Самообразование
методическая разработка (младшая группа)

Самообразование воспитателя вторая младшая группа «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1cd264add46956a8f9fd52ef211f789b_outsource-your-spring-cleaning-to-get-it-done-faster-tribune-children-cleaning-in-school-clipart_1679-1132.jpeg

Воспитатель:  Шарафидинова О.В.


Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка формируются положительное отношение к трудовой деятельности, появляется желание и умение трудиться, а также развиваются нравственные качества. Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме.

Картотека игр по развитию навыков самообслуживания

Методические приемы: показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры, игровые ситуации  (Расскажем мишке: 1. «Как правильно кушать»; 2. «Как складывать одежду»; 3. «Как вытирать руки»; 4. «Как полоскать рот после еды»;  5. «Как кушать вилкой» и т.д.);  художественные произведения; беседы «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Дети умываются» (с рассматриванием картинок); настольные игры «Лото».

Игровая ситуация  «Научим куклу мыть руки»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность  действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Оборудование: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

д/и «Правила гигиены»

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: Воспитатель просит  детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

Упражнение «Мыльные перчатки»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Ход игры: Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки". В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Умывается сама (имя ребенка)»

игровая ситуация

«Сделаем куклам разные прически»

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать  понятие «опрятный внешний вид

Оборудование: куклы, расчёски, заколки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

д/и « Подбери пару»

Цели: соотносить предметы на картинках с действиями; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.

Ход игры: дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.

д/и  « Что сначала, что потом»

Цели: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством;

 учить составлять небольшие рассказы.

Ход игры: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой

игровая ситуация

«Таня простудилась»

Цель: способствовать  формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Оборудование: носовой платок

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

д/и  «Правила гигиены».

Цель: уточнить представления детей о навыках  гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, причёсывание, купание.       

   

Упражнение «Выверни колготки»

Цель: Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

Цель: учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам.

Обучающая ситуация «Почистим зубки»

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход игры:  взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты щечка? Будет чистенькая дочка!В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Упражнение «Мы заправим наши майки»

Цель: Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом.

Упражнение «Все мы делаем по порядку»

Цель: учить детей снимать  и надевать одежду в определенном порядке.

Игровая ситуация

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша – растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.». Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». 

Дидактическая игра

«Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для кукол девочки и мальчика.

Ход игры. Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

Игры на ознакомления детей с хозяйственно - бытовым трудом.

Игровая ситуация  «Накроем стол для кукол»

Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).

Игра «Что хочет делать Маша?»

ЦельУточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям от имени Маши:
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? 
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы.

Игровая ситуация «Вымоем посуду»

Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

Оборудование: кукла, посуда (тарелки), подносы, губка, два тазика.

Ход игры: взрослый привлекает внимание детей  к кукле, которая сидит за  накрытым столом, показывает стол с грязной посудой, просит детей помочь кукле вымыть посуду. Дети складывают грязную посуду на один поднос. Воспитатель демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

  Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят слова:

      Мы с тобой трудиться будем,

       Порученье не забудем.

       Не зевай, выполняй

       И за мною повторяй!

Воспитатель  имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке.  Дети повторяют движение и угадывают его.

Игра «Убери со стола»

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"

Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

Проблемная  ситуация  

«Почему игрушки убежали от Коли».

Цель: воспитывать привычку убирать за собой игрушки, воспитывать бережное отношение к ним.

Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика. Ему стало скучно, и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали ли слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил аккуратно.

Игровая ситуация «Купаем кукол» 

 Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами.

Оборудование: 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на грязную куклу. Просит помочь ее вымыть.

Трудовые поручения:

Расставлять игрушки, книжки.

Раскладывать на столах материал к занятиям.

Цель: закреплять умение соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать порядок, расставлять книжки. Учить раскладывать на столах материал к занятиям.

Обучающая ситуация      «Поможем протереть стульчики».

Цель: продолжать развивать трудовые умения и навыки, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Ход: Стук в дверь, приходит зайка. Приветствует детей: «Здравствуйте, ребята!» Он входит, обращает внимание на стульчики: «Ой, ребята, какие у вас пыльные стульчики, давайте поможем няне их помыть. Ну что, ребята, поможем? Посмотрите, как я буду это делать». Процесс труда. После окончания выполненной работы напоминаю детям, чтобы они сложили аккуратно тряпочки в одно место: - «А сейчас снимайте фартуки и вымойте руки».

