Куклотерапия в коррекционной работе с детьми
консультация на тему

Кирьянова Наталия Валентиновна

       Психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Лебединский опираются на тот факт, что, познавая реальный мир, ребёнок  активно проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию. Основным объектом, обеспечивающим ребёнку возможность самовыражения, накопления опыта и его  коррекции в процессе самостоятельной игры, длительное время являются куклы, а кукольный театр является источником эстетического воздействия на людей любого возраста.

     Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующеий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukloterapiya_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Куклотерапия в коррекционной работе с детьми.

       Психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Лебединский опираются на тот факт, что, познавая реальный мир, ребёнок  активно проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию. Основным объектом, обеспечивающим ребёнку возможность самовыражения, накопления опыта и его  коррекции в процессе самостоятельной игры, длительное время являются куклы, а кукольный театр является источником эстетического воздействия на людей любого возраста.

     Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующеий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

     Цель куклотерапии – ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

     Поскольку мир ребёнка – это мир действия и деятельности, куклотерапия даёт возможность войти в этот мир. Если мы подберём соответствующие игрушки, то облегчим ребёнку выражение чувств. Игрушки и материалы, необходимые для куклотерапии, мы раздели на три группы:

1. Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство, кукольный домик с мебелью могут изображать членов реальной семьи ребёнка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувства. Когда дети разыгрывают сценки с человеческими фигурками, можно пронаблюдать отношения между членами семьи: соперничество между братьями и сёстрами, забота близких друг о друге и так далее.

Машины, лодки важны для упрямых, застенчивых, замкнутых детей так как этими игрушками можно играть, не выражая никаких чувств.

2. Игрушки помогающие снять агрессию. В игре дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словестных обозначений.  Такие игрушки  как «би-ба-бо» (кукла, которая надевается на руку), солдатики, ружья, а так же игрушки изображают диких животных, могут использоваться для  выражения гнева, враждебности (если такие дети в группе есть).

3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться, по желанию ребёнка, во что угодно: в поверхность луны, пляж, пирамиды  и так далее. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребёнок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.

    Приведём некоторые примеры техники, используемой нами в куклотерапии (по методике Ю. С. Шевченко, В. П. Добридень, О. Н. Усановой).

Техника  психодрамы.

 Каждый ребёнок вместе с родителями мастерит из двух перчаток любимое животное, дает ему имя, придумывает историю о том, как оно (животное) у него появилось. Затем происходит знакомство со всеми животными  (как правило, в качестве любимого животного выступает собака). Знакомство разыгрывается за ширмой в виде кукольного представления. По ходу развития сюжета злая ведьма  околдовывает любимцев и у них портится характер: одна собака становится злой и агрессивной, другая – обидчивой и слезливой, третья – упрямой, четвёртая – все время хочет быть первой, пятая – таскает чужие вещи и т. д. Проблемы происходят в зависимости от конкретных трудностей детей. Эта техника даёт возможность ребёнку быть другим, перенося свои проблемы, вредные привычки на куклу (кошку, собаку). Анализ ситуации с позиций хозяина собаки облегчает собственное поведение и способствует углублению процесса самопознания и саморегуляции. Разыгрывая значимые для ребёнка ситуации общения из своей жизни и психодраме, ребёнок отделяет своё  «Я» от ситуаций и образов. Этот приём способствует ослаблению переживаний. Происходит угошение неприятности, в которой ребёнок испытывал страдание. Важна вербализация внутренней проблемы ребёнка. Этому помогает доверительное обсуждение  в группе причин возникновения конфликтов в общении, природы обидчивости.

    Уже на первых занятиях куклотерапии ребёнок психологически защищён и даже трижды. Во-первых, он защищен ширмой, за которой можно спрятать своё смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Второе – ребёнок защищен и  перчаточной куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной  «фигурой» или  может быть  личностью, способной  взять на себя его проблемы, а это  как раз и дает  возможность  самовыражения  и самопознания. Третье – сама специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект.

2. Прием неигрового типа – «Дед Щукарь».

 Он определён так исходя из того, что группа работает по казачьей тематике. Этот приём позволяет через реализацию игрового задания выявить самые актуальные проблемы ребёнка. Воспитатель передаёт  ребёнку куклу и говорит: «К нам пришёл дед Щукарь, держи его так, чтобы он смотрел на себя. Посмотри, какой у него взгляд, он всё видит, все понимает. Что он  говорит тебе?» Ребёнок должен ответить прямой речью. Созданная установка на мудрость и проницательность «деда» способствует тому,  что дети  вкладывают в её уста фразу, связанную с актуальной для него проблемой или что-то очень важное для себя. Дети с готовностью принимают эту игру. В группе две куклы – дед Щукарь и бабушка Аксинья. В разных ситуациях дети используют и разных кукол. Так, Настя Т., которая долго  не может расстаться утром со своим дедушкой, берёт деда Щукаря и тот говорит ей: «Пора тебе перестать плакать Настя, ты надрываешь мне душу, а мне целый день работать. Разве тебе плохо в группе?» - и сама отвечает «деду»: «Да нет мне хорошо, но тебе без меня плохо, вот я и плачу». Или драчун Артём С., первое время часто беседовал с «Бабушкой», которая говорила ему, что пора перестать обижать детей, а то… и  следовали примеры, как дети перестанут с ним дружить, как одному грустно, как друг Витёк от него отвернётся…

3. Методика «воспитание артистизма».

Эти же куклы использовались и в пении песен на музыкальных занятиях, когда дети стеснялись петь сами. А когда у ребёнка на руке плоская кукла, да и танцует тоже она. (Это большие плоские куклы, которые пристёгиваются на пуговку рубашки или платья, а руки ребёнка продеваются в мягкие руки-рукавички куклы. Эта методика служит созданию запаса прочности в персональных отношениях, обеспечивающих социальную устойчивость.

       Психокоррекционную работу с детьми необходимо проводить совместно с родителями. Нормализация родительских установок, представлений, сензетивности по отношению к ребёнку входят в одну из коррекционных задач куклотерапии и осуществляется в совместной деятельности в группе.

       Специфические особенности куклотерапии дают богатый диагностический материал и помогают родителю увидеть новое в ребёнке, получить обратную связь о стиле своего воспитания и взаимодействия с ним.  Всю работу с родителями необходимо построить так, чтобы в общем психокоррекционном процессе факт помощи ребёнку и его преодоление себя рассматривался как необходимый терапевтический акт, ведущий к росту самоуважения, веры в свои силы и формирования более позитивного отношения в себе.

       Возможности куклотерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи, как расширение репертуара самовыражения дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекцию в системе «родитель-ребёнок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

"Куклотерапия в коррекционной работе с детьми"

Поскольку мир ребёнка – это мир действия и деятельности, куклотерапия даёт возможность войти в этот мир....

Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вни...

Доклад " Использование куклотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ".

Одним из важных направлений в работе может быть использование куклотерапии....

"Использование метода куклотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда"

Доклад на педагогическом семинаре. Логопедические занятия  с использованием куклотерапии незаменимы при работе с детьми, имеющими нарушения речи. Такие занятия дают заметный результат. Ребенок не...

Использование метода куклотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Аннотация: В статье говорится о том, что в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, метод куклотерапии  оказывает благоприятное воздействие на развитие ребенка.Ключ...

Куклотерапия в ДОУ в коррекционной работе с детьми

Проект направлен на решение важных коррекционных задач посредством куклотерапии: совершенствование звукопроизношения, расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости...