Рабочая программа по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное искусство» для детей 3 - 4 лет
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Программа по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное искусство» с детьми 3- 4 лет разработана на основе образовательной программы « Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа» И.А. Лыковой. Представляет систему дополнительной практической работы для реализации задач и содержания образовательной области « Художественно- эстетическое развитие» ( изобразительная деятельность) во второй младшей группе. Программа реализуется в форме кружковой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dpi_dlya_detey_ot_3_do_4_let.docx | 53.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Звездный»
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» __________ Н.А.Попова | РЕКОМЕНДОВАНО решением педагогического совета от «___» _____________ 20 __ г. протокол № __ | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло приказ от «___» _________ 20__г. |
Рабочая программа
по дополнительному образованию« Декоративно- прикладное искусство»
ОО « Художественно - эстетическое развитие»
в группах № 7, № 9
общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет
Сведения о разработчиках:
Сазонова Л.В. - воспитатель 1 кв. категории;
2017/2018 учебный год
Тамбов
Пояснительная записка
Программа по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное искусство» с детьми 3- 4 лет разработана на основе образовательной программы « Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа» И.А. Лыковой. Представляет систему дополнительной практической работы для реализации задач и содержания образовательной области « Художественно- эстетическое развитие» ( изобразительная деятельность) во второй младшей группе. Программа реализуется в форме кружковой работы. Согласно с принципами ФГОС ДО программа направлена на выявление, поддержку и развитие творческой индивидуальности каждого ребенка средствами разных способов нетрадиционного рисования и видов декоративно- прикладного искусства. Рассчитана на 1 год обучения. Занятие по рисованию с детьми 3-4 лет проводится 1 раз в неделю , длится не более 15 минут . Всего 35 занятий.
Актуальность
Изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности ребёнка, способствует пониманию им окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в рисунке. .Возможно, что первые и запоминающиеся уроки по изобразительному искусству ребенок приобретёт на прогулке, когда тоненькой палочкой родители нарисуют ему на песке лучистое солнышко или на стекле зимнего окна рассмотрят вместе с малышом морозный узор, способствуя тому, что у ребенка появляется желание повторить, дорисовать, попробовать самому отразить в рисунке увиденное. Но вот ребенок идет в детский сад и его представления о мире художественного искусства обогащаются : он узнает, что рисовать можно не только карандашами , мелом, угольком, пальчиком, но и мыльными пузырями, и пластилином, и даже крупой. Для маленького художника – это настоящее открытие. В результате у ребенка появляются свои оригинальные идеи, развивается фантазия и творческое воображение. Работы получаются красочные и веселые. Создается ситуация успеха. Не страшно, если маленький художник перепачкался, главное - чтобы он получил удовольствие от творчества и радовался результатам своего труда. Присмотревшись и познакомившись с образцами народных игрушек, различных росписей, декоративных тканей и поделок, ребенок начинает замечают простоту и одновременно красоту узоров , понимать как с помощью разноцветных кружочков и полосок можно украсить предмет или игрушку. Нетрадиционное рисование здесь тоже имеет своё отражение. Нарисовать листочки можно с помощью примакивания кисточки или её концом, ягод – штампами, пальчиком или ватной палочкой . Таким образом, у ребенка формируется не только стойкий интерес к изобразительной деятельности, но и начинает зарождаться интерес к народному русскому декоративно- прикладному искусству.
Цель программы – приобщение детей к миру изобразительного искусства, знакомство с различными традиционными и нетрадиционными способами рисования , знакомство с некоторыми видами декоративно – прикладного искусства, формирование умения видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование умения самим выделять средства выразительности: элементы узора, цвет, сочетания, композицию, расположение узора на предмете.
