Особенности написания конспекта организованной деятельности дошкольников
консультация
В статье автор раскрывает основные моменты, которые должен учитывать каждый педагог при написании конспекта непосредственно образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napisanie_konspekta.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности написания конспекта организованной деятельности дошкольников
Как правило, молодой педагог, приходя в детский сад, уверен, что непосредственно организованная деятельность (далее я буду употреблять понятие «занятие») – это самое простое в общении и организации детей. Трудности появляются тогда, когда в методичке примерной образовательной программы написаны одни конспекты, а провести занятие нужно в русле комплексно-тематического планирования, которое регламентируется образовательной программой конкретного детского сада. Это и подталкивает воспитателя писать свои авторские конспекты.
На этом этапе возникают трудности. Вроде всё понятно: вот структура конспекта, вот его содержание – а удовлетворения от проведённой работы нет. Давайте разбираться вместе, опираясь на личный опыт.
Занятие не может быть вырвано из системы. Оно подчинено основным целям и задачам, которые нам диктует примерная образовательная программа, и подчинено тематике недельного планирования.
При составлении занятия для начала мы должны чётко представить, что и каких результатов хотим добиться от детей – так мы формулируем цель своей педагогической деятельности. Дальше выстраиваем путь, т.е. как мы будем добиваться этой цели – из этого складываются задачи. Остановимся немного подробнее.
Например, мы рассмотрим два занятия по развитию речи в средней и старшей группах. В первом случае педагог ставит перед собой цель – развитие умения составлять описательный рассказ, во втором – формирование умения последовательного пересказа, используя предметы-заместители. Если мы теперь внимательно посмотрим на задачи, то мы проследим последовательность действий воспитателя в процессе образовательной деятельности. В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Инновационная программа «От рождения до школы» 2019 года предлагает следующую классификацию результатов, которые мы должны достигнуть в процессе образовательной деятельности:
Мотивационные образовательные результаты — это так называемая система ценностных отношений окружающему миру, к себе, другим людям.
Универсальные образовательные результаты — которые состоят из когнитивных, коммуникативных и регуляторных способностей.
Предметные образовательные результаты — это усвоение конкретных элементов социального опыта, предметных умений и навыков.
Такой подход к пониманию образовательных результатов не позволяет акцентировать внимание исключительно на достижении предметных результатов, но требует комплексного подхода и предполагает, что во главу угла ставится формирование личности ребенка через развитие общих способностей с опорой на уже сформированные ценностные представления и полученные знания, умения, навыки.
Далее мы прописываем словарную работу с детьми – это может быть и одно, а может быть и несколько слов. Методы и приёмы, оборудование, демонстрационный и раздаточный материал, предшествующая и предварительная работа (указывает над чем работаем в рамках тематической недели) и, обязательно, прописываем утренний круг. Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д. Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие).
И, вот теперь, у нас начинается само занятие. Это организационный момент, который включает в себя и привлечение внимания и мотивационный посыл для детей. Здесь мы акцентируем внимание дошкольников на то образовательное событие, которое произошло на «утреннем круге». Пытаемся выяснить для чего появился тот или иной предмет, что произошло с героем или узнать продолжение какого-либо события. С помощью педагога дети предполагают пути решения вставших перед ними вопросов – так формулируется цель образовательной деятельности, которая будет поставлена перед детьми.
В основной части занятия педагог-воспитатель:
1. Применяет педагогические методы, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи. Педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов.
Поисковые вопросы: где? куда? откуда? как? когда? какой? Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание.
Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и непосредственно связаны с развитием логического мышления. Вопросы должны способствовать образованию суждений. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, обосновывать их и делать выводы. Благодаря применению этих вопросов повысится речевая активность детей. В начале, педагог спрашивает, затем задаёт вопрос на осмысление, происходит анализ ситуации ребенком и объяснение. Далее — обобщающий вопрос педагога, который подводит детей к формулированию выводов.
2. Использует дидактические игры. Например, творческая игра по ТРИЗ-технологии «Хорошо-плохо». Или дидактическая игра «Собери предмет» (из пазлов, нарисованных частей предмета). Можно предложить упражнение на развитие внимания и наблюдательности — парные картинки с нарисованными предметами, содержащими различия. Желательно использовать предметные действия с моделями и схемами, а также приемы сравнения и обобщения. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы (в парах, группах).
3. Вовлекает детей в различные виды деятельности. В процессе которых дети овладевают новыми знаниями и способами действия. Например, педагог спрашивает: «Можно ли из чего-то в группе собрать что-то?», «А из чего еще можно сделать что-то?». Дети предлагают свои варианты, конструируют. Итог основной части: происходит усвоение нового способа действия или нового знания.
Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте прописать вопросы, при помощи которых фиксируем у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогаем детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе занятия. И, обязательно, дети отвечают на тот вопрос, который поставили перед ними в начале занятия.
В заключительной части НОД мы должны задать мотивацию на следующий вид деятельности.
Литература:
Головина Б.Г. Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС – Электронный ресурс: http://detstvogid.ru/kak-pravilno-sostavit-konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-fgos/.html
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд. доп. – М. Мозаика-Синтез, 2020 – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в старшей группе (опытно – экспериментальная деятельность) Тема: «Как Буратино ключик искал»
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе....
Конспект организованной деятельности ОО "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкальная деятельность) с детьми второй группы раннего развития "Весёлые музыканты"
Конспект музыкального занятия для детей 2-3 лет....
Конспект организованной деятельности с детьми в блоке совместной деятельности в подготовительной группе
Конспект организованной деятель...
Конспект организованной деятельности по развитию коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в форме игрового речевого тренинга по теме "В гости к Лунтику"
Технологическая карта образовательной деятельностипо развитию коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР в форме игрового речевого тренингаТема: «В гости к Лу...
Статья "Особенности развития позновательно-исследовательской деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра"
Статья, освящаяющая проблемы коррекционного обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Опубликовано в институтском сборнике МПГУ, 2017 год....
Схема написания конспекта занятий с дошкольниками по познавательному развитию
Как правильно написать конспект занятия в ДОУ по познавательному развитию, что нужно учесть, на что обратить внимание при составлении конспекта, все это есть в схеме....
Использование Лего – технологии в самостоятельной, игровой и организованной деятельности дошкольников
laquo;LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю». Лего – это увлекательный мир игр. Играя в Лего, мы становимсявниматель...