Непосредственно образовательная деятельность Золотые руки мастера
план-конспект занятия (старшая группа)
Непосредственно образовательная деятельность Золотые руки мастера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost_zolotye_ruki_mastera.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Золотые руки мастеров»
Старшая группа
Воспитатели:
Валуева Л.И., Лозовая Н.А.
Цель: Дать детям представление о значении труда и трудовых умениях в жизни каждого человека
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить со старинными ремеслами (сапожник, гончар), с народными игрушками (дымковскими);
- Дать представления об особенностях изготовления, традиционных фигурках, характерной росписи, цветах;
- Помочь детям осознать значимость трудовой деятельности взрослых
Развивающие:
- Развивать интерес к историческому прошлому русского народа, его культуре;
- Развивать творческие навыки при работе с глиной
Воспитательные:
- Воспитывать чуткость к художественному слову;
- Воспитывать уважение к труду взрослых, ценить результаты труда и предметы материальной культуры
Планируемый результат: Ребенок проявляет интерес к историческому прошлому русского народа
Предварительная работа: Объяснение смысла пословицы «Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает». Чтение скороговорок. Лепка из пластилина игрушек.
Оборудование: глиняные горшки, крынки; дымковские игрушки, глина; иллюстрации с изображением мастеров (кузнец, пастух, сапожник, гончар)
Ход занятия:
Чтение стихотворения Э. Чуриловой
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
В: Уже с древних времен на Руси были известны своим мастерством люди, которые занимались изготовлением самых разнообразных предметов. Их называли ремесленниками. В старину говорили «Всякому молодцу ремесло к лицу».
В: Что такое ремесло? (Занятие, труд, изготовление каких-либо изделий)
В: Кого называют ремесленником? (Человека, который умеет делать разные предметы, вещи)
В: Ремесленники – это кузнецы, плотники, столяры, гончары.
Своему ремеслу отец учил сына, а тот, когда вырастал, передавал мастерство своему сыну.
Игровое упражнение «Назовите одним словом» (с показом иллюстраций):
- мастер, изготавливающий глиняную посуду … (Гончар)
- мастер, занимающийся шитьем и починкой обуви…. (Сапожник)
- мастер, занимающийся обработкой металла… (Кузнец)
- человек, который возделывает огород…( Огородник)
- работник, пасущий скот… (Пастух)
- мастер, занимающийся обработкой дерева, постройкой деревянных зданий… (Плотник)
В: Во все времена людям была нужна посуда. Сначала её делали из дерева и камня, позже плели из прутьев. Настоящим открытием для людей стало свойство глины превращаться на огне из мягкой в твердую, как камень.
Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего посуда и утварь, стали самыми необходимыми в быту человека.
Мастера, изготавливающего из глины посуду, называли гончаром.
Предложить обследовать глиняную посуду: горшки, кувшины, крынки, чашки (из мини музея «Русская горница» детского сада)
Физминутка
Игра «Горшки»
Играющие делятся на две равные команды: первая команда («горшки») садятся на ковер в кружок, вторая («хозяева») встает за «горшками». Водящий изображает «покупателя».
Водящий (подходя к одному из «хозяев»). Почем горшок?
Хозяин. По денежке.
Водящий. А он не с трещиной?
Хозяин. Попробуй.
Водящий (легко ударяя по «горшку»). Крепкий, давай сговор!
«хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары,
Собирайтесь, гончары!
По кусту, по насту,
По лебедю горазду!
Вон!
Со словом «Вон», «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к «купленному горшку», тот «хозяин», а опоздавший – водящий.
Предложить детям рассмотреть яркие глиняные игрушки и глину.
В: В России есть такое место, где изготавливают эти прекрасные игрушки и называется оно Дымково.
История дымковской игрушки насчитывает более 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек. В старину изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. Летом заготавливали глину, толкли ее в ручную, а остальное время лепили, сушили, обжигали изделия, белили мелом разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали росписью. Весной привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни.
Узоры имеют простые геометрические формы: круги, точки, прямые и волнистые линии, полоски. В каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов. До сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка – неповторимая авторская работа. И сегодня основными мотивами дымковской игрушки являются кони, барыни, индюки, бараны, петухи, олени, а также групповые композиции. Дымковскую игрушку по-прежнему отличает юмор. Посмотрите: козлы и бараны наряжены в яркие шаровары, медведи играют на музыкальных инструментах.
В: А сейчас предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и изготовить из глины дымковскую игрушку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Золотая осень"
конспект занятия по рисовани. Нетрадиционные методы рисования с детьми средней группы детского сада....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Золотая осень".
Загадка об осени, беседа об изменениях в природе, беседа о деревьях, игра "Какой лист", физминутка "Деревья", беседа о грибах....
Непосредственно-образовательная деятельность "Золотая осень"
Непосредственно-образовательная деятельность "Золотая осень"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Золотая осень"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Золотая осень"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Золотая осень"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Золотая осень"....
Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности «Золотая осень» (интегрированное занятие)
Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности «Золотая осень» (интегрированное занятие)...
Познавательная деятельность "Золотые руки мастеров"
Конспект занятия по знакомству с народными промыслами "Золотые руки мастеров" в средней группе....