Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию. «Весна пришла»
методическая разработка

Кузьмина Надежда Александровна

Методическая разработка по изобразительной деятельности. Эксперементирование с красками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по художественно эстетической                                                                                                          деятельности. Комплекс  занятий с использованием технологии экспериментирования. Для  детей дошкольного возраста.

 Разработчик: Кузьмина Надежда Александровна,                                                                     воспитатель  детского сада,
ГБДОУ № 110 невского района города Санкт- Петербург.
 
В условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ исследовательская  деятельность и детское экспериментирование являются важнейшими направлениями как познавательного, так и общего психического развития дошкольников. Экспериментальная деятельность  вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина, которые рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с дошкольниками. Дошкольное образование в соответствии с современными требованиями призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Данные мероприятия проводятся в форме экспериментирования с красками.  
Материалы: Краски гуашь, кисти, бумага, стаканчики с водой.
Описание хода проведения мероприятия:
 Для более успешного выполнения детьми живописного пейзажа. Было выделено 3 этапа экспериментирования: спонтанное, репродуктивное, творческое.
     
На первом этапе дети самостоятельно, в игровой форме смешивали краски для получения нового оттенка.
На втором этапе дети под руководством педагога выполняли цвет неба, смешивая попарно краски между собой и цвет земли, смешивая их вместе.
На третьем этапе дети выполняли элементы пейзажа самостоятельно, смешивая различные краски попарно при выполнении неба и смешивая их вместе при выполнении земли. После выполнения серии заданий с элементами экспериментирования уровень владения красками и кистью у детей повышается.
     Следовательно, технология экспериментирования положительно повлияла на обучение  детей дошкольного возраста основам пейзажной живописи.

Далее предоставлен комплекс занятий и список использованной литературы.


 Первое занятие.
Тема: Спонтанное экспериментирование.

Серия упражнений. Превращение красок при помощи волшебной кисточки.

Вначале детям объясняются правила работы кистью, красками и водой.

 Ребята сейчас мы будем играть с красками. Для этого нужны краски, бумага, вода и конечно кисть.

Кисть намочить излишек воды убрать о край стаканчика взять на кончик темную краску синего цвета. И вот вышла синяя краска гулять по белой полянке пошла на права потом на верх. Потом помыли кисть и взяли белую краску, и стала она догонять синюю краску на нашей белой поляне догнала и запятнала.

Опять помыли кисть и взяли на самый кончик кисти красную краску. Стала она догонять их запятнала синюю и белую. Теперь водит белая. Помыли кисть и взяли белую краску си стала она догонять красную и вот почти вся полянка стала разноцветной как вдруг пришла желтая краска и стала прыгать по полянке добавляя желтый во все пустые уголки.

Так краски вернулись домой, а полянка так и осталась разноцветной. Теперь попробуйте и вы поиграть в пятнашки с краской.  


Второе занятие.
Тема: Репродуктивное экспериментирование. Цвет неба ( упражнение)

Смешивание синей и белой краски, получение голубого цвета.

Работа кистью, выполнение мазка.

Задачи:

1. Дать детям изобразить на листе бумаги цвет неба.

2. Продолжать учить детей правильно держать кисть.

3. Прививать любовь к природе.

4.Использовать  дидактическую игру для закрепления правил рисования.

Материал: Бумага, гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой, игра.

Задание: Дети смотрят на компьютере презентацию «Такое разное небо», играем в игру, чтобы закрепить правила рисования, затем изображают на листе бумаги цвет неба.

Обратить внимание на то, что в небе сливаются разные цвета.

Третье занятие.
Тема: Репродуктивное экспериментирование. Цвет земли( упражнение)

Смешивание красной, синей, жёлтой красок, получение  различных оттенков коричневого цвета.

Задачи:

1.Учить детей рисовать землю.

2. Продолжать учить правильно держать в руках кисть.

3.Прививать  любовь к творчеству.

4.Продолжатьучить использовать  мазок, не оставлять пустых мест.

Материал:  гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой, бумага.

Задание: Изобразить на листе бумаги землю. Делаем землю также как и небо, но белил у нас меньше и мазки уже не в разные стороны, а в одну.


Четвертое занятие.
Тема: Творческое экспериментирование.«Цвет неба и земли (линия горизонта) » ( упражнение на листе А5)

Задачи:

1.Учить детей рисовать землю.

2. Учить зрительно разделять небо и землю.

3. Продолжать учить правильно держать в руках кисть.

4.Прививать  любовь к творчеству.

5.Продолжатьучить использовать  мазок, не оставлять пустых мест.

