Конспект НОД "Соль"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Шумкова Анна Валериевна

Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) для проведения интегрированного познавательно-речевого занятия на тему "Соль".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_sol.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «СОЛЬ»

ЗАДАЧИ:

-  познакомить с веществом, минералом – солью, ее происхождением, свойствами, использованием. Актуализировать словарь по лексическим темам «Продукты», «Овощи», «Продукты», «Животные». Обогатить словарь прилагательными, глаголами;

- упражнять в образовании относительных прилагательных, антонимов, родственных слов, закреплять навыки словообразования, учить согласованию существительных;

- развивать фонематический слух, навыки звуко-слогового анализа, графические навыки, внимание, память, мышление;

- воспитывать правильное отношение к употреблению соли, дать понятие того, что соль может быть полезна и вредна; сберегать здоровье детей средствами самомассажа, психогимнастики.

ОБОРУДОВАНИЕ:  предметные картинки: колбаса, лимон, перец(приправа), варенье.

ХОД НОД

  1. Организационный момент.

В.: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на картинки и найдите предмет НЕ сладкий, НЕ кислый, НЕ острый.

Дети определяют, что это колбаса.

В. А какая колбаса по вкусу?

Д. Соленая.

В. А что ее сделало такой?(соль). Сегодня вы узнаете о ней много интересного и нового. А что такое, по-вашему, соль?(предположения детей). Послушайте стихотворение

О, соль, природы проявленье!

Еда, помощник, минерал.

И, если б мир тебя не знал –

Не знал бы повар вдохновенья.

Ведь пища вкус свой не раскроет,

Каким бы ни был кулинар,

А как хранить природы дар,

Соленья, маринад готовить.

Вот говорят: «Вы – соль земли».

Или услышишь : «Соль – основа».

Возьму щепоть – не понимаю снова,

Как с золотом сравнить ее могли.

А ведь когда-то раньше, в старину,

За соль дрались и даже воевали.

ЕЕ тогда так мало добывали,

Что не было ее на всю страну.

Россия, Азия, Европа и Китай

Соль очень берегли и уважали.

Отсюда и приметы возникали:

Рассыпал – будет ссора, так и знай.

А есть еще поверье постарей:

В начале самом и конце обеда

Кусочек хлеба с солью ты отведай, -

Удачу в жизни обретешь скорей.

Солонку за столом со смехом передайте –

Не то с берущими поссоритесь потом…

Достаток точно не покинет дом:

Соль страннику бесплатно предлагайте.

И дружбу можно солью проверять:

Пока ты с кем-то съешь весь пуд,

Тебя, быть может, предадут,

И ты не сможешь другу доверять…

О, соль не сыплют на мозоль –

С ней обращаются с любовью,

Гостей встречают хлебом-солью.

Теперь понятно, в чем тут соль?

В. Соль – это природное вещество, минерал. Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Добыча поваренной соли ( а именно так называется соль , которую мы употребляем в пищу) осуществлялась еще 3-4 тысячи лет до нашей эры. Соль добывают разными способами: выпаривают из воды, из недр земли, из морской воды (морская соль). Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы. Однако так было не всегда: долгое время люди не догадывались, что Земля содержит столько запасов!  Соль очень берегли, экономили, и ценилась она очень дорого – на вес золота. Иногда солью запасались на время бедствий и ею расплачивались вместо денег. Наличие соли на столе считалось признаком достатка и благополучия. В России цена соли была очень высокой: стоимость пуда соли (16 кг) равнялась стоимости избы. Ценность соли породила целый ряд пословиц, поговорок, народных примет, в которых подчеркивалось значение соли в жизни человека. Вспомните их.

Детям помогают вспомнить пословицы и поговорки и объяснить», «Хлеб да соль» (при встрече гостей), «Пуд соли съесть» (хорошо узнать кого-то можно не сразу, а через какое-то время, возможно, очень долгое), «Делить хлеб и соль» - означает дружить. Выражение «вот в чем соль» означает: вот в чем смысл, суть, основа.

Кстати, соль можно найти в теле человека и животных, например, в составе крови.

Давайте рассмотрим соль, поговорим о ее свойствах.

Дети рассматривают соль и определяют, что это вещество состоит из крупинок и кристалликов белого цвета, не прилипающих друг к другу, поэтому соль сыпучая. Нюхают крупинки и определяют, что соль не пахнет. Пробуют на вкус – соленая.

В. Давайте узнаем, что произойдет, если соль бросить в стакан с водой.

Дети. Соль растворилась. Вода стала соленой.

В. Да, действительно, мы ведь любим, когда наша пища подсолена, правда? В этом случае раскрывается вкус продуктов. Еда становится… (вкуснее, ароматнее, аппетитнее).

Какие продукты и блюда имеют соленый вкус? ( Дети перечисляют).

В. В какие блюда добавляют соль?  (В салат, в сосиски, в суп)

В. А каким может быть по составу продуктов суп? Например, из картофеля - …(картофельный), из капусты –…( капустный), из гороха – …( гороховый), из курицы – …(куриный), из мяса – …(мясной), из вермишели – …(вермишелевый), из гречки – …(гречневый), из фасоли -…( фасолевый).

В. Во время еды на столе обязательно должна быть соль. А как же называется емкость, в которой она хранится? (солонка).

Солонки бывают самыми разными. Рассмотрите внимательно и найдите солонки с одинаковым рисунком.

В. Представьте, что вы съели много соли. Покажите мимикой, какое чувство у вас возникнет (дети изображают). А теперь представьте, что пища достаточно посолена, вкусная(изображают). А теперь- что соли не хватает (изображают).

В. Ребята, как вы думаете, соль полезна или вредна? (ответы детей). Человеческий организм больше, чем на половину состоит из воды, но важно и количество соли. Дело в том, что она входит в состав крови, и без нее не смогут хорошо работать мышцы, нервная система, перевариваться пища. А вот излишек соли вызывает болезни сосудов, почек. Поэтому к потреблению соли нужно относиться осторожно, не пересаливать. Не все знают, что соль необходима и животным, в особенности травоядным, потому что растительная пища солями бедна. Для лесных животных устраивают специальные кормушки – солончаки. Да и в питание домашних травоядных тоже добавляют. Вспомните, ребята, диких и домашних животных (дети вспоминают).

В. Соль применяют и в медицине. Каким образом – давайте подумаем и вспомним.

Д. Полоскание горла, носа, прогревание солью, солевые ванны.

В. А еще для очищения кожи, потому что кристаллики соли убирают мельчайшие частички грязи.

В быту соль используют не только для еды, но и как помощницу в домашних делах. Например, ею можно очистить посуду.

Детям раздаются губки. Под текст они выполняют губками массажные движения от кончиков пальцев к ладони, а затем массаж самой ладони.

Мы не станем долго спать,

Будем солью оттирать.

Чашки, блюдца, чайник, ложки…

Губки мы возьмем в ладошки.

(Берут губки).

Горсту соли наберем

И старательно потрем.

А начнем, ребята, с краю

(начинают теретьот кончиков пальцев).

Постепенно опускаем

Губку ниже -   грязи бой!

Повторяйте все за мной!

(Производят массаж, опуская постепенно губку к ладони).

Вправо-влево, взад-вперед (массажируют ладонь).

А потом наоборот!

И по кругу натираем,

Пятна грязные стираем.

Вот блестит… Вот это да!

Соль поможет как всегда!

В. А еще соль часто используют дворники, для чего? (Ответы детей)

Дело в том, что смесь воды с солью не замерзает. Соль как бы, «растворяет» снег.

В. Давайте повторим, какой же может быть соль: крупная – мелкая, темная – светлая, рассыпчатая – твердая.

Ну, а теперь пришло время составить рассказ о соли по схеме.

Дети составляют рассказы.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....