метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Яковлева Светлана Анатольевна

метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyat_proekt.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый практико-значимый проект

Тема: «Использование метода куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста»

            Выполнила: Яковлева Светлана

                             Анатольевна                  

                 Воспитатель высшей категории

                                              2012 год

                                       

                                    Содержание

Введение. Актуальность проблемы__________________________3 стр.

Основная часть

  1. Влияние метода куклотерапии на этапы в коррекции речи дошкольника______________________________________ 5 стр.
  2. Особенности коррекционно-речевого процесса_________ 6 стр.
  3. Речевые нарушения звукопроизношения______________  7 стр.
  4. Приемы использования метода куклотерапии в коррекии речи_____________________________________________  8 стр.
  5. Роль родителей в ходе коррекционной деятельности____ 14 стр.

Заключение. Кукла – друг детства и отношение к ней__________16 стр.

Приложения. Занимательный материал для автоматизации звуков__________________________________________________18 стр.        

Список литературы_______________________________________31 стр.

                                                Введение      

   Учитывая, что  мы все чаще имеем возможность наблюдать детей с речевыми искажениями и недостатками, с продолжительным молчанием и замкнутости в себе, коррекция речи  крайне важна и необходима в первую очередь для самого ребенка, а также и для окружающих.

В последние годы в педагогике активно используются игровые методы, т.к. в игровой обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Особое значение для психического развития детей имеют куклы. Кукла – не только партнер для игры, это заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. По воле ребенка и с помощью его воображения кукла «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину.  События и свойства персонажей игры это есть результат проекции внутренних переживаний ребенка.

До того момента, пока ребенок обретет уверенность и самостоятельность в общении с окружающими, в овладении мастерством «говорения», пригодится кукла, которая учит ребенка жить и действовать.

    Существует самостоятельное направление в коррекционной педагогике, получившее название куклотерапии. Этот метод коррекции с помощью кукол основан на идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушкой. Мы,  взрослые, воздействуем на ребенка через игрушку.

Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушением поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Метод куклотерапии  я решила применить в своей работе по коррекции речи.

Цель проекта заключается в том, чтобы раскрыть значение метода и способы использования  куклотерапии в коррекции звукопроизносительных недостатков речи детей.

      Главными задачами считаю -  создание условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей, постоянная стимуляция к речевому общению: организация и поддержка речевого общения детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний; создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне речи.
                           

                                    Основная часть

1. Влияние метода куклотерапии на этапы в коррекции речи дошкольника

В процессе коррекции речи ребенка дошкольного возраста и роли куклотерапии в ней  выделяются три этапа:

1. – «Звукоподражательный».

    Позиция ребенка на данном этапе пассивна, он – активный «слушатель», коррекция речи осуществляется воспитателем, который, используя различные ситуации, направляет и координирует речевую деятельность детей с опорой на фонетико-лексический строй языка.

2. – «Активно-развивающий».

    Позиция ребенка становится более деятельной и энергичной в диалогах с воспитателем, которые ведутся наравне, хотя заметна ведущая роль взрослого.

3. – «Творческо-поисковый».

    Инициатива может исходить от ребенка, проявляющего немало творчества, фантазии. Уровень речевого развития достаточно высок, коррекции подлежит синтаксический строй языка.

   

           2.Особенности коррекционно-речевого процесса

 Процесс становления речи развивается по подражанию, поэтому огромную роль здесь играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых.  Поэтому искажать слова, имитировать детскую речь нежелательно. А вот терпение и доброжелательность – важный фактор!

    Поскольку стимуляция речи осуществляется посредством подражания звукам, успех игровых занятий зависит от выражения лица, улыбки, интонации, тембра голоса взрослых – все это вызывает положительные эмоции и чувство радости от общения.

       Речь имеет важное значение в регуляции поведения. И если у здорового ребенка словесная регуляция поведения начинает развиваться очень рано, уже в первые 2-3 года жизни, то у ребенка с отклонениями в развитии ее формирование значительно задержано. Такие дети игнорируют речевые обращения и инструкции взрослых, в связи с чем деятельность его хаотична, не организована.

