Конспект занятия "Удивительная соль"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 организации  образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие».

Тема: «Удивительная соль»

 Возрастная группа  подготовительная.

                                                      Подготовила:                                                                                       Набокина Эльмира Закариевна,

воспитатель                                                                                                                                                                 МБДОУ № 1 п. Переволоцкого.

п. Переволоцкий- 2021г.

Тема: "Удивительная соль"

  Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира в процессе исследовательской деятельности детей.

  Задачи:

Образовательные: Способствовать  накоплению  у  детей  конкретных  представлений  о

свойствах соли. Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека

Воспитательные: воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Развивающие: развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Развивать познавательную и речевую активность

Приемы руководства деятельностью детей в ОД:

1.  Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

-игровой

-беседа

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:  

-создание развивающей среды

-опора на опыт

-эмоциональный настрой

- сюрпризный момент

-создание проблемной ситуации.

3. Приемы организации практической деятельности детей:

-Просмотр  слайдов

-Динамическая пауза «Солим – не солим»

 

4. Приемы поддержания интереса у детей:

-исследовательская деятельность

-чередование видов детской деятельности

-предложения по продолжению деятельности в данном направлении в взаимодействии с воспитателем.

5. Приемы оценки и самооценки:  

-поощрение взаимопомощи детей

-анализ по ходу работы детей

- советы, указания.

Создание среды для организации и проведения ОД: презентация слайдов, белые халаты, палочки, емкость с водой, лупы, стаканчики с солью, тарелочки с солью, ложки, свеча, «грязный» бокал, губка, гуашь, цветные карандаши, простой карандаш, научные дневники для детей.

 Виды детской деятельности в ОД: игровая, коммуникативная,  познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение художественной литературы

Планируемые  результаты:

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности, и общении со взрослыми и сверстниками.

Интеллектуальные: принятие активного участия в решении проблемы, расширение и активизация словарного запаса,

Физические: активность, самостоятельное выполнение движений в игре.

 Работа над словарем:

Лаборатория, лаборант, солонка

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

  1. Активность (активен в игре, обсуждении, деятельности
  2. Самостоятельность (способен самостоятельно решить поставленную задачу)
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми (способен обратиться за помощью к воспитателю и другим детям, способен сам помочь затрудняющимся детям)
  4. Сопереживание (способен сопереживать оказавшимся в трудной ситуации)
  5. Эмоциональность (эмоционально отзывчив, проявляет интерес ко всем видам деятельности)
  6. Проявление волевых усилий (способен довести начатое до конца)
  7. Самооценка (способен оценить результат своей деятельности и деятельности других детей)

План ОД

1.Вводная часть:                                                          

Положительный настрой на деятельность

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

 

2. Основная часть:

          Сюрпризный момент

          Экспериментирование

         Продуктивная деятельность

         Динамическая пауза

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность ОД

   3 мин

25 мин

2 мин.

     30 мин.

Ход

организации образовательной деятельности

Части ОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.                                                           Положи-тельный настрой на деятель-ность. Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятель-ности детей  

Определе-ние цели.

 Дети стоят полукругом.

- Ребята, давайте мы поприветствуем наших гостей.

 - Ребята, сегодня утром мне передали вот такую шкатулочку  и в ней какой-то мешочек. Давайте потрогаем мешочек и попробуем понять, что же там находится.

(В шкатулке мешочек с солью и записка)

-А здесь еще какая-то записочка, давайте прочитаем ее.

Здравствуйте, ребята. Я – хозяйка медной горы и я слышала , что вы ребята, очень любознательные и знаете много о природных богатствах. В своей шкатулочке я передаю для вас одно из очень полезных веществ, без которому человеку не обойтись. И только отгадав загадку, вы сможете узнать что же там.

Загадка:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль) 

- Конечно это соль!

- А для чего нужна соль?

- Где люди ее используют?

-Ребят, а хотите вы получить еще больше информации о соли, узнать как же она появилась на нашем столе? Тогда давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

2.Основная часть.

Сюрприз-ный момент

          Эксперимен-тирование

         Продуктив-ная деятель-ность

         Динамичес-кая пауза

3.Заключи-тельная часть. 

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

- В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

Демонстрация презентации «Добыча соли и ее применение»

1 слайд

-Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает: поваренная, морская, каменная.

