Игровой проект: "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"
проект (старшая, подготовительная группа)

Федотова Анжелика Николаевна

В данном игровом проекте представлены методы и приёмы, способствующие обогащению содержания игровой деятельности дошкольников, активизации речи и формированию коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 210 «ЛАДУШКИ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

__________________________________________________________________________________________

Игровой проект:

«Развитие нравственно-патриотических качеств

у детей старшего дошкольного возраста

посредством сюжетно-ролевой игры»

Тольятти, 2024

Паспорт проекта

Автор-составитель: Федотова Анжелика Николаевна

Занимаемая должность: педагог-психолог

Наименование проекта

Развитие нравственно-патриотических качеств у детей посредством сюжетно-ролевой игры

Вид проекта

Игровой

Разработчик проекта

Педагог-психолог

Основные исполнители Проекта

Педагог-психолог, воспитатели, родители (законные представители)

Цель проекта

Создание условий для развития нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Основные задачи проекта

Образовательные:

  1. Акцентировать внимание педагогов и родителей на возрастных особенностях развития сюжетно-ролевой игры
  2. Актуализировать знания педагогов и родителей о методах и приёмах, способствующих обогащению содержания игровой деятельности дошкольников
  3. Ознакомить педагогов и родителей с техникой «Ролевой куст»
  4. Формировать у педагогов и родителей навык руководства сюжетно-ролевой игрой

Развивающие:

  1. Развивать у дошкольников умение анализировать собственное поведение и поведение других людей на примере поступков сказочных персонажей, героев
  2. Формировать у дошкольников представления о биполярных понятиях: честность – ложь, скромность – хвастовство, щедрость – жадность, трудолюбие – лень и другие
  3. Формировать у дошкольников систему последовательных действий, адекватных ситуаций

Воспитательные:

  1. Побуждать дошкольников представлять всевозможные последствия непродуманных действий
  2. Способствовать формированию определённого отношения к конкретным поступкам
  3. Актуализировать уже имеющийся опыт воспитанников в различных ситуациях и формировать умение опираться на полученный опыт
  4. Воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим

Ожидаемые результаты реализации Проекта

  1. Сформированность начальных нравственных представлений (моя семья, мои друзья, мой город, моя страна)
  2. Сформированность навыков конструктивного взаимодействия с младшими детьми, ровесниками и старшими людьми
  3. Сформированность умения проживать негативные чувства и эмоции социально-приемлемым способом

Критерии эффективности Проекта

  • Доля дошкольников (80-100%) с высоким показателем сформированности ориентации на нравственную норму
  • Доля дошкольников (90-100%) с высоким уровнем развития предпосылок коммуникативных компетенций
  • Партнёрское взаимодействие педагогов и родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания посредством сюжетно-ролевых игр, а не нравоучений

Основные принципы Проекта

Принцип личностно-ориентированного взаимодействия, где акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность воспитанников.

Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.

Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

Принцип активной позиции ребёнка, при котором главным становится не решить проблемы за ребёнка, а научить его решать их самостоятельно, создавая условия для становления способности ребёнка к саморазвитию.

Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия, обуславливающие совместную деятельность участников Проекта в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения трудностей, возникающих в ходе его реализации.

Нормативно-правовая база проекта

  • Указ Президента Российской Федерации о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 02.07.2021 № 400
  • Федеральный закон от 28.12.2010г. № 390-ФЗ «О безопасности»
  • Федеральный закон от 28.06.2014г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Обеспечение Проекта:

материально-техническое

Создание игрового пространства:

  • игровые модули («Семья», «Больница» и др.);
  • наличие «Патриотического уголка» с народными и государственными символами
  • атрибуты для всех видов детской деятельности (игровой, продуктивной, конструктивной, театральной, познавательно-исследовательской и т.д.);
  • наличие «Уголка для снятия эмоционального напряжения»

Учебно-методическое

Наличие демонстрационного, дидактического, стимульного, консультационного материала

Пояснительная записка.

Формирование подрастающего поколения происходит сегодня в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, высокой занятостью родителей (законных представителей). Повышаются проблематичность и актуальность нравственно-патриотического воспитания в образовательном процессе. На дошкольные образовательные организации возлагается ответственность найти более эффективные методы и подходы к приобретению дошкольниками социально приемлемых способов поведения на основе усвоения этических норм морали.

Именно в дошкольном детстве начинается активное познание мира чувств и человеческих взаимоотношений, формируются начальные личностные качества будущего гражданина своей страны, его патриотически-нравственное сознание.

К завершению периода дошкольного образования дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе, появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Дети учатся соотносить патриотически-нравственные представления с конкретным поведением, действовать в соответствии с требованиями, предъявляемыми взрослыми. Однако иногда наблюдается разрыв в сознании и поведении ребёнка: он знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии с полученными знаниями.

Хочется отметить, что в конце дошкольного возраста зачастую проявляются негативные нравственные образования. Поэтому как специалистов дошкольных организаций, так и родителей (законных представителей) продолжают волновать такие вопросы как:

  • Как научить ребёнка откликаться на проблемы другого человека?
  • Как воспитать умение честно признаваться в совершённом поступке?
  • Как научить детей следовать нравственным ориентирам? И другие.

Проблема поиска путей управления качеством патриотически-нравственного развития детей дошкольного возраста продолжает оставаться актуальной и на сегодняшний день. Прочность и устойчивость усвоения той или иной нравственной нормы зависит от того, какой механизм заложен в основу педагогического воздействия. Изначально необходимы знания, на основе которых будут складываться представления о сущности нравственной нормы, о необходимости её усвоения. Должно появится желание овладеть данной нормой. Появление мотива, в свою очередь, способствует формированию социального чувства. Чувства придают процессу формирования нравственного сознания значимую окраску и влияют на прочность складывающегося качества личности. Поступки и поведение выполняют функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, образуется своего рода формула нравственного воздействия:

Знания, представления + мотивы + чувства и отношение + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество.

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то и развивать нравственно-патриотические качества целесообразно развивать посредством игровых технологий.

Поэтому целью проекта является создание условий для развития нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

В первую очередь, данный проект ориентирован на педагогов (воспитателей) и родителей (законных представителей), которые являются значимыми взрослыми, источниками информации для малышей, а также примером для подражания, а через них – на детей. Предполагается, что если значимые для детей взрослые будут владеть знаниями о возрастных особенностях развития игровой деятельности, о формах, игровых методах и приёмах воздействия, то процесс освоения и усвоения детьми нравственных норм и воспитание нравственно-патриотических качеств пройдёт более продуктивно.

Такие формы и методы работы, как:

С педагогами и родителями

С детьми

  • анкетирование,
  • проведение семинаров-практикумов, мастер-классов,
  • проигрывание и обсуждение различных педагогических ситуаций,
  • использование методик «Незаконченные предложения»,
  • руководство детской сюжетно-ролевой игрой и активное участие в ней,
  • раздаточный материал для родителей (памятки, буклеты)

  • тест «Мои нравственные представления»,
  • использование методик:
  • «Незаконченные предложения»
  • «Какой я ребёнок – плохой или хороший?» (модификация методики А.М. Прихожан, В. Василяукайте),
  • «Сюрприз для тебя»,
  • «Подели игрушки»,
  • «пропавшие вещи»
  • беседы,
  • чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихотворений, басен
  • обсуждение смысла пословиц и поговорок,
  • инсценировки тематических ситуаций,
  • сюжетно-ролевая игры: «Моя семья», «Дочки-матери», «Больница», «Аптека», «Театр», «Магазин», «Благотворительный центр» и т.д.

способствуют наиболее эффективному решению поставленных задач в рамках реализации проекта и получению как качественного, так и количественного результата:

Количественный результат

Качественный результат

Картотека сюжетно-ролевых игр по развитию нравственно-патриотических качеств

Возможность снять нервно-психическое напряжение

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды атрибутами и материалами, необходимых для сюжетно-ролевых игр

Возможность прожить негативные переживания, чувства, эмоции в социально-приемлемой форме, найти альтернативное решение в сложившейся ситуации («А как поступил бы Змей-Горыныч», «Царевич Елисей» и т.д.)

Наличие информации о доле детей, родителей и педагогов:

  • ориентированных на нравственные нормы
  • нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, методической и консультационной поддержке

Возможность поменяться ролями и прочувствовать опыт каждой роли.

Отражение межличностных отношений в самостоятельной игровой деятельности.

Проект «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей посредством сюжетно-ролевой игры» является долгосрочным и рассчитан на учебный год (9 месяцев).

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Этапы реализации проекта.

I этап – предварительный.

  • Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей
  • Наблюдение за руководством педагогами сюжетно-ролевыми играми детей
  • Изучение соответствующей литературы:
  • по развитию сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста,
  • по формированию нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста,
  • Экспертиза РППС на соответствие требованием ФОП с учётом возрастного периода
  • Подбор соответствующей художественной литературы (сказки, басни, пословицы, поговорки, рассказы)
  • Подготовка материалов для оказания методической, информационной и консультативной помощи, педагогам и родителям
  • Анкетирование родителей с целью сбора информации об отношении к нравственному воспитанию в ДОО
  • Тестирование детей с целью определения степени ориентирования на ту или иную норму морали

II этап – основной

Дата

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Сентябрь

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья», «Идём в гости»

Памятка «Коротко о важном: что нужно знать о детской игре»

Консультация: «Благоприятная атмосфера в семье – залог психического здоровья ребёнка»

Октябрь

Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Парикмахерская»

Практикум

«Игра – дело серьёзное!»

  • «Словарь добрых слов для больших и маленьких»
  • Экскурсия в магазин, парикмахерскую

Ноябрь

Сюжетно-ролевые игры:

 «Детский сад», «Библиотека»

Памятка «Слова, которые значимы для нравственного развития личности ребёнка»

  • Экскурсия в библиотеку

Декабрь

Сюжетно-ролевая игра «Подготовка к Новому году в кругу семьи», «Подготовка к Новому году в детском саду»

Памятка «Правила поведения взрослых, способствующие профилактике негативных нравственных образований у детей»

  • Привлечение родителей к украшению дома и группы детского сада к празднику, изготовление поздравительных открыток
  • Памятка «Что делать, если ребёнок взял чужую вещь?!»

Январь

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «Поликлиника», «Медицинский осмотр»

Памятка «Что делать, если ребёнок взял чужую вещь?!»

Практикум

«Игра – дело серьёзное!»

Февраль

Сюжетно-ролевые игры:

«Защитники Отечества»,

«Транспорт»,

«Строители»

Памятка «Что делать, если ребёнок говорит неправду?!»

  • Привлечение родителей к украшению дома и группы детского сада к празднику, изготовление поздравительных открыток
  • Памятка «Что делать, если ребёнок говорит неправду?!»

Март

Сюжетно-ролевые игры:

«Женский день – 8-е марта»

«У меня зазвонил телефон»

Памятка «Что делать, если ребёнок ленится?!»

  • Привлечение родителей к украшению дома и группы детского сада к празднику, изготовление поздравительных открыток
  • Правила пользования телефоном

Апрель

Сюжетно-ролевые игры:

«Школа»,

«Театр»

Памятка «20 способов похвалить ребёнка»

Мастер-класс «Использование игровых ситуаций для закрепления правил культуры поведения у детей»

Май

Сюжетно-ролевые игры:

«На отдыхе», «Пикник»

Викторина «Особенности развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста»

«Памятка выезжающим на природу»

III этап – заключительный.

  • Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей (диагностический момент – наличие потребности играть, желание взаимодействовать с игровыми партнёрами, способность к самостоятельному сюжетосложению, умение использовать предметы-заместители и т.д.)
  • Наблюдение за руководством педагогами сюжетно-ролевыми играми детей (диагностический компонент – готовность педагога принимать участие в игре, брать на себя игровую роль, обогащает ли сюжет и т.д.)
  • Экспертиза РППС – оснащение РППС соответствующими игровыми, дидактическими материалами и атрибутами, в том числе изготовленными детьми  
  • Тестирование детей с целью определения динамики в ориентировании на ту или иную норму морали
  • Итоговое мероприятие «Какими в жизни следует быть?!»

Цель: закрепить представления детей о нравственных нормах.

Ход занятия

  1. Беседа: «Хорошо ли вы знаете сказки?»
  2. Конкурсы

Конкурс 1: детям предлагают прослушать отрывки из знакомых сказок и охарактеризовать поведение сказочных героев с учётом нравственных оценок.

Конкурс 2: детям предлагается закончить предложение «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был лживый…» …

Конкурс 3: детям предлагается пояснить смысл пословицы или поговорки.

  1. Игра «Скажи наоборот»
  2. Упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?»
  3. Тестовое задание «а что сказали бы вы?»
  4. «На кого вы хотели бы быть похожими»
  5. Подведение итогов занятия.

Приложение 1

Методика «Незаконченное предложение»

Цель: изучение особенностей нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Первая серия

  1. Я знаю, жадность – это…
  2. Жадность начинается...
  3. Жадничают только…
  4. Причины жадности в том, что…
  5. Я не хочу жадничать, потому что…
  6. Если видишь жадного человека, надо…
  7. Быть в жизни щедрым – значит…
  8. Чтобы человек был щедрым, надо…
  9. Встретив щедрого человека, я думаю…

Вторая серия

  1. Я знаю, что лень – это…
  2. Лень начинается…
  3. Ленятся только…
  4. Причина лени в том, что…
  5. Ленивому человеку живётся…
  6. Нельзя прожить жизнь без труда, так как…
  7. Быть в жизни трудолюбивым - значит…
  8. Чтобы человек был трудолюбивым, надо…
  9. Когда я вижу трудолюбивого человека, я думаю…

Третья серия

  1. Я знаю, что ложь – это…
  2. Ложь начинается…
  3. Говорят неправду только…
  4. Причина лжи в том, что…
  5. Лживому человеку живётся…
  6. Я не хочу говорить неправду, потому что…
  7. Быть в жизни честным - значит…
  8. Чтобы человек никогда не обманывал других, надо…
  9. Когда я вижу, что человек поступает честно, я думаю…

Четвёртая серия

  1. Я знаю, что хвастовство – это…
  2. Хвастовство начинается…
  3. Хвастаются только…
  4. Причина хвастовства в том, что…
  5. Я не хочу хвастаться, потому что…
  6. Если видишь хвастливого человека, надо…
  7. Быть в жизни скромным - значит…
  8. Чтобы человек был скромным, надо…
  9. Встретив скромного человека, я думаю…

Приложение 2

Техника «Ролевой куст»

администратор                товаровед             грузчик               кладовщик        водитель

уборщица                                                      Магазин                                               охранник

продавец                       кассир                   консультант              покупатели  

Список использованных источников:

  1. Блинова Г.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта / Г.М. Блинова, Е.Ф. Горохова, А.М. Блинова //Детство как антропологический, культурологический, психологопедагогический феномен: материалы IV междунар. науч. конф. в рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". (Самара, 15 июня 2018 г.) – Самара, 2018. - С. 220-224.
  2. Л.Д. Есина. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
  3. Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 192 с. — (Библиотека журнала «Директор школы».)
  4. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет / Авт.-сост. Н.В. Макарычева. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с. (Растём гражданами и патриотами)
  5. Играю – значит интересно живу: учебно-методическое пособие / И.В. Ткаченко, Н.А. Богачкина, Е.Е. Молодцова и др. – М.: Дрофа, 2008. – 302, [2] с.: ил. – (Дошкольник. Давайте поиграем!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»

Методическое пособие сюжетно-ролевая игра «Телевидение» разработано в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,для решения задач по социа...

Проект программы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Пикник на природе»

Дети вместе с родителями любят проводить время  на природе, поэтому проигрывая знакомые ситуации, они расширяют и закрепляют представления о правилах поведения на природе и учатся соблюдать их.Иг...

Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.

Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...

Фрагмент руководства игровой деятельности (ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно – ролевая игра «ЗООПАРК»

Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка. Через игру ребенок знакомится с различными профессиями, развивает общение с детьми, учиться жить в коллективе. В моей группе хорошо продуман...

Сценарий квест-игры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий квест-игры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...