Конспект НОД "Соль"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) для проведения интегрированного познавательно-речевого занятия на тему "Соль".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sol.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «СОЛЬ»
ЗАДАЧИ:
- познакомить с веществом, минералом – солью, ее происхождением, свойствами, использованием. Актуализировать словарь по лексическим темам «Продукты», «Овощи», «Продукты», «Животные». Обогатить словарь прилагательными, глаголами;
- упражнять в образовании относительных прилагательных, антонимов, родственных слов, закреплять навыки словообразования, учить согласованию существительных;
- развивать фонематический слух, навыки звуко-слогового анализа, графические навыки, внимание, память, мышление;
- воспитывать правильное отношение к употреблению соли, дать понятие того, что соль может быть полезна и вредна; сберегать здоровье детей средствами самомассажа, психогимнастики.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки: колбаса, лимон, перец(приправа), варенье.
ХОД НОД
- Организационный момент.
В.: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на картинки и найдите предмет НЕ сладкий, НЕ кислый, НЕ острый.
Дети определяют, что это колбаса.
В. А какая колбаса по вкусу?
Д. Соленая.
В. А что ее сделало такой?(соль). Сегодня вы узнаете о ней много интересного и нового. А что такое, по-вашему, соль?(предположения детей). Послушайте стихотворение
О, соль, природы проявленье!
Еда, помощник, минерал.
И, если б мир тебя не знал –
Не знал бы повар вдохновенья.
Ведь пища вкус свой не раскроет,
Каким бы ни был кулинар,
А как хранить природы дар,
Соленья, маринад готовить.
Вот говорят: «Вы – соль земли».
Или услышишь : «Соль – основа».
Возьму щепоть – не понимаю снова,
Как с золотом сравнить ее могли.
А ведь когда-то раньше, в старину,
За соль дрались и даже воевали.
ЕЕ тогда так мало добывали,
Что не было ее на всю страну.
Россия, Азия, Европа и Китай
Соль очень берегли и уважали.
Отсюда и приметы возникали:
Рассыпал – будет ссора, так и знай.
А есть еще поверье постарей:
В начале самом и конце обеда
Кусочек хлеба с солью ты отведай, -
Удачу в жизни обретешь скорей.
Солонку за столом со смехом передайте –
Не то с берущими поссоритесь потом…
Достаток точно не покинет дом:
Соль страннику бесплатно предлагайте.
И дружбу можно солью проверять:
Пока ты с кем-то съешь весь пуд,
Тебя, быть может, предадут,
И ты не сможешь другу доверять…
О, соль не сыплют на мозоль –
С ней обращаются с любовью,
Гостей встречают хлебом-солью.
Теперь понятно, в чем тут соль?
В. Соль – это природное вещество, минерал. Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Добыча поваренной соли ( а именно так называется соль , которую мы употребляем в пищу) осуществлялась еще 3-4 тысячи лет до нашей эры. Соль добывают разными способами: выпаривают из воды, из недр земли, из морской воды (морская соль). Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы. Однако так было не всегда: долгое время люди не догадывались, что Земля содержит столько запасов! Соль очень берегли, экономили, и ценилась она очень дорого – на вес золота. Иногда солью запасались на время бедствий и ею расплачивались вместо денег. Наличие соли на столе считалось признаком достатка и благополучия. В России цена соли была очень высокой: стоимость пуда соли (16 кг) равнялась стоимости избы. Ценность соли породила целый ряд пословиц, поговорок, народных примет, в которых подчеркивалось значение соли в жизни человека. Вспомните их.
Детям помогают вспомнить пословицы и поговорки и объяснить», «Хлеб да соль» (при встрече гостей), «Пуд соли съесть» (хорошо узнать кого-то можно не сразу, а через какое-то время, возможно, очень долгое), «Делить хлеб и соль» - означает дружить. Выражение «вот в чем соль» означает: вот в чем смысл, суть, основа.
