Долгосрочный проект " Как мы следы осени искали"
проект (старшая группа)

Туянина Елена Евгеньевна
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Как мы следы осени искали »(группа с 5 до 7 лет)
Вид проекта: познавательно- исследовательский, коллективный.
Тип проекта: долгосрочный
Продолжительность проекта: 1,5 месяца.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Как мы следы осени искали »(группа с 5 до 7 лет)

Вид проекта: познавательно- исследовательский, коллективный.

Тип проекта: долгосрочный

Продолжительность проекта: 1,5 месяца.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Цель: расширить представления детей об осени как о одном из сезонов года и помогать им осознать природные изменения в осенний период,их значение и особенности протекания.

Актуальность темы: дети дошкольного возраста умеренной климатической зоны ощущают на себе природные изменения , связанные с чередованием пор года,они должны понимать значение природных изменений в осенний сезон в первую очередь для того, чтобы понимать картину  природы своей местности,а так же приобрести какие то самые распространенные практи-ческие навыки в осенний период, связанные с правильным одеванием и обмундированием при выходе из помещения на улицу, как то взятие зонтика( осень- дождливая пора года), одевание более теплой  куртки и туфлей, ведь осенью солнечные лучи косые, солнце находится  низко над землей и темпе-ратуры более низкие чем летом, а поздней осенью бывают даже заморозки.

Задачи:

-расширить знания детей о природных явлениях, которые происходят

осенью в неживой природе ( дожди, туманы, роса, иней, заморозки);

-расширить знания детей о природных явлениях, которые происходят

осенью в  живой природе ( сбор урожая, пожелтение листьев, листопад,

исчезновение ящериц, змей, лягушек, насекомых, улетание птиц в теплые края, создание некоторыми животными запасов на зиму, подготовка к зимней спячке зверей );

-раскрыть детям причины, почему растениям необходимо скидывать листья на зиму ,какие растения имеют зимой зеленые листья и почему;

- раскрыть детям причины,  почему птицам необходимо улетать на юг;

- учить детей отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной т. д.)

-развивать речевые, актерские, декламаторские способности  детей;

- развитие семейного творчества и сотрудничества.

Предполагаемый результат:

- развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями;

- расширение кругозора детей и формирование их природоведческого миро-возрения;

- развитие связной речи, умения составлять ответы;

- развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, апплика-ция,поделки );

- чтение наизусть стихотворений об осени;

-развитие детской находчивости, креативности,смышлености;

- вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Гипотеза :детям будет интересно и познавательно узнать о природных изменениях  в осенний период, их причинах и следствиях, они получать

прекрасную базу практических навыков по правильному одеванию в

осенний сезон.

Формы взаимодействия :

-с детьми :викторины, подвижные игры, декламации стихов наизусть,

развязывание загадок,рисование рисунков, сбор гербария,воспроизводство

слова воспитателя;

-с родителями : помощь в подготовке рисунков  и аппликаций “Золотая осень”,помощь в  сборе  и  оформлении гербария, поиск ответов на вопросы познавательно-исследовательского характера ;

Обьем проекта :1, 5 месяца, по одному занятию в неделю

Методы проведения : беседа, декламирование стихов,подвижные игры,

разгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, презентация  рисунков, аппликаций, поделок.

Этапы проекта

1.Подготовительный

1.Дети с родителями наблюдают сезонные изменения в осенней природе и отображают ее в рисунках  и аппликациях ( каждую неделю новый  рисунок, который отображает изменения в природе);

2.Дети с родителями собирают и оформляют осенний гербарий ;

3.Дети с родителями ведут календарь погоды и каждый день записывают в него : температуру воздуха, облачность и осадки ( если есть), воспитатель должен правильно обьяснить как это записывать с помощью знаков;

4.Дети с родителями учат стихи про осень, которые подобрал воспитатель.

5.Дети  с родителями готовят поделки на выставки “ Наш осенний урожай”, “ Дары природы “

2.Реализация проекта

2.1.Теоретическая часть

Воспитатель заранее вывешивает, оглашает интересные вопросы позна-вательно-исследовательского характера, на которые дети с родителями ищут ответы в энциклопедиях,интернете,научно-популярной литературе для дошкольников, вопросы касаются природных изменений в осенний  сезон.