          Да и многие словесные инструкции ему могут быть просто непонятны. Поэтому важно правильно давать их: громко, четко и твердо, сопровождая в начале речь жестом, максимально конкретно (с опорой на имеющиеся знания и представления). Поощрять ребенка при этом обязательно!

           

           3. Речевые нарушения звукопроизношения

Теперь обратимся к самым распространенным речевым нарушениям звукопроизношения. Выделяют такие группы звуков: «с», «сь», «з», «зь», «ц», - свистящие; «ш», «ж», «ч», «щ»- шипящие; «л», «ль», «р», «рь»- сонорные; «к», «кь», «г», «гь», «х», «хь» - заднеязычные. В любой из этих групп различают три формы нарушения звуков:

  1. Искаженное произношение звука: «р», например, образуется не кончиком языка, а вибрацией мягкого неба.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка, т.е. неумение произносить его, например: «коова» - вместо «корова».
  3. Замена одного звука другим, например, «колова» - вместо «корова».

Воспитателю  необходимо знать уровень неправильного произношения звука. Их различают три.

Первый уровень.  Полное неумение произнести звук: ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу.

Второй уровень. Правильный звук есть, ребенок произносит его изолированно, даже в отдельных словах повторяет, но либо искажая, либо пропуская (и во фразовой речи), но он не автоматизирован.

Третий уровень. Имеется правильное изолированное произношение звука и в словах, фразах отдельных, но в речевом потоке смешивается с другим, близким по артикуляции или звучанию. Дети часто смешивают звуки «с – ш», «з – ж», «сь – щ», «ц – ч», «л – р», «б – п», «д – т», «г – к».

       От знания уровня произношения зависит характер дальнейшей работы: ставить звук, автоматизировать, проводить дифференциацию с другим звуком.

  4. Приемы использования метода куклотерапии в коррекции речи

А теперь несколько примеров исправления звуков с использованием куклотерапии, как это делаю я.

 Звуки «с», «сь», «з», «ц» -свистящие.

  Звук «с»

Я беру две куклы – девочку и мальчика. «Вот девочка, ее зовут Аня, а вот мальчик –Саня. Повтори».

Ребенок два раза произносит: Аня, Саня.

Воспитатель: «Теперь скажи еще раз и послушай внимательно, как ты называешь мальчика. Слышишь? Послушай как я скажу: «Сссаня». Давай учиться произносить звук «с». Мальчик Саня очень хочет, чтобы ты научился произносить его имя и первый звук в нем». Воспитатель с ребенком закрепляет правильную артикуляцию звука, делая паузы, чтобы внимание ребенка не ослабевало и он успевал контролировать свои действия.

Если на следующем занятии ребенок не сможет воспроизвести правильную артикуляцию, надо показать ее еще раз. Она должна стать привычной. Этого можно достичь путем многократного произношения изолированного звука, вводя элемент игры: воспитатель предлагает воспроизвести свист воздуха, выходящего из насоса, скрип новых сапог… А еще предложить раскрасить картинку-символ – с насосом в синий цвет для Сани (начинается с «с» и холодный, как струя воздуха, образующаяся при артикуляции «с»).

Хорошо усвоенный звук ребенок легко будет автоматизировать в словах, фразах. Вместе с  куклой Саней придумываем небольшие фразы, типа: У Сани сабля. На суку сова. В саду скамейка. Ранее предложенный занимательный материал можно использовать повторно. Однако позиция ребенка значительно активнее.

       

        Звук «сь»

После автоматизации звука «с» вызываю путем подражания звук «сь». Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сю.  Знакомлю ребенка с другом Сани – это Сеня. Правильную артикуляцию звука закрепляем с помощью чистоговорок, типа:

Си-си-си, си-си-си,

Мы поехали в такси.

Се-се-се, се-се-се,

Дружно мы уселись все.

Ся-ся-ся, ся-ся-ся,

Вдруг увидели гуся,

Сю-сю-сю и се-се-се

Мы вернулись, вот и все.

После усвоения правильного произношения слогов  перехожу к словам, а потом кукла Сеня и ребенок проговаривают фразы: Сима сеяла семена свеклы. У Сени сельдь. Сева сел.