Обучающая ситуация «Стирка кукольной одежды»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом.

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на куклу в грязной одежде, просит помочь ей постирать ее. Спрашивает: помогали ли маме стирать?, что нужно для стирки?, с чего нужно начать стирку?

Организация труда в природе в младшей группе

Содержание труда

 Задачи

В групповом помещении

1. Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями.

Работа в уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

2.Рассматривание алгоритма «Уход за комнатными растениями»

3. Чтение детям экологической сказки «Зеленый друг»

4. Игровая ситуация «Покажем Незнайке, как ухаживать за растениями»

Воспитатель обращает внимание детей на Незнайку, говорит, что у него тоже очень много растений, но они почему- то  пыльные и грустные. Покажем Незнайке, как ухаживать за растениями. Воспитатель напоминает правила ухода за растениями, обращается к Буратино, чтобы он тоже смотрел и запоминал. Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения.

5. Труд в уголке природы: полив растений

6. Труд: посадка лука в уголке природы.

В гости к детям приходит дед из сказки «Репка» и просит помочь ему вырастить лук

7. Труд: помыть листья растений

8. Наблюдение – опыт «С водой и без воды».

9. Наблюдение за рассаживанием цветка.

1. Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату.

2.Закреплять последовательность действий и их назначение при уходе за растениями.

3. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для выращивания растений.

4. Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.

5.Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями

6. Уточнить представление детей о луковицах (они круглые, желтые, есть верхушки, корешки); формировать навыки посадки луковиц (поместить в лунку, крепко нажать и присыпать землей, полить); вызвать интерес к выращиванию растений

7. Продолжать учить мыть листья растений, воспитывать бережное отношение к растениям.

8. Формировать понятия о потребностях растений, выделить факторы внешней среды для роста и развития растений (вода).

9. Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – из одного растения – два.

На участке

1.Наблюдение за сбором  крупных семян цветов

2.Сбор мусора, листьев в определенное место.

1.Формировать и закреплять у  детей  интерес к труду, желание включаться в него.

2.Прививать у детей навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.

3.Приучать соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада.

1.Уборка сухих веток с участка.

2.Смести снег со скамеек, построек на участке.

3.Подметание дорожек на участке.

4.Наблюдение за трудом дворника.

1.Продолжать учить детей поддерживать порядок на участке детского сада.

2.Учить детей осознавать значимость, необходимость труда.

3.Учить детей мести веником дорожки, видеть результат своего труда.

4.Воспитывать уважение к труду дворника.

1.Сгребание снега к деревьям.

2.Расчистка кормушек, подкормка птиц.

1.Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.

2.Учить детей заботиться о птицах, помогать им в холодное время года.

1.Наблюдение за трудом взрослых (посильная помощь)

1)рыхление  клумб

3) полив

1.Обогащь представление детей о растениях, учить ухаживать за ними, поддерживать желание помогать взрослым.

1.Уборка участка от мусора.

2.Осушение участка – пропускание ручейков.

3.Разбрасывание снега для быстрого таяния.

4.Вынос игрушек и уборка их после игры.

1.2.Продолжать поддерживать желание помогать взрослым, трудиться рядом, не мешая друг другу.

3.4.Формировать активность, способность преодолевать трудности, учить чувствовать себя самостоятельным, умелым.

1.Наблюдение за перекопкой клумб.

2.Посадка лука, гороха, бобов.

1.2.Продолжать закреплять у детей интерес к труду, воспитывать желание применять посильное участие в трудовой деятельности.

3.Привлечь детей совместно с родителями  к посадке лука, гороха, бобов, дать возможность ребенку самоутвердиться, почувствовать себя умелым.

1.Наблюдение за трудом взрослых (посильная помощь)

1)рыхление  клумб

3) полив

1.Обогащь представление детей о растениях, учить ухаживать за ними, поддерживать желание помогать взрослым.

Картотека игр по ознакомлению с трудом взрослых

дидактическая игра «Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

дидактическая игра «Чудесный мешочек (Кому, что нужно для работы?)»

Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.

игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает

Учитель подстригает, а парикмахер учит детей.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.

Игра «Кому это нужно?»

Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры:  Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов.

Дидактическая игра «Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по трудовому воспитанию во второй младшей группе

Месяц

Виды детского труда

Формы и виды организации труда

Задачи

Содержание работы

Сентябрь

Самообслуживание

поручения

Учить детей закатывать рукава, проявлять аккуратность, не мочить одежду, не разбрызгивать воду.

Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду).

Воспитывать навыки опрятности.

Игра «Мы пришли умыться».

Знаем, знаем да-да-да,

 Где тут прячется вода.

 Выходи водица мы

 Пришли умыться.

Д/И «Научим неумейку мыть руки».

Д/И «Оденем куклу Машу на прогулку».

Покажем Буратино, как умеем одеваться (алгоритм одевания)

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный труд

Приручать убирать игрушки на место, соблюдать порядок. Учить работать совместно со взрослым и товарищем, видеть конечный результат. Воспитывать бережное отношение к игрушкам желание трудиться.

Учить работать совместно со взрослым и товарищем. Учить расправлять тряпочку, вытирать игрушку на сухо. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Дидактическая игра «Где живее игрушка».

Д/И «Найди игрушке её место».

Д/И «Научим Хрюшу убирать игрушки»

Д/И «Искупаем кукол»

Д/И «Наши чистые игрушки»

Д/И «Искупаем зверят»

Труд в природе

Трудовые поручения

Воспитывать желание ухаживать за растениями в уголке природы.

Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, вызывать желание работать в коллективе.

Д/И «Как нужно ухаживать за растениями» (алгоритм).

Д/И «Поможем растению»

Игра «Собери игрушки в корзину».

Поможем отнести сухие листочки.

Знакомство с трудом взрослых

Познакомить  детей с трудом помощника воспитателя.

Закрепить знание об орудиях труда взрослых в простейших трудовых процессах.

Воспитывать уважение к людям труда.

Д/И «Кто поможет».

Д/И «Всё готово для ребят».

Д/И «Кто что делает».

Артикуляционная гимнастика «Моем окно».

Октябрь

Самообслуживание

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться,

 аккуратно складывать одежду;  

обучать умению замечать неполадки в одежде и обращаться за помощью к взрослым.

 учить детей правильно умываться;

воспитывать культурно-гигиенические навыки

Д/И «Научим Неумейку одеваться».

Д/И «Каждой вещи своё место».

Упражнение всё мы делаем попарядку.  

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Приучать детей убирать игрушки после игры на место, соблюдать порядок. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, самостоятельность, желание трудиться.

Игровая ситуация «Научим Хрюшу играть с игрушками».

Беседа, всему своё место.

Игровая ситуация «Поможем Маше постирать платочки».

Труд в природе

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями.

Учить работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Воспитывать трудолюбие.

Игра «Поможем кукле Маше правильно протирать растения».

Игра «Угадай, что я делаю».

Игра «Убери листики в корзину».

Знакомство с трудом взрослых

Формировать представление детей о труде медсестры, дать знание о том, какую помощь оказывает медицинская сестра в детском саду.

Воспитывать умение благодарить за внимание и заботу.

С/Р игра «Больница».

Игра «Кукла Маша заболела».

Игра «Приходите к нам лечится».

Ноябрь

Самообслуживание

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Учить ребенка замечать непорядок в своем внешнем виде, учить пользоваться личной расческой.

Продолжать учить детей самостоятельно одеваться, раздеваться в определённой последовательности одевать и снимать одежду, застёгивать и расстегивать пуговицы.

Упражнение «Застегни пуговицы».

Упражнение «Выверни колготки».

Д/И «Каждой вещи своё место».

Игра «Хорошо, плохо».

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним. Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление принимать участие в труде с взрослыми. Учить в процессе труда, сохранять порядок на рабочем месте. Развивать желание трудиться рядом, стремление к общению в труде. Закреплять у детей знание обобщающего слова «посуда».

Чтение К. Чуковского «Федорино горе».

Игровая ситуация «Поможем бабушке Федоре».

Игровая ситуация «Купаем кукол».

Труд в природе

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Закреплять последовательность действий и их назначение при уходе за растениями.

Учить работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Игра «Покажем кукле Маше как правильно вытирать растения».

Игровая ситуация «Помоги Незнайки протереть пыль с листочков».

Декабрь

Самообслуживание

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых, оказывать посильную помощь товарищу.

;

Упражнение «Закатаем рукава». Упражнение «Застегни пуговицы». Упражнение «Все мы делаем по порядку».

Игра «Водичка, Водичка умой моё личико».

 

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Закреплять умение убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним. Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление принимать участие в труде с взрослыми.  Развивать желание трудиться рядом, стремление к общению в труде.

Беседа «Всему своё место».

