Рабочая программа по дополнительному образованию « Декоративно- прикладное искусство» для детей от 2 до 3 лет
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Основная цель программы – развитие творческого воображения у детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и приобщения к декоративно - прикладному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dpi_dlya_detey_ot_2_do_3_let.docx | 55.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Звездный»
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» __________ Н.А.Попова | РЕКОМЕНДОВАНО решением педагогического совета от «___» __________________ 20 __ г. протокол № __ | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло приказ от «___» ____________ 20__г. |
Рабочая программа
по дополнительному образованию« Декоративно- прикладное искусство»
ОО « Художественно - эстетическое развитие»
в группе № 5 « Млечный путь»
общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет
Сведения о разработчиках:
Сазонова Л.В. - воспитатель 1 кв. категории;
2017/2018 учебный год
Тамбов
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников, начиная с самого раннего возраста. Именно в это время происходит формирование базовых умений (пользоваться художественными материалами и инструментами, использовать элементарные рисовальные движения в своей изобразительной деятельности), а также появляется потребность в творческом экспериментировании и сотворчестве. Приобретая в раннем возрасте первый изобразительный опыт, в дальнейшем дети демонстрируют высокие показатели в изобразительном творчестве, работы детей отличаются оригинальностью, что позволяет говорить об их гармоничном личностном становлении. Изобразительная деятельность позволяет ребенку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников раннего возраста с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики пальцев рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного внимания;
- внимания и усидчивости;
- мышления;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Основная цель программы – развитие творческого воображения у детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
- познакомить детей с такими нетрадиционными техниками рисования, как пальчиковое рисование, рисование ладошками, ватными палочками, губкой, рисование крупой, печать штампом, с техникой обрывной аппликации; рисование по мокрому листу.
- вызвать интерес к рисованию с использованием нетрадиционных техник и рисованию в целом;
- поощрять инициативу и самостоятельность в выборе техники рисования при создании изображения;
- воспитывать чувство радости от полученного результата, уверенность в себе, аккуратность.
Целевые ориентиры:
- дети познакомятся и освоят некоторые техники нетрадиционного рисования;
- дети овладеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- дети научатся самостоятельно, без помощи взрослого, применять нетрадиционные техники рисования;
- повысится интерес детей к рисованию;
- повысится компетентность родителей детей в вопросе рисования нетрадиционной техники.
За основу программы по кружку « Декоративно- прикладное искусство» взяты методические рекомендации автора « Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет « Цветные ладошки» И. А. Лыковой. Программа кружка соответсвует ФГОС ДО. Рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая 1 раз в неделю по 10 минут. Всего 35 занятий. Форма проведения – групповая.
Так как основной вид деятельности детей раннего дошкольного возраста - игра, занятия проводятся в игровой форме с использованием подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток, сюрпризных моментов, музыкальных этюдов.
Календарно – тематическое планирование занятий по кружку « Рисовашки» в первой младшей группе .
№ п/п | Тема занятия | Задачи занятия | Материалы и оборудование, интернет –ресурсы. |
Сентябрь. | |||
1 | Знакомство с детьми. Пальчиковые игры. | Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( пальчиковая игра « Червячки»), развивать интерес к пальчиковым играм, мелкую моторику пальцев рук, | https://yandex.ru/search/?text=видео%20железновой%20червячки&lr=13&, игрушка - ворона, гуашь – желтая, светло-коричневая, темно- коричневая ; влажные салфетки. |
2. | «Тучка и дождик» | Вовлекать детей в игровое творчество с педагогом (знакомство с Капитошкой, п/и « Солнышко и дождик», пальчиковая игра « Дождик тише, тише » ), формировать положительное отношение к рисованию . Предложить способ рисования губкой ( тучка) и пальчиком ( дождик). Формировать представление о синем цвете. | https://yandex.ru/search/?text=песенка%20капитошки%20слушать&lr=13&clid=2270454&win=365 Краска – гуашь синего цвета разведенная водой , губки, ½ альбомного листа на каждого ребенка, влажные салфетки. |
3 | «Солнечные зайчики» | Создать условия для хорошего настроения детей ( игра с зеркалом « Солнечные зайчики », п/и « Побегайчики – солнечные зайчики» ). Продолжать знакомить детей с миром красок, вызвать интерес к рисованию солнечных зайчиков способом печатания. Формировать представление о круге. Формировать представление о желтом цвете. | https://hotpleer.ru/?s=Солнышко+Детские зеркало, альбомные листы , печатки из картофеля, краска- гуашь желтая в мисочке. |
4 | «Яблочки на тарелочке» | Вовлекать детей в игровое творчество с педагогом ( знакомство с Ёжиком, физкультминутка « Будем с ёжиком шагать » ). Продолжать формировать представление детей о круге. Упражнять в рисовании кругов способом печатания. Формировать представление о красном цвете. | https://mixmuz.ru/mp3/детская%20песенка%20для%20самых%20маленьких Яблоки на тарелке красные, игрушка- ёжик, вырезанные из бумаги круги- тарелочки, печатки из картофеля или моркови, гуашь красная в тарелочке, влажные салфетки. |
Октябрь | |||
1 | « Вода для лягушки» | Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( Сюрпризный момент – лягушка , танцевально- игровое творчество « Лягушки»). Продолжать учить детей пользоваться губкой как инструментом для рисования , продолжать формировать представление о синем цветне, развивать интерес и положительное отношение к рисованию. | разведенная гуашь синего цвета, губки, ½ альбомного листа, игрушечная лягушка. |
2 | « Покормим Петушка горошком» | Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( рассказывание сказки в сокращении « Петушок и хитрая лиса» , развивать моторику пальцев рук ( пальчиковая игра « Петушок»). Продолжать формировать интерес к изобразительному искусству. Формировать представление о зеленом цвете. | Игрушки – петушок и лисичка, разведенная водой краска - гуашь зеленого цвета, ½ альбомного листа с нарисованным петушком или картинкой. |
3 | « Рябинка» | Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( п/и « Птички в гнездышках»). Развивать чувство композиции, мелкую моторику рук. Упражнять в рисовании пальчиком . Воспитывать аккуратность, внимательность. Закреплять представление о красном цвете. | Игрушка – синичка, ½ альбомного листа бумаги с нарисованной веточкой рябины, красная гуашь , салфетки, веточка рябины. |
4 | « Листопад, листопад, листья желтые летят» | Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( физкультминутка « Листопад»). Вызвать интерес к созданию красивой осенней композиции. Знакомить с техникой обрывной аппликации. Развивать моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. | Иллюстрация « Листопад», разные листочки, ½ альбомного листа с нарисованным стволом дерева , желтые , красные, зеленые полоски из салфеток, клей. |
Ноябрь | |||
1 | « Подсолнух и ворона» | Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( пальчиковая игра « Червячки»). Формировать умение рисовать пальчиком в пределах контура (круга). Предложить детям нарисовать пальчиком зернышки для вороны. Формировать представление о чёрном цвете. Продолжать развивать интерес к рисованию пальчиками. | https://yandex.ru/search/?text=видео%20железновой%20червячки&lr=13&, игрушка - ворона, гуашь чёрная, влажные салфетки,1/2 альбомного листа с нарисованным подсолнухом, |
2 | « Колоски для мышонка» | Формировать умение рисовать пальчиком в определенной последовательности, развивать интерес к изобразительному искусству. Воспитывать аккуратность при работе с красками. | ½ альбомного листа с нарисованными стебельками , гуашевая светло- коричневая, влажные салфетки. |
3 | « Цветы для любимой мамочки» | Упражнять детей в рисовании пальчиком. Воспитывать желание поздравлять любимых мам , вызвать у детей желание нарисовать для мамы красивую открытку с цветами. | https://hotpleer.ru/?s=мамочка+родная ½ альбомного листа бумаги с нарисованной корзиной, гуашь красная и желтая, влажные салфетки. |
4 | « Вышла курочка гулять» | Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( физкульминутка « Вышла курочка гулять» ). Упражнять в рисовании штампами. Развивать творческое воображение, формировать умение дорисовывать образ ( хвостик, глаза, лапки) | https://yandex.ru/search/?text=музыкальная%20физкультминутка%20 ½ листа с нарисованной курочкой, гуашь желтого и красного цветов, штампы. |
Декабрь | |||
1 | «Зимой и летом одним цветом» | Закреплять представление о зеленом цвете. Учить детей правильно держать кисточку, аккуратно набирать краску, закрашивать рисунок сверху вниз в пределах контура . | Вырезанные из плотной бумаги шаблоны елочек, кисточки № 6, гуашь зеленого цвета . |
2 | « Нарядим ёлочку» | Предложить детям украсить елочку краской елочки детей , маленькими разноцветнымишариками из пластилина. Развивать моторику пальцев рук. Формировать умение, надавливливая, прикреплять шарик к основе. | https://yandex.ru/search/?text=песня%20маленькой%20ёлочке%20холодно%20зимой Раскрашенные зеленой пластилин разного цвета . |
3 | « Пушки - хлопушки » | Закреплять представление об основных цветах, умение называть цвет краски, знакомить со способом рисования ватными палочками, развивать умение заполнять весь рисунок. | ½ альбомного листа с нарисованной хлопушкой, палитра с красками ( гуашь) – желтая, красная, синяя, зеленая. |
4 | « Коллективная работа « Новогодняя гирлянда с елочными шарами» | Создать новогоднее настроение, предложить детям красиво раскрасить волшебные елочные шары в разные цвета для новогодней гирлянды. Знакомить с техникой « Волшебное рисование». Формировать умение правильно держать кисточку. Равномерно наносить краску.
| https://yandex.ru/search/?text=песня%20новый%20год%20новый%20год%20елка%20шарики%20хлопушки Вырезанные из плотной бумаги елочные шары с нарисованными восковыми узорами, гуашь разных цветов, кисточки № 6. |
Январь. Рождественские каникулы | |||
1 | « Снежинки - пушинки » | Знакомить детей со способом рисования крупой , вызвать интерес к созданию образа пушистой снежинки, развивать творческое воображение, моторику рук, воспитывать чувство прекрасного. | https://yandex.ru/search/?text=песенка%20%20белые%20снежинки%20для%20детей на мольберте зимний пейзаж и снежинки, манная крупа в мисочках,клей, салфетки. |
2 | « Волшебные картинки» | Продолжать знакомить детей с техникой « Волшебное рисование», формировать умение заполнять весь лист – дорисовать ватными палочками снег, воспитывать эстетическое восприятие. | https://wwc.lalamus.mobi/music/чайковский+зима ½ альбомного .листа с нарисованными елочками восковыми мелками , гуашь синего и белого цветов, губки, ватные палочки. |
3 | « Птички - невелички» | Закреплять умение изображать птичек способом – печатания, дорисовывать хвостик, глаза, формировать творческое воображение. | ½ альбомного листа с нарисованной кормушкой, гуашь серого , желтого и черного цветов, штампы, кисточка № 2. |
Февраль | |||
1 | « Украшаем галстук для папы» | Предложить детям приготовить подарок для папы – украсить галстук готовыми вырезанными из цветной бумаги деталями ( треугольники , квадратики, горошки ). Учить заполнять все пространство предмета. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. | Вырезанные из плотной бумаги галстуки, готовые детали для аппликации, клей , кисточки, салфетки. |
2 | «Украшаем чашки» | Закреплять умение рисовать аккуратно пальчиком. Вызвать желание украсить чашки ( шаблоны) узором « кружочки ». Воспитывать отзывчивость, желание помочь персонажу. | Вырезанные из плотной бумаги чашки , разноцветная пальчиковая краска или гуашь , влажные салфетки, нарисованные грустный и весёлый чайники |
3 | « Маму, папу я люблю, им сердечко подарю!» | Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, терпение, желание готовить подарки своими руками. | Заготовки- сердечки, разрезанные квадратики из красных салфеток, клей. |
4 | « Украсим платочек для Матрешки » | Формировать чувство границы, закреплять умение рисовать пальчиком , воспитывать чуткость к персонажу, отзывчивость. | Вырезанные из белой бумаги платочки, гуашь – синяя, зеленая красная; влажные салфетки, игрушка Матрешка. |
Март | |||
1. | « Красные тюльпаны» | Уточнить правила рисования ладошками – использовать краски аккуратно, не пачкать одежду и предметы. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги, крепко прижимать ладошку к листу. Воспитывать старательность. . | Картинка с изображением тюльпана, ½ альбомного листа, гуашь красного цвета, влажные салфетки. |
2 | « Веточка мимозы» | Вызвать желание поздравить маму с праздником 8 Марта. Формировать умение рисовать ватными палочками цветы мимозы на веточках. Развивать эстетическое восприятие. | https://ipleer.fm/q/маму+утром+разбужу/ Веточка мимозы, ½ альбомного листа с нарисованной веточкой и листиками мимозы, краска- гуашь желтого цвета в мисочках, влажные салфетки. |
3 | « Платье в горошек для куклы Маши » | Вызывать у детей интерес к украшению одежды. Закреплять умение рисовать пальчиком. Воспитывать аккуратность при работе с красками. | Игрушки – куклы в разных платьях, кукла Маша в платье «в горошек», шаблоны платьев, вырезанные из плотной бумаги, гуашь разных цветов, салфетки. |
4. | « Жар- птица » | Создать у детей желание нарисовать сказочный образ Жар – птицы ладошками. Учить дорисовывать детали ватной палочкой .. Развивать творческое воображение. | Иллюстрация жар - птицы, ½ альбомного листа, гуашь желтого и красного цветов в мисочках, влажные салфетки, ватные палочки. |
Апрель | |||
1 | « Море волнуется раз, море волнуется два» | Закреплять умение рисовать губкой. Формировать умение рисовать по мокрому листу. Формировать готовность детей рисовать волнистые линии, развивать творческие способности. | https://detskie-pesni.com/priroda/more ½ альбомного листа бумаги, гуашь синяя, голубая и зеленая, губки, кисточки №2, влажные салфетки. |
2 | « Медузы» | Формировать умение детей рисовать ладошками, учить дорисовывать образ, ориентироваться на листе бумаги , развивать творческое воображение. | https://yandex.ru/search/?text=песенка%20про%20медуз Гуашь разных цветов в мисочках, кисточки №2, влажные салфетки. |
3 | « Рыбки» | Вовлекать в игровое творчество ( пальчиковая игра « Рыбки» ). Закреплять умение закрашивать равномерно рисунок, украшать точками , кружочками , полосочками ( по желанию детей), используя различные инструменты. | Шаблоны рыбок, палитра с гуашью разных цветов, ватные палочки, кисточки №2, губки, штампы. |
4 | « Пасхальные сувениры» | Вызвать у детей желание украсить пасхальные яйца, используя знакомые приемы. Воспитывать инициативу, самостоятельность, уверенность. | Шаблоны яиц, палитра с гуашью разных цветов, ватные палочки, кисточки №2, губки, штампы. |
Май | |||
1 | «Бабочка -красавица » | Вовлекать в танцевально - игровое творчество с педагогом ( « Бабочки летят»). Закреплять умение рисовать по мокрому листу, пользоваться губкой, дорисовывать рисунок, развивать творческие способности, воспитывать инициативу. | https://ipleer.fm/q/бабочка+по+небу+летит/ Палитра с красками, вырезанные из плотной бумаги бабочки, кисточки № 2, губки, стаканчики с водой, салфетки. |
2. | « Спрячем жука в траве» | Вовлекать детей в игровое творчество с педагогом ( сюрпризный момент – жук прилетел) Упражнять детей в рисовании прямых коротких линий – трава. Правильно держать кисточку, ориентироваться на листе бумаги.
| Жук из пластилина на палочке, краска-гуашь зеленая и желтая, кисточки №2, стаканчики с водой. |
3 | « Носит одуванчик желтый сарафанчик» | Учить передавать в рисунке красоту цветущего луга, упражнять в рисовании одуванчиков способом печатания, вызвать желание дорисовать рисунок, воспитывать умение радоваться своему рисунку; развивать эстетическое восприятие и творческое воображение. | https://www.youtube.com/watch?v=-LTWIcg91gw ½ альбомного листа, гуашь зеленого, жёлтого цветов, штампы, кисточки, на ковре круги с одной стороны зеленого цвета, с другой – жёлтого. |
4 | «Облачко на стебельке» | Продолжать формировать представление об одуванчике : « Подрастет, нарядится в беленькое платьице». Создать желание нарисовать одуванчик похожий на облако, используя ватные палочки. Развивать творческие способности. | ½ альбомного листа голубого цвета, гуашь белая, зеленая, кисточки № 2, салфетки, ватные палочки. |
Примерный конспект по рисованию в первой младшей группе ( в рамках кружковой деятельности).
