исследовательский проект "Картошка- матушка"
проект (старшая группа)
исслндовательсктй проект "Картошка матушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoshka_matushka.docx | 190.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10» города Алейска Алтайского края
Исследовательский проект
«Картошка-матушка»
коррекционная группа
Воспитатель
Боркунова Г.А.
г. Алейск
Актуальность темы:
Картошка сегодня есть в каждом доме. Она и накормит, и полечит, потому за добрый нрав и заботу домочадцы почтительно называли ее Матушка. Ее считают «вторым хлебом». Но, к сожаленью многие дети в недостаточной степени имеют представления о происхождении, выращивании и ценности картофеля.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников исследовательских интересов, повышение познавательной активности в рамках экологической деятельности в союзе детей с педагогами и семьей.
Привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта.
Задачи проекта:
1.Познакомить детей с корнеплодом- картофелем.
2 .Развивать творческий и исследовательский интерес к предмету «картошка».
3.Обогатить представления и знания детей о пользе картофеля для человека.
4.Обогощать словарный запас детей (клубни, росток, глазки).
5. Воспитывать у детей любознательность, желание эксперементировать.
Предполагаемый результат:
- формирование представлений у детей о происхождении картофеля и выращивании его и роли в жизни людей. (История появления картофеля, процесс выращивания, применение и интересные факты.)
- развитие исследовательского интереса детей
- формирование умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы экологического мышления
- обогащение активного словаря детей
- развитие познавательного интереса.
- воспитание бережное отношение к природе детей и их родителей, умение ответственно ухаживать за растениями
- развитие творческого мышления, самостоятельности, инициативы;
- участие выставке поделок из картофеля «Веселая картошка»
- буклет « Блюда из картошки»
\
Виды проекта: информационно – исследовательский, творческий, групповой.
Участники: дети, родители, педагоги.
Сроки реализации: краткосрочный 2 недели
Этапы проведения и реализации проекта:
- Подготовительный:
- определение уровня знаний детей о картофеле
- обсуждение цели и задач с детьми и родителями.
- создание условий для реализации проекта
- сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
2. Основной:
- внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о картофеле.
- совместная работа с родителями
- рассматривание иллюстраций, фото, книг, журналов и т.д.
- изготовление поделок из картофеля
- экскурсия в пищеблок детского сада
- исследовательская деятельность
- чтение сказки: «Сказка про картошку»
- знакомство с пословицами и поговорками
- раскрашивание: «Цветущий картофель»
3 Презентационно – завершающий
- выставка поделок из картофеля «Веселая картошка»
- выставка буклетов « Блюда из картошки»
- оформление результата проекта в виде презентации
Работа с родителями
- участие родителей в проекте
- изготовление буклетов с рецептами блюд из картофеля
- изготовление поделок из картофеля
Результаты реализации проект
- сформированы представления у детей о происхождении картофеля и выращивании его и роли в жизни людей. (История появления картофеля, процесс выращивания, применение и интересные факты.)
-сформированы умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения
- дети стали проявлять интерес к исследовательской деятельности.
- родители стали активно принимать участие в жизни группы и детского сада.