Материал:  гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой, бумага.

Задание: Изобразить на листе бумаги небо и землю.

1.Определение линии горизонта.

 2. Смешивание попарно на листе синей, красной, жёлтой красок с белой.

3. Смешивание красной, синей, жёлтой красок, получение  различных оттенков коричневого цвета.

Зрительно разделяем лист бумаги пополам ,рисуем небо, как мы уже пробовали и умеем. Делаем землю также как и небо, но белил у нас меньше и мазки уже не в разные стороны, а в одну.











         Пятое занятие.
Тема  «Деревья»

Задачи:

1.        Продолжать учить детей правильно держать кисть.

2.        Учить  отступать от края листа некоторое расстояние перед тем как рисовать дерево.

3.        Учить рисовать ствол утоньшая его к верхушке.

4.        Учить рисовать ветки от ствола.

Материал: гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой, бумага.

Задание: Изобразить на листе бумаги дерево. В начале нам надо отступить несколько сантиметров от края листа и только потом рисовать дерево. Дерево рисуем в центре листа, сам ствол мы рисуем снизу вверх. Плавные движения рукой. Сначала мы нажимаем на кисть, чтобы ствол бал толстый у основания, далее постепенно ослабляем нажим. Затем, когда ствол у нас нарисован мы рисуем ветки .

Шестое занятие.
Тема: Творческое экспериментирование.«Цвет неба и земли(линия горизонта) продолжение » на листе А4

Задачи:

1. детей рисовать землю.

2. Продолжать учить зрительно разделять небо и землю.

3. Продолжать учить правильно держать в руках кисть.

4.Прививать  любовь к творчеству.

5.Продолжатьучить использовать  мазок, не оставлять пустых мест.

Материал:  гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой, бумага.

Задание: Изобразить на листе бумаги небо и землю. Зрительно разделяем лист бумаги пополам ,рисуем небо, как мы уже пробовали и умеем. Делаем землю также как и небо, но белил у нас меньше и мазки уже не в разные стороны, а в одну.

Выполнение рисунка деревьев кистью по фону неба и земли, выполненного предварительно.


Список использованной литературы.

  1. Амонашвили Ш.А. -Личностно-ориентированная основа педагогического процесса. – Минск., 1990
  2. Валова,Л.Б. Исследовательская деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие / Л.Б.Валова.- Бийск: БПГА им. В.М.Шукшина, 2008.- С.6-9.2
  3. Дергунская В. А. «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ». Управление ДОУ. 2005-№3.3
  4. Иванова О.Л., Васильева И.И. Выразительные возможности цвета. Жёлтый, синий, красный.-СПб.: Агенство образования сотрудничества, 2005.-80с.
  5. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений эксперементов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И.Иванова.- М.:ТЦ Сфера, 2003.-55с.4
  6. Коджаспиров  Г.М., Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. учебн. заведений. — М.: Академия, 2000. С. 176.5
  7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез, 2005-129 с.
  8. Копцева Т.А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству.- М.: Творческий центр, 2006.6
  9. Крулехт М. В. «Педагогические технологии реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада». Методические советы к программе «Детство». СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.7
  10. Куликовская, И.Э., Совгир, Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебное пособие /И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.- М.:Педагогическое общество России, -2003.- 56 с.8
  11. Мовчанюк М.Л. Ознакомление  дошкольников с жанром живописи пейзаж.Электронный ресурс] / Мовчанюк М.Л.// Социальная сеть работников образования - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2012/05/21/oznakomlenie-doshkolnikov-s-zhanrom-zhivopisi-peyzazh

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Весна-красна»

Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников определяется тем, что художественно-эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно влияет на познани...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование, нетрадиционная техника) «Весна пришла, цветут цветы...»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование, нетрадиционным способом)Тема: «Весна пришла, цветут цветы…»Цели: - закрепить представление о весне;- продолжать ...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему «Весна идёт, весне дорогу» во 2 младшей группе.

Цели: - Продолжать обучать детей в работе с бумагой, выполнению аппликации различными способами (посыпка, мятая бумага);  - Продолжать учить работать с клеем;  - Развивать мел...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Весна пришла"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Весна пришла"...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (музыка) по теме: "Пришла весна" для детей средней группы

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (музыка) по теме "Пришла весна" для детей средней группы...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. «Весна. Расцвели одуванчики» ( средняя группа)

Программное содержание:Учить детей рисовать одуванчики с натуры сначала простым карандашом, располагая их на всем листе.Учить самостоятельно подбирать цвета, обводить точками нарисованный контур...