Вопросы:

1.Почему осенью листья на деревьях желтеют ?Почему осенью листья на деревьях опадают ? Как называется этот  процесс ?

2.Почему осенью часты дожди ?

3.Почему осенью птицы улетают в теплые края ?

4.Почему осенью исчезают насекомые, ящерицы, лягушки и змеи ?

5.Почему осенью некоторые животные запасаются провиантом ?

6.Почему осенью некоторые звери впадают в спячку ?

Каждому вопросу было отведено одно занятие в неделю, всего за 1,5 месяца - щесть занятий по “ следам осени”

2.2.Практическая часть –занятия “ Как мы следы осени искали”

Занятие 1.”След осени 1”.Листопад.

Занятие 2.”След осени 2”.Дожди.

Занятие 3.”След осени 3”.Птицы

Занятие 4.”След осени 4”.Исчезающие лягушки

Занятие 5.”След осени 5”.Провиант про запас

Занятие 6.”След осени 6”.Спячка зверей

3.Обобщающий этап

Обобщающее занятие, проводимое в конце проекта, ТЕМА:”Как

мы следы осени искали”

Ход занятия

Воспитатель:читает стихотворение

Если на деревьях
листья пожелтели,

Если в край далекий
птицы улетели,

Если небо хмурое,
если дождик льется,

Это время года
осенью зовется.

Викторина для детей :

1.Как называется планета, на которой  мы  живем ? Земля.

2.Какие 4 сезона ( поры года) характерны для нашей местности? Весна,

лето, осень, зима.

3.Как называется пора года, когда прилетают птицы, набухают почки

на растениях, появляются листочки на деревьях и они начинают цвести

? Весна.

4.Как называется пора года, когда вы с родителями ездите на море на отдых ? Лето.

5.В какую пору года наиболее жарко и столбик термометра достигает

рекордных значений ? Летом.

6.Как называется пора года, когда температура воздуха опускается ниже нуля, заморозки споровождаются гололедом, может быть снегопад, деревья стоят голыми ? Зима.

7.Как называется пора года, когда листья на деревьях желтеют, багрянеют, птицы улетают в теплые страны и становится холоднее чем летом ? Осень.

8.Какий природные явления сопровождают осень ? Дожди, слякоть, туманы.

Рассказ воспитателя:

 Жару и духоту лета меняет легкая прохлада. Дни становятся короче, а ночи – длиннее и темнее. Первыми на эти осенние изменения в природе начинают реагировать деревья. Листья желтеют и краснеют, затем потихоньку обле-тают, покрывая разноцветным ковром всю округу. Наступает период золо-того бабьего лета, когда природа все еще радует умеренным солнышком, когда поспевают уже поздние фрукты, наполняясь и сладостью, и ароматом, но ночи уже становятся все холодней и холодней.

Выставка поделок “ Наш осенний урожай”, “ Дары природы “

Ребенок 1:декламирует стихотворение.

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где-то лето..

Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый.

Воспитатель: давайте поразгадываем загадки про осенние явления

погоды.

Слезки капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник,

Хлюпает по лужам...

ДОЖДИК

Воспитатель: осенью часты дожди, иногда они бывают очень затяжные.

Ранним утром во дворе

Лёд улёгся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает...

ИНЕЙ

Воспитатель: в ноябре по утрам на поверхности земли и растений

появляются мелкие кристаллики льда -это иней.

Тянется в окно

Золотое полотно.

ЛУЧ

Воспитатель: солнечные лучи и осенью достигают земли, но они

становятся более косые, благодаря чему осенью жара лета постепенно

 изменяется осенней прохладой.

По морю голубому

Гуси белые плывут.

ОБЛАКА

Воспитатель: осенью небо часто почти полностью покрыто облаками,  

Которые, приносят затяжные дожди.

Я антоним слову "зной",

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада.

А зовут меня...

ПРОХЛАДА

Воспитатель: летняя жара осенью сменяется прохладой, именно поэтому

вы меняете свои наряды на куртки и плащи , пальто, а на ноги одеваете более теплые туфли и ботиночки.

Ранним утром мгла сокрылась,

Солнце в небе появилось.

РАССВЕТ

Воспитатель: так как осенью дни становятся короче, а ночи длиннее, то с каждым осенним днем рассвет наступает все позднее.

Вот брильянты на листочках,

Вдоль дорожек и на кочках -

Это что за чудеса?

По утру блестит...

РОСА

Воспитатель: в сентябре, иногда октябре, по утрам на земле, ветках

деревьев вы можете увидеть капли воды -это роса, в ноябре, когда становится холоднее на земле и ветках деревьев уже будут не капли воды в виде росы, а кристаллики льда - в виде инея.

Вот старушка из сторожки

Грязь разводит на дорожке.

Вязнет в топи мокрый лапоть –

Все зовут старушку...

СЛЯКОТЬ

Воспитатель: затяжные осенние дожди, размоклые опавшие осенние

листья приводят к слякоти.

Этот ветер так силен,

Что деревья валит он

И с домов срывает крыши.

Ты о ветре этом слышал?

УРАГАН

Воспитатель: осенью сильные ветра могут приводить к ураганам, которые будут срывать шифер с крыш,опрокидывать автомобили и наносить другой урон человеку.

Ей бродить ничуть не лень

Рядом с вами каждый день.

Стоит солнышку зайти,

Как её вам не найти.

ТЕНЬ

Воспитатель: чем выше на небосклоне солнце, тем короче тень, и наоборот, чем ниже солнце, тем тень длиннее, осенью солнце располагается более низко над землей, поэтому тени от предметов удлиняются.

Воспитатель: А вы хотите знать ,почему на деревьях осенью листья желтеют ? Тогда слушайте !

Рассказ воспитателя: рассказ происходит в виде эвристической беседы, ведь воспитателя дополняют  дети, которые искали  дома вместе с родителями ответы на вопросы.

  Когда желтеют листья осенью, все процессы в растении останавливаются, сама жизнь замирает. Это одно из необратимых явлений природы. При изме-нении освещенности на улице , когда день становится короче, а ночь длин-нее,у листьев срабатывает природный будильник, и они начинают менять цвет. Этот процесс можно разделить на три этапа: пожелтение некоторых листьев; раскраска освещенных сторон крон, завершение пожелтения и первое опадание. Невозможно не заметить, что все деревья делают это в разное время, а лес становится ярким неравномерно.

  Когда начинают желтеть листья ? Осенью. На освещенной стороне дерева процесс происходит быстрее, а на затененной листочки еще долго сохраняют зеленый цвет. Это связано с тем, что листья перестают вырабатывать зеленый пигмент( своеобразный природный краситель). В летнее время желтый пигмент тоже присутствует в листьях, однако по сравнению с зеленым его количество незначительно. Теперь он становится более и более заметен. И листья начинают желтеть и краснеть. Все это объясняет, почему листья желтеют осенью. Однако это происходит не со всеми деревьями. Листья багульника, клюквы, можжевельника, вереска и брусники не желтеют, под снегом они остаются зелеными, т. к. они испаряют очень мало влаги.

Ребенок 2: декламирует стихотворение.

Вьётся в воздухе листва,
В жёлтых листьях вся Москва.
У окошка мы сидим
И глядим наружу.
Шепчут листья: – Улетим! —
и ныряют в лужу

Ребенок 3: декламирует стихотворение.

Говорили на опушке
Две залетные кукушки:
«Дуб зеленый, почему
Не летишь за нами?
Будет грустно одному
Зимними ночами».
Дуб зеленый услыхал,
Долго думал думу,
Долго ветками махал,
Много было шуму.
За ночь листья пожелтели
И наутро облетели.

Воспитатель : А вы хотите знать ,что такое листопад и почему деревья осенью сбрасывают листья ? Тогда слушайте!

Рассказ воспитателя: рассказ происходит в виде эвристической беседы, ведь воспитателя дополняют  дети, которые искали  дома вместе с родителями ответы на вопросы.