- обогатилась предметно – развивающая среда
- у детей обогатился словарный запас по теме проекта, повысился уровень грамматического строя речи, более совершеннее стала связная речь
Содержание проектной деятельности
Время проведения | Тема | Цели | Форма проведения |
15.10.2018г. | «В огороде, что растет?» «Определи овощ на вкус» | Формировать представления об овощах. Развивать познавательный интерес. Развивать вкусовые ощущения. | Беседа, опрос, рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра |
16.10.2018г. | «Картошка – путешественница» Чтение сказки «Сказка про картошку» | Познакомить детей с историей происхождения картофеля Расширение знаний о картофеле, воспитание любви к природе через художественное слово. | Беседа. Чтение художественной литературы |
17.10.2018г. | «Вот и выросла картошка» «Посади картофель» | Развивать познавательный интерес. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи. Уточнить и закрепить представления детей о способе посадки и выращивания картофеля. | Беседа. Дидактическая игра. |
18.10.2018г. | «Разная картошка» «Собери картофель» | Знакомство с разнообразием внешнего вида картофеля. Развивать ловкость, быстроту движения. | Беседа, рассматривание разных клубней картофеля. Подвижная игра |
19.10.2018г. | «Сто блюд из картофеля»
«Картофельное пюре» | Расширить представления о пищевой ценности картофеля. О разнообразии блюд. Познакомить с процессом приготовления картофельного пюре» | Беседа, опрос Экскурсия в пищеблок детского сада |
22.10.2018г. 23.10.2018г. | «Картофель лекарь» «Чудесный мешочек» | Расширить представления детей о значении овоща в жизни человека, о его лекарственных свойствах. Развивать тактильные ощущения. | Беседа, опрос Дидактическая игра. |
« Блюда из картошки» «Получение крахмала» | Развивать познавательный интерес Развивать способности к поисковой деятельности | Рассматривание буклетов Экспериментальная деятельность | |
24.10.2018г | Пословицы и поговорки, загадки «Сравнение крахмала с мукой.» | Воспитывать любовь к народному творчеству Развивать наблюдательность. Формировать умение сравнивать пшеничную муку и крахмал. | Чтение Эксперементальная деятельность |
25.10.2018г. 26.10.2018г. | «Раскрась цветущий картофель» «Готовим обед» | Развивать эстетический вкус Воспитывать дружелюбие | Рисование Сюжетно ролевая игра. |
Выявление крахмала в овощах Выставка поделок из картофеля «Веселая картошка» Выставка буклетов « Блюда из картошки» | Формирование у детей умение делать выводы, строить логические суждения путем экспериментальной деятельности Привлечь внимание родителей к событиям в группе, активизировать их участие в жизни ДОУ. Налаживание тесных отношений, сотрудничества. | Опыт Выставка |
Литература
Артемова Л.В. Окружающий мир в детских играх дошкольников – М.: Просвещение, 1992
Бондаренко А.К. Диагностические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет - М.: Просвещение, 1987
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников – М.: ВАКО, 2005
Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает - М.: Знание, 1994
Зырянова Л.Н. занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях – Ростов Н/Д: Феникс,2013
ЛуничМ.В. Детям о природе - М.: Просвещение, 1989
Савельева Е.А. 500 веселых загадок в стихах – сибирское университетское издательство, 2010
Сказка про картошку
Однажды весной, когда промокшая от талой и дождевой воды земля уже согрелась под лучами солнца, крестьянин собрался сажать огород. Вскопал он грядки и небольшое поле, вынес из темного чулана
кульки с семенами, лоток помидорной рассады, ведерко с прошлогодними луковицами и сел передохнуть.
Зашевелился огородный народ. Каждому хотелось на белый свет взглянуть да грядку получше себе выбрать.
- Грядки - вам, а поле - нам, - сразу распорядились пестрые бобы фасоли.
- Как бы не так! - зашелестели рыжими одежками луковицы. - Поле для картошки вскопано, а вам и грядки хватит.
Все с завистью посмотрели на серый холщовый мешок, наполненный темными картофелинами.
- Как она черна и безобразна! - презрительно растопырив листики, хором проговорили нежные ростки помидорной рассады. А огуречные семечки заявили, что ни одно из них не позволит воткнуть себя в землю рядом с такой соседкой.
Промолчал только чеснок. Хозяин маленького огорода и так знал ему цену, и серебристым чесночным долькам всегда находилось немного места на каждой грядке, ведь всякие жучки-червячки, любители сладких корней и листьев, очень не любили едкого чесночного запаха и ползли с огорода прочь.
Крестьянин кончил попыхивать трубкой и принялся рассаживать спорщиков по своему разумению.
