Программа дополнительного образования. Кружок «Малыш» (пальчиковая гимнастика)
рабочая программа (младшая группа) по теме
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Детский сад № 11 «Берёзка»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРУЖОК «МАЛЫШ»
(ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА)
ЯСЕЛЬНАЯ ГРУППА №2
Составили: Рахманова Светлана Александровна Ахметзянова Алсу Маслявиевна |
г. Нижнекамск, 2016 г.
Список использованной литературы
Перспективный план работы кружка «малыш»
Программное содержание занятий
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.
Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи воспитателя.
«Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость этого нужно добиваться самим, привнося радость в нашу жизнь»,- писал Герхард Бранстер, автор книги «Все радости мира».
Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.
Любые приемы – постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание оснований пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.
Можно организовать таким образом пальчиковую игру, чтобы дети разминали руки друг другу. Упражнения требуют участие обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д. Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В процессе пальчиковой игры развиваются творческие способности и мелкая моторика пальцев рук. Формируется общение между собой в пальчиковых играх, которое необходимо для развития речи детей.
Цель:
1. Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память и способность согласовывать движения и речь.
Задачи:
1. Обучающая – познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком.
2. Развивающая – развивать мозг ребенка, стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры.
3. Воспитательная – воспитывать у детей желание, заинтересованность к пальчиковым играм. Формировать положительно эмоциональный настрой.
Ожидаемые результаты:
1. Первое время ребенок с удовольствием слушает стихи и смотрит как рассказывает воспитатель с помощью жестов, но сам ничего не показывает. Как только мы замечаем его желание участвовать в игре, приглашаем к совместным действиям. Слаживаем пальчики малыша в нужный жест, чтобы ребенок запомнил положение пальчиков и сумел повторить. Читаем стихи выразительно, эмоционально, с четкой интонацией.
2. К концу года дети осваивают разнообразие стихотворных строчек, где развиваются все психические процессы и положительные процессы к окружающему миру.
- знают текст и умеют играть в пальчиковую игру;
- самостоятельно выполняют жесты и показывают воспитателю;
- используют игры в повседневной жизни детского сада и дома, проявляя при этом интерес и доставляя себе радость.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пальчиковые игры. Издательство «Родничок», автор Л.П. Савина 1999 год.
2. Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство «Флокс», автор А.Е. Белая, В.И. Мирясова.
3. Играем с пальчиками. Издательство «Искимо», автор
А.Ю. Соколова 2002 год.
4. Здравствуй пальчик. 2001 год.
5. О. Крупенцук, «Тренируем пальчики» - развиваем речь. Издательство 2011 год.
6. Л.Абрамова, «Орешек на ладошке». Издательство 2004 год.
7. Г. Агаян, «Мы топали, мы топали!» пальчиковые игры для маленьких. Издательство «Карапуз» 2004 год.
8. Т. Бардышева, «Забодаю, забодаю!» пальчиковые игры. Издательство «Карапуз» 1999 год.
9. А.Мельникова, «Мы охотились на льва!».Издательство «Карапуз» 2006 год.
10. Т. Бардышева, «Разговорчивые пальчики». Издательство «Карапуз» 2002 год.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «МАЛЫШ»
в 1-й младшей группе №2
Задачи:
1. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями).
2. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
3. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке (тестопластика). 4. Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
СЕНТЯБРЬ | |
1 | «Смотрит солнышко в окошко». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко». |
Цель: | |
1.Учить детей рисовать на песке. | |
2. Продолжать закреплять формы (круглое) . | |
3. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. | |
4. Развивать моторику рук. | |
Пальчиковые упражнения: «Ладушки-ладушки», «Братцы», «Солнышко». | |
2 | «Любимые игрушки». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики-мальчики». |
Цель: | |
1. Продолжать учить детей рисовать на песке. | |
2. Развивать подвижность пальцев рук. | |
3. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. | |
Пальчиковые упражнения: «Пальчики-мальчики», «Солнышко», «Дождик». | |
3 | «Мы строители». Пальчиковая гимнастика: «За работу». |
Цель: | |
1. Учить детей делать постройки из песка. | |
2. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. | |
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Пальчиковые упражнения: «Дом и ворота», «Зайчики», «За работу». | |
4 | Пальчиковая гимнастика: «На работу». |
Цель: | |
1. Продолжать учить детей делать постройки из песка. | |
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
3. Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания. | |