Осенью в почве воды больше, чем летом Почему же растения поглощают её меньше и развиваются медленнее, чем летом? Все очень просто. Осенью становится холоднее, солнце греет меньше, день начинает укорачиваться,

Растения, так сказать «готовятся к зиме».

 Листопад - это когда деревья осенью начинают сбрасывать с себя листья. Таким образом они готовят себя к зиме. Растения готовятся к зиме заранее, как и животные. Природа позаботилась, чтоб деревья расставались со своими листочками безболезненно. Этот процесс начинается заранее. Летом, когда сильно жарко, деревья испаряют много влаги. А потом восстанавливают ее за счет корней. При этом получают недостающую влагу из земли. Когда приходит зима, то земля замерзает и корням нет доступа к воде. Из-за этого деревья зимой не смогут восстанавливать влагу и могут высохнуть. Чтоб такое предотвратить, деревья, еще осенью, сбрасывают с себя листья. Этот шаг позволяет деревьям сохранить в ветках и стволе то количество влаги и питательных веществ, которое им необходимо, чтоб перезимовать. Таким образом с помощью листопада природа разумно побеспокоилась о сохранении жизни деревьев в суровый зимний период.

Игра «Сдуй листок со стола»

 На столе перед каждым ребенком раскладываются листья деревьев, дети стоят на коленях или садятся на корточки перед столом так, чтобы листья находились на уровне губ. По команде взрослого дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом взрослый следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе.

Упражнение не стоит выполнять более 3—4 раз. Цель – развивать речевое дыхание.

Подвижная игра «Поймай листок»

Цель – развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.

Подвижная игра «Листопад»

Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Взрослый: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).

 Рассказ воспиатателя:

Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью. По своей сущности туман – густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет – туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея (если земля уже достаточно остыла). Иней– это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в природе появились первые заморозки и низкие температуры. Ветры и облака осенью приносят с собой более холодные воздух. Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе. В свою очередь, дождевые облака приносят в себе огромное количество осадков. Если температура меняется достаточно резко, то можно и в начале осени почувствовать сильные ветры, увидеть и ощутить дожди со снегом, как следствие появления холодной непогоды

Подвижная игра «А нас дождик не намочит»

В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть

првлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

Ребенок 4: декламирует стихотворение.

Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Рассказ воспитателя: рассказ происходит в виде эвристической беседы, ведь воспитателя дополняют  дети, которые искали  дома вместе с родителями ответы на вопросы.

 Многие птицы улетают в тёплые края на зиму не потому, что им холодно, а потому что им нечего есть. Осенью исчезают все насекомые, поэтому птицам зимой прокормиться очень трудно. Зимой замерзают речки, озёра, пруды, и птицам, которые питаются рыбой, негде добывать пищу. Те птицы, которые летом питаются разными семенами и травами, зимой вынуждены голодать, так как всё это скрывается под снегом. Поэтому для птиц, которые остаются зимовать в родных странах, люди устраивают кормушки или просто разбра-сывают в определённых местах корм: хлебные крошки, семечки, крупу и т.п.

Из нашей страны осенью в тёплые края улетают скворцы, ласточки, грачи, жаворонки, журавли, соловьи, стрижи, но весной они непременно возвра-щаются.

Ребенок 5.Декламирует стихотворение

– Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
– А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!

Рассказ воспитателя: А вы знаете, вторую причину, почему растения осенью сбрасывают листья ? : рассказ происходит в виде эвристической беседы, ведь воспитателя дополняют  дети, которые искали  дома вместе с родителями ответы на вопросы.

  Вы обращали внимание, что после сильных снегопадов ветви деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега? Некоторые ветки от этого даже ломаются. Если бы листья зимой оставались на деревьях, то на ветвях задерживалось бы гораздо больше снега, так как листовая поверхность, как мы сказали выше, велика. Таким образом, сбрасывая листья осенью, деревья защищают себя от повреждений под напором снега.

Ребенок 6:декламирует стихотворение.

Дождь льет с самого утра,
Льет как будто из ведра,
И как крупные цветы
Распускаются зонты.

Ребенок 7:декламирует стихотворение.

Прошла лиса под кустом
И обожгла листву
Хвостом.
Огонь по веточкам полез
И запылал
Осенний лес.

Ребенок 8: декламирует стихотворение.

Осинку
Окрасила осень.
Осинка мне нравится
Очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль –
Облетает.

Ребенок 9:декламирует стихотворение.

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!

Рассказ воспитателя: : рассказ происходит в виде эвристической беседы, ведь воспитателя дополняют  дети, которые искали  дома вместе с родителями ответы на вопросы.

Пища не всегда бывает одинаково доступной, и поэтому многие животные делают запасы. Медведи и другие животные, впадающие в спячку, осенью отъедаются и накапливают под кожей слой жира, за счет которого живут всю зиму. Однако такой пищевой резерв делает их ленивыми и медлительными.

Для животных, и зимой ведущих активный образ жизни, такой вид создания запасов может привести к беде. Эту проблему они решают другим способом, создавая пищевые склады.

 Белки, питающиеся орехами и семенами, собирают их осенью, когда они поспевают, и прячут, чтобы съесть зимой. Важно, чтобы запасы пищи были недалеко от гнезда и незаметны для других животных. Многие белки зака-пывают запасы или прячут в глубоком дупле. Лисы и другие хищники зака-пывают даже мясо, как правило, в снегу. Там мясо остается свежим, словно в холодильнике.

 Подвижная игра «Белки-шишки-орехи»

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто — орехом, кто -шишкой.
Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи.
Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим.
Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом.
Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

Ребенок 10:декламирует стихотворение.

На кусте-кусточке —
Жёлтые листочки,
Виснет тучка в просини, —
Значит, дело к осени!
В красных листьях бережок.
Каждый листик – как флажок.

Осень — это весело!!!

Ребенок 11:декламирует стихотворение.

Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, —
Дождь из листиков и я.

Воспитатель: давайте разгадаем загадки про животных, которые осенью исчезают, а весной снова появляются.

Лёг на солнечный пенёк

Драгоценный перстенёк.

Изумрудины на нём

Жёлтым светятся огнём,

И мерцают, и сквозят,

А под ними спрятан яд.

ЗМЕЯ

Чтоб росли быстрей травинки,

Он в земле строит тропинки.

Если роет глубоко -

Лугу дышится легко.

ЧЕРВЯК

 

Две антеннки на макушке.

А сама сидит в избушке.

На себе её везёт,

По соломинке ползёт.

(УЛИТКА)

 Пучеглазая особа

Из болота смотрит в оба.

"Ква-ква-ква" да "ква-ква-ква"

Вот и все её слова.

(ЛЯГУШКА)

В добротной избушке

Старушка живёт.

Порой на прогулку

Тихонько идёт.

То в зарослях бродит,

То выйдет к воде,

Хотя не выходит

Из дома нигде.

(ЧЕРЕПАХА)

Рассказ воспитателя: Куда деваются осенью лягушки, жабы, змеи?

рассказ происходит в виде эвристической беседы, ведь воспитателя дополняют  дети, которые искали  дома вместе с родителями ответы на вопросы.

Запасание пищи — не единственный способ справиться с бескормицей. Пережить трудные времена животные могут, впадая в особые состояния. Часто их называют спячкой, однако спячка спячке — рознь.

Лягушки, жабы, змеи зимой впадают в спячку. С наступлением холодов эти животные закапываются в норах, в пустотах, образовавшихся на месте сгнивших корней, в ямах, подвалах. Обычные в средней полосе зеленая и травяная лягушки зимуют на дне водоемов, там же проводят зиму болотные черепахи. Лягушки ныряют в пруды, зарываются в ил и остаются там на всю зиму. Пруды не промерзают насквозь даже в самые холодные зимы, поэтому лягушки тоже не замерзают.Иногда лягушки проводят зимы в норах в мягкой почве берегов или прячутся под камни.

Воспитатель: давайте разгадаем загадки про зверей, которые поздней

осенью впадают в спячку.

Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!
МЕДВЕДЬ

Воспитатель: поздней осенью медведи впадают в спячку в своей берлоге.
 Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.

ЕЖИК

Воспитатель: поздней осенью ежики впадают в спячку.

Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка.

СУСЛИК

Воспитатель: осенью суслики впадают в спячку .

Рассказ воспитателя:Почему осенью некоторые животные впадают в спячку ?

(рассказ происходит в виде эвристической беседы, ведь воспитателя дополняют  дети, которые искали  дома вместе с родителями ответы на вопросы.)

Удивительное явление — спячка зверей. В такую спячку впадают летучие мыши, ежи, а также грызуны: суслики, хомяки, тушканчики, сони, сурки.В сентябре сурки собираются в одной из своих многочисленных нор семьями и группами, иногда до 25 зверьков в одной норе. Входы в нору они закрывают изнутри смесью земли и камней и «отключаются» до наступления весны. В этот период сурки ничего не едят. Запасов в норе они не делают, зато перед спячкой усиленно накапливают жир, так что даже после пробуждения они выглядят упитанными.

 Обычно животные, впадая в спячку, не делают запасов пищи. Впрочем, некоторые, самые «предусмотрительные», обеспечивают себя на момент пробуждения. Например, сибирские бурундуки устраивают запасы, чтобы было чем подкрепиться весной, в самые первые дни после пробуждения. Для этого они осенью приносят в гнездо (устроенное где-нибудь под стволом упавшего дерева или в небольших пещерках под камнями и корнями) до 5 кг отборных семян хвойных деревьев.

Подумайте и обьясните, как вы  понимаете эти пословицы и поговорки :

Сентябрь холоден, да сыт.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.

Ноябрь без топора мосты наводит, декабрь без гвоздя загвазживает.

Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

Осень — запасиха, зима — подбериха.

От осени к лету поворота нету.

Осень — погоды перемен восемь.

Осень идёт, а за собою дождь ведёт.

Осень прикажет, ну а весна свое скажет.

Упал с дерева один лист — жди осени.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Осенью и воробей богат.

Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!

Осенью скот жиреет, да человек добреет.

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

Тёплая осень — это к долгой зиме.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

В осень и у вороны копна хлеба.

Весна красна цветами, ну а осень — снопами.

Весна красна, но голодна; осень дождлива, но сытна.

Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама попала в осил (т. е. в петлю).

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Осень говорит: «Я поля упряжу», весна говорит: «Я еще погляжу».

Загадки для обобщения знаний

Летит сова

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

Его весной и летом

Вы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки (Лес)

По небу ходит

Маляр без кистей,

Краской коричневой

Красит людей. (Солнце)

Ежедневно, по утрам,

Он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел -

Значит, новый день пришел. (Рассвет)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)

Стоит корыто,

Дополна водой налито (Лужа)

Голубой платок,

Алый клубок -

По небу катается,

Людям улыбается. (Небо и солнце)

По чужим следам шагает,

А своих не оставляет. (Тень)

   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Как мы следы осени искали?".

Сценарий организации проектной деятельности для детей старшего дошкольного  возраста.Тип проекта: коллективный, творческо-исследовательский. Срок реализации проекта: 1 месяц.Направление: художест...

Проект "Как мы следы осени искали"

Целью моего проекта стало создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Как мы следы осени искали»

Цель: создание условий для развития связной монологической речи через составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы. Задачи: коррекционно-образовательная:  расширять  сл...

Долгосрочный проект "Как мы следы осени искали"

Целью является расширить представления детей об осени, как об одном из сезонов года и помогать им осознать природные изменения в осенний период, их значение и особенности протекания....

Тема проекта: "Как мы следы осени искали".

Конкретизация темы: Волшебница осень.Тип проекта: коллективный, творческо-исследовательский. Срок реализации проекта: 1 месяц.Направление: художественно-эстетическое.Продукт: книга...

Тема проекта: "Как мы следы осени искали".

Конкретизация темы: Волшебница осень.Тип проекта: коллективный, творческо-исследовательский. Срок реализации проекта: 1 месяц.Направление: художественно-эстетическое.Продукт: книга...