К лету огород зазеленел сочной ботвой. Рядом с ажурными пучками моркови росли свекольные, в пунцовых прожилках листья, а на длинных огуречных плетях и вытянувшихся, окрепших стеблях помидоров
распустились небольшие желтые цветки.
Пышные картофельные кусты росли у самой дороги. Они тоже цвели, и их верхушки были подернуты дымкой сиреневых соцветий.
Жаркий летний день шел к концу. Крестьянин, вырвав последние сорняки, разогнул уставшую спину. Далеко на дороге клубилась пыль. Заходящее солнце слепило глаза, и крестьянин разглядел белую, с золотым королевским гербом карету только тогда, когда она остановилась рядом. Легкая дверца отворилась, и из нее выпорхнула принцесса.
- Ах, какая клумба! - воскликнула она, посмотрев на картошку.
- Это не клумба, а огород, ваше величество,- поклонился крестьянин.
- Но в огороде не сажают столько цветов,- возразила принцесса.
- Это не цветы, а картошка, ваше величество,- объяснил крестьянин.
- Пусть! Розы на шляпке - до чего надоело! Другое дело - картошка,- сказала принцесса и сорвала несколько картофельных верхушек. Вынув из-под белой ленты бордовую розу, она положила на широкие поля шляпки сиреневое облачко и надела ее на свои напудренные локоны.
Карета покатила дальше, сверкая золочеными гербами.
- Картошку? На шляпку?. Принцессе! - возмутилась кудрявая фасоль
- Кто бы мог подумать, что эти бесформенные клубни
умеют так цвести? - удивилась огуречная плеть, а помидоры незаметно прикрыли листьями свои невзрачные желтенькие цветки.
- Картошка всегда так цветет,- сказала старая тяпка.
- Просто кто-то должен был заметить это первый,- под - ; держало её лохматое огородное пугало.
- И тут все признали, что картошка действительно хороша. Особенно горячая, в лужице растаявшего масла, лежащая в расписной миске посередине широкого крестьянского стола.
Загадки.
2. И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом (картошка)
3. Это чудо плод
Ее едим мы круглый год.
Пюре, супы, салат, окрошка
Везде присутствует (картошка)
4. Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь, правда, вкусная… (картошка?
Пословицы и поговорки
• Картошка да каша – еда наша.
• Картошку копать, не руками махать.
• Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
• Без труда картошка не родится никогда
Беседы
О картофеле для детей
О картофеле для детей Сложно представить наш рацион без картофеля. Но царствует он на русском столе лишь с начала восемнадцатого века. Считается, что эта культура пришла к нам из стран Западной Европы, а туда, в свою очередь, её привезли соратники Колумба. То, что в Европу картофель прибыл из Южной Америки – сомнению никто не подвергает, а вот как он попал на русский стол – с этим связан ряд предположений.
Давным-давно, в 1560 году, а может чуть позже, его привезли в Испанию. Потом картофель попал в Италию, Францию, Голландию и другие страны Западной Европы. Он полюбился жителям Британских островов, которые называли его вторым хлебом. В России появление картофеля связывают с именем первого императора Петра I. А страна, из которой он был завезён к нам, называется Голландия.
Однако повсеместно картофель стал использоваться в России лишь после того, как в конце восемнадцатого века был издан специальный документ под названием: «Наставления о разведении земляных яблок, потетес именуемых». Этот документ увидел свет в 1765 году. Для повсеместного распространения картофеля на российской земле, получения хорошего урожая, был выполнен огромный объём работ деятелями Вольного экономического общества, появившегося в Петербурге в 1765 году. Именно его сотрудникам: Нартову А. А., Болотову А. Т., Мещинину В. А. мы обязаны распространением этой культуры в стране.
У себя на родине картофель относится к многолетним культурам. Но особенности нашего климата, слишком сурового для этого растения, таковы, что он возделывается как однолетнее растение.
Картофель — культура уникальная и универсальная. Это растение – и пищевое, и кормовое, и техническое. Главное пищевое достоинство картофеля заключается в его высокой калорийности. Недаром он получил в народе звание: второй хлеб. По калорийности он в два раза превышает морковь, и в три раза — белокочанную капусту. Мы его ценим за то, что он хороший источник углеводов, белков и витамина С. Помимо этого, в картошке содержатся другие полезные вещества: соли кальция, железа, калия, йод, сера и другие компоненты, совершенно необходимые для нормальной жизнедеятельности человека.
Картофель используют в отварном, тушеном, жареном, запеченном виде. Готовые блюда с картошкой: картофель фри, пюре, пирог с картофелем, винегрет, салат, шаньги, драники, солянка, борщ, суп-пюре, щи, закуска, вареники.
А еще картофель помогает нам справиться с некоторыми болезнями – он обладает лекарственными свойствами. Если вы простудитесь – подышите над паром вареной картошки – и вам станет легче. Если обожжете палец или руку приложите пластик сырого картофеля к ране - и все пройдет. Соком картофеля лечат болезни желудка.
Картофель очень полезный овощ в нем много витаминов. Из него можно приготовить 100 блюд. Каждый день в меню детского сада есть блюдо из картофеля. А какие блюда из картофеля знаете вы? (Жареная картошка, картофельное пюре, картофельная запеканка, вареники с картошкой, пироги с картошкой, салаты, суп, борщ и т.д.)
Опытно- экспериментальная деятельность:
- Натереть сырой картофель.
Результат: жидкая кашица.
Вывод: в картофеле есть вода.
2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.
Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)
Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.
3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.
Результат: образуется белый осадок.
Вывод: В картофеле есть белое вещество.
4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.
Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.
Повторите слово- крахмал.
Вывод: в картофеле есть крахмал.
Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?
Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.
Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.
Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.
. Сравнение крахмала с мукой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?
Дети: Потому, что крахмал похож на муку.
Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.
- Что можно сказать о цвете муки?
Дети: мука желтовата. (Воспитатель в таблице сравнения муки и крахмала отмечает все сходства и различия).
Вывод: мука желтоватого цвета.
Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?
Дети: Крахмал белого цвета.
Вывод: Крахмал белого цвета.
Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?
Дети: Она мягкая.
Вывод: Мука мягкая, не скрипит.
Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?
Вывод: Крахмал хрустит.
Воспитатель: Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)
- Что можно сказать о запахе муки?
Дети: мука без запаха.
Вывод: мука не имеет запаха.
- Что можно сказать о запахе крахмала?
Дети: крахмал без запаха.
Вывод: крахмал не имеет запаха.
Определение крахмала в овощах
Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Капнем на картошку йод. При этом крахмал на картошке становится темно-синего цвета.
Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.
Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.
Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?
Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.
Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.
Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?
Дети: ответы детей.
Вывод: крахмал есть только в картофеле.
Воспитатель: Итак, общий вывод:
- Картофель состоит из воды и крахмала,
- Крахмал содержится только в картофеле,
- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
Конспект занятия по этике в средней группе...
Конспект физкультурного досуга "Рады мы, проказам Матушки Зимы"
Программное содержание: Создать у детей веселое, бодрое, радостное настроение. Развивать у детей желание творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со ...
Конспект непосредственно-образовательная деятельность в средней группе по позновательно-исследовательской деятельности «Волга-матушка река».
Дать представление о реке Волге, вспитывать любовь к родном краю, родному городу....
Исследовательский проект "Картошка- матушка"
Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ....
Презентация познавательно-исследовательского проекта "Картошка- матушка"
Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ....
Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе «Матушка водица»
Тема: «Матушка водица».Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно – исследовательской деятельности экспериментирования с водой.Детская цель:...
Конспект НОД.Исследовательская проектная деятельность на тему"Матушка природа.Планета Земля"
Формирование у детей знаний о планете Земля....