Задачи:
Образовательные : дать детям некоторые сведения о декоративно - прикладном искусстве, назначении предметов, материалах, характерных признаках; обогащать знания детей о разных видах художественного творчества; знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки на практике; формировать умение рисовать узоры , используя декоративные элементы : широкие, узкие, прямые, волнистые линии, мазки, кольца, круги, точки, располагать их на всем листе, ритмично заполняя одинаковыми элементами ( по форме и цвету)
Развивающие: развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы ( птица, конь, барышня, матрешка и др.), видеть их красоту, любоваться ими, выделять некоторые средства выразительности ( элементы, их цвет);развивать художественный вкус, фантазию ; формировать творческое мышление, пространственное воображение; формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные: воспитывать желание видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества; воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Целевые ориентиры : к концу учебного года ребенок
- проявляет интерес к изобразительной деятельности ;
- имеет представление о разнообразии русских народных игрушек и предметов;
- знает и называет различные материалы и инструменты , которыми можно рисовать, умеет ими пользоваться;
- знает и называет основные цвета, умеет правильно подбирать их, смешивать краски ;
- передает различие предметов по величине;
- ритмично наносит штрихи, пятна, круги, кольца;
- украшает изделие различными способами;
- рисует линиями и мазками простые декоративные элементы;
- знаком с нетрадиционными техниками рисования: пальчиками, печатками, поролоновым тампоном,др.;
- составляет узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя их по цвету, форме, величине.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций.
Чтение художественной литературы: сказки, стихи, потешки.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки, пальчиковые игры.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: участие в совместной продуктивной деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Этапы организации занятий:
- Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости, (загадки, песни, потешки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, подвижная игра).
- Рассматривание игрушки, предмета декоративно- прикладного искусства.
- Показ приёмов изображения.
- Физкультминутка, пальчиковые игры.
- Творческая деятельность детей : закрашивание , украшение рисунка декоравными элементами, другие виды творческой деятельности.
- Рассматривание готовых работ (дается только положительная оценка, создается ситуация успеха).
- Выставка творческих работ.
Календарно – тематическое планирование по дополнительному образованию « Декоративно- прикладное искусство» в группах № 7, № 9 общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет на 2017 / 2018 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Задачи занятия | Материалы и оборудование |
Сентябрь | |||
1 | Знакомство с карандашами « Путаница - перепутаница» | Учить детей рисовать карандашами, правильно держать карандаш, не нажимать слишком сильно на бумагу, обращать внимание на следы, оставляемые карандашом на бумаге. Воспитывать желание рисовать. | Цветные карандаши, альбомные листы, разноцветные клубочки пряжи, игрушка котенок. |
2 | Знакомство с разноцветной бумагой « Пушистые тучки» | Познакомить детей с разными свойствами бумаги (твердая , мягкая, цветная, белая и т.д.), со способом обрывной аппликации ,учить создавать образ весёлой тучки, развивать моторику рук. | ½ альбомного листа с нарисованным контуром тучки, голубые салфетки, клей, игрушка Капитошка. |
3 | Знакомство с мягким пластилином как средством изобразительного искусства «Яблочки наливные» | Познакомить детей с мягким пластилином как средством изобразительного искусства, учить раскатывать маленькие шарики и прикреплять их к основе, располагая на равном расстоянии друг от друга. Развивать моторику рук. | ½ альбомного листа с изображением яблони, мягкий пластилин красного цвета. |