Пальчиковые упражнения: «Замок», «Братцы», «Дождик». | |
ОКТЯБРЬ | |
1 | «Помоги Петрушке собрать букет». |
Пальчиковая гимнастика: «Цветок». | |
Цель: | |
1. Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его применения. | |
2. Развивать движения пальцев рук. | |
3. Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре. | |
Пальчиковые упражнения: «Рыбка», «Большой палец», «Бабушка». | |
2 | «Петушок - золотой гребешок». Пальчиковая гимнастика: «Оса». |
Цель: | |
1. Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу. | |
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
3. Создать эмоционально-положительное отношение игровому заданию. | |
Пальчиковые упражнения: Кораблик», «Белка», «Украсим кукле платье». | |
3 | Пальчиковая гимнастика: «Погладим котенка». |
Цель: | |
1. Учить детей выкладывать из стекляруса (блеска, узоры на платье. | |
2. Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук. | |
3. Активизировать речь детей, проговаривать четко слова. «В парке есть глубокий пруд», | |
Пальчиковые упражнения: «В парке есть глубокий пруд», «В лесу», «Как-то маленький удав». | |
НОЯБРЬ | |
1 | «Найди цветок для бабочки». Пальчиковая гимнастика: «Бабочка». |
Цель: | |
1. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или не однородность предмета. | |
2. Формировать эмоциональный настрой. | |
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Пальчиковые упражнения: «Орешки», «Дом и ворота», «Белка». | |
2 | «Куклы пришли с прогулки». Пальчиковая гимнастика: «Считалка». |
Цель: | |
1. Учить детей расстегивать и застегивать пуговицы. | |
2. Продолжать развивать мелкие движения рук. | |
3. Формировать интерес к овладению предметно-игровым действиям. | |
Пальчиковые упражнения: «Считалка», «Замок». | |
3 | «Соберем шарики». Пальчиковая гимнастика: «Шарики». |
Цель: | |
1. Продолжать учить детей надевать петельку на пуговицу. | |
2. Формировать целостный образ предмета. | |
3. Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику. | |
Пальчиковые упражнения: «Здравствуйте», «Забор», «Ёжики». | |
4 | «Пальчики играют». |
Цель: | |
1. Учить детей выполнять движения в сочетании с текстом. | |
2. Развивать моторику пальцев рук через игру. | |
3. Вызвать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры. | |
Пальчиковые упражнения: «Забор», «Бабочка». | |
ДЕКАБРЬ | |
1 | «Веселые пальчики». Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик». |
Цель: | |
1. Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком. | |
2. Развивать моторику движений пальцев рук. | |
3. Вызвать интерес и желание работать. | |
Пальчиковые упражнения: «Капуста», «Хохотушки», «Забор». | |
2 | «Про улитку». Пальчиковая гимнастика: «Улиточка». |
Цель: | |
1. Продолжать учить детей рисовать пальчиком. | |
2. Формировать представление детей о цвете. | |
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Пальчиковые упражнения: «Пять пальцев», «Рыб», «Пеликан». | |
3 | «Про солнышко и снеговика». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко». |
1. Совершенствовать умение рисовать пальчиками. | |
2. Формировать навыки соединять точки линией. | |
3. Активизировать словарь через пальчиковые игры. | |
Пальчиковые упражнения: «Рыбки», «Есть у нас игрушки», «Осьминог». | |
ЯНВАРЬ | |
1 | «Купим пуговицы». Пальчиковая гимнастика: «Большой палец». |
Цель: | |
1. Учить детей сортировать пуговицы по цвету. | |
2. Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы количеством. | |
3. Активизировать словарь через пальчиковую игру. | |
Пальчиковые упражнения: «Крокодил», «Дом», «Замок». | |
2 | «Паровоз». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются». |
Цель: | |
1. Учить детей группировать однородные предметы, различающие по величине. | |
2. Продолжать учить определять форму предметов. | |
3. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук. | |
Пальчиковые упражнения: «Крокодил», «Вертолет», «Пчелка». | |
3 | «В лесу родилась елочка». Пальчиковая гимнастика: «На работу». |
Цель: | |
1. Учить правильно по образцу выкладывать геометрические фигуры (елочка). | |
2. Закрепить умение украшать елочку бросовым материалом. | |
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Пальчиковые упражнения: «Вертолет», «Жираф», «Собака и грач». | |
ФЕВРАЛЬ | |
1 | «Волшебная страна». Пальчиковая гимнастика: «Пчелка». |
Цель: | |
1. Учить детей составлять из геометрических фигур картинку. | |
2. Закрепить знания геометрических фигур. | |
3. Развивать моторику пальцев рук. | |
Пальчиковые упражнения: «Пчелка», «Кошка». | |
2 | «Подарим Незнайке шорты». Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики». |
Цель: | |
1. Продолжать учить детей выкладывать из геометрических фигур узор. | |
2. Закрепить названия геометрических фигур. | |
3. Продолжать развивать моторику пальцев рук через пальчиковую игру. | |
Пальчиковые упражнения: «Жираф», «Цветок». | |
3 | «Пальчики играют с куклой». |
1. Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова. | |
2. Формировать развитие мелкой моторики. | |
Пальчиковые упражнения: «Кошка», «Зайчата», | |
4 | «Змея». Пальчиковая гимнастика: «Змеечка». |
Цель: | |
1. Учить детей скатывать тесто в столбик. | |
2. Закрепить навыки лепки, используя разнообразные средства для нанесения узора. | |
3. Совершенствовать моторику пальцев рук. | |
Пальчиковые упражнения: «Моем руки», Фонари», «Пароход». | |
МАРТ | |
1 | «Помоги утенку добраться до дома». Пальчиковая гимнастика: «Гуси». |
Цель: | |
1. Продолжать учить детей работать с фасолью. | |
2. Формировать навыки работать самостоятельно. | |
3. Вызвать интерес к выполнению задания. | |
Пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Фонари», «Засолка капусты». | |
2 | «Бусы для мамы». Пальчиковая гимнастика: «Бусинки – горошки». |
Цель: | |
1. Учить детей нанизывать бусинки на ниточку. | |
2. Формировать умение сочетать по цвету. | |
3. Активизировать речь через пальчиковые игры. «Моем руки», | |
Пальчиковые упражнения: «Моем руки», «Жук», «Здравствуйте». | |
3 | «Дорожка для колобка». Пальчиковая гимнастика: «Замок». |
Цель: | |
1. Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие. | |
2. Формировать умение соотносить слова с движением. | |
3. Развивать моторику, интерес к выполнению задания. | |
Пальчиковые упражнения: «Моем руки», «Шарик». | |
АПРЕЛЬ | |
1 | «Выстроим пирамиды». Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш». |
Цель: | |
1. Учить детей делать постройки из разноцветных крышек. | |
2. Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности. | |
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Пальчиковые упражнения: «Петушок», «Дом». | |
2 | «Про ракету и кораблик». Пальчиковая гимнастика: «Кораблик». |
Цель: | |
1. Учить детей по контуру выкладывать крышки. | |
2. Закрепить знания треугольной, прямоугольной формы. | |
3. Совершенствовать моторику рук. | |
Пальчиковые упражнения: «Строим мы в лесу шалаш», «Петушок», «Флажки». | |
3 | «Красивый цветок». Пальчиковая гимнастика: «Цветок». |
Цель: | |
1. Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по цвету. | |
2. Воспитывать у детей интерес к выполнению задания. | |
3. Развивать творческую способность, смекалку. | |
Пальчиковые упражнения: «Ёжики», «Замок». | |
4 | «Божья коровка». Пальчиковая гимнастика: «Оса». |
Цель: | |
1. Продолжать учить детей работать с крышками. | |
2. Закрепить умение подбирать нужные крышки по цвету. | |
3. Активизировать речь через развитие пальцев рук. | |
Пальчиковые упражнения: «Утенок», «Водичка-водичка». | |
МАЙ | |
1 | «Одуванчики цветы, словно солнышко желты». Пальчиковая гимнастика: «Цветы». |
Цель: | |
1. Учить детей рисовать на крупе. | |
2. Развивать моторику пальцев рук. | |
3. Формировать умение создавать игровую обстановку. | |
Пальчиковые упражнения: «Волшебник», «Цветы», «Спал цветок волшебным сном». | |
2 | «Плывет, плывет кораблик». Пальчиковая гимнастика: «Кораблик». |
Цель: | |
1. Упражнять детей в умении работать с крупой, рисовать пальчиком. | |
2. Развивать ощущение собственных движений. | |
3. Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику. | |
Пальчиковые упражнения: Волшебник», «Ёжики», «Засолка капусты». | |
3 | «Нарисуй любую игрушку». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики». |
Цель: | |
1. Закрепить умение рисовать пальчиком по крупе. | |
2. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. | |
3. Развивать мелкие движения пальцев рук. | |
Пальчиковые упражнения: «Цветы», «Птичка пьет водичку», «Корни». | |
4 | «Дождь идет». Пальчиковая гимнастика: «Ёжик». |
Цель: | |
1. Учить детей продевать тесьму в отверстие по диагонали. | |
2. Развивать движения пальцев рук. | |
3. Активизировать словарь. | |
Пальчиковые упражнения: «Труба», «Сорока-белобока». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования Кружок по обучению детей 5-7 лет сольному пению «Апельсин»
Программа дополнительного образования расчитана для работы с детьми 5-7 лет. Цель программы - приобщение детей к искусству пения, развития музыкальных способностей средствами вокального пения. В...
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Цветные ладошки".
Программа разработана на базе методического пособия Лыковой....
Программа дополнительного образования кружок "Мастерская росписи".
Декоративно - прикладное рисование...
Программа дополнительного образования. Кружок "Веселые ложкари"
Программа «Ложкари» предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на ложках и русских народных инструментах и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культур...
Программа дополнительного образования кружок «Малыш»
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильней...
Программа дополнительного образования кружок " Английский для малышей"
Данная программа предназначена для детей второй год изучающих английский язык в рамках доп. образования в ДОУ. Возраст детей : старшая группа(5-6лет) и подготовительная группа (6-7) лет....
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно" (речевое направление ) для детей 4-7 лет. (Программа рассчитана на 1 год).
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. ПояснительнаязапискаРабота по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольно...