Мастер - класс «Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности»
учебно-методический материал на тему
Шесть лет работаю по проектной деятельности и хочу поделиться с вами как в нашем детском саду этот метод внедрён. Надеюсь, что данный материал заинтересует педагогов и поможет им внедрить метод проектов в их деятельность с детьми, так как этот метод является инструментом в развитии детской инициативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс «Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности»
Провела воспитатель: Гуренок С.П.
Ход мастер – класса:
I. Цель и задачи мастер - класса:
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги!
Актуальность: Сегодня в работу каждого дошкольного образовательного учреждения широко вступает Федеральный государственный стандарт. В пункте 3.2.5 Федерального государственного образовательного стандарта говорится «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной» [5, п.3.2.5].
Стандарт преобразовывает устоявшийся уклад ведения образовательно–воспитательной деятельности дошкольных образовательных учреждений. И поэтому многие педагоги испытывают трудности в построении образовательно–воспитательной работы с учетом ФГОС. А творчески работающие педагоги должны не только отслеживать и изучать стремительные изменение в своей профессии, но овладевать новыми знаниями, методами и технологиями, совершенствуя свое педагогическое мастерство.
Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности.
Вы расширите свои представления о методе проектов, об алгоритме создания проекта
Задачи:
- Углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта.
- Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.
Мы надеемся, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность в работе с дошкольниками.
II. Основная часть мастер - класса:
Работа по методике «Диалог»
Ведущий: - Что же такое метод проектов?
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [6, с.6].
Ведущий: - Как можно классифицировать проекты?
Проекты можно классифицировать по следующим основаниям [1, с.13-18]:
- Доминирующая в проекте деятельность (событийность):
- исследовательский проект («По следам елочных игрушек», «Почему листья опадают осенью»);
- практико-ориентированный («Украсим группу (участок) к празднику», «Книжкина больница» и др.);
- творческий («Подарок маме к празднику 8 Марта», «Новое окончание сказок»);
- игровой (сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке», «В хакасской юрте»).
- Предметно-содержательная область:
- монопроект (в рамках одной образовательной области, одного раздела программы);
- межпредметный (несколько образовательных областей, разделов программы).
3. Характер контактов:
- среди детей одной группы;
- среди детей нескольких групп;
- среди детей ДОУ (района и др).
4. Количество участников проекта:
- индивидуальный;
- парный;
- групповой;
- коллективный.
5. Продолжительность проекта:
- краткосрочные (1 - 2 НОД, 1 неделя)
- среднесрочные (1 - 2 недели, 1 месяц);
- долгосрочные (1 месяц, полугодовой и дольше)
Ведущий: - Так, что же такое проектная деятельность?
Проектная деятельность – это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребёнок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки [7, с. 108].
Реализация проектной деятельности на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром вещей и людей (сверстниками, воспитателями и родителями), в партнера и консультанта.
Планируя внедрение технологии проектного метода в систему образовательной деятельности следует соблюдать следующие требования:
- Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость полученных результатов.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Структурирование содержательной части проекта.
- Использование исследовательских методов («Мозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.)
Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов:
- Выбор темы проекта, его типа и количества участников.
- Постановка проблемы.
- Постановка цели.
- Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работ, распределения ролей.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
- Промежуточное обсуждение полученных данных (например: «Вечерний сбор» - ежедневно).
- Защита проектов (презентации, странички портфолио, выставки, стенгазеты, плакаты, макеты, подготовка группы для защиты и др.). Видами презентации могут быть: деловая игра, демонстрация фильма, инсценировка, доклад, реклама, спектакль, экскурсия и т.д
- Рефлексия - коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы (проводится через неделю после защиты. Ответ на вопрос: «Что дал проект?»).
Тему и проблему формулирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают её; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого.
Работа в командах по методу «мозгового штурма»
Ведущий: Рассмотрим этапы проекта, выделенные Н.Ю. Пахомовой [7, с. 109], [4]:
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов.
При их соблюдении можно говорить о том, что проектная деятельность выступает как инструмент для развития детской инициативности.
(таблица выполняемых действий со стороны воспитателя и детей см. приложение №1)
Тема: «Составляем программу действий».
Цель: организация оперативного поиска действий.
Маршрут поиска: работа над проектом.
Результат «мозгового штурма»: составление программы действий, способствующей осуществлению проекта.
Правила «мозгового штурма»:
1. Нельзя делать никаких критических замечаний по ходу выдвижения действий. Это мешает формулировке мыслей.
2. Не стоит бояться несбыточности предложений: чем необычнее действие, тем лучше.
3. Чем больше предложений, тем вероятнее, что быстрее отыщется наиболее верное действие.
4. Желательна цепочка действий, что даёт простор для обсуждения.
(Идёт работа по группам. Защита программ действий)
Воспитатель | Дети |
Погружение в проект | |
Организация деятельности | |
Осуществление деятельности | |
Презентация | |
Ведущий: В каком виде вы можете эти действия оформить?
Слушателям представляется вариант проектной карты, разработанной в соответствии с ФГОС (Приложение № 2)
Ведущий: Можно ли составить общую схему проекта, основываясь на эти этапы?
Общую схему проекта можно представить следующим образом:
Задумал – спроектировал – осуществил
Ведущий: И есть еще один вариант схемы проекта, в виде ромашки.
Игра «Ромашка»
На лугу росла необычная ромашка, на лепестках которой были слова, начинающиеся с буквы П. Сердце ромашки, как и основа нашего мастер – класса – это проект. Ветерок сдул слова с лепестков. Сможете ли вы помочь ромашке вернуть лепестки? (проект включает в себя шесть П: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация, Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).
III. Подведение итогов мастер - класса:
Игра «Свободный микрофон»
Ведущий: В заключение нашего мастер - класса мы хотим предложить вам сыграть с нами в игру «Свободный микрофон».
Предлагаем вам ответить на некоторые вопросы:
- Как, по – вашему мнению, прошёл мастер – класс?
- Были ли созданы условия для активного взаимодействия участников между собой
- Ваши предложения (замечания, дополнения) по проводимому мастер – классу.
Литература:
- Атемаскина Ю. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками // ж Детский сад от А до Я, 2008, № 3, с. 13-18.
- Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя, 2009, № 9, с.33-37.
- Веракса Н.Г., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
- Пахомова Н.Ю. “Метод учебного проекта в образовательном учреждении”. Москва. АРКТИ. 2005 г.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // КонсультантПлюс
www.consultant.ru - Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004 г.
- Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов / науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт.колектива Н.В. Федина. - М.: Просвещение, 2012 г.
Приложение № 1
Таблица действий воспитателя и детей в ходе проектной деятельности
Воспитатель | Дети |
Погружение в проект | |
Организация деятельности | |
Осуществление деятельности | |
Презентация | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ»
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от нас новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным станов...
Авторская разработка. Выступление на МО мастер-класс "Проектная деятельность"
Данный материал будет интересен педагогам и методистам ДОУ...
Мастер-класс "Проектная деятельность, как один из способов развития исследовательской деятельности и детского моделирования"
Мастер-класс...
Мастер-класс «Проектная деятельность в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Мастер-класс поможет педагогам создать систему работы по внедрению технологии – «метод проектов» в процесс познавательного развития детей дошкольного возраста....
Мастер - класс: - «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности», 2021г
Тема мастер - класса: - «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности»Цель мастер – класса – Повышение мотивации к овладению методом проектов как одни...
Мастер - класс: - «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности»,2021г(дополнение)
Презентация...
Мастер-класс: Тимбилдинг, как эффективный инструмент формирования детского коллектива"
Тимбилдинг - направлен на сплочение детского коллектива, умение ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучает взаимопомощи и взаимовыру...
Комментарии
Очень интересный материал Мы
Очень интересный материал Мы так же используем проектный метод. Данная технология не только дает возможность организовать деятельность воспитателя, но самое главное развивает у наших дошколят познавательную активность; самостоятельность в поисковой деятельности; инициативу и творческие способности.