Игровой проект: "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"
проект (старшая, подготовительная группа)
В данном игровом проекте представлены методы и приёмы, способствующие обогащению содержания игровой деятельности дошкольников, активизации речи и формированию коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учимся проживать чувства и эмоции социально-приемлемым способом! | 88.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 210 «ЛАДУШКИ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
__________________________________________________________________________________________
Игровой проект:
«Развитие нравственно-патриотических качеств
у детей старшего дошкольного возраста
посредством сюжетно-ролевой игры»
Тольятти, 2024
Паспорт проекта
Автор-составитель: Федотова Анжелика Николаевна
Занимаемая должность: педагог-психолог
Наименование проекта | Развитие нравственно-патриотических качеств у детей посредством сюжетно-ролевой игры |
Вид проекта | Игровой |
Разработчик проекта | Педагог-психолог |
Основные исполнители Проекта | Педагог-психолог, воспитатели, родители (законные представители) |
Цель проекта | Создание условий для развития нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр |
Основные задачи проекта | Образовательные:
|
Развивающие:
| |
Воспитательные:
| |
Ожидаемые результаты реализации Проекта |
|
Критерии эффективности Проекта |
|
Основные принципы Проекта | Принцип личностно-ориентированного взаимодействия, где акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность воспитанников. Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций. Принцип активной позиции ребёнка, при котором главным становится не решить проблемы за ребёнка, а научить его решать их самостоятельно, создавая условия для становления способности ребёнка к саморазвитию. Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия, обуславливающие совместную деятельность участников Проекта в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения трудностей, возникающих в ходе его реализации. |
Нормативно-правовая база проекта |
|
Обеспечение Проекта: материально-техническое | Создание игрового пространства:
|
Учебно-методическое | Наличие демонстрационного, дидактического, стимульного, консультационного материала |
Пояснительная записка.
Формирование подрастающего поколения происходит сегодня в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, высокой занятостью родителей (законных представителей). Повышаются проблематичность и актуальность нравственно-патриотического воспитания в образовательном процессе. На дошкольные образовательные организации возлагается ответственность найти более эффективные методы и подходы к приобретению дошкольниками социально приемлемых способов поведения на основе усвоения этических норм морали.
Именно в дошкольном детстве начинается активное познание мира чувств и человеческих взаимоотношений, формируются начальные личностные качества будущего гражданина своей страны, его патриотически-нравственное сознание.
К завершению периода дошкольного образования дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе, появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Дети учатся соотносить патриотически-нравственные представления с конкретным поведением, действовать в соответствии с требованиями, предъявляемыми взрослыми. Однако иногда наблюдается разрыв в сознании и поведении ребёнка: он знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии с полученными знаниями.
Хочется отметить, что в конце дошкольного возраста зачастую проявляются негативные нравственные образования. Поэтому как специалистов дошкольных организаций, так и родителей (законных представителей) продолжают волновать такие вопросы как:
- Как научить ребёнка откликаться на проблемы другого человека?
- Как воспитать умение честно признаваться в совершённом поступке?
- Как научить детей следовать нравственным ориентирам? И другие.
Проблема поиска путей управления качеством патриотически-нравственного развития детей дошкольного возраста продолжает оставаться актуальной и на сегодняшний день. Прочность и устойчивость усвоения той или иной нравственной нормы зависит от того, какой механизм заложен в основу педагогического воздействия. Изначально необходимы знания, на основе которых будут складываться представления о сущности нравственной нормы, о необходимости её усвоения. Должно появится желание овладеть данной нормой. Появление мотива, в свою очередь, способствует формированию социального чувства. Чувства придают процессу формирования нравственного сознания значимую окраску и влияют на прочность складывающегося качества личности. Поступки и поведение выполняют функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, образуется своего рода формула нравственного воздействия:
Знания, представления + мотивы + чувства и отношение + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество.
Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то и развивать нравственно-патриотические качества целесообразно развивать посредством игровых технологий.