 Звук «з»

Здесь я ввожу в игру Зайку и комара. Добившись правильного произношения звука «з»,  приступаю к его автоматизации в словах.    Слова со звуком «з» в конце не использую, так как он в этой позиции оглушается. Вместе с куклой-игрушкой Зайкой дети работают над составлением предложений: Зоя забыла зонт. Коза у избы. У Лизы заболел зуб. В вазе мимоза. У зайки глаза зоркие.

       Звук «зь»

После автоматизации звука «з» вызываю путем подражания звук «зь».

В этом случае мне  помогает кукла Зина. Она резиновая, в зеленом платье, с зелеными ленточками в косичках, Ее купили в магазине.

Предлагаю поработать со слогами: зи, зя, зе, зю.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи,

Ты на Зину посмотри.

Зя-зя-зя, зя-зя-зя,

С Зиной мы теперь друзья.

Зе-зе-зе, зе-зе-зе,

Так не обижай друзей.

Зю-зю-зю, зю-зю-зю,

С Зиной громко я пою.

Далее переходим к словам. Они отрабатываются в неоднократном повторе, как и фразы: У Зины изюм. На земле зелень. Обезьяна и козел – друзья. Ах ты, зимушка-зима!

Можно провести игру «Подарки кукле Зине».

На столе стопкой лежат картинки рисунками вниз. Вызванные дети берут по одной картинке и говорят: «Я дарю Зине землянику», «Я дарю Зине гвоздику», «Я дарю Зине зяблика» и т.д. (Приложение 2)

           Звук «ц»

Постановка звука «ц» возможна только после того, как звук «с» будет исправлен и войдет в речь ребенка.

Провожу упражнение «Тихо, тихо». Дети сидят на стульях и каждый держит куклу или другую игрушку.

Воспитатель: Ребята, наши детки расшалились. Давайте попросим, чтобы они сидели тихо-тихо: «Ц-ц-ц…» Дети грозят куклам пальцем и говорят: «Ц-ц-ц…» Заметив, кто из детей произносит звук «ц» неправильно или тихо, говорю: «Все куклы у нас успокоились, а у Маши кукла шалит. Успокой, Маша, свою куклу». (Маша грозит пальцем кукле и говорит «Ц-ц-ц…», повторяя несколько раз.)

        Чтобы дети хорошо произносили звук «ц», необходимо следить за правильным положением их губ, языка, наличием воздушной струи. Надо учесть, что звук «ц» сложный, состоит из «т» и «с», которые произносятся быстро один за другим. Иногда у ребенка сразу звучит «ц», а иногда получается сочетание звуков: «тэс» или «тыс». Лучше всего это исправить, показать, как без перерыва, сразу произнести «т» и «с». Взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука «ц» он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при «тэс» или «тыс».

Далее предлагаю поработать со слогами: ца, цо, цу, цы…

Цы-цы-цы, цы-цы-цы,

Рядом птицы и птенцы.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца,

Вот куница, вот овца.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу,

Подойдем-ка мы к крыльцу.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо,

Там цыпленок и яйцо.

Автоматизируя звук «ц», вместе с детьми показываем, как подзывают  цыплят: «Цып-цып-цып»…, после чего произносим слова, где звук «ц» стоит на конце (в этом случае легче произносить его более четко, коротко). С отработанными словами придумываем вместе с детьми и повторяем фразы: Его отец – пловец. У колодца цепь. Цыпленок из яйца. У цирка цветут цветы. Он боец и молодец. (Приложение 3)

         Звуки «ш», «ж», «ч», «щ» - шипящие.

Работа над этими звуками проводится аналогично. Правильную артикуляцию в играх и упражнениях поможет закрепить Петрушка. (Приложение 4)

Работать над звуком «ж» помогают куклы Женя и Жанна, жук и пчелы. Слова со звуком «ж» в конце не беру, т.к. в этой позиции он оглушается. (Приложение 5).

Звук «ч» поможет поставить Кузнечик и его «чудесный сундучок». Что лежит в сундучке узнает каждый, если произнесет такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают картинки, называя предметы на них, распределяя по группам: «ч» в конце слова: ночь, дочь, печь, луч, меч, ключ, калач, мяч; в середине: бочка, спичка, птичка, кочка, почка, очки, кисточка, бабочка, уточка, веточка, дудочка, туча, мальчик, девочка, печенье, качели; в начале: чай, чулок, чепчик, чучело, чемодан, Чипполино, часы, чайник, чеснок, чалма, черепаха, чайки.

