Рабочая программа по дополнительному образованию «Декоративно – прикладное искусство» для детей 4 – 5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Программа по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное искусство» с детьми 4- 5 лет разработана на основе образовательной программы « Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» И.А. Лыковой. Представляет систему дополнительной практической работы для реализации задач и содержания образовательной области « Художественно- эстетическое развитие» ( изобразительная деятельность) в средней группе. Программа реализуется в форме кружковой работы. Согласно с принципами ФГОС ДО программа направлена на выявление, поддержку и развитие творческой индивидуальности каждого ребенка средствами разных способов традиционного и нетрадиционного рисования и видов декоративно- прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dpi_dlya_detey_4-5_let.docx | 49.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Звездный»
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» __________ Н.А.Попова | РЕКОМЕНДОВАНО решением педагогического совета от «___» _____________ 20 __ г. протокол № __ | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло приказ от «___» _________ 20__г. |
Рабочая программа
по дополнительному образованию« Декоративно- прикладное искусство»
ОО « Художественно - эстетическое развитие»
в группах № 2, № 6, № 10
общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет
Сведения о разработчиках:
Сазонова Л.В. - воспитатель 1 кв. категории;
2017/2018 учебный год
Тамбов
Пояснительная записка
Программа по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное искусство» с детьми 4- 5 лет разработана на основе образовательной программы « Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» И.А. Лыковой. Представляет систему дополнительной практической работы для реализации задач и содержания образовательной области « Художественно- эстетическое развитие» ( изобразительная деятельность) в средней группе. Программа реализуется в форме кружковой работы. Согласно с принципами ФГОС ДО программа направлена на выявление, поддержку и развитие творческой индивидуальности каждого ребенка средствами разных способов традиционного и нетрадиционного рисования и видов декоративно- прикладного искусства. Рассчитана на 1 год обучения. Занятие по рисованию с детьми 4-5 лет проводится 1 раз в неделю , длится не более 20 минут . Всего 35 занятий.
Актуальность
Творческий потенциал (концепция ) – это творческие возможности, заложенные в ребенке с рождения и раскрывающиеся по мере взросления в разных областях и сферах деятельности, в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода вопросов и проблем: интеллектуальных, личностных и прочих. Основа неординарных дарований ребенка – творческий потенциал, который характеризуется стойкой познавательной активностью, опережением в развитии мышления и речи, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности.
Главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе декоративно-прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Ребёнок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит образовательная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. В процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности, которая способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, направленных на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка, «пробудить творческую активность , стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность». Для развития творческих способностей необходимо создать условия для разнообразных видов деятельности, воспитывать устойчивый интерес к ним, поощрять активность, инициативу, оригинальность подходов к решению той или иной познавательной задачи, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими способностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.
Основная цель кружка « Декоративно- прикладное искусство» для детей 4-5 лет заключается в том, чтобы создать условия для проявления и развития творческих способностей детей в процессе систематической работы декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о видах декоративно – прикладного искусства , назначении предметов, материалах, характерных признаках; закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества; продолжать знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки на практике; продолжать формировать умение составлять декоративные узоры , используя геометрические элементы узора : широкие, узкие, прямые, волнистые линии, мазки, кольца, круги, точки, располагать их на всем листе, ритмично заполняя одинаковыми элементами ( по форме и цвету).
Развивающие: продолжать развивать у детей интерес к народной игрушке, народным промыслам , умение узнавать знакомые образы ( птица, конь, барышня, индюк , козлик и др.), видеть их красоту, любоваться ими, выделять некоторые средства выразительности ( элементы, их цвет); развивать художественный вкус, фантазию ; формировать творческое мышление, пространственное воображение; формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; развивать желание экспериментировать.
Воспитательные: продолжать воспитывать умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества; воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; внимательность, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Результативность:
1.Ребенок пятого года жизни проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью в совместной со взрослым и самостоятельной.
2. Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности (на уровне конкретных примеров). Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течении года.
3. В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму), соотносить воспринимаемое с собственным опытом.
4. В процессе собственной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.
5. Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (в лепке, аппликации, конструировании) и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
6. При поддержке педагога принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.
Календарно – тематическое планирование по дополнительному образованию « Декоративно- прикладное искусство» в группах № 2, № 6, № 10 общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет на 2017 / 2018 учебный год
№ п/п | Тема занятия: | Цели занятия: | Материалы и оборудование: |
Сентябрь | |||
1 |
« Весёлая гусеница» | Уточнить знания детей основных цветов, умение рисовать круги, технические умения ( правильно держать кисточку, промывать её в стаканчике с водой, пользоваться салфеткой), учить дорисовывать образ. | ½ альбомн. листа ,палитра с гуашевыми красками, кисточка, баночка с водой, салфетка. |
2 | «Разноцветные зонтики» | Уточнить знание оттенков( розовый, голубой) , закрепить умение чередовать цвета в рисунке, промывая кисточку, получать из 2-х цветов другой цвет , продолжать учить дорисовывать образ. | 2-3 зонта, альбомный лист с изображением контура зонта без палочки, палитра с гуашью, салфетки, баночка с водой. |
3 | «Осенние цветы» | Приобщать детей к декоративно- прикладному искуссву, обогащать знания о цветах, продолжать знакомить с техникой аппликации из салфеток, развивать моторику рук, воспитывать эстетическое восприятие, любовь к природе. | ½ альбомного листа, 3-5 готовых кружочков из салфеток желтого, оранжевого, красного цветов, клей, кисточка для клея, салфетка. |
4 | «Золотая осень» | Учить детей рисовать осенние деревья жесткой кистью, создавать композицию. Подводить к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков. | Иллюстрации с изображением осени, ½ альбомного листа палитра с гуашью ( жёлтая, красная, зелёная), жесткие кисточки. Баночки с водой. |
Октябрь | |||
1 | « Рябинка» | Закрепить представления детей о рябине, учить детей рисовать веточку рябины кисточкой, развивать эстетическое восприятие, воспитывать аккуратность, внимательность. | Веточка рябины, ½ альбомного листа с нарис. Веточкой, кисточки №4, гуашь красная, зеленая, салфетки, баночка с водой. |
2 | « Берёзка» | Продолжать знакомить детей с техникой рисования крупой, развивать творческие способности, мелкую моторику рук, воспитывать любовь к родной природе. | Иллюстрация « Берёзка», картинка- синичка, ½ альбомного листа с нарисованной березкой, мисочка с пшеном, клей, салфетки. |
3 | Дымковский узор «Солнышко» | Формировать умение составлять декоративную ленточную композицию. Учить детей рисовать дымковский узор «Солнышко» (точки вокруг кружочка, линии прямые и волнистые). | Иллюстрация « Солнышко» Полоски из бумаги, палитра с жёлтой и красной краской, кисточки №2, №4. |
4 | «Уточка - Марфуточка» | Познакомить детей с дымковской игрушкой. Формировать умение рисовать элементы узора (круги, точки, линии). Развивать чувство ритма. Воспитывать аккуратность, чувство удовлетворения от полученного результата. | Дымковская игрушка - уточка. Вырезанные из бумаги уточки, гуашь, кисти №2,№4, ватные палочки, баночки с водой, салфетки. |
Ноябрь | |||
1 | « Украшаем тарелочку дымковским узором» | Закрепить умение рисовать дымковский узор « Солнышко», показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме ( точки, круги, листочки),формировать умение рисовать узоры по кругу, развивать чувство цвета и ритм. | Образцы дымковских узоров, бумажные круги, кисти №2, баночки с водой, салфетки, гуашь ( красная, синяя, зеленая) |
2 | « Знакомство с филимоновской игрушкой. Филимоновская дорожка» | Знакомить детей с основными цветами филимоновской росписи (жёлтым, красным, зелёным) и основным элементом росписи – полоской. Формировать умение детей рисовать узор «дорожку» состоящий из вертикальных полос ритмично располагая их на полосе бумаги и заготовке, чередуя цвета. | Музыкальное сопровождение – русская народная песня ( минусовка) « Валенки». Полосочки из бумаги, кисточки, палитра с гуашью. Иллюстрации филимовской росписи. |
3 | « Филимоновское солнышко» | Продолжать знакомить детей с филимоновской росписью, продолжать формировать умение рисовать концом кисти прямые линии вокруг круга – солнца на определенном расстоянии друг от друга, закрепить цветосочетание, воспитывать интерес к народным промыслам. | Музыкальное сопровождение « « Солнышко». Вырезанные из бумаги круги, палитра с красками для филимоновской росписи, кисточки, стаканчики с водой, салфетки. |
4 | «Филимоновский петушок» | Расширять представления детей о мнообразии филимовской игрушки, формировать умение детей украшать филимоновским узором петушка; формировать навыки построения композиции , используя для этого знакомые элементы филимоновской росписи. | Вырезанные из бумаги петушки, палитра с красками для филимоновской росписи, кисточки, стаканчики с водой, салфетки. |
Декабрь | |||
1 | « Знакомство с хохломской росписью. « Калинка - малинка» | Знакомить детей с хохломской росписью. Формировать умение создавать композиции «Ягодка за ягодкой» по мотивам хохломской росписи, развивать чувство ритма. Закрепить умение рисовать кисточкой листики, пальчиками - ягодки. | Музыкальное сопровождение – русская народная песня « Калинка», хохломская посуда