Непосредственно образовательная деятельность Золотые руки мастера
план-конспект занятия (старшая группа)

Непосредственно образовательная деятельность Золотые руки мастера

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД «Золотые руки мастеров»

Старшая группа

Воспитатели:

Валуева Л.И., Лозовая Н.А.

Цель: Дать детям представление о значении труда и трудовых умениях в жизни каждого человека

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить со старинными ремеслами (сапожник, гончар), с народными игрушками (дымковскими);
  • Дать представления об особенностях изготовления, традиционных фигурках, характерной росписи, цветах;
  • Помочь детям осознать значимость трудовой деятельности взрослых

Развивающие:

  • Развивать интерес к историческому прошлому русского народа, его культуре;
  • Развивать творческие навыки при работе с глиной

Воспитательные:

  • Воспитывать чуткость к художественному слову;
  • Воспитывать уважение к труду взрослых, ценить результаты труда и предметы материальной культуры

Планируемый результат: Ребенок проявляет интерес к историческому прошлому русского народа

Предварительная работа: Объяснение смысла пословицы «Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает». Чтение скороговорок. Лепка из пластилина игрушек.

Оборудование: глиняные горшки, крынки; дымковские игрушки, глина; иллюстрации с изображением мастеров (кузнец, пастух, сапожник, гончар)

Ход занятия:

Чтение стихотворения Э. Чуриловой

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

В: Уже с древних времен на Руси были известны своим мастерством люди, которые занимались изготовлением самых разнообразных предметов. Их называли ремесленниками. В старину говорили «Всякому молодцу ремесло к лицу».

В: Что такое ремесло? (Занятие, труд, изготовление каких-либо изделий)

В: Кого называют ремесленником? (Человека, который умеет делать разные предметы, вещи)

       В: Ремесленники – это кузнецы, плотники, столяры, гончары.

Своему ремеслу отец учил сына, а тот, когда вырастал, передавал мастерство своему сыну.

Игровое упражнение «Назовите одним словом» (с показом иллюстраций):

- мастер, изготавливающий глиняную посуду … (Гончар)

- мастер, занимающийся шитьем и починкой обуви…. (Сапожник)

- мастер, занимающийся обработкой металла… (Кузнец)

- человек, который возделывает огород…( Огородник)

- работник, пасущий скот… (Пастух)

- мастер, занимающийся обработкой дерева, постройкой деревянных зданий… (Плотник)

      В: Во все времена людям была нужна посуда. Сначала её делали из дерева и камня, позже плели из прутьев. Настоящим открытием для людей стало свойство глины превращаться на огне из мягкой в твердую, как камень.

Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего посуда и утварь, стали самыми необходимыми в быту человека.

Мастера, изготавливающего из глины посуду, называли гончаром.

Предложить обследовать глиняную посуду: горшки, кувшины, крынки, чашки (из мини музея «Русская горница» детского сада)

Физминутка

Игра «Горшки»

Играющие делятся на две равные команды: первая команда («горшки») садятся на ковер в кружок, вторая («хозяева») встает за «горшками». Водящий изображает «покупателя».

Водящий (подходя к одному из «хозяев»). Почем горшок?

Хозяин. По денежке.

Водящий. А он не с трещиной?

Хозяин. Попробуй.

Водящий (легко ударяя по «горшку»). Крепкий, давай сговор!

«хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:

Чичары, чичары,

Собирайтесь, гончары!

По кусту, по насту,

По лебедю горазду!

Вон!

Со словом «Вон», «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к «купленному горшку», тот «хозяин», а опоздавший – водящий.

Предложить детям рассмотреть яркие глиняные игрушки и глину.

      В: В России есть такое место, где изготавливают эти прекрасные игрушки и называется оно Дымково.

История дымковской игрушки насчитывает более 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек. В старину изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. Летом заготавливали глину, толкли ее в ручную, а остальное время лепили, сушили, обжигали изделия, белили мелом разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали росписью.       Весной привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни.

              Узоры имеют простые геометрические формы: круги, точки, прямые и волнистые линии, полоски. В каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов. До сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка – неповторимая авторская работа. И сегодня основными мотивами дымковской игрушки являются кони, барыни, индюки, бараны, петухи, олени, а также групповые композиции. Дымковскую игрушку по-прежнему отличает юмор. Посмотрите: козлы и бараны наряжены в яркие шаровары, медведи играют на музыкальных инструментах.

          В: А сейчас предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и изготовить из глины дымковскую игрушку.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Золотая осень"

конспект занятия по рисовани. Нетрадиционные методы рисования с детьми средней группы  детского сада....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Золотая осень".

Загадка об осени, беседа  об изменениях в природе, беседа  о деревьях, игра "Какой лист",  физминутка "Деревья", беседа о грибах....

Непосредственно-образовательная деятельность "Золотая осень"

Непосредственно-образовательная деятельность "Золотая осень"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Золотая осень"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Золотая осень"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Золотая осень"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Золотая осень"....

Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности «Золотая осень» (интегрированное занятие)

Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности «Золотая осень»  (интегрированное занятие)...

Познавательная деятельность "Золотые руки мастеров"

Конспект занятия по знакомству с народными промыслами "Золотые руки мастеров" в средней группе....