Придумываем фразы: В чайнике чай. А чье печенье? У мальчика дудочка. Девочка чумазая. В чемодане чучело.

Любят играть дети и в игру «Угостим кукол чаем». (Приложение 6).

Звук «щ» появляется автоматически после того, как будут поставлены звуки «ш», «ж», «ч». Для вызывания звука «щ» ребенку нужно показать, что произнося звук «ш», передвигая язык вперед, ближе к зубам, будет слышаться звук «щ». Полученный звук закрепляем путем звукоподражаний. Отработка звука «щ» проходит при участии Щенка, а затем - во фразах: Щука – хищник. Щенок тащит леща. Щегол пищит. Овощи в ящике. Щи из щавеля. (Приложение 7).

Для шипящих звуков использую упражнения «Приклей конфетку», «Грибок», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Фокус».

       

       Звуки «л», «ль», «р», «рь» - сонорные.

Звук «л»

Сначала отрабатываю правильное положение органов артикуляционного аппарата. С теми детьми, которые неправильно произносят или пропускают звук «л», провожу игру «Пароход» вместе с куклами Ларой и Лушой. Закрепляя звук «л» в слогах, использую игровые приемы (кукла Лара сидит рядом): игра на балалайке, напев песенок на простые знакомые мелодии, звучание колокольчика и т.д. при многократном произнесении слогов ла, лы, ло, лу.

Отрабатываю звук «л» в словах вместе с куклами Ларой и Лушой., где он находится в разной позиции. Работаю с фразами: Лампа и лото на лавке. Лара и Луша куклы. У палатки елка. Ласточка улетела. Колобок убежал. У стола стул.

В качестве разминки можно использовать игры «Лошадка», «Пила». (Приложение 8).

Звук «ль» легко становится по подражанию. Здесь в гости к детям приходят сразу пять кукол – Уля. Лена, Люда, Лира, Леша с игрушечными балалайками, каждая из которых играет на свой лад. Напевы отрабатываем вместе с их хозяйками. С Леной – «ле-ле-ле», с Улей – «ля-ля-ля», с Людой – «лю-лю-лю», с Лирой – «ли-ли-ли», с Лёшой – «лё-лё-лё».

Для закрепления «ль» работаем со словами. Актуальна и работа с фразами: Лиса жила в лесу. Лена ела лимон. Люба поливала малину из лейки. В блюдце вафли и т.д

5.  Роль родителей в ходе коррекционной деятельности

Выше приведена лишь малая часть примеров, как можно использовать куклу в коррекционно-речевой  работе. Кукла помогает придать игровой характер занятиям, и о ее роли не следует забывать. А вот функцию кукловода могут выполнять и родные, близкие ребенку люди во время пребывания его дома (выходные дни, праздники, отпуск родителей). Кукла пока незаменима, однако может меняться местами с ребенком по мере исправления дефектов и взросления, когда наступает активный и творческий момент, позволяющий ребенку взять инициативу в свои руки, организуя поиск и собственную фантазию…

Хочу добавить, что огромную поддержку и понимание я встретила со стороны родителей. К сожалению, как показывают исследования, сегодня наблюдается неэффективное использование воспитательного потенциала ceмьи. У родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно, их педагогические знания отрывочны, нет четких представлений о возрастных и психических особенностях и потребностях ребенка, они не умеют анализировать свои методы воспитания. И как следствие – частые ошибки, снижающие его результативность. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьезным проблемам в формировании личности ребенка, нарушениям социальной адаптации, развитию невротических отклонений.

Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой – они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний. Сегодня у родителей с любым образованием много вопросов о том, как воспитывать ребенка. Поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи.

Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из разнообразных источников. Наиболее популярны среди них Интернет, периодическая печать, научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью, информативностью, наглядностью. Но их недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи, ребенка, непосредственно ответить на вопрос каждого родителя.                                             

                                 

                                     

                             

                                      Заключение  

Анализируя свой опыт работы, пришла к заключению – дети стали более эмоциональны, отзывчивы, активны в общении. В свободной деятельности с удовольствием организовывают инсценировки, игры-драматизации. Дети перестали «зажиматься» и комплексовать. Ни один утренник у нас не обходится без показа сценки. Потому что  я обязательно поощряю ребенка в инициативе высказаться, не  останавливаю детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживаю инициативу, расширяю содержание разговора вопросами, создавая интерес к теме разговора у других детей.
      … И все же, не забывая о занимательном характере коррекционно-речевого процесса, мы не можем отказаться от игры, где воплощены представления ребенка и отношение к окружающему миру.  К.Д.Ушинский говорил о том, что «… в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и  самостоятельно распоряжаться своими же созданиями». Так для развития сюжетной игры необходимы образные игрушки, с помощью которых я, как воспитатель-кукловод вовлекаю детей в решение задач («Зайка устал, уложи его спать», «Мишка хочет гулять, покатай его в коляске», «Кукла Маша хочет есть, приготовь е кашу»). А ребенок, выполняя игровые действия (укладывать спать, кормить ее, умывать, гулять с ней, принимать гостей…), дополняет или заменяет их речевыми высказываниями, которые позднее превращаются в показы-инсценировки.

… Итак, кукла – друг детства, и требует она особого и бережного отношения. Уж, конечно, ни поломки, ни использования в своих целях!..

Вспомните рассказ В. Драгунского «Друг детства». Шестилетний герой рассказа захотел стать боксером. Мама предложила ему для тренировок Мишку, того самого с которым когда-то никогда не расставался, повсюду таскал его за собой, кормил манной кашей и вареньем, укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки… Рассказ кончился тем, что мальчик раздумал, «…Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером…»

Возможно, таким и должно быть отношение к своей любимой игрушке и куклам, напоминающим и  детской поре, шагающим вместе с ребенком от одной ступеньки взросления к другой, передающим эстафету от одного поколения к другому, говоря как бы при этом: «Берегите нас!»

                   

 

     

    Приложение 1.  Разучивание стихотворений.

Дети с общим недоразвитием речи, как правило, не запоминают стихов. Начинать разучивать стихи с ними лучше в две строки сначала с кукловодом, а затем ребенок сам становится им и разучивает стихи со своим другом-куклой.

- «Би-би-би, - гудит машина, -

Не поеду без бензина».

- Это миска. В миске

Молоко для киски.

- Это самолет.

В нем летит пилот.

- Укусила кису муха.

И болит у кисы ухо.

- Мама в комнату вошла

И пирог нам принесла.

- На крыльце лежат котята,

Под крыльцом лежат цыплята.

- Это для Леночки

Мороженое на тарелочке.

- Захотела кошка спать –

Вот и лезет на кровать.

- Говорит собака: «Ам!

Кошке мясо не отдам».

- На кусте сидит галчонок,

Под кустом сидит зайчонок.

Приложение 2.

Занимательный материал для автоматизации звуков «з-зь».

Идет коза, коза-дереза,

За-за-за, за-за-за.

Злые глаза у козы-дерезы,

Зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Козлята идут вместе с козой,

Зой-зой-зой, зой-зой-зой.

Зоя ведет козлят и козу,

Зу-зу-зу, зу-зу-зу.

         ***

Там в зените звонко-звонко

Он звенит, не зябнет только…? (зяблик)

Ползун ползет, иголки везет. (ежик)

Захар змея запускает,

Зоя с зайкою играет,

Зина в лес пошла,

Землянику нашла.

        ***

В зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок, как флажок я несу.

Зеленая шишка под елкой молчит,

 Зеленая музыка где-то звучит.

Зеленый кузнечик в зеленой стране Играет зеленую песенку мне.

Приложение 3.

Занимательный материал для автоматизации звука «ц»

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву «ц»:

- Подойди, цыпленок Цып,

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.

          ***

Курица волнуется,

Не пугайте курицу.

         ***

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов, наконец,

Прогоните овец!

        ***

Зачем такой носище

Цапле?

Затем,

Чтоб цапли Рыбок цапали? (Б.Заходер)

Приложение 4.

Занимательный материал для автоматизации звука «ш»

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Гулять вышли малыши.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Ах, как листики шуршат!

Шо-шо-шо, шо-шо-шо,

На душе так хорошо!

           ***

Слышит мишка краем уха,

Как жужжит над ухом муха.

Мишка лапой муху хвать!

Мухи слыхом не слыхать!

Но понять не может мишка,

Отчего над ухом …(шишка)

            ***

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему…(штанишки)

           ***

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно…(шишек)

          ***

Приложение 5.

Занимательный материал для автоматизации звука «ж»

Ай да елочка, свежа, так похожа на ежа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа.

Вокруг елки покружи,

Жи-жи-жи, жи-жи-жи.

С ней, красивой, подружи,

Жи-жи-жи, жи-жи-жи.

Зайку ей я положу, положу,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

На игрушку полюбуюсь, погляжу,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

           ***

Лежебока рыжий кот,

Отлежал себе…(живот)

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын…(жираф)

            ***

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок:

Там растаял снежок,

Заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки!

            Приложение 6.

Занимательный материал для автоматизации звука «ч»

Игра «Угостим кукол чаем»

На кукольном столе стоит чайный сервиз, за столом сидят четыре куклы. Предлагаю: «Давайте, ребята. Дадим нашим куклам ласковые имена (Танечка, Анечка, Любочка, Яночка). Затем предлагаю одному из детей налить чай из чайника в чашку Танечке, говоря при этом: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье».

Спрашиваю других детей: «Что делает Маша?» (Дети отвечают). Затем выходит другой ребенок для продолжения игры – пока всех кукол не угостим чаем и печеньем.

Спрашиваю, как себя чувствуют куклы по их мнению. (Чудесно!)

            ***

Ручеек, ручеек,

Дай водички на чаек.

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Пить с печеньем, с калачом,

И пирог испечем!

И, сверкая под лучами,

Засмеялся родничок,

Быстро прыгнул

С камня в чайник –

Дал водички на чаек!

           ***

Приложение 7.

Занимательный материал для активизации звука «Щ»

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

         ***

Щука в речке жила, щеткой воду мела,

Щи варила для гостей, угощала пескарей.

         ***

Он длиннющий! Он большущий,

Он от тучи до земли…

Пусть идет он пуще, пуще.

Чтоб грибы скорей росли! (дождь)

          ***

Глазищи, усищи,

Хвостищи,

А моется всех чище.

Кто это? Кот-котище!

         *** Я вам быстро перечислю.

                Что я кждой щеткой чищу.

                 Этой щеткой чищу зубы,

                 Этой щеткой – башмаки.

                 Этой щеткой чищу брюки.

                  Все три щетки мне нужны.

Приложение 8.

Занимательный материал для автоматизации звука «л»

Игра «Лошадки»

Одна половина детей изображает лошадок, другая – кучеров. «Кучера» подходят к стоящим в ряд «лошадкам». Поглаживая их по спине, они говорят:

Ну и лошадка – шерстка гладка.

Чисто умыта с головы до копыта.

Овса поела и снова – за дело.

Кучера запрягают лошадок, говорят: «Но-но-но…». Лошадки цокают языком, скачут. Затем дети меняются ролями.

Игра «Пила»

Дети парами, взявшись руками крест-накрест, «пилят дрова», читая в такт движениям:

Запилила пила, отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и стала,

Начинай сначала.

Образовав новые пары, дети продолжают игру.

             ***

Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила.

Миле в глаз попало мыло.

- Что ты плачешь, наша Мила? - Я выплакиваю мыло!

Приложение 9.

Занимательный материал для автоматизации звуков «р-рь»

Ре-ре-ре – стоит домик на …(горе).

Ри-ри-ри – на ветках…(снегири).

Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар).

Ор-ор-ор – созрел красный…(помидор).

Ир-ир-ир – мой папа…(командир).

Ра-ра-ра – у мышки есть…(нора).

       ***

Не скажу я никому

Почему

Тигры рычат: «Гар-р-р»,

Вороны кричат: «Кар-р-р»,

Кони хрипят: «Хр-р-р»,

Ставни скрипят: «Скр-р-р»,

Не скажу я никому

Почему

Кенар поет: «Тью-ир-р-р»,

Летит вертолет: «Др-р-р»,

Трактор ревет: «Тр-р-р»,

Катер плывет: «Шр-р-р»,

И не догадается никто,

Что

Тигры рычат,

Ставни скрипят,

Кони храпят,

Чтоб научить всех ребят

Трудное «р-р-р-р» выговаривать!..

                  (П. Высотский)

             ***

Красить комнаты пора –

Пригласили маляра,

Он приходит в новый дом

С яркой краской и ведром.

              ***

 Барабанщик сильно занят,

Барабанщик барабанит:

Та-ра-ра, та-ра-ра,

На прогулку пора!

            ***

Варя варит, Жора жарит,

Петя песенки поет.

           ***

Роет землю старый крот,

Разоряет огород.

           ***

У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Приложение 10.

Занимательный материал для автоматизации звуков «к-кь»

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

Ок-ок-ок, ок-ок-ок,

А зайчишка прыг да скок,

От лисицы наутек.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка,

Кошка Мурка хоть ловка,

Ак-ак-ак, ак-ак-ак,

Не поймает мышь никак.

Кы-кы-кы, кы-кы-кы,

От дождя кусты мокры.

Ык-ык-ык, ык-ык-ык,

В землю листик носом тык.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку,

Поет птица на суку.

Ук-ук-ук, ук-ук-ук,

Кто в лесу там стук да стук?

       ***

Кот копеек накопил, кошке козочку купил,

А козе – капустки, кочанчики хрустки.

Будет козочка крепка, Кошке даст молока.

                                           (В.Лунин)

Приложение 11.

Занимательный материал для автоматизации звуков «г-гь»

Га-га-га, га-га-га,

Гуси гоготали громко.

Го-го-го, го-го-го,

До деревни ехать долго.

Всем в дороге помогу,

Гу-гу-гу, гу-гу-гу.

Друга верного найду,

Гу-гу-гу, гу-гу-гу.

     ***

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

     ***

До города дорога в гору,

От города с горы.

     ***

На горе гогочут гуси,

Под горой огонь горит.

    ***

Грустный клоун – бегемот

Грустным голосом поет

Песню грустную-прегрустную:

- Я люблю лягушку вкусную.

Приложение 13.

Занимательный материал для автоматизации звуков «х-хь»

Ха-ха-ха и ах-ах-ах,

Мы в поход на парусах.

Рокот волн как шум в лесах.

Хо-хо-хо и ох-ох-ох,

Чей-то вдруг раздался вздох,

Видно, слух твой, ох, неплох.
       Хы-хы-хы и ух-ух-ух,

В небесах летает пух.

            ***

Хомяку сказал хорек:

«Хвост твой узок, мой широк!»

           ***

На пяти проводах

Отдыхает стая птах.

             ***

Хомяк зимою, в холод лютый

Не хочет мерзнуть ни минуты.

Хитрец холодною порой

Храпит в хоромах под землей.

          ***

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо да бух-бух!

                                         Список литературы          

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Лань, 1999
  2. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников – М.: Школьная Пресса, 2000
  3. Дети дошкольного возраста с ОНР – СПб.: Детство-пресс, 2000
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: Аркти, 2004.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М: Просвещение, 2003
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников – М.: Просвещение, 1973
  7. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложение – что это? – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2003
  8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Применение методов и приёмов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Недоразвитие речи  у детей дошкольного возраста и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Одним из способов решения...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРАВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...

Педагогический проект. "Эффективность метода кинезиологии в коррекционной работе для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями."

Последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррек...

доклад и опыта работы "Интерактивный стол в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"

В статье рассказывается о предшествующей и текущей работе на интерактивном столе с  детьми старшего возраста https://disk.yandex.ru/d/OjRU6spkZKXZ7QПредоставляется презентация "Интеракт...

Педагогический проект «Эффективность метода кинезиологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями на логопункте»

Главной задачей дошкольных учреждений является коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии использования комплекса разнообразных средс...

Практическое применение телесно - ориентированных методов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

                  Считаю эффективным включение  в процесс моей коррекционной работы с детьми  предложенные  элементы...