Доклад " Использование куклотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ".
материал

Пыжьянова Светлана Викторовна

Одним из важных направлений в работе может быть использование куклотерапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Использование куклотерапии  в коррекционной работе с дошкольниками

                   с ОВЗ».

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи. Недоразвитием психических функций  и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье. Одним из важных направления в работе может быть использование куклотерапии. При всем своем многообразии методики этой технологии основаны на исключительной роли куклы. Ребёнок воспринимает куклу даже не как предмет игры, а как реального друга, который все понимает и при этом не помнит зла.  Кукла – это детская игрушка, изображающая человека или животного, предназначенная также для театральных постановок. Куклы выступают атрибутом для детства, детской культуры, с куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками  общения.

Куклотерапия – это метод воспитания и коррекции с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить задачи: расширение репертуара  самовыражения ребёнка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, установление отношений в системе ребенок – ребенок, ребенок – родители.

Куклотерапия  широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии или эмоциональную травму. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти. Технология куклотерапии  предполагает использование таких вариантов кукол, как обычные куклы, изготовленные взрослыми для детей, куклы изготовленные самими детьми, театральные куклы: куклы – марионетки, пальчиковые, теневые, плоскостные, перчаточные и куклы – костюмы.

Наиболее доступны детям пальчиковый, перчаточный театр, который иначе называют, « театром Петрушки». Куклы используются для драматизации сказок. В кукольных спектаклях ребята переживают жизненные ситуации, примеряют на себя роли обидчика и  обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного. Театр создает  благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает тренировку пальцев. Применяется для развития  выразительности речи, обыгрывания этюдов, инсценирования стихов.

Плоскостная куклы представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона, как правило руки куклы крепятся на кнопки, или на шарниры, и являются свободно двигающимися.  Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я».

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные  игрушки размером с рост ребёнка или его ладонь. Наилучший терапевтический эффект достигается, когда дети  сами изготавливают куклу. Придумывают историю, которой хотел бы поделиться с другими. Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения. Куклы используются для самостоятельных игр в свободное время. Дети прихорашивают, разговаривают с ними, смеются, радуются, дарят друзьям и близким. В результате поиска  новых форм и методов обучения детей с общим недоразвитием  речи,  в работу педагога может войти это технология – куклотерапия, делающая  занятия интересными, эмоционально окрашенными.   Нельзя забывать, ч то игра – ведущая деятельность ребенка, дошкольного возраста.  В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Для детей с ОНР характерен скудный, словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков.

С помощью кукол на занятиях решаются многочисленные  обучающие и коррекционные задачи:

 - формирование связной речи.

 - развитие памяти, внимания, мышления.

 - совершенствование общей и мелкой моторики рук.

 - пространственная ориентация.

 - поддержание эмоционального настроя.

 Кукла в руках ребенка – ширма, за  которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Для того, чтобы образовательный процесс был успешным ,необходимо привлекать родителей к изготовлению кукол. Делая кукол своими руками, все участники процесса повышают интерес к логопедическим занятиям. Сколько радости и гордости  у ребенка, когда кукла готова: « Мы с мамой сделали», « Это мы придумали». Кукла  в руках ребенка становится  собеседником. Концентрирует  его внимание, помогает ему свободно вступать в разговор, побуждает к речевым действиям, чрезмерно застенчивых и замкнутых детей. В ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как должен работать язычок, губы, голосовые связки при произнесении определенных звуков. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки.  

Игры с куклами помогают ребенку не только преодолеть речевые трудности, но и становиться коммуникабельным, эмоциональным,  адекватным в игровой среде.  Куклы помогают раскрыть природные способности, образное мышление, память,  эмоциональную сферу, формируют коммуникативные навыки. В работе по коррекции и профилактике психоэмоционального напряжения  на занятиях и в повседневнойжизнив детском саду применяются и  другие игры с куклами: « Угадай настроение», « Пригласи гостей», « Покажи какое настроение у тебя», также с персонажами знакомых сказок: « Сочиним сказку», Составь портрет сказочного героя», « Узнай сказочного героя по описанию».

Связь со сказкотерапией способствует расширению спектр игр, используя воспитателями в профилактике эмоционального неблагополучия у воспитанников. Благодаря куклотерапии  значительно быстрее исчезают речевые  недостатки, страхи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Куклотерапия в коррекционной работе с детьми

     Психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Лебединский опираются на тот факт, что, познавая реальный мир, ребёнок  активно проецирует воспринимаемый опыт в игрову...

"Куклотерапия в коррекционной работе с детьми"

Поскольку мир ребёнка – это мир действия и деятельности, куклотерапия даёт возможность войти в этот мир....

Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вни...

"Использование метода куклотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда"

Доклад на педагогическом семинаре. Логопедические занятия  с использованием куклотерапии незаменимы при работе с детьми, имеющими нарушения речи. Такие занятия дают заметный результат. Ребенок не...

Использование метода куклотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Аннотация: В статье говорится о том, что в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, метод куклотерапии  оказывает благоприятное воздействие на развитие ребенка.Ключ...

"Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда"

quot;Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда» В настоящее время, к сожалению, отмечается неуклонный рост числа детейс речевыми нарушениями, поэтому, поиск новых форм и м...