Игровая ситуация «Покажем  Хрюше, как мы умеем протирать стульчаки».

Труд в природе

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Закреплять знания детей об условиях, необходимых для выращивания растений. Закреплять последовательность действий и их назначение при уходе за растениями. Приучать соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада. Учить сметать снег со скамеек, построек, с кормушек для птиц. Воспитывать заботу о птицах, желание помогать им зимой.

Рассматривание алгоритма «Уход за комнатными растениями» Игра «Накормим птичек» Изготовление экологических кормушек.

Знакомство с трудом взрослых

Коллективный труд

Знакомство с трудом повара.  Дать конкретные детям представления: повар делает фарш с помощью электрической мясорубки, лепит котлеты, пирожки, нарезает овощи с помощью овощерезки, готовит какое-либо блюдо – плов, тефтели.

Посещение пищевого блока, рассказ повара о своем труде Рассматривание иллюстраций. Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Детский сад»

Январь

Самообслуживание

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности: надевать и снимать одежду, складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы и прочие застежки. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых, оказывать посильную помощь товарищу. Развивать навыки гигиены питания (аккуратно кушать, пользоваться салфеткой)

Формировать трудовые взаимоотношения между детьми.

Упражнение «Мыльные перчатки».

Игровая Ситуация» Научим Неряху кушать пользоваться салфеткой».

Д/И «Оденем куклу на прогулку».

Игра «Научим Хрюшу аккуратно кушать».

Покажем кукле Маше как пользоваться салфеткой.

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Закреплять умение убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним.

Продолжать учить намачивать тряпочку, отжимать, расправлять тряпочку.

Воспитывать желание трудиться, стремление к порядку.

Игровая ситуация «Вымоем посуду».

Игра «Наведи порядок».

Игра «Убери со стола».

Труд в природе

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Учить называть и показывать части растения, называть слова-действия. Приучать соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада.

Воспитывать заботу о птицах, желание помогать им зимой.

Учить детей мести веником дорожки, видеть результат своего труда.

И/С «Построим горку для куклы Маше».

И/С «Кормление птиц зимой».

Игра «Что сначала, что потом».

Беседа «Зачем поливать растения».

Февраль

Самообслуживание

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности: надевать и снимать одежду, складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы и прочие застежки. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых, оказывать посильную помощь товарищу. Развивать умение пользоваться носовым платком.

Формировать трудовые взаимоотношения между детьми.

Учить в процессе труда, сохранять порядок на рабочем месте.

Игра: «Научим куклу Машу раздеваться после прогулки».

Игра «Научим неумейку пользоваться носовым платком».

Д/И «Что сначала, что потом».

Упражнение «Разложи карандаши».

Упражнение «Раздай салфетки для аппликации».

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Учить протирать кукольную мебель с помощью тряпочки (крышку стола, сиденье стула, ножки, спинку, стенки, полки шкафчика).

Продолжать учить намачивать тряпочку, отжимать, расправлять тряпочку.

Учить вместе с воспитателем, готовить и убирать оборудование.

Воспитывать желание трудиться, стремление к порядку.

Учить называть мебель, части мебели, слова действия.

И/С «Помоем посуду».

Чтение Л. Воронкова «Маша растеряша».

Игра «Где живёт игрушка».

Труд в природе

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Продолжать учить правильно, ухаживать за растениями: поливать из лейки, протирать листья тряпочкой.

Продолжать учить действовать тряпочкой (намачивать тряпочку, отжимать, расправлять тряпочку.) и правильно держать лейку (двумя руками, равномерно лить воду).

Учить вместе с воспитателем, готовить и убирать оборудование.

Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Учить называть растение, его части, слова- действия.

 Совместно, общаться в процессе труда.

Игра «Что сначала, что потом», (использование алгоритма, уход за комнатными растениями).

Чтение З. Александровой «Новая столовая».

Д/И «Птичья столовая».

Знакомство с трудом взрослых

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Формировать у детей представления о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат); рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении; воспитывать уважительное отношение к труду прачки.

Экскурсия по детскому саду, наблюдение. Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Помощь няне в стирке кукольного белья.

 Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад».

 Дид.игра «Кому что нужно для работы»

Март

Самообслуживание

Поручения

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых, оказывать посильную помощь товарищу.

Развивать умение пользоваться носовым платком.

Развивать навыки гигиены питания (аккуратно кушать, пользоваться салфеткой).