4 | Знакомство с волшебной кисточкой и красками « Осень в гости к нам пришла » | Вызвать интерес к происходящим в окружающей природе изменениям ( пришла осень, листья стали яркими и красивыми ). Учить правильно держать кисточку, формировать умение рисовать способом примакивания, ритмично наносить мазки ,учить промывать кисточку в стаканчике с водой, пользоваться салфеткой. | Иллюстрация « Осень», ½ альбомного листа с нарисованным стволом дерева, кисти, палитра с красной, желтой красками ( гуашь), стаканчики с водой, салфетки. |
Октябрь | |||
1 | «Ковёр из осенних листьев» | Продолжать формировать представление детей об осени, обогащать словарь, вызвать интерес к созданию красивой осенней композиции , применяя навык обрывной аппликации. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. Воспитывать любовь к родной природе. | Иллюстрация « Листопад», листья ( по 2 на каждого ребенка), кисть № 4, ½ альбомного листа с нарисованной рамочкой из осенних листьев, гуашь желтая, красная, зеленая, салфетки, баночка с водой, игрушка – мышонок. |
2 | « Ягодка за ягодкой» | Познакомить детей со способом рисования - пальчиком ,учить создавать композицию « Ягодки на кустиках», развивать чувство ритма, развивать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Воспитывать аккуратность при работе с красками. | ½ альбомного листа с наклеенными листиками и нарисованными веточками, гуашевая красная краска в крышках, влажные салфетки. |
3 | « Моя любимая игрушка. Мишка» | Продолжать учить детей рисовать жесткой полусухой кистью в пределах контура;учить рисовать ватной палочкой рисовать носик и глазки у мишки. | Игрушка Мишка, Листы бумаги с силуэтом мишки , палитра с коричневой краской- гуашью, ватные палочки |
4 | « Утятки – жёлтые ребятки» | Знакомить детей с дымковской игрушкой – уточкой,, учить аккуратно брать кисточкой краску и равномерно наносить на рисунок, украшать готовую фигуру кружочками и точками, закрепить представление о жёлтом цвете, развивать сюжетно- игровой замысел. | Вырезанные из бумаги утята, палитра с желтой краской и оранжевой ( для носика), стакан с водой, кисточка жесткая, салфетки, ватные палочки |
Ноябрь | |||
1 | «Полосатые полотенца для лесных зверят» | Учить рисовать прямые линии на полосе бумаги сверху вниз Развивать чувство ритма. Воспитывать аккуратность , отзывчивость, желание помочь персонажу. | Веревка с прищепками, маленькие игрушки – белочка, зайчик, лисичка, мишка. Полосочки из бумаги, кисточки, гуашь. |
2 | «Солнышко - колоколнышко» | Вызвать у детей интерес к изображению весёлого солнышка , учить рисовать большой круг и прямые линии - лучики ,закрепить представлении е о жёлтом цвете ,развивать моторику рук, создать условия для хорошего настроения. | Игрушка « Солнышко»,Листы бумаги с нарисованным карандашом кругом , палитра с жёлтой гуашью,кисти №4, клей, заготовки - круги из оранжевых салфеток |
3 | « Открытка для любимой мамочки» | Упражнять детей в рисовании пальчиком, учить создавать красивую композицию. Воспитывать желание делать подарки своими руками. | Листы белой бумаги с нарисованной корзиной, палитра с красной, желтой красками, влажные салфетки. |
4 | «Калинка» | Продолжать развивать чувство композиции, мелкую моторику рук. Формировать умение рисовать пальчиком в пределах контура. Воспитывать аккуратность, внимательность, чувство доброты ,желание помогать живой природе. | Игрушка – синичка, ½ альбомного листа бумаги с нарисованной веточкой рябины, красная гуашь, кисти, салфетки, иллюстрация с веткой рябины. |
Декабрь | |||
1 | «Рукавичка для Деда Мороза» ( по мотивам сказки « Рукавичка») | Продолжать учить равномерно раскрашивать рисунок, закрепить представление о красном цвете, формировать умение украшать рукавички опушкой из ваты, развивать сюжетно- игровой замысел. | Силуэт рукавичек, кисточки, штампы, , гуашь красного цвета, вата , клей. |
2 | « Украшаем коробки для подарков» | В предверии Нового года создать у детей радостное настроение в ожидании подарков, Формировать умение печатать круги в квадратиках штампами, воспитывать желание помогать Деду Морозу | Игрушка Дед Мороз, праздничная красивая коробка с загадками, печатки, гуашь красная, синяя, зеленая. |
3 | «Сколько на ёлочке шариков цветных» | Приобщать детей к подготовке к новогоднему празднику. Закрепить умение раскатывать шарики из пластилина и прикреплять их к основе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | Рисунки детей ли вырезанные из зеленого картона елочки, пластилин разного цвета. |
4 | « Бусы на ёлочке» | Создавать у детей предпраздничное настроение. Учить рисовать карандашом наклонные линии – ниточки, ватными палочками - бусинки на ниточке слева направо, поощрять инициативу, воспитывать аккуратность | Вырезанные зелёные елочки, карандаш простой, ватные палочки, палитра с краской желтой, красной, синей; салфетки |
Январь. Рождественские каникулы | |||
1 | « Снежинки» | Продолжать знакомить детей с разными способами рисования ( манной крупой), вызвать интерес к созданию образа пушистой снежинки, развивать творческое воображение, моторику рук, воспитывать чувство прекрасного. | Песня « Снежинки», на доске зимний пейзаж и снежинки, палитра с синей краской для фона,кисть №6, манная крупа, клей, салфетки. |
2 | «Волшебный лес» | Формировать умение ориентироваться на листе бумаги ( вверху снег, в середине елочки, внизу сугроб), умение рисовать ватными палочками снег, ,воспитывать эстетическое отношение к природе. | Музыка П. Чайковского из цикла « Времена года. Зима.», ½ альбомного .листа чёрного цвета,вырезанные из белой бумаги елочки, палитра с белой краской , клей, кисточка, стаканчики с водой. |
3 | « Птички - невелички» | Закрепить представление о снегирях и синичках, их отличии; формировать умение закрашивать вырезанные силуэты птичек, украшать грудку птичек заготовками из салфеток, воспитывать любовь к живой природе. | Вырезанные из картона силуэты птичек, цветы из салфеток желтого и красного цветов, краска – гуашь чёрная и белая, кисть № 4, клей, баночка с водой. |
Февраль | |||
1 | « Море волнуется раз, море волнуется два» | Обогащать знания детей о морских обитателях закрепить представление о синем цвете, упражнять в рисовании волнистых линий слева направо, развивать образное мышление. | ½ альбомного листа с изображением дельфиненка, гуашь синяя, стаканчик с водой, кисти №4 |
2 | «Украшаем чашки» | Продолжать учить рисовать детей указательным пальчиком. Закрепить умение украшать простые по форме предметы узором « кружочки – горошинки». Воспитывать аккуратность при работе с красками. | Вырезанные из бумаги чашки , разноцветная пальчиковая краска , салфетки, нарисованные грустный и весёлый чайники |
3 | « Маму, папу я люблю, им сердечко подарю!» | Учить раскатывать маленькие шарики из салфеток и украшать ими сердечко, приклеивая к основе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, терпение, желание готовить подарки своими руками. | Заготовки- сердечки красного,розового, желтого цветов, разрезанные квадратики из салфеток, клей. |
4 | « Украсим кукле Маше косыночку» | Формировать чувство границы, учить рисовать пальчиком кружочки – горошки,закрепить представление о треугольнике, воспитывать чуткость к персонажу, отзывчивость. | Вырезанные из белой бумаги платочки, гуашь – синяя, зеленая красная; салфетки, игрушка- кукла с наклеенными слезами на щеках. |
Март | |||
1 | « Цветы в вазе » | Познакомить детей с наступающим праздником 8 Марта, продолжать формировать умение наклеивать бумажные комочки на основу, учить создавать композицию, развивать творческое воображение, моторику пальцев рук; воспитывать любовь и заботу к самому близкому человеку - маме, интерес к действиям с бумагой, краской, умение доводить действия до конца.
| ½ альбомного тонированного листа с наклеенной вазой, бумажные комочки, клей, кисточка, белая гуашь, салфетки |
2 | « Декоративная тарелка » | Формировать умение украшать круглый предмет , развивать чувство ритма, умение создавать композицию. | Вырезанные из белой бумаги тарелочки с цветочком в середине, заготовки – цветы и листики, клей, салфетки. |
3 | « Красивое платье для куклы Маши » | Вызывать у детей интерес к украшению одежды. Развивать чувство цвета, ритма, пространственное воображение ( вверху, внизу). Воспитывать аккуратность при работе с клеем. | Куклы, силуэты платьев, вырезанные из цветной бумаги цветы и кружочки, кисти, клей, салфетки |
Апрель | |||
1 | « Подснежники » | Дать представление о первых весенних цветах, их особенности - прорастать из- под снега, вызвать желание самим сделать подснежники способом обрывной аппликации , воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе. Развивать мелкую моторику рук, воображение | Музыка П. Чайковского « Апрель», 1/2 альбомного листа с наклеенной проталиной, квадратики из голубых салфеток , клей. |
2 | « Лошадка- радуга» | Знакомить детей с филимоновскими игрушками. Учить рисовать филимоновский узор « полоски жёлтые, зеленые, красные » Развивать воображение, фантазию, сюжетно- игровой замысел. | Игрушка филимоновская, палитра с красной, зеленой, жёлтой красками, вырезанные шаблоны лошадок из бумаги. |
« Украшаем фартук для матрёшки » | З накомить детей с русскими народными игрушками – матрешками. Формировать умение рисовать горизонтальные линии, чередуя цвета. Развивать чувство ритма, композиции. | Игрушки матрешки, вырезанные из бумаги фартуки, кисти, палитра с краской, салфетки | |
3 | « Платочки для матрёшки» | Учить детей создавать цветные выразительные образы; закреплять навыки рисования гуашевыми красками; учить проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии;развивать чувство цвета и ритма; воспитывать аккуратность в работе с красками. | Бумага пастельных оттенков в форме квадрата, гуашевые краски, кисти, салфетки, баночки для воды, игрушки - матрешки |
4 | « Сюрприз для дедушки и бабушки» ( по мотивам сказки « Курочка Ряба») | Вызвать интерес к украшению яиц , учить создавать композицию по мотивам сказки « Курочка Ряба», работать дружно, закрепить умение рисовать прямые и волнистые линии | Кукольные и грушки – мышка, курочка Ряба , дед, баба, вырезанные из бумаги яйца, краски, кисти. |
Май | |||
1 | « Тюльпаны для пчёлки» » | Учить передавать образ весенних цветов - тюльпанов, строение и форму. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного). Воспитывать бережное отношение к природе. | Альбомный лист, палитра с желтой, красной, зеленой красками, баночка с водой, салфетка, кисть № 4, иллюстрации тюльпанов, кисти, салфетки Картофельные печатки. |
2 | «Бабочки прилетели» | Формировать умение рисовать « по- мокрому», развивать творческие способности, воображение, фантазию | Палитра с красками, вырезанные из бумаги бабочки, кисточка жесткая, стаканчики с водой. |
3 | « Серый, усатый, весь полосатый» | Совершенствовать умение рисовать полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного), умение дорисовывать образ ( глазки, носик, усы, полосочки ), воспитывать аккуратность при работе с краской. | Игрушка котенок, ½ альбомного листа с нарисованным силуэтом котенка, палитра с белой , серой и чёрной краской, кисточка №4, №2, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки. |
4 | «Фантазии маленького художника». | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для рисования. | Всё имеющееся в наличии. |
Список используемой литературы:
- Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа»”, М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.
- И. А. Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. Москва 2014.
- Колдина Д. Н. « Рисование с детьми 3 - 4 лет» , М., 2009г.
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1 и 2. – М.: , 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулка в зимний лес тематическое занятие для детей3-4лет
Тематическое занятие для детей 3-4лет " Путешествие в зимний лес"...
Речевое развитие детей3-4 лет
Речевое развитие детей 3-4 лет. Памятка для родителей....
Опыты и эксперименты для детей3-4 лет в домашних условиях
Небольшая подборка занимательных опытов и экспериментов для детей....
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей3-4 лет
Подборка интересных игр по экологическому воспитанию дошкольников...
конспект занятия по патриотическому воспитанию через творческую деятельность "Салют Победы". для детей3-4 лет
занятие направлено на воспитание гражданско-патриотического воспитания через творческую деятельность...
Как обучать детей3-4 лет математике?
обучение детей 3-4 лет математике...
Дидактическое пособие по социально - коммуникативному развитию для детей3-5 лет "Семья"
Данное пособие содержит и наглядный и дидактический материал для знакомства детей с членами семьи, родственными связями, обязанностями каждого члена семьи и направленн на нравственно- патриотиче...