2 слайд

- Слово соль , по мнению некоторых ученых, связано с Солнцем, старинное название солнца было Солонь. Соль ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

В Древнем Риме солдатам часто платили не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ

3 слайд

Соль добывают в соляных шахтах. Бурительные машины  добывают соль и отправляют на завод.

4 слайд

Там, на заводах, соль перерабатывают, упаковывают и отправляют в магазины. В нашей области тоже есть город, где добывают соль и перерабатывают ее. Кто знает, что это за город такой?

(Соль-Илецк)

5 слайд

Соль-Илецк считается курортным городом, люди приезжают на соленое озеро полечится и отдохнуть. Там очень высокая концентрации соли поэтому люди с легкостью находятся на поверхности воды.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна соль?

(Ответы детей)

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения.  Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

6 слайд

В  соляных шахтах создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

7 слайд

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла, ванны с морской солью). 

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

8 слайд

Соль также используется в пище животных. Люди кормят животных сеном, соломой, зерном. А соли там нет. А для организма животных тоже нужна соль, поэтому человек дает животным лизать соль.

-Ребята, у соли есть свои маленькие секретики и сегодня я предлагаю  вам их разгадать в нашей маленькой лаборатории.

   

 -Я приглашаю вас в мою мини-лабораторию, как выдумаете, что мы там будем делать?

(проводить опыты)

9 слайд

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов

Опыт 1. Соль – белого цвета и состоит из кристаллов

Ребята, у вас в тарелочках насыпана соль. На что она похожа? Как вы думаете, из чего она состоит? (Из кристаллов) А кристаллы одинаковые?

-Давайте мы с вами возьмем лупы и посмотрит их. Какого цвета кристаллы?

(Работа в научных дневниках)

Вывод: Соль белого цвета и состоит из кристаллов.

Опыт №2

-Ребята, сейчас я вам в ваши стаканчики налью воды, а вы возьмите ложечки и размешайте. Что произошло с солью?

(Она растворилась)

(Работа в дневниках)

Вывод: Соль - растворяется в воде

Опыт № 3. «Плавающее яйцо».

- Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?

(Нет, в речке вода пресная).

-Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить?

Поможет нам в этом обычное яйцо ( или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо  и опустим его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать

(работа в дневниках)

Динамическая пауза

Игра «Солят не солят»

Воспитатель называет слово, если оно обозначает предмет, который можно солить дети поднимают руки вверх, если не соля, хлопают по коленкам.

Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».

Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

Вывод: Соль – чистящее средство.

(работа в дневниках)

Опыт №5. Соль – растворяется в воде, но не испаряется

Растворяем соль в воде, затем в столовую ложку пипеткой капаю несколько капель соленой воды, подержим ложку над огнем да тех пор, пока вода не испарится. На ложке остается белый порошок. Остудим ложку и попробуем на вкус. Легко можно определить, что это соль.

Вывод: соль растворяется в воде, но при испарении воды- соль остается.

(работа в дневниках)

Опыт №6. Соль легко красится

-Ребята,  вы мне сказали, что соль белого цвета. Давайте добавим цветную краску в соль, хорошо перемешаем и посмотрим, что е с ней произойдет.

Вывод: Соль может поменять цвет при окрашивании.

Цветную соль в пищу не употребляют, а используют для красоты.

(работа в дневниках)

Итак, вы сегодня прилежно трудились

И секреты соли нам сегодня открылись.

- А теперь давайте посмотрим на свои дневники и расскажите, что нового вы сегодня узнали о соли

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

- Давайте, подойдем к столику, где находятся смайлики. Если вам сегодня понравилось наша работа, вы наклейте веселого смайлика, если не очень, то грустного.

Познаватель-ное развитие

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Художествен-но-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Социально-

коммуника-тивное развитие

      Длительность НОД: 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Соль земли"

НОД  "Соль земли" рекомендуется проводить как заключительную, после проведения нескольких эксперементов с солью. А так же следует провести беседу об использовании соли, как продукта питания...

Конспект занятия "Соль разноцветная"

Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности для детей подготовительной группы....

Конспект "Волшебница соль"

     Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Позна...

Конспект "Удивительная соль"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19173085","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"480"}}]]...

План-конспект занятия "Соль"

Познавательное развитие: опытно-экспериментальная деятельность. Формирование у детей представление о свойствах соли; закрепить умение самостоятельно осуществлять практические действия....

Конспект НОД "Соль"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) для проведения интегрированного познавательно-речевого занятия на тему "Соль"....

Конспект НОД "Соль и её свойства"

Цель НОД Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....