Поэтому целью проекта является создание условий для развития нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
В первую очередь, данный проект ориентирован на педагогов (воспитателей) и родителей (законных представителей), которые являются значимыми взрослыми, источниками информации для малышей, а также примером для подражания, а через них – на детей. Предполагается, что если значимые для детей взрослые будут владеть знаниями о возрастных особенностях развития игровой деятельности, о формах, игровых методах и приёмах воздействия, то процесс освоения и усвоения детьми нравственных норм и воспитание нравственно-патриотических качеств пройдёт более продуктивно.
Такие формы и методы работы, как:
С педагогами и родителями | С детьми |
|
|
способствуют наиболее эффективному решению поставленных задач в рамках реализации проекта и получению как качественного, так и количественного результата:
Количественный результат | Качественный результат |
Картотека сюжетно-ролевых игр по развитию нравственно-патриотических качеств | Возможность снять нервно-психическое напряжение |
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды атрибутами и материалами, необходимых для сюжетно-ролевых игр | Возможность прожить негативные переживания, чувства, эмоции в социально-приемлемой форме, найти альтернативное решение в сложившейся ситуации («А как поступил бы Змей-Горыныч», «Царевич Елисей» и т.д.) |
Наличие информации о доле детей, родителей и педагогов:
| Возможность поменяться ролями и прочувствовать опыт каждой роли. Отражение межличностных отношений в самостоятельной игровой деятельности. |
Проект «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей посредством сюжетно-ролевой игры» является долгосрочным и рассчитан на учебный год (9 месяцев).
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.
Этапы реализации проекта.
I этап – предварительный.
- Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей
- Наблюдение за руководством педагогами сюжетно-ролевыми играми детей
- Изучение соответствующей литературы:
- по развитию сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста,
- по формированию нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста,
- Экспертиза РППС на соответствие требованием ФОП с учётом возрастного периода
- Подбор соответствующей художественной литературы (сказки, басни, пословицы, поговорки, рассказы)
- Подготовка материалов для оказания методической, информационной и консультативной помощи, педагогам и родителям
- Анкетирование родителей с целью сбора информации об отношении к нравственному воспитанию в ДОО
- Тестирование детей с целью определения степени ориентирования на ту или иную норму морали
II этап – основной
Дата | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Сентябрь | Сюжетно-ролевая игра «Моя семья», «Идём в гости» | Памятка «Коротко о важном: что нужно знать о детской игре» | Консультация: «Благоприятная атмосфера в семье – залог психического здоровья ребёнка» |
Октябрь | Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Парикмахерская» | Практикум «Игра – дело серьёзное!» |
|
Ноябрь | Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Библиотека» | Памятка «Слова, которые значимы для нравственного развития личности ребёнка» |
|
Декабрь | Сюжетно-ролевая игра «Подготовка к Новому году в кругу семьи», «Подготовка к Новому году в детском саду» | Памятка «Правила поведения взрослых, способствующие профилактике негативных нравственных образований у детей» |
|
Январь | Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «Поликлиника», «Медицинский осмотр» | Памятка «Что делать, если ребёнок взял чужую вещь?!» | Практикум «Игра – дело серьёзное!» |
Февраль | Сюжетно-ролевые игры: «Защитники Отечества», «Транспорт», «Строители» | Памятка «Что делать, если ребёнок говорит неправду?!» |
|
Март | Сюжетно-ролевые игры: «Женский день – 8-е марта» «У меня зазвонил телефон» | Памятка «Что делать, если ребёнок ленится?!» |
|
Апрель | Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Театр» | Памятка «20 способов похвалить ребёнка» | Мастер-класс «Использование игровых ситуаций для закрепления правил культуры поведения у детей» |
Май | Сюжетно-ролевые игры: «На отдыхе», «Пикник» | Викторина «Особенности развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста» | «Памятка выезжающим на природу» |
III этап – заключительный.
- Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей (диагностический момент – наличие потребности играть, желание взаимодействовать с игровыми партнёрами, способность к самостоятельному сюжетосложению, умение использовать предметы-заместители и т.д.)
- Наблюдение за руководством педагогами сюжетно-ролевыми играми детей (диагностический компонент – готовность педагога принимать участие в игре, брать на себя игровую роль, обогащает ли сюжет и т.д.)
- Экспертиза РППС – оснащение РППС соответствующими игровыми, дидактическими материалами и атрибутами, в том числе изготовленными детьми
- Тестирование детей с целью определения динамики в ориентировании на ту или иную норму морали
- Итоговое мероприятие «Какими в жизни следует быть?!»