Тема занятия : « Одуванчики ».
Цели занятия : учить передавать в рисунке красоту цветущего луга, упражнять в рисовании предметов круглой формы способом печатания, воспитывать умение радоваться своему рисунку; развивать эстетическое восприятие и творческое воображение.
Материалы и оборудование: на каждого ребенка ½ альбомного листа с нарисованной травой ( луг), гуашь жёлтого цвета, штампы, иллюстрация полянки с одуванчиками, на ковре круги с одной стороны зеленого цвета, с другой – жёлтого.
Предварительная работа: разучивание стихотворения Е. Серовой "Одуванчик", на прогулке игра "Найди такой же цветок", рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок на данную тему.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2 Введение в игровую ситуацию : « Пришла весна. Солнышко светит, дождик теплый идет» ( солнышко – дети поднимают руки, дождик- дети топают)
3. Сюрпризный момент « Идем на полянку» ( на полянке кружочки зеленого цвета)
- Ой, ребятки, дождик прошел и цветочки спрятались . Где же они? Давайте их поищем. ( дети переворачивают кружочки желтой стороной). Вот они! Как называются эти цветочки?
На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
- Ребята, посмотрите, какая красивая полянка с одуванчиками .
- Солнышко вышло – и одуванчики появились.
4. Пальчиковая гимнастика « Одуванчики спрятались – появились»
5. Мотивационная деятельность : Давайте посмотрим вокруг, может есть другие полянки. Конечно, вот полянка, и вот полянка. А где же одуванчики?
Нет. Это не беда, мы их сейчас нарисуем. Вот так!
6. Показ работы
-Возьмем в руки наши волшебные кисточки ( штампы), опускаем их в желтую краску и начинаем рисовать.
7. Творческая деятельность детей. Музыкальный фон – песня « Одуванчики»
8. Итог занятия
- Какие красивые цветы. Как они называтся? Какой краской мы рисовали? Вам понравилось?
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в желтый сарафанчик
Нарядился…..( одуванчик)
9 Подвижная игра « Пчелки прилетели на полянку»
Дети «летают» на лугу, жужжат, присаживаются возле цветов.
Литература, интернет - ресурсы :
- И. А. Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. Издательский дом « Цветной мир», Москва 2014;
- И. А. Лыкова « Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» . Карапуз – Дидактика, Творческий центр « Сфера», Москва 2007;
- Е.А. Янушко « Рисование с детьми раннего возраста» ГИЦ « ВЛАДОС», Москва -2016.
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1 и 2. – М.: , 2007
- С. В. Погодина « Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников» , Москва « ВАКО», 2015.
- https://infourok.ru/kartoteka-palchikovih-igr-dlya-detey-let-640408.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа «Наши руки не для скуки» (декоративно-прикладное искусство) для детей 6-7 лет.
Данная образовательная программа «Наши руки не для скуки» имеет художественно – эстетическую направленность. Программа является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эст...
Опыт работы на тему: "Формирование представлений о декоративно – прикладном искусстве у детей дошкольного возраста посредством реализации проекта современного детского костюма с фольклорным колоритом "
Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда о...
Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР
1 слайд. Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Декоративно – прикладное искусство» для детей 4 – 5 лет
Программа по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное искусство» с детьми 4- 5 лет разработана на основе образовательной...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неу...
Программа кружка дополнительного образования «Декоративно-прикладное искусство» для детей 4-5 лет
Для воспитателей ДОУ...
Рабочая программа по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное искусство» для детей 3 - 4 лет
Программа по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное искусство» с детьми 3- 4 лет разработана на основе образовательной прогр...