Я имею право на имя
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 Яшкинского муниципального района»
Конспект занятия для старшей группы
по формированию у детей
элементарных представлений о правах
«Я имею право на имя»
Воспитатель:
Рабцун Н.В.
2017
Программное содержание
Формировать у детей элементарные представления о праве на имя.
Познакомить понятиями «однофамильцы», «тезка»
Обогащать, расширять словарь по теме: «Имя» - знакомство с значениями имен.
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имен.
Развивать диалогическую речи через высказывания детей: вопросы, ответы.
Совершенствовать координацию движений.
Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.
Словарная работа: право, тезка, фамилия, имя, однофамильцы.
Ход занятия
В: Добрый день, дети. Вы прекрасней всех на свете.
Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в путешествие
В: (показывает глобус): Что это такое?
Д: Глобус
В: Для чего нам нужен глобус?
Д: Чтоб рассматривать мир
В: Глобус – это маленькая модель земного шара.
Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей – более 200 наций. Все они похожи: у каждого есть свое тело, лицо. Но в то же время люди разные, они отличаются друг друга, каждый человек неповторим.
Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?
Д: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.
(Звучит плач грудного ребенка)
В: Дети, кто же это плачет?
Д: Маленький ребенок
В: Да, так плачут дети, которые только родились
Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?
Д: Они одинаковые, но у них разные чепчики, костюмчики: розовый и синий. (Чтоб отличить их по одежде: мальчики в голубом, девочки в розовом)
В: Новорожденные дети почти все время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно было бы, если вас называли бы цифрой?
Д: Нет
В: У каждого человека есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Послушайте загадку и догадайтесь, о чем она:
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать, надо вслух назвать.
Д: Имя
В: Мы сегодня поговорим о праве ребенка на имя.
Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
А как вы думаете, зачем люди придумали имена?
Д: Чтобы знать, девочка или мальчик, мужчина или женщина, отличать одного человека от другого
В: А знаете ли вы, что имена – это не просто набор звуков, а они несут информацию о человеке, который носит это имя.
А сейчас, дети, давайте расскажем, что означают ваши имена.
Артем – здоровый
Катя – чистая
Сережа – слуга Бога
Кирилл – господин
Айнура – свет луны
Мария – госпожа
Игра «Как растет имя»
В: Имя идет с человеком по жизни. Мы растем и с нами растет наше имя.
Это было так давно… Звали эту девочку Оленька. Девочка подросла и пошла в школу и стали звать ее Оля. Сейчас она уже взрослая и работает воспитателем и зовут ее Ольга.
Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца.
Давайте поиграем с вашими именами.
Физминутка
В: Каждому человеку приятно, когда его называют ласковым именем. У меня есть капелька доброты, мы будем ее передавать, называя друг друга ласково и говоря приятные слова.
Посмотрите, какие ласковые имена у нас получились.
У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
- Не дразниться
- Не придумывать клички
- Обращаться друг к другу вежливо, ласково
- К взрослым обращаться по имени, отчеству
Если нарушили правило, то обязательно извиниться и попросить прощения
К имени человека всегда относились с уважением, если он того заслуживал. Вы знаете пословицы?
- Доброе имя лучше богатства
- Имя хорошего человека не забывается
В: Есть такие люди, которые прославили свое имя. Кого из известных людей вы знаете? (А.Г. Тулеев А.С. Пушкин, Юрий Гагарин, В.В. Путин)
На свете много разных имен, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например, Саша – девочка и мальчик. Таких людей называют «тезками»
Послушайте стихотворение:
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье
Ведь у них, куда не глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: Таня встань!
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как отличить девочек?
Д: По фамилии
В: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами
В: Когда вы родились, вам дали вот такое «Свидетельство о рождении». Там написаны ваши имя, отчество и фамилия, имена, отчество и фамилии родителей, место и число вашего рождения. Когда вам исполнится 14 лет вам выдадут другой документ.
В: Паспорт. В паспорте будут написаны ваши фамилия, имя, отчество. Я имею паспорт.
Скажите, с чем мы сегодня познакомились?
Д: Каждый ребенок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имен, отчеств, фамилий.
В: Когда вы вырастете и станете взрослыми, то будете хорошими, добрыми людьми. Сделаете много добрых дел и прославите свои имена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...
Краткосрочный проект детско - родительских отношений в ДОУ "Имею право на права"
Данный проект содержит практический материал по реализации проекта детско - родительских отношений в ДОУ. Проект охватывает работу с детьми, педагогами и родителями....
Права ребенка в рамках проекта "Я имею право"
Методический материал...
Родительское собрание на тему: " Конвенция о правах ребёнка" и презентация «Я имею право!»
Конвенция связывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту. Поэтому так важно, чтобы родители знали свои прав...
"Я имею права, я имею обязанности"
Конспект занятия о развитии правового мировоззрения и представления о нравственности....
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах. «Я имею право на имя».
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах «Я имею право на имя»....