Цель: закрепить представления детей о нравственных нормах.
Ход занятия
- Беседа: «Хорошо ли вы знаете сказки?»
- Конкурсы
Конкурс 1: детям предлагают прослушать отрывки из знакомых сказок и охарактеризовать поведение сказочных героев с учётом нравственных оценок.
Конкурс 2: детям предлагается закончить предложение «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был лживый…» …
Конкурс 3: детям предлагается пояснить смысл пословицы или поговорки.
- Игра «Скажи наоборот»
- Упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?»
- Тестовое задание «а что сказали бы вы?»
- «На кого вы хотели бы быть похожими»
- Подведение итогов занятия.
Приложение 1
Методика «Незаконченное предложение»
Цель: изучение особенностей нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Первая серия
- Я знаю, жадность – это…
- Жадность начинается...
- Жадничают только…
- Причины жадности в том, что…
- Я не хочу жадничать, потому что…
- Если видишь жадного человека, надо…
- Быть в жизни щедрым – значит…
- Чтобы человек был щедрым, надо…
- Встретив щедрого человека, я думаю…
Вторая серия
- Я знаю, что лень – это…
- Лень начинается…
- Ленятся только…
- Причина лени в том, что…
- Ленивому человеку живётся…
- Нельзя прожить жизнь без труда, так как…
- Быть в жизни трудолюбивым - значит…
- Чтобы человек был трудолюбивым, надо…
- Когда я вижу трудолюбивого человека, я думаю…
Третья серия
- Я знаю, что ложь – это…
- Ложь начинается…
- Говорят неправду только…
- Причина лжи в том, что…
- Лживому человеку живётся…
- Я не хочу говорить неправду, потому что…
- Быть в жизни честным - значит…
- Чтобы человек никогда не обманывал других, надо…
- Когда я вижу, что человек поступает честно, я думаю…
Четвёртая серия
- Я знаю, что хвастовство – это…
- Хвастовство начинается…
- Хвастаются только…
- Причина хвастовства в том, что…
- Я не хочу хвастаться, потому что…
- Если видишь хвастливого человека, надо…
- Быть в жизни скромным - значит…
- Чтобы человек был скромным, надо…
- Встретив скромного человека, я думаю…
Приложение 2
Техника «Ролевой куст»
администратор товаровед грузчик кладовщик водитель
уборщица Магазин охранник
продавец кассир консультант покупатели
Список использованных источников:
- Блинова Г.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта / Г.М. Блинова, Е.Ф. Горохова, А.М. Блинова //Детство как антропологический, культурологический, психологопедагогический феномен: материалы IV междунар. науч. конф. в рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". (Самара, 15 июня 2018 г.) – Самара, 2018. - С. 220-224.
- Л.Д. Есина. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
- Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 192 с. — (Библиотека журнала «Директор школы».)
- Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет / Авт.-сост. Н.В. Макарычева. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с. (Растём гражданами и патриотами)
- Играю – значит интересно живу: учебно-методическое пособие / И.В. Ткаченко, Н.А. Богачкина, Е.Е. Молодцова и др. – М.: Дрофа, 2008. – 302, [2] с.: ил. – (Дошкольник. Давайте поиграем!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Край, в котором мы живем" (интеллектуальная игра по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста)
Формирование представления старших дошк.ольников о родном крае, городе...
Воспитание социально-нравственных качеств детей старшего возраста через сюжетно-ролевую игру
«Школа» (подготовительная к школе группа)...
Методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»
Методическое пособие сюжетно-ролевая игра «Телевидение» разработано в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,для решения задач по социа...
Проект программы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Пикник на природе»
Дети вместе с родителями любят проводить время на природе, поэтому проигрывая знакомые ситуации, они расширяют и закрепляют представления о правилах поведения на природе и учатся соблюдать их.Иг...
Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.
Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...
Фрагмент руководства игровой деятельности (ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно – ролевая игра «ЗООПАРК»
Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка. Через игру ребенок знакомится с различными профессиями, развивает общение с детьми, учиться жить в коллективе. В моей группе хорошо продуман...
Сценарий квест-игры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий квест-игры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...