Продолжать учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

Развивать умения убирать посуду после еды (собрать чайные ложки, принести хлебницы, салфетницы).

 Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается). Воспитывать уважение к труду няни; бережное отношение к посуде.

Дидактическая игра «Помоги кукле Маше умыться».

 Упражнение «Застегни пуговицы». Упражнение «Выверни колготки».

Упражнение «Поставить на стол хлебницы, салфетницы с салфетками».

И/С «Помоги кукле убрать посуду после еды».

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки.

Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки.

Самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться.

Продолжать учить действовать тряпочкой (намачивать тряпочку, отжимать, расправлять тряпочку.)

Д/И «Найди игрушкам место».

Д/И «Научим Хрюшу убирать игрушки».

Д/И «Наши чистые игрушки».

Д/И «Искупаем кукол»

Д/И «Искупаем зверят»

Труд в природе

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Учить называть и показывать части растения, называть слова-действия. Приучать соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада.

Воспитывать заботу о птицах, желание помогать им зимой.

И/С «В горшках наклейки с грустными смайликами. Почему?»

И/С «Поможем деткам цветочков вырасти».

 И/С «Поможем цветочку пить водичку» (рыхлить землю).

Знакомство с трудом взрослых

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Познакомить детей с трудом работников магазина – продавцом, кассиром. Продавец – это человек, который продает нам различные вещи и продукты. С кассиром мы расплачиваемся за купленный в магазине товар. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда.

Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя.

Сюжетно - ролевые игры «Магазин продуктов», «Овощной магазин».

Апрель

Самообслуживание

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых, оказывать посильную помощь товарищу.

Развивать умение пользоваться носовым платком.

Развивать навыки гигиены питания (аккуратно кушать, пользоваться салфеткой).

И/С «Помоги другу»

Д/И «Мой шкафчик».

Д/И «Правила гигиены» -закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

И/С «Научим куклу мыть руки»

И/С «Сделаем куклам разные прически».

 Д/И «Оденем куклу на прогулку»

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Формирование положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками, воспитание уважения к труду и людям труда.

Обучение выполнению индивидуальных и коллективных поручений.

Формирование умения распределять работу с помощью воспитателя.

Игра «Стирка кукольного белья».

И/С «К нам пришел Чистюля, который проверяет чистоту в группе. Отмечает пыльные полки. Как быть?».

Труд в природе

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Продолжать учить правильно, ухаживать за растениями: поливать из лейки,

правильно держать лейку (двумя руками, равномерно лить воду).

Учить вместе с воспитателем, готовить и убирать оборудование.

Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Учить называть растение, его части, слова- действия.

Совместно, общаться в процессе труда.

И/С «В горшках наклейки с грустными смайликами. Почему?».

 И/С  «Поможем деткам цветочков вырасти».

И/С «Поможем цветочку пить водичку» (рыхление земли).

Знакомство с трудом взрослых

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Май

Самообслуживание

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

 Закреплять умение у детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Формировать навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться.

И/С «Помоги другу».

Д/И «Мой шкафчик.

Беседа «Всему свое место».

Д/И «Правила гигиены» -закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание.

И/С «Научим куклу мыть руки».

И/С «Сделаем куклам разные прически».

 

Хозяйственно-бытовой труд

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Формирование положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками, воспитание уважения к труду и людям труда.

Обучение выполнению индивидуальных и коллективных поручений.

Формирование умения распределять работу с помощью воспитателя.

Игра: «Стирка кукольного белья».

И/С « К нам пришел Чистюля, который проверяет чистоту в группе. Отмечает пыльные полки».

Труд в природе

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Обучать умению работать сообща.

Обучение умению работать дружно;

Воспитывать трудолюбие, желание помочь старшим.  Вызывать желание трудиться в коллективе.

Воспитывать трудолюбие.

Обучение умению работать дружно.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?».

Д/И «Кто что делает?».

Д/И «Что в корзинку мы берем».

Д/И «Вершки и корешки».

Знакомство с трудом взрослых

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Знакомить с процессом работы людей различных профессий; закреплять представления о результатах труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивать любознательность, стремление подражать взрослым.

Рассматривание иллюстраций, предметов для труда людей разных профессий.

Д/И «Кому что нужно для работы», Беседа с детьми «Кем ты будешь, когда вырастешь?», «Кто работает в детском саду», «Какие профессии мы знаем».

 Чтение С.Михалков «А что у вас?», Ю.Тувим «Все для всех», «Стол». Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Магазин», «Шоферы», «Парикмахерская».



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Воспитатель: Шарафидинова О.В.

Тема: «Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков».
Цель: формирование  у детей основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Задачи: 

  • развитие трудовых навыков;
  • включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
  • воспитание положительного отношения к труду.

Актуальность

        В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач».

        Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)

        Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребёнка.

        Необходимым условием воспитания трудолюбия является совместная работа детского сада и семьи. Привычку к труду прививают прежде всего дома. Вряд ли найдётся взрослый, который будет против того, чтобы ребёнка приобщили к труду. Вместе с тем в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по своему.

        В наши дни чаще всего можно встретить семью, в которой двое взрослых воспитывают одного-двух детей. В этих условиях нет необходимости в детском труде. В это же время родители понимают : когда-то и детям придётся трудится , и уже сейчас в 3-6 лет необходимо что-то делать для трудового воспитания. И это что-то порою проявляется в разговоре с ребёнком о том, что трудиться нужно, что труд полезен и почётен.

        В детском саду к детям предъявляются следующие требования:

  1. Ребёнок должен самостоятельно одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, складывать правильно одежду.
  2. Самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой , после загрязнения и туалета.
  3. Самостоятельно есть, пользуясь вилкой.
  4. Содержать в порядке игрушки, личные вещи, убирать их в определённое место.
  5. Заботиться о своих товарищах, помочь им в случае надобности.

        Участие детей в дежурстве является одной из наиболее распространённых форм их трудового воспитания в детском саду.

        Вначале пока ещё нет нужных навыков и умений, дети не доводят начатое дело до конца, отвлекаются, но постепенно они приобретают умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного. Дети учатся правильно накрывать на стол, убирать посуду со стола.

        При подготовке к занятию дежурные раздают необходимые пособия и материалы, аккуратно убирают их после занятий. Детям прививаются умения поддерживать порядок на своём столе во время занятий. Детям прививаются умение ухаживать за комнатными растениями, моют игрушки, стирают кукольное бельё.

        Трудовую деятельность проводим весной на участке. Коллективная работа увлекает всех детей. Мы не упускаем случая похвалить детей, но похвала должна быть всегда заслуженной. Завышенная оценка вырабатывает у детей формальное отношение к труду.

        Постепенно дети усваивают некоторые правила:

  1. У взрослых и детей есть дела, выполнение которых обязательно.
  2. Начатое дело не откладывать на потом.
  3. Закончил трудиться – убери за собой.

Если детям без напоминаний выполняют эти правила, можно говорить о хорошем уровне трудового воспитания.

Содержание работы

Срок выполнения

Изучение специальной методической литературы:

1.

Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

В течении года

2.

Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

В течении года

3.

Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

В течении года

4.

Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.

В течении года

5.

Изучение статей в журналах: 
«Воспитатель в ДОУ» 
«Дошкольное воспитание» 
«Ребенок в детском саду» 

В течении года

Практический этап 

1.

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете 

В течении года

2.

      Подбор аудио и видеозаписей, песен и мультфильмов.

Сентябрь - Декабрь

3.

Разработка и оформление трудового воспитания по данной тематике.

Сентябрь

4.

Разработка перспективного плана работы по теме «Трудовое воспитание».

Ноябрь

5.

Разработка конспектов занятия по трудовому воспитанию на тему «Игрушки любят чистоту».

Октябрь - Ноябрь

6.

Консультация для воспитателей:

1.«Трудовое воспитание ребёнка в семье»;

2.«Труд и формирование личности ребёнка».

Декабрь - Январь

7.

Проект на свою тему: «Труд дошкольников»

Март  – Май

8.

Картотека трудового воспитания направленная на развитие у детей простейших трудовых навыков.

В течение года

9.

Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание».

Март

10.

Дидактические игры по трудовому воспитанию.

Апрель

11.

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для трудового воспитания). 

Май

12.

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Май

Работа с родителями

1.

Участие родителей в изготовлении трудового и демонстрационного материала.

Январь

2.

Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье».

Апрель

3.

Консультации для родителей:

1.«Трудовое воспитание в семье»;

2.«В семье трудовой»;
3.
«Какой труд доступен детям».

В течение года

4.

Совместная работа с родителями и детьми на участке (озеленение территории,  посадка цветов и деревьев).

5

Проектная деятельность «Зеленый уголок»

Апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...