Особенности написания конспекта организованной деятельности дошкольников
консультация

Чиркова Инна Аданисовна

В статье автор раскрывает основные моменты, которые должен учитывать каждый педагог при написании конспекта непосредственно образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napisanie_konspekta.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности написания конспекта организованной деятельности дошкольников

        Как правило, молодой педагог, приходя в детский сад, уверен, что непосредственно организованная деятельность (далее я буду употреблять понятие «занятие») – это самое простое в общении и организации детей. Трудности появляются тогда, когда в методичке примерной образовательной программы написаны одни конспекты, а провести занятие нужно в русле комплексно-тематического планирования, которое регламентируется образовательной программой конкретного детского сада. Это и подталкивает воспитателя писать свои авторские конспекты.

        На этом этапе возникают трудности. Вроде всё понятно: вот структура конспекта, вот его содержание – а удовлетворения от проведённой работы нет. Давайте разбираться вместе, опираясь на личный опыт.

        Занятие не может быть вырвано из системы. Оно подчинено основным целям и задачам, которые нам диктует примерная образовательная программа, и подчинено тематике недельного планирования.

При составлении занятия для начала мы должны чётко представить, что и каких результатов хотим добиться от детей – так мы формулируем цель своей педагогической деятельности. Дальше выстраиваем путь, т.е. как мы будем добиваться этой цели – из этого складываются задачи. Остановимся немного подробнее.

Например, мы рассмотрим два занятия по развитию речи в средней и старшей группах. В первом случае педагог ставит перед собой цель – развитие умения составлять описательный рассказ, во втором – формирование умения последовательного пересказа, используя предметы-заместители. Если мы теперь внимательно посмотрим на задачи, то мы проследим последовательность действий воспитателя в процессе образовательной деятельности. В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.

Инновационная программа «От рождения до школы» 2019 года предлагает следующую классификацию результатов, которые мы должны достигнуть в процессе образовательной деятельности:

Мотивационные образовательные результаты — это так называемая система ценностных отношений окружающему миру, к себе, другим людям.

Универсальные образовательные результаты — которые состоят из когнитивных, коммуникативных и регуляторных способностей.

Предметные образовательные результаты — это усвоение конкретных элементов социального опыта, предметных умений и навыков.

Такой подход к пониманию образовательных результатов не позволяет акцентировать внимание исключительно на достижении предметных результатов, но требует комплексного подхода и предполагает, что во главу угла ставится формирование личности ребенка через развитие общих способностей с опорой на уже сформированные ценностные представления и полученные знания, умения, навыки.

Далее мы прописываем словарную работу с детьми – это может быть и одно, а может быть и несколько слов. Методы и приёмы, оборудование, демонстрационный и раздаточный материал, предшествующая и предварительная работа (указывает над чем работаем в рамках тематической недели) и, обязательно, прописываем утренний круг. Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д. Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие).

И, вот теперь, у нас начинается само занятие. Это организационный момент, который включает в себя и привлечение внимания и мотивационный посыл для детей. Здесь мы акцентируем внимание дошкольников на то образовательное событие, которое произошло на «утреннем круге». Пытаемся выяснить для чего появился тот или иной предмет, что произошло с героем или узнать продолжение какого-либо события. С помощью педагога дети предполагают пути решения вставших перед ними вопросов – так формулируется цель образовательной деятельности, которая будет поставлена перед детьми.

В основной части занятия педагог-воспитатель:

1.        Применяет педагогические методы, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи. Педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов.

Поисковые вопросы: где? куда? откуда? как? когда? какой? Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание.

Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и непосредственно связаны с развитием логического мышления. Вопросы должны способствовать образованию суждений. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, обосновывать их и делать выводы. Благодаря применению этих вопросов повысится речевая активность детей. В начале, педагог спрашивает, затем задаёт вопрос на осмысление, происходит анализ ситуации ребенком и объяснение. Далее — обобщающий вопрос педагога, который подводит детей к формулированию выводов.

2.        Использует дидактические игры. Например, творческая игра по ТРИЗ-технологии «Хорошо-плохо». Или дидактическая игра «Собери предмет» (из пазлов, нарисованных частей предмета). Можно предложить упражнение на развитие внимания и наблюдательности — парные картинки с нарисованными предметами, содержащими различия. Желательно использовать предметные действия с моделями и схемами, а также приемы сравнения и обобщения. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы (в парах, группах).

3.        Вовлекает детей в различные виды деятельности. В процессе которых дети овладевают новыми знаниями и способами действия. Например, педагог спрашивает: «Можно ли из чего-то в группе собрать что-то?», «А из чего еще можно сделать что-то?». Дети предлагают свои варианты, конструируют. Итог основной части: происходит усвоение нового способа действия или нового знания.

Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте прописать вопросы, при помощи которых фиксируем у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогаем детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе занятия. И, обязательно, дети отвечают на тот вопрос, который поставили перед ними в начале занятия.

В заключительной части НОД мы должны задать мотивацию на следующий вид деятельности.

Литература:

Головина Б.Г. Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС – Электронный ресурс: http://detstvogid.ru/kak-pravilno-sostavit-konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-fgos/.html

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд. доп.  – М. Мозаика-Синтез, 2020 – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по развитию коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в форме игрового речевого тренинга по теме "В гости к Лунтику"

Технологическая карта образовательной деятельностипо развитию коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР в форме игрового речевого тренингаТема: «В гости к Лу...

Статья "Особенности развития позновательно-исследовательской деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра"

Статья, освящаяющая проблемы коррекционного обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Опубликовано в институтском сборнике МПГУ, 2017 год....

Схема написания конспекта занятий с дошкольниками по познавательному развитию

Как правильно написать конспект занятия в ДОУ по познавательному развитию, что нужно учесть, на что обратить внимание при составлении конспекта, все это есть в схеме....

Использование Лего – технологии в самостоятельной, игровой и организованной деятельности дошкольников

laquo;LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю». Лего – это увлекательный мир  игр. Играя в Лего, мы становимсявниматель...