnosti_dou.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексия в образовательной деятельности
в соответствии с ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и др. Все выше перечисленные качества можно развить при обучении рефлексии. Использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий.
Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов.
Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием.
Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.
Цель рефлексии для ребенка – не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому способ, понятый и принятый обучаемым как эффективный, позволяет строить ему свою учебную деятельность, решает проблему осознания средств собственного развития.
В теоретической литературе выделяют несколько видов классификаций рефлексии. Применительно к ДОУ целесообразнее и приемлемее следующая классификация, основанная на функциях рефлексии:
- Рефлексия содержания учебного занятия – направлена на выявление уровня понимания и усвоения детьми того материала, который был представлен педагогом. Посредством данного вида рефлексии педагог устанавливает логические связи между приобретенными знаниями и умениями их использовать в практической деятельности.
- Рефлексия деятельности – предоставляет возможности осмыслить приемы и способы работы, используемые педагогом ДОУ при организации учебных занятий. При проведении данного вида рефлексии педагог обучает детей осмысленному контролю и планированию своего мышления, своих действий, и осуществлению оценке их правильности. Оценивать необходимо только те правила действий, которые знакомы и понятны ребенку.
- Рефлексия эмоционального состояния и настроения – осуществляется оценка настроения и отношения воспитанников в начале и конце учебного занятия. Вначале учебного занятия рефлексия помогает выявить эмоциональный настрой детей на занятие, в конце – выявляется удовлетворенность от его проведения.
Рассмотрим подробнее данную классификацию.
Рефлексия содержания (используется со средней возрастной группы ДОУ) используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эта рефлексия позволяет выявлять уровень осознания, понимания и запоминания содержания пройденного, для оценки информации по степени значимости и практической направленности, установление логических связи между приобретенными сведениями.
Этап занятия | Задачи | Приемы | Вопросы |
при подведении итогов работы по тематическому блоку, просто в конце дня или по завершению проекта | выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. | прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания - Я не знал… - Теперь я знаю…). | я выполнял задание… я почувствовал, что.. я приобрел… я понял, что… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую сам… мне захотелось… Самым интересным было…. У меня появилось желание… Я познакомился… Самым сложным для меня было…. Я не знал…., а теперь знаю…. Для меня было открытием то, что… Мне показалось важным… |
Данный рефлексивный прием используется педагогом в конце учебного занятия, с целью подведения итогов, обсуждения того, кто и что узнал нового, как работал каждый ребенок, какой вклад был внесен и т.д. В процессе рефлексии дети осуществляют анализ своей деятельности и активности во время занятия. Наиболее эффективным приемом является прием незаконченного предложения, поговорки, пословицы или афоризма. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.
Рефлексия деятельности (используется со средней возрастной группы ДОУ). Данный вид рефлексии организуется в конце занятия. Дети совместно с педагогом или между собой обсуждают и анализируют проведенное занятие, что им понравилось больше всего, а что было не понятно. Педагог фиксирует ответы детей, для того чтобы в дальнейшем планировать учебные занятия с учетом отрицательных моментов.
Применение рефлексии деятельности в конце занятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия, используя, например, прием «лестницы успеха». Оцениваются не столько знания, сколько умения, компетенции: что ребенок умеет? Что может? Здесь рефлексия выступает в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели. Дошкольник не только осознает содержания материала, но осмысливает способы и приемы своей работы.
Этап занятия | Задачи | Приемы | Вопросы |
В конце занятия | оценить активность каждого на разных этапах занятия, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) | прием «лестницы успеха». «Рефлексивный экран». Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. | ∙ У меня получилось… ∙ Я научился…. В конце учебного занятия детям предлагается устно закончить следующие предложения.
|
Рефлексия эмоционального состояния и настроения (используется начиная с младшей возрастной группы ДОУ). Учитывая возрастные особенности детей, для проведения рефлексии, педагогом используются различного рода наглядности (карточки со смайликами, цветовые карточки и т.д.).
Этап занятия | Задачи | Приемы | Вопросы |
В начале занятия | Установления эмоционального контакта с группой | Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально- художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). | ∙ Заставил задуматься… ∙ Навел на размышления… ∙ Я почувствовал, что… ∙ Было интересно… ∙ Меня удивило… ∙ Мне захотелось… ∙ Мне больше всего удалось… ∙ Моё настроение… |
В конце деятельности. | Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы |
Рефлексия проводится в начале и в конце учебного занятия, педагог предлагает детям оценить свое настроение во время совместной деятельности путем выбора карточки с изображением. Важно не просто показать карточку, но и постараться добиться от ребенка ответа, почему он выбрал именно ее. Особенно это важно в том случае, если ребенок выбирает отрицательную эмоцию.
Как показывает педагогическая практика, изначально все дети выбирают положительные эмоции, но если ввести рефлексию в систему, то в дальнейшем они будут подходить к выбору эмоции более осознанно, смогут обосновать и объяснить свой выбор.
После того как детьми буду освоены два маркера (отрицательный и положительный), педагог может переходить к расширению эмоционального спектра. К старшему дошкольному возрасту необходимо добиться того, чтобы дети свободно владели 4-5 эмоциональными маркерами. Целесообразными являются следующие эмоциональные маркеры, которыми дети должны овладеть к старшей группе: радостный, улыбающийся, задумчивый/грустный, слезливый, сердитый.
Применительно к детям дошкольного возраста допускается индивидуальная, групповая и коллективная форма рефлексии. Каждой форме соответствуют определенные методы и приемы организации.
Рефлексия – процесс, который требует практики, ей нужно учить ребенка. Обозначим основные правила обучения рефлексии:
- Рефлексия не должна доставлять ребёнку внутреннего дискомфорта. Он говорит то, что думает.
- Педагог и сверстники не должны оценивать его в этот момент. Подобный самоанализ может быть организован только на принципе добровольности.
- Рефлексия должна быть построена в игровой форме, тогда она составляет содержание специально организованной деятельности.
- Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.
- Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
- Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию универсальных учебных действий.
Таким образом, рефлексия в ДОУ имеет тройную направленность: на действие, на содержание и на эмоциональное состояние. Иные виды рефлексии для детей дошкольного возраста не приемлемы, так как они не понятны им в силу возраста.
Воспитатель ГБДОУ детский сад №37
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Маракулина Ольга Олеговна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Семинар-практикум.
В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, стан...
Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Семинар-практикум. «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получит преимущества в движении вперёд». Евгени...
Организовано образовательная деятельность в соответствии с ФГОС по музыкально – театрализованной деятельности (для детей подготовительной группы) «Скороговорки»
Цель. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх.Задачи:1) Развивать выразительную речь;2) Воспитывать доброжелательное от...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. «Раскрасим репку»
Надеюсь мой материал поможет Вам в работе и пополнит вашу методическую копилку.Конспект с использованием современных педагогических технологий:игровые технологии, личностно-ориентированная технология,...
Методическая разработка в рамках семинара -практикума «Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: новая образовательная практика ООП ДО «Вдохновение» Тема: Проектирование совместной деятельности детей и взрослых при организац
Методическая разработка в рамках семинара -практикума«Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: новая образовательная практика ООП ДО «Вдохновение»...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Аппликация «Мячик» средний возраст.
развернутый конспект занятия по аппликации в средней группе с использованием инновационных технологий. перечислены образовательные области, задачи которых решаются в этом конспекте. дано подробное опи...
«Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО» «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО»«Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»...