Куклотерапия в коррекционной работе с детьми
консультация на тему
Психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Лебединский опираются на тот факт, что, познавая реальный мир, ребёнок активно проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию. Основным объектом, обеспечивающим ребёнку возможность самовыражения, накопления опыта и его коррекции в процессе самостоятельной игры, длительное время являются куклы, а кукольный театр является источником эстетического воздействия на людей любого возраста.
Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующеий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukloterapiya_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Куклотерапия в коррекционной работе с детьми.
Психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Лебединский опираются на тот факт, что, познавая реальный мир, ребёнок активно проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию. Основным объектом, обеспечивающим ребёнку возможность самовыражения, накопления опыта и его коррекции в процессе самостоятельной игры, длительное время являются куклы, а кукольный театр является источником эстетического воздействия на людей любого возраста.
Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующеий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.
Цель куклотерапии – ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Поскольку мир ребёнка – это мир действия и деятельности, куклотерапия даёт возможность войти в этот мир. Если мы подберём соответствующие игрушки, то облегчим ребёнку выражение чувств. Игрушки и материалы, необходимые для куклотерапии, мы раздели на три группы:
1. Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство, кукольный домик с мебелью могут изображать членов реальной семьи ребёнка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувства. Когда дети разыгрывают сценки с человеческими фигурками, можно пронаблюдать отношения между членами семьи: соперничество между братьями и сёстрами, забота близких друг о друге и так далее.
Машины, лодки важны для упрямых, застенчивых, замкнутых детей так как этими игрушками можно играть, не выражая никаких чувств.
2. Игрушки помогающие снять агрессию. В игре дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словестных обозначений. Такие игрушки как «би-ба-бо» (кукла, которая надевается на руку), солдатики, ружья, а так же игрушки изображают диких животных, могут использоваться для выражения гнева, враждебности (если такие дети в группе есть).
3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться, по желанию ребёнка, во что угодно: в поверхность луны, пляж, пирамиды и так далее. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребёнок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.
Приведём некоторые примеры техники, используемой нами в куклотерапии (по методике Ю. С. Шевченко, В. П. Добридень, О. Н. Усановой).
Техника психодрамы.
Каждый ребёнок вместе с родителями мастерит из двух перчаток любимое животное, дает ему имя, придумывает историю о том, как оно (животное) у него появилось. Затем происходит знакомство со всеми животными (как правило, в качестве любимого животного выступает собака). Знакомство разыгрывается за ширмой в виде кукольного представления. По ходу развития сюжета злая ведьма околдовывает любимцев и у них портится характер: одна собака становится злой и агрессивной, другая – обидчивой и слезливой, третья – упрямой, четвёртая – все время хочет быть первой, пятая – таскает чужие вещи и т. д. Проблемы происходят в зависимости от конкретных трудностей детей. Эта техника даёт возможность ребёнку быть другим, перенося свои проблемы, вредные привычки на куклу (кошку, собаку). Анализ ситуации с позиций хозяина собаки облегчает собственное поведение и способствует углублению процесса самопознания и саморегуляции. Разыгрывая значимые для ребёнка ситуации общения из своей жизни и психодраме, ребёнок отделяет своё «Я» от ситуаций и образов. Этот приём способствует ослаблению переживаний. Происходит угошение неприятности, в которой ребёнок испытывал страдание. Важна вербализация внутренней проблемы ребёнка. Этому помогает доверительное обсуждение в группе причин возникновения конфликтов в общении, природы обидчивости.
Уже на первых занятиях куклотерапии ребёнок психологически защищён и даже трижды. Во-первых, он защищен ширмой, за которой можно спрятать своё смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Второе – ребёнок защищен и перчаточной куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или может быть личностью, способной взять на себя его проблемы, а это как раз и дает возможность самовыражения и самопознания. Третье – сама специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект.
2. Прием неигрового типа – «Дед Щукарь».
Он определён так исходя из того, что группа работает по казачьей тематике. Этот приём позволяет через реализацию игрового задания выявить самые актуальные проблемы ребёнка. Воспитатель передаёт ребёнку куклу и говорит: «К нам пришёл дед Щукарь, держи его так, чтобы он смотрел на себя. Посмотри, какой у него взгляд, он всё видит, все понимает. Что он говорит тебе?» Ребёнок должен ответить прямой речью. Созданная установка на мудрость и проницательность «деда» способствует тому, что дети вкладывают в её уста фразу, связанную с актуальной для него проблемой или что-то очень важное для себя. Дети с готовностью принимают эту игру. В группе две куклы – дед Щукарь и бабушка Аксинья. В разных ситуациях дети используют и разных кукол. Так, Настя Т., которая долго не может расстаться утром со своим дедушкой, берёт деда Щукаря и тот говорит ей: «Пора тебе перестать плакать Настя, ты надрываешь мне душу, а мне целый день работать. Разве тебе плохо в группе?» - и сама отвечает «деду»: «Да нет мне хорошо, но тебе без меня плохо, вот я и плачу». Или драчун Артём С., первое время часто беседовал с «Бабушкой», которая говорила ему, что пора перестать обижать детей, а то… и следовали примеры, как дети перестанут с ним дружить, как одному грустно, как друг Витёк от него отвернётся…
3. Методика «воспитание артистизма».
Эти же куклы использовались и в пении песен на музыкальных занятиях, когда дети стеснялись петь сами. А когда у ребёнка на руке плоская кукла, да и танцует тоже она. (Это большие плоские куклы, которые пристёгиваются на пуговку рубашки или платья, а руки ребёнка продеваются в мягкие руки-рукавички куклы. Эта методика служит созданию запаса прочности в персональных отношениях, обеспечивающих социальную устойчивость.
Психокоррекционную работу с детьми необходимо проводить совместно с родителями. Нормализация родительских установок, представлений, сензетивности по отношению к ребёнку входят в одну из коррекционных задач куклотерапии и осуществляется в совместной деятельности в группе.
Специфические особенности куклотерапии дают богатый диагностический материал и помогают родителю увидеть новое в ребёнке, получить обратную связь о стиле своего воспитания и взаимодействия с ним. Всю работу с родителями необходимо построить так, чтобы в общем психокоррекционном процессе факт помощи ребёнку и его преодоление себя рассматривался как необходимый терапевтический акт, ведущий к росту самоуважения, веры в свои силы и формирования более позитивного отношения в себе.
Возможности куклотерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи, как расширение репертуара самовыражения дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекцию в системе «родитель-ребёнок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста
метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....
"Куклотерапия в коррекционной работе с детьми"
Поскольку мир ребёнка – это мир действия и деятельности, куклотерапия даёт возможность войти в этот мир....
Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вни...
Доклад " Использование куклотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ".
Одним из важных направлений в работе может быть использование куклотерапии....
"Использование метода куклотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда"
Доклад на педагогическом семинаре. Логопедические занятия с использованием куклотерапии незаменимы при работе с детьми, имеющими нарушения речи. Такие занятия дают заметный результат. Ребенок не...
Использование метода куклотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Аннотация: В статье говорится о том, что в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, метод куклотерапии оказывает благоприятное воздействие на развитие ребенка.Ключ...
Куклотерапия в ДОУ в коррекционной работе с детьми
Проект направлен на решение важных коррекционных задач посредством куклотерапии: совершенствование звукопроизношения, расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости...