Рабочая программа по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное искусство» для детей 3 - 4 лет
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Сазонова Любовь Владимировна

Программа  по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное  искусство»  с детьми 3- 4 лет  разработана  на основе  образовательной  программы  « Изобразительная деятельность  в детском саду. Вторая младшая группа»  И.А. Лыковой. Представляет систему дополнительной практической работы для реализации задач и содержания  образовательной области « Художественно- эстетическое развитие» ( изобразительная деятельность)  во второй младшей группе.  Программа  реализуется в форме  кружковой работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dpi_dlya_detey_ot_3_do_4_let.docx53.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездный»

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

__________    Н.А.Попова

РЕКОМЕНДОВАНО

решением педагогического совета

от  «___» _____________ 20 __ г.

протокол № __

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло

приказ от «___» _________ 20__г.

        

Рабочая программа

по дополнительному образованию« Декоративно- прикладное искусство»

ОО « Художественно - эстетическое развитие»

в группах  № 7, № 9

общеразвивающей направленности  для детей  от 3 до 4 лет

Сведения о разработчиках:

Сазонова Л.В. -  воспитатель 1 кв. категории;

2017/2018 учебный год

Тамбов

Пояснительная записка

Программа  по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное  искусство»  с детьми 3- 4 лет  разработана  на основе  образовательной  программы  « Изобразительная деятельность  в детском саду. Вторая младшая группа»  И.А. Лыковой. Представляет систему дополнительной практической работы для реализации задач и содержания  образовательной области « Художественно- эстетическое развитие» ( изобразительная деятельность)  во второй младшей группе.  Программа  реализуется в форме  кружковой работы. Согласно с  принципами  ФГОС ДО  программа направлена   на выявление, поддержку и развитие творческой  индивидуальности  каждого ребенка средствами  разных  способов  нетрадиционного рисования и  видов  декоративно- прикладного  искусства.  Рассчитана на 1 год обучения. Занятие по рисованию с детьми 3-4 лет проводится 1 раз в неделю , длится не более 15 минут .  Всего 35 занятий.

Актуальность

Изобразительное  искусство  играет важную роль в развитии личности ребёнка, способствует пониманию им окружающего мира, воспитанию способности  творчески отражать свои  впечатления  в  рисунке.  .Возможно, что первые и запоминающиеся уроки  по изобразительному искусству ребенок  приобретёт  на прогулке,  когда тоненькой палочкой родители нарисуют ему на песке лучистое  солнышко или  на  стекле  зимнего  окна   рассмотрят   вместе   с малышом  морозный узор, способствуя тому, что у ребенка  появляется  желание  повторить, дорисовать, попробовать самому  отразить в рисунке  увиденное.  Но вот ребенок идет в детский сад  и его  представления  о мире художественного искусства  обогащаются : он узнает,  что рисовать можно не только карандашами , мелом, угольком,  пальчиком, но и мыльными пузырями,  и пластилином, и   даже крупой.  Для маленького  художника  – это  настоящее открытие.  В результате у ребенка  появляются  свои  оригинальные идеи,  развивается  фантазия  и  творческое воображение.   Работы получаются красочные и веселые.  Создается ситуация  успеха.  Не страшно, если  маленький художник перепачкался,  главное - чтобы он получил удовольствие от  творчества  и  радовался результатам своего труда. Присмотревшись и познакомившись с образцами народных игрушек, различных росписей, декоративных тканей и поделок,  ребенок   начинает  замечают  простоту и одновременно красоту  узоров , понимать  как с  помощью разноцветных кружочков и  полосок  можно украсить  предмет  или игрушку.  Нетрадиционное рисование здесь тоже имеет своё отражение. Нарисовать листочки   можно с помощью  примакивания  кисточки или её концом, ягод – штампами, пальчиком или ватной палочкой .  Таким образом,  у ребенка формируется не только стойкий  интерес к  изобразительной деятельности, но  и начинает  зарождаться  интерес к народному русскому декоративно- прикладному искусству.

Цель программы – приобщение  детей к миру изобразительного искусства,   знакомство   с  различными  традиционными  и нетрадиционными  способами  рисования , знакомство с  некоторыми видами    декоративно – прикладного  искусства,  формирование  умения  видеть, любоваться и восхищаться  красотой предметов народного творчества, формирование умения  самим  выделять средства выразительности: элементы узора,  цвет,  сочетания, композицию, расположение узора на предмете.

 Задачи:

 Образовательные : дать детям некоторые сведения о декоративно - прикладном искусстве, назначении предметов, материалах, характерных признаках; обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества; знакомить  детей  с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки на практике; формировать умение  рисовать  узоры , используя  декоративные  элементы   : широкие, узкие,  прямые, волнистые  линии, мазки, кольца, круги, точки, располагать их   на  всем листе, ритмично заполняя одинаковыми элементами ( по форме и цвету)

  Развивающие: развивать у детей интерес к  народной игрушке, умение узнавать знакомые образы ( птица, конь, барышня, матрешка и др.), видеть их красоту, любоваться ими, выделять некоторые средства  выразительности ( элементы, их цвет);развивать  художественный  вкус,  фантазию ; формировать творческое  мышление, пространственное воображение; формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ;  развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

Воспитательные: воспитывать желание видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов  народного творчества; воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом; воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

         

 Целевые ориентиры : к концу  учебного года   ребенок

     

  • проявляет интерес к  изобразительной  деятельности ;
  • имеет представление о разнообразии русских народных игрушек  и предметов;
  • знает и называет различные материалы и инструменты , которыми можно рисовать, умеет ими пользоваться;
  • знает и называет основные  цвета,  умеет правильно подбирать их, смешивать краски ;
  • передает различие предметов по величине;
  • ритмично наносит штрихи, пятна, круги, кольца;
  • украшает изделие различными способами;
  • рисует линиями и мазками простые декоративные элементы;
  • знаком с нетрадиционными  техниками  рисования: пальчиками, печатками, поролоновым тампоном,др.;
  • составляет узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя их по цвету, форме, величине.

  В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: сказки, стихи, потешки.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки, пальчиковые игры.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: участие  в совместной  продуктивной  деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

      Этапы организации  занятий:

  1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости, (загадки, песни, потешки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, подвижная игра).
  2. Рассматривание игрушки,  предмета  декоративно- прикладного искусства.
  3. Показ приёмов изображения.
  4. Физкультминутка,  пальчиковые игры.
  5. Творческая деятельность детей : закрашивание , украшение рисунка декоравными элементами, другие виды  творческой деятельности.
  6. Рассматривание готовых работ  (дается только положительная оценка,  создается ситуация успеха).
  7. Выставка  творческих работ.

Календарно – тематическое планирование  по дополнительному образованию « Декоративно- прикладное искусство»  в группах  № 7, № 9   общеразвивающей  направленности  для детей от 3 до 4 лет  на 2017 / 2018 учебный год

№ п/п

Тема занятия

Задачи занятия

Материалы и оборудование

        

Сентябрь

1

  Знакомство  с карандашами « Путаница - перепутаница»

Учить детей рисовать карандашами, правильно держать карандаш, не нажимать слишком  сильно на  бумагу, обращать внимание на следы, оставляемые карандашом на бумаге.  Воспитывать  желание рисовать.

Цветные карандаши, альбомные листы, разноцветные клубочки пряжи, игрушка котенок.

2

 Знакомство с   разноцветной бумагой  « Пушистые  тучки»

Познакомить детей  с разными  свойствами  бумаги (твердая , мягкая,  цветная, белая и т.д.),  со способом обрывной аппликации ,учить создавать образ весёлой тучки,  развивать  моторику рук.

½ альбомного листа с нарисованным контуром тучки, голубые салфетки, клей, игрушка  Капитошка.

3

 Знакомство с мягким пластилином как средством изобразительного искусства  «Яблочки  наливные»

Познакомить детей  с  мягким  пластилином  как средством изобразительного искусства, учить  раскатывать маленькие шарики и прикреплять  их  к основе, располагая на равном   расстоянии  друг от друга. Развивать  моторику рук.

½ альбомного листа с изображением яблони, мягкий пластилин красного цвета.

4

Знакомство с волшебной кисточкой и красками  « Осень  в гости к нам пришла  »

Вызвать интерес к происходящим в окружающей  природе изменениям ( пришла осень, листья стали яркими и красивыми ). Учить  правильно держать кисточку, формировать умение рисовать  способом примакивания,  ритмично наносить мазки ,учить промывать кисточку в стаканчике с водой, пользоваться салфеткой.

 Иллюстрация « Осень», ½ альбомного листа с нарисованным стволом дерева, кисти,  палитра с красной, желтой красками ( гуашь), стаканчики с водой, салфетки.

Октябрь

1

«Ковёр из осенних листьев»

 Продолжать  формировать  представление детей  об осени, обогащать словарь,  вызвать интерес к созданию красивой осенней  композиции , применяя навык обрывной аппликации. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. Воспитывать  любовь к  родной природе.

Иллюстрация « Листопад», листья ( по 2 на каждого ребенка),   кисть № 4, ½ альбомного листа с нарисованной рамочкой из осенних листьев, гуашь желтая, красная, зеленая,  салфетки, баночка с водой, игрушка – мышонок.

2

«   Ягодка за ягодкой»

Познакомить детей  со способом рисования - пальчиком ,учить создавать композицию « Ягодки на кустиках»,  развивать чувство ритма, развивать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Воспитывать  аккуратность при работе с красками.

½ альбомного листа с наклеенными листиками и нарисованными  веточками, гуашевая красная краска в крышках, влажные салфетки.

3

«  Моя любимая игрушка. Мишка»    

 Продолжать учить детей рисовать жесткой полусухой кистью в пределах  контура;учить рисовать   ватной палочкой  рисовать носик и глазки у мишки.

Игрушка Мишка, Листы  бумаги с  силуэтом мишки , палитра с  коричневой  краской- гуашью, ватные палочки

4

« Утятки  – жёлтые ребятки»

Знакомить детей с дымковской  игрушкой – уточкой,, учить аккуратно брать кисточкой краску и равномерно наносить на рисунок, украшать  готовую фигуру кружочками и точками,  закрепить представление о жёлтом цвете,  развивать сюжетно- игровой замысел.

Вырезанные из бумаги утята, палитра с желтой краской и оранжевой ( для носика), стакан с водой, кисточка жесткая, салфетки, ватные  палочки

Ноябрь

1

«Полосатые полотенца для  лесных зверят»

Учить рисовать  прямые линии  на  полосе бумаги  сверху вниз Развивать чувство ритма. Воспитывать аккуратность , отзывчивость, желание помочь персонажу.

Веревка с прищепками, маленькие  игрушки – белочка, зайчик, лисичка, мишка. Полосочки из бумаги, кисточки, гуашь.

2

«Солнышко - колоколнышко»

 Вызвать у детей интерес к изображению весёлого солнышка , учить  рисовать  большой круг и  прямые линии - лучики ,закрепить представлении е о  жёлтом цвете  ,развивать  моторику рук, создать условия для хорошего настроения.

Игрушка « Солнышко»,Листы  бумаги с нарисованным карандашом  кругом , палитра с жёлтой гуашью,кисти №4, клей, заготовки - круги из оранжевых  салфеток

3

 «  Открытка для любимой мамочки»

 Упражнять детей в  рисовании пальчиком,  учить создавать красивую композицию. Воспитывать  желание делать подарки своими  руками.

Листы  белой бумаги с нарисованной корзиной, палитра    с красной, желтой красками,  влажные салфетки.

4

«Калинка»

   Продолжать развивать чувство композиции,  мелкую моторику рук. Формировать умение рисовать пальчиком в пределах контура.  Воспитывать аккуратность, внимательность, чувство доброты ,желание помогать живой природе.

 Игрушка – синичка, ½ альбомного листа бумаги с нарисованной веточкой рябины, красная гуашь, кисти, салфетки, иллюстрация с веткой рябины.

Декабрь

1

 «Рукавичка для Деда Мороза»   ( по мотивам сказки « Рукавичка»)

  Продолжать учить равномерно раскрашивать рисунок, закрепить представление о красном цвете, формировать умение  украшать  рукавички опушкой из ваты, развивать сюжетно- игровой замысел.

Силуэт рукавичек, кисточки, штампы, , гуашь  красного цвета, вата , клей.

2

 « Украшаем  коробки для подарков»

 В предверии Нового года создать у детей  радостное настроение в ожидании подарков, Формировать умение печатать круги в квадратиках штампами, воспитывать желание помогать Деду Морозу

  Игрушка Дед Мороз, праздничная  красивая коробка с  загадками, печатки, гуашь красная, синяя, зеленая.

3

«Сколько на ёлочке шариков цветных»

 Приобщать  детей   к подготовке к новогоднему празднику. Закрепить умение раскатывать шарики из пластилина и прикреплять их к основе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать  желание доводить начатое дело до конца.

Рисунки детей ли вырезанные   из зеленого картона елочки, пластилин разного цвета.

4

 «  Бусы  на ёлочке»

 Создавать у детей предпраздничное настроение. Учить рисовать карандашом наклонные  линии – ниточки,  ватными палочками   -  бусинки  на ниточке  слева направо, поощрять инициативу, воспитывать  аккуратность

Вырезанные  зелёные елочки, карандаш простой, ватные палочки, палитра с краской желтой, красной, синей;  салфетки

Январь.   Рождественские каникулы

1

« Снежинки»

Продолжать знакомить детей с разными способами рисования ( манной крупой), вызвать интерес к созданию образа  пушистой снежинки, развивать творческое воображение, моторику рук, воспитывать  чувство прекрасного.

 Песня « Снежинки», на доске зимний пейзаж и  снежинки, палитра с синей краской для фона,кисть №6, манная крупа, клей, салфетки.

2

«Волшебный   лес»

 Формировать умение ориентироваться на листе бумаги ( вверху снег, в середине елочки, внизу сугроб), умение рисовать ватными палочками снег,  ,воспитывать  эстетическое отношение к природе.

Музыка П. Чайковского из цикла « Времена года. Зима.», ½ альбомного .листа чёрного цвета,вырезанные из белой бумаги елочки, палитра с  белой краской  , клей, кисточка, стаканчики с водой.

3

« Птички - невелички»

Закрепить  представление о снегирях и синичках,  их отличии;  формировать умение закрашивать вырезанные  силуэты  птичек, украшать   грудку птичек  заготовками  из салфеток, воспитывать любовь  к живой природе.

Вырезанные из картона силуэты птичек, цветы из салфеток желтого и красного цветов, краска – гуашь чёрная и белая, кисть № 4, клей, баночка с водой.

Февраль

1

« Море волнуется раз, море волнуется два»

 Обогащать знания детей о морских обитателях  закрепить  представление о синем цвете, упражнять в рисовании волнистых линий  слева направо, развивать образное мышление.

 ½ альбомного листа с изображением дельфиненка, гуашь синяя, стаканчик с водой, кисти №4

2

«Украшаем чашки»

 Продолжать учить рисовать детей  указательным пальчиком. Закрепить умение украшать простые по форме предметы узором « кружочки – горошинки». Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Вырезанные из бумаги чашки , разноцветная   пальчиковая краска , салфетки,  нарисованные грустный и весёлый чайники

3

« Маму, папу я люблю, им сердечко подарю!»

Учить раскатывать маленькие шарики из салфеток  и  украшать ими сердечко, приклеивая к основе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать  аккуратность, терпение,  желание готовить подарки своими руками.

Заготовки- сердечки красного,розового, желтого цветов,   разрезанные квадратики из салфеток,  клей.

4

« Украсим кукле Маше косыночку»

  Формировать  чувство границы, учить рисовать  пальчиком  кружочки – горошки,закрепить представление о треугольнике,  воспитывать чуткость к персонажу, отзывчивость.

Вырезанные из белой бумаги платочки, гуашь – синяя, зеленая  красная; салфетки, игрушка- кукла с наклеенными  слезами на щеках.

Март

1

 « Цветы в вазе »

Познакомить детей с наступающим праздником 8 Марта, продолжать формировать умение  наклеивать  бумажные комочки на основу, учить создавать композицию, развивать творческое воображение,  моторику пальцев  рук; воспитывать любовь и заботу к самому близкому человеку - маме,  интерес к действиям с бумагой, краской, умение доводить действия до конца.

 

½ альбомного тонированного  листа с наклеенной вазой,  бумажные  комочки, клей, кисточка, белая гуашь, салфетки

2

« Декоративная  тарелка »

  Формировать умение украшать круглый предмет ,  развивать чувство ритма,   умение создавать композицию.  

Вырезанные из белой бумаги тарелочки с  цветочком в середине, заготовки – цветы и листики, клей, салфетки.

3

«  Красивое платье  для куклы Маши »

  Вызывать у детей интерес к украшению одежды.   Развивать чувство цвета,   ритма,  пространственное воображение ( вверху, внизу). Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Куклы, силуэты  платьев,  вырезанные из цветной бумаги цветы и кружочки, кисти,  клей, салфетки

Апрель

1

«  Подснежники »

Дать представление о   первых весенних цветах, их особенности  - прорастать из- под снега, вызвать желание самим сделать подснежники   способом обрывной аппликации , воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе. Развивать мелкую моторику рук,  воображение

 Музыка П. Чайковского « Апрель», 1/2   альбомного листа  с наклеенной  проталиной,  квадратики из голубых салфеток , клей.

2

« Лошадка- радуга»

   Знакомить детей  с филимоновскими игрушками. Учить рисовать  филимоновский  узор « полоски жёлтые, зеленые, красные » Развивать воображение, фантазию, сюжетно- игровой замысел.  

Игрушка  филимоновская, палитра с  красной, зеленой, жёлтой  красками, вырезанные шаблоны лошадок из бумаги.

« Украшаем фартук для  матрёшки »

З накомить детей с русскими народными игрушками – матрешками. Формировать  умение рисовать   горизонтальные линии, чередуя цвета.    Развивать чувство ритма, композиции.

Игрушки матрешки,  вырезанные из бумаги фартуки,   кисти, палитра с  краской, салфетки

3

« Платочки для   матрёшки»

Учить детей создавать цветные выразительные образы; закреплять навыки рисования гуашевыми красками; учить проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии;развивать чувство цвета и ритма; воспитывать аккуратность в работе с красками.

Бумага пастельных оттенков в форме квадрата, гуашевые краски, кисти, салфетки, баночки для воды, игрушки - матрешки

4

 «  Сюрприз  для  дедушки и бабушки» ( по мотивам сказки « Курочка Ряба»)

Вызвать интерес к украшению    яиц  , учить  создавать  композицию по мотивам сказки « Курочка Ряба», работать дружно, закрепить умение рисовать  прямые и волнистые линии  

   Кукольные и грушки  – мышка, курочка Ряба  , дед, баба, вырезанные из бумаги яйца, краски, кисти.

Май

1

« Тюльпаны для пчёлки» »

Учить передавать образ весенних цветов - тюльпанов, строение и форму. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного). Воспитывать бережное отношение к природе.

 Альбомный лист, палитра  с желтой, красной, зеленой красками, баночка  с водой, салфетка, кисть № 4, иллюстрации тюльпанов, кисти, салфетки

Картофельные печатки.

2

«Бабочки прилетели»

Формировать умение рисовать « по- мокрому», развивать  творческие способности, воображение, фантазию

Палитра с красками,  вырезанные из бумаги бабочки, кисточка жесткая, стаканчики с водой.

3

« Серый, усатый, весь полосатый»

 Совершенствовать   умение рисовать полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного), умение  дорисовывать образ (  глазки, носик, усы, полосочки ), воспитывать аккуратность при работе с краской.

Игрушка котенок, ½ альбомного листа с нарисованным силуэтом котенка, палитра с белой , серой и чёрной краской, кисточка №4, №2, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки.

4

 «Фантазии  

маленького художника».

 Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для рисования.

Всё имеющееся в наличии.

Список используемой литературы:

  • Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  • Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа»”, М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.
  • И. А. Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. Москва 2014.
  • Колдина Д. Н. « Рисование с детьми 3 - 4 лет» , М., 2009г.
  • Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1 и 2. – М.: , 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка в зимний лес тематическое занятие для детей3-4лет

Тематическое занятие для детей  3-4лет " Путешествие в зимний лес"...

Речевое развитие детей3-4 лет

Речевое развитие детей 3-4 лет. Памятка для родителей....

Опыты и эксперименты для детей3-4 лет в домашних условиях

Небольшая подборка занимательных опытов и экспериментов для детей....

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей3-4 лет

Подборка интересных игр по экологическому воспитанию дошкольников...

конспект занятия по патриотическому воспитанию через творческую деятельность "Салют Победы". для детей3-4 лет

занятие направлено на воспитание гражданско-патриотического воспитания через творческую деятельность...

Как обучать детей3-4 лет математике?

обучение детей 3-4 лет математике...

Дидактическое пособие по социально - коммуникативному развитию для детей3-5 лет "Семья"

Данное пособие содержит и наглядный и дидактический материал для знакомства детей с членами семьи, родственными связями, обязанностями каждого члена семьи и направленн на  нравственно- патриотиче...