Кстати, соль можно найти в теле человека и животных, например, в составе крови.
Давайте рассмотрим соль, поговорим о ее свойствах.
Дети рассматривают соль и определяют, что это вещество состоит из крупинок и кристалликов белого цвета, не прилипающих друг к другу, поэтому соль сыпучая. Нюхают крупинки и определяют, что соль не пахнет. Пробуют на вкус – соленая.
В. Давайте узнаем, что произойдет, если соль бросить в стакан с водой.
Дети. Соль растворилась. Вода стала соленой.
В. Да, действительно, мы ведь любим, когда наша пища подсолена, правда? В этом случае раскрывается вкус продуктов. Еда становится… (вкуснее, ароматнее, аппетитнее).
Какие продукты и блюда имеют соленый вкус? ( Дети перечисляют).
В. В какие блюда добавляют соль? (В салат, в сосиски, в суп)
В. А каким может быть по составу продуктов суп? Например, из картофеля - …(картофельный), из капусты –…( капустный), из гороха – …( гороховый), из курицы – …(куриный), из мяса – …(мясной), из вермишели – …(вермишелевый), из гречки – …(гречневый), из фасоли -…( фасолевый).
В. Во время еды на столе обязательно должна быть соль. А как же называется емкость, в которой она хранится? (солонка).
Солонки бывают самыми разными. Рассмотрите внимательно и найдите солонки с одинаковым рисунком.
В. Представьте, что вы съели много соли. Покажите мимикой, какое чувство у вас возникнет (дети изображают). А теперь представьте, что пища достаточно посолена, вкусная(изображают). А теперь- что соли не хватает (изображают).
В. Ребята, как вы думаете, соль полезна или вредна? (ответы детей). Человеческий организм больше, чем на половину состоит из воды, но важно и количество соли. Дело в том, что она входит в состав крови, и без нее не смогут хорошо работать мышцы, нервная система, перевариваться пища. А вот излишек соли вызывает болезни сосудов, почек. Поэтому к потреблению соли нужно относиться осторожно, не пересаливать. Не все знают, что соль необходима и животным, в особенности травоядным, потому что растительная пища солями бедна. Для лесных животных устраивают специальные кормушки – солончаки. Да и в питание домашних травоядных тоже добавляют. Вспомните, ребята, диких и домашних животных (дети вспоминают).
В. Соль применяют и в медицине. Каким образом – давайте подумаем и вспомним.
Д. Полоскание горла, носа, прогревание солью, солевые ванны.
В. А еще для очищения кожи, потому что кристаллики соли убирают мельчайшие частички грязи.
В быту соль используют не только для еды, но и как помощницу в домашних делах. Например, ею можно очистить посуду.
Детям раздаются губки. Под текст они выполняют губками массажные движения от кончиков пальцев к ладони, а затем массаж самой ладони.
Мы не станем долго спать,
Будем солью оттирать.
Чашки, блюдца, чайник, ложки…
Губки мы возьмем в ладошки.
(Берут губки).
Горсту соли наберем
И старательно потрем.
А начнем, ребята, с краю
(начинают теретьот кончиков пальцев).
Постепенно опускаем
Губку ниже - грязи бой!
Повторяйте все за мной!
(Производят массаж, опуская постепенно губку к ладони).
Вправо-влево, взад-вперед (массажируют ладонь).
А потом наоборот!
И по кругу натираем,
Пятна грязные стираем.
Вот блестит… Вот это да!
Соль поможет как всегда!
В. А еще соль часто используют дворники, для чего? (Ответы детей)
Дело в том, что смесь воды с солью не замерзает. Соль как бы, «растворяет» снег.
В. Давайте повторим, какой же может быть соль: крупная – мелкая, темная – светлая, рассыпчатая – твердая.
Ну, а теперь пришло время составить рассказ о соли по схеме.
Дети составляют рассказы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....