"Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда"
статья по логопедии
"Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда»
В настоящее время, к сожалению, отмечается неуклонный рост числа детейс речевыми нарушениями, поэтому, поиск новых форм и методов обучения детей с особыми образовательными потребностями является одним из главных вопросов коррекционной педагогики.
В связи с этим, одной из актуальных задач в моей работе, как учителя - логопеда, является повышение качества процесса коррекции речевых нарушений через использование современных оздоровительных технологий и методик.
Одной из таких методик, является «куклотерапия», которая стала для меня очень интересным педагогическим открытием в коррекционно-развивающей работе.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма коррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты
в условиях коллективной деятельности, тем самым создать благоприятные условия для коррекционного воздействия.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут отличатся моторной неловкостью, эмоциональной неразвитостью, низкой познавательной активностью и значительно сниженной способностью к подражательной деятельности.
Для успешного взаимодействия с такими детьми возможно будет требоваться посредник и как раз таким посредником может стать кукла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukloterapiya.docx | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда»
В настоящее время, к сожалению, отмечается неуклонный рост числа детей
с речевыми нарушениями, поэтому, поиск новых форм и методов обучения детей с особыми образовательными потребностями является одним из главных вопросов коррекционной педагогики.
В связи с этим, одной из актуальных задач в моей работе, как учителя - логопеда, является повышение качества процесса коррекции речевых нарушений через использование современных оздоровительных технологий и методик.
Одной из таких методик, является «куклотерапия», которая стала для меня очень интересным педагогическим открытием в коррекционно-развивающей работе.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма коррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты
в условиях коллективной деятельности, тем самым создать благоприятные условия для коррекционного воздействия.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут отличатся моторной неловкостью, эмоциональной неразвитостью, низкой познавательной активностью и значительно сниженной способностью к подражательной деятельности.
Для успешного взаимодействия с такими детьми возможно будет требоваться посредник и как раз таким посредником может стать кукла.
В игровой форме сложные логопедические упражнения становятся увлекательным занятием – применение кукол усиливает наглядность, повышает осознанность воспринимаемого материала, снижает утомляемость
В своей деятельности, я использую такие варианты кукол:
пальчиковые куклы, плоскостные куклы, ручные куклы, специальные логопедические куклы и дидактические куклы.
Пальчиковые куклы - способствуют развитию речи, внимания, памяти, формируют пространственные представления, развивают ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышают работоспособность, тонус коры головного мозга, помогают подготовить руку дошкольника к письму.
Смысл действия с этой куклой заключается в том, чтобы ребенок, надев себе на пальчик фигурку, от ее лица смог рассказать сказки, стихи, или потешки.
Ручные и перчаточные куклы надеваются на кисть руки.
Манипуляция такой куклой развивает гибкость, подвижность рук, главным образом кистей и пальцев. Управление этими куклами способствует так же развитию плавности, выразительности и четкости речи, силы голоса. Действия с куклой способствуют формированию коммуникативных навыков.
Плоскостные куклы - представляют собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Это один из моих любимых вариантов куклотерапии. Я не использую фанеру, а кукольного или мультипликационного персонажа распечатываю, ламинирую, вырезаю, при необходимости использую липучки или магнитную ленту и игровой персонаж готов! Плоскостную куклу можно изготовить, учитывая, любые индивидуальные предпочтения современных детей. А выполнять задания логопеда с Лунтиком или Машей из мультфильма, гораздо увлекательнее, чем одному!
Специальные логопедические куклы - игрушки с подвижным языком, которые помогают учителю-логопеду в работе над артикуляционной моторикой у детей. Логопед, манипулируя языком куклы, обращает внимание детей на артикуляционные движения и позы при произнесении звуков или выполнении артикуляционной гимнастики, подключая к работе тактильный и двигательный анализаторы ребенка.
Наша логопедическая кукла Бегемотик – это кукла – перчатка с подвижным языком и челюстью, которая позволяет достичь высокой эффективности на занятиях за счет возможности продемонстрировать функциональность всех органов артикуляционного аппарата.
А еще детям помогает «Веселая обезьянка», у которой меняющиеся артикуляционные уклады позволяют в интересной форме провести артикуляционную гимнастику, уточнить положение языка, губ при произнесение звуков.
Игрушки дидактического пособия используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент
Одно из моих авторских дидактическое пособие называется «Куклы-звуки»
Оно состоит из двух кукол: одна из них кукла Аня является символом гласных звуков, а кукла Ваня символизирует согласные звуки.
Участие куклы в коррекционной работе улучшает эмоциональный фон на занятиях, способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти), делает более интересной и занимательной работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию и совершенствованию навыков звукового анализа слов. Помогает формированию связной монологической и диалогической речи, развитию ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук.
Использование метода куклотерапии помогают ребенку преодолеть застенчивость и неуверенность стать общительным, эмоциональным, адекватно взаимодействовать со сверстниками.
.Игра с куклой – мир реальности в котором живет ребенок.
Куклотерапия позволяет мне, не просто играть, а объединять интересы ребенка и коррекционно-развивающие задачи учителя-логопеда, и таким образом дает возможность провести коррекцию или профилактику речевых нарушений более эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"
Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вни...
"Использование метода куклотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда"
Доклад на педагогическом семинаре. Логопедические занятия с использованием куклотерапии незаменимы при работе с детьми, имеющими нарушения речи. Такие занятия дают заметный результат. Ребенок не...
План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...
«Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда» План работы учителя-логопеда по теме самообразования
Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с труд...