исследовательский проект "Картошка- матушка"
проект (старшая группа)

Боркунова Галина Александровна

исслндовательсктй проект "Картошка матушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoshka_matushka.docx190.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10»  города Алейска Алтайского края

Исследовательский проект

«Картошка-матушка»

коррекционная группа

                                                                                                                           Воспитатель  

Боркунова Г.А.

г. Алейск

 

Актуальность темы:

  Картошка сегодня есть в каждом доме. Она и накормит, и полечит, потому за добрый нрав и заботу домочадцы почтительно называли ее Матушка.  Ее считают  «вторым хлебом». Но, к сожаленью многие  дети в недостаточной степени  имеют представления о происхождении, выращивании и ценности картофеля.

Цель проекта:

  Формирование у дошкольников исследовательских интересов, повышение познавательной активности в рамках экологической деятельности  в союзе детей с педагогами и семьей.

   Привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта.

Задачи проекта:

 1.Познакомить детей с корнеплодом- картофелем.

2 .Развивать творческий и исследовательский интерес к предмету «картошка».

3.Обогатить представления и знания детей о пользе картофеля для человека.

4.Обогощать словарный запас детей (клубни, росток, глазки).

5. Воспитывать у детей любознательность, желание эксперементировать.                                        

Предполагаемый результат:

  • формирование представлений у детей о  происхождении картофеля и выращивании его   и роли в жизни людей. (История появления картофеля, процесс выращивания, применение и интересные факты.)
  • развитие исследовательского интереса детей
  • формирование  умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы экологического мышления
  •  обогащение активного словаря детей  
  •   развитие познавательного интереса.
  •   воспитание бережное отношение к природе детей и их родителей, умение ответственно ухаживать за растениями
  • развитие творческого мышления, самостоятельности, инициативы;    
  •  участие выставке поделок из картофеля «Веселая картошка»  
  •  буклет « Блюда из картошки»  

 

\

 

Виды проекта: информационно – исследовательский, творческий, групповой.

Участники: дети, родители, педагоги.

         Сроки реализации: краткосрочный 2 недели

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Подготовительный:

- определение уровня знаний детей о картофеле

- обсуждение цели и задач с детьми и родителями.

- создание условий для реализации проекта

- сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

2. Основной:

- внедрение в воспитательно -  образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о картофеле.

- совместная работа с родителями

-  рассматривание иллюстраций, фото,  книг, журналов и т.д.

- изготовление поделок из картофеля

- экскурсия в пищеблок детского сада

- исследовательская деятельность

- чтение сказки: «Сказка про картошку»

- знакомство с пословицами и поговорками

- раскрашивание: «Цветущий картофель»

        

3 Презентационно – завершающий

     - выставка  поделок из картофеля «Веселая картошка»  

     - выставка буклетов « Блюда из картошки»

 

    - оформление результата проекта в виде презентации

Работа с родителями

- участие родителей в проекте

- изготовление буклетов с рецептами блюд из картофеля

- изготовление поделок из картофеля

Результаты реализации проект

- сформированы представления у детей о  происхождении картофеля и выращивании его   и роли в жизни людей. (История появления картофеля, процесс выращивания, применение и интересные факты.)

-сформированы умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения

- дети стали проявлять интерес к исследовательской деятельности.

- родители стали активно принимать участие в жизни группы и детского сада.

- обогатилась предметно – развивающая среда

- у детей обогатился словарный запас по теме проекта, повысился уровень грамматического строя речи, более совершеннее стала связная речь

Содержание проектной деятельности

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

15.10.2018г.

«В огороде, что растет?»

 «Определи овощ на вкус»

Формировать представления об овощах. Развивать познавательный интерес.

Развивать вкусовые ощущения.

Беседа, опрос, рассматривание иллюстраций.

 Дидактическая игра

16.10.2018г.

«Картошка – путешественница»

Чтение сказки «Сказка про картошку»

Познакомить детей с историей происхождения картофеля

Расширение знаний о картофеле, воспитание любви к природе через художественное слово.

Беседа.

Чтение художественной литературы

17.10.2018г.

«Вот и выросла картошка»

«Посади картофель»

Развивать познавательный интерес. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи.

Уточнить и закрепить представления детей о способе посадки и выращивания картофеля.

Беседа.

Дидактическая игра.

18.10.2018г.

«Разная картошка»

«Собери картофель»

Знакомство с разнообразием внешнего вида картофеля.

Развивать ловкость, быстроту движения.

Беседа, рассматривание разных клубней картофеля.

Подвижная игра

19.10.2018г.

«Сто блюд из картофеля»

 

«Картофельное пюре»

Расширить представления о пищевой ценности картофеля. О разнообразии блюд.

Познакомить с процессом приготовления картофельного пюре»

Беседа, опрос

Экскурсия в пищеблок детского сада

22.10.2018г.

23.10.2018г.

«Картофель лекарь»

«Чудесный мешочек»

Расширить представления детей о значении овоща в жизни человека, о его лекарственных свойствах.

Развивать тактильные ощущения.

Беседа, опрос

Дидактическая игра.

« Блюда из картошки»

«Получение крахмала»

Развивать познавательный интерес

Развивать способности к поисковой деятельности

Рассматривание буклетов

Экспериментальная деятельность

24.10.2018г

Пословицы и поговорки, загадки

«Сравнение крахмала с мукой.»

Воспитывать любовь к народному творчеству

Развивать наблюдательность. Формировать умение сравнивать пшеничную муку и крахмал.

Чтение

Эксперементальная деятельность

25.10.2018г.

26.10.2018г.

«Раскрась цветущий картофель»

«Готовим обед»

Развивать эстетический вкус

Воспитывать дружелюбие

Рисование

Сюжетно ролевая игра.

Выявление крахмала в овощах

Выставка поделок из картофеля «Веселая картошка»  

 Выставка буклетов

 « Блюда из картошки»

Формирование у детей умение делать выводы, строить логические суждения путем экспериментальной деятельности

Привлечь внимание родителей к событиям в группе, активизировать их участие в жизни ДОУ. Налаживание тесных отношений, сотрудничества.

Опыт

Выставка

Литература

Артемова Л.В. Окружающий мир в детских играх дошкольников – М.: Просвещение, 1992

Бондаренко А.К. Диагностические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991

Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет - М.: Просвещение, 1987

Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников – М.: ВАКО, 2005

Дьяченко О.М. Чего на свете  не бывает - М.: Знание, 1994

Зырянова Л.Н. занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях – Ростов Н/Д: Феникс,2013

ЛуничМ.В. Детям о природе - М.: Просвещение, 1989

Савельева Е.А. 500 веселых загадок в стихах – сибирское университетское издательство, 2010

Сказка про картошку

Однажды весной, когда промокшая от талой и дождевой воды земля уже согрелась под лучами солнца, крестьянин собрался сажать огород. Вскопал он грядки и небольшое поле, вынес из темного чулана

кульки с семенами, лоток помидорной рассады, ведерко с прошлогодними луковицами и сел передохнуть.

Зашевелился огородный народ. Каждому хотелось на белый свет взглянуть да грядку получше себе выбрать.

- Грядки - вам, а поле - нам, - сразу распорядились пестрые бобы фасоли.

- Как бы не так! - зашелестели рыжими одежками луковицы. - Поле для картошки вскопано, а вам и грядки хватит.

Все с завистью посмотрели на серый холщовый мешок, наполненный темными картофелинами.

- Как она черна и безобразна! - презрительно растопырив листики, хором проговорили нежные ростки помидорной рассады. А огуречные семечки заявили, что ни одно из них не позволит воткнуть себя в землю рядом с такой соседкой.

Промолчал только чеснок. Хозяин маленького огорода и так знал ему цену, и серебристым чесночным долькам всегда находилось немного места на каждой грядке, ведь всякие жучки-червячки, любители сладких корней и листьев, очень не любили едкого чесночного запаха и ползли с огорода прочь.

Крестьянин кончил попыхивать трубкой и принялся рассаживать спорщиков по своему разумению.

К лету огород зазеленел сочной ботвой. Рядом с ажурными пучками моркови росли свекольные, в пунцовых прожилках листья, а на длинных огуречных плетях и вытянувшихся, окрепших стеблях помидоров

распустились небольшие желтые цветки.

Пышные картофельные кусты росли у самой дороги. Они тоже цвели, и их верхушки были подернуты дымкой сиреневых соцветий.

Жаркий летний день шел к концу. Крестьянин, вырвав последние сорняки, разогнул уставшую спину. Далеко на дороге клубилась пыль. Заходящее солнце слепило глаза, и крестьянин разглядел белую, с золотым королевским гербом карету только тогда, когда она остановилась рядом. Легкая дверца отворилась, и из нее выпорхнула принцесса.

- Ах, какая клумба! - воскликнула она, посмотрев на картошку.

- Это не клумба, а огород, ваше величество,- поклонился крестьянин.

- Но в огороде не сажают столько цветов,- возразила принцесса.

- Это не цветы, а картошка, ваше величество,- объяснил крестьянин.

- Пусть! Розы на шляпке - до чего надоело! Другое дело - картошка,- сказала принцесса и сорвала несколько картофельных верхушек. Вынув из-под белой ленты бордовую розу, она положила на широкие поля шляпки сиреневое облачко и надела ее на свои напудренные локоны.

Карета покатила дальше, сверкая золочеными гербами.

- Картошку? На шляпку?. Принцессе! - возмутилась кудрявая фасоль

- Кто бы мог подумать, что эти бесформенные клубни

умеют так цвести? - удивилась огуречная плеть, а помидоры незаметно прикрыли листьями свои невзрачные желтенькие цветки.

- Картошка всегда так цветет,- сказала старая тяпка.

- Просто кто-то должен был заметить это первый,- под - ; держало её лохматое огородное пугало.

- И тут все признали, что картошка действительно хороша. Особенно горячая, в лужице растаявшего масла, лежащая в расписной миске посередине широкого крестьянского стола.

Загадки.

2. И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом (картошка)

3. Это чудо плод

Ее едим мы круглый год.

Пюре, супы, салат, окрошка

Везде присутствует (картошка)

4. Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко

Ведь, правда, вкусная… (картошка?

Пословицы и поговорки

• Картошка да каша – еда наша.

• Картошку копать, не руками махать.

• Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

     • Без труда картошка не родится никогда

Беседы

О картофеле для детей

О картофеле для детей Сложно представить наш рацион без картофеля. Но царствует он на русском столе лишь с начала восемнадцатого века. Считается, что эта культура пришла к нам из стран Западной Европы, а туда, в свою очередь, её привезли соратники Колумба. То, что в Европу картофель прибыл из Южной Америки – сомнению никто не подвергает, а вот как он попал на русский стол – с этим связан ряд предположений.

Давным-давно, в 1560 году, а может чуть позже, его привезли в Испанию. Потом картофель попал в Италию, Францию, Голландию и другие страны Западной Европы. Он полюбился жителям Британских островов, которые называли его вторым хлебом. В России появление картофеля связывают с именем первого императора Петра I. А страна, из которой он был завезён к нам, называется Голландия.

Однако повсеместно картофель стал использоваться в России лишь после того, как в конце восемнадцатого века был издан специальный документ под названием«Наставления о разведении земляных яблок, потетес именуемых». Этот документ увидел свет в 1765 году. Для повсеместного распространения картофеля на российской земле, получения хорошего урожая, был выполнен огромный объём работ деятелями Вольного экономического общества, появившегося в Петербурге в 1765 году. Именно его сотрудникам: Нартову А. А., Болотову А. Т., Мещинину В. А. мы обязаны распространением этой культуры в стране.

У себя на родине картофель относится к многолетним культурам. Но особенности нашего климата, слишком сурового для этого растения, таковы, что он возделывается как однолетнее растение.

Картофель — культура уникальная и универсальная. Это растение – и пищевое, и кормовое, и техническое. Главное пищевое достоинство картофеля заключается в его высокой калорийности. Недаром он получил в народе звание: второй хлеб. По калорийности он в два раза превышает морковь, и в три раза — белокочанную капусту. Мы его ценим за то, что он хороший источник углеводов, белков и витамина С. Помимо этого, в картошке содержатся другие полезные вещества: соли кальция, железа, калия, йод, сера и другие компоненты, совершенно необходимые для нормальной жизнедеятельности человека.

Картофель используют в отварном, тушеном, жареном, запеченном виде. Готовые блюда с картошкойкартофель фри, пюре, пирог с картофелем, винегрет, салат, шаньги, драники, солянка, борщ, суп-пюре, щи, закуска, вареники.

А еще картофель помогает нам справиться с некоторыми болезнями – он обладает лекарственными свойствами. Если вы простудитесь – подышите над паром вареной картошки – и вам станет легче. Если обожжете палец или руку приложите пластик сырого картофеля к ране  - и все пройдет. Соком картофеля лечат болезни желудка.

Картофель очень полезный овощ в нем много витаминов. Из него можно приготовить 100 блюд. Каждый день  в меню детского сада есть блюдо из картофеля. А какие блюда из  картофеля знаете вы? (Жареная картошка, картофельное пюре, картофельная запеканка, вареники с картошкой, пироги с картошкой, салаты, суп, борщ и т.д.)

Опытно- экспериментальная деятельность:

  1. Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица.

Вывод: в картофеле есть вода.

2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество.

4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.

Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.

Повторите слово- крахмал.

Вывод: в картофеле есть крахмал.

Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.

Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.

. Сравнение крахмала с мукой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

Дети: Потому, что крахмал похож на муку.

Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.

- Что можно сказать о цвете муки?

Дети: мука желтовата. (Воспитатель в таблице сравнения муки и крахмала отмечает все сходства и различия).

Вывод: мука желтоватого цвета.

Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?

Дети: Крахмал белого цвета.

Вывод: Крахмал белого цвета.

Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?

Дети: Она мягкая.

Вывод: Мука мягкая, не скрипит.

Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?

Вывод: Крахмал хрустит.

Воспитатель: Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)

- Что можно сказать о запахе муки?

Дети: мука без запаха.

Вывод: мука не имеет запаха.

- Что можно сказать о запахе крахмала?

Дети: крахмал без запаха.

Вывод: крахмал не имеет запаха.

Определение крахмала в овощах

   Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Капнем на картошку йод. При этом крахмал на картошке становится темно-синего цвета.

Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.

Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.

Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?

Дети: ответы детей.

Вывод: крахмал есть только в картофеле.

Воспитатель: Итак, общий вывод:

Картофель состоит из воды и крахмала,

- Крахмал содержится только в картофеле,

- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Конспект занятия по этике в средней группе...

Конспект физкультурного досуга "Рады мы, проказам Матушки Зимы"

Программное содержание:   Создать у детей веселое, бодрое, радостное настроение. Развивать у детей желание творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со ...

Исследовательский проект "Картошка- матушка"

Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ....

Презентация познавательно-исследовательского проекта "Картошка- матушка"

Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ....

Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе «Матушка водица»

Тема: «Матушка водица».Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно – исследовательской деятельности экспериментирования с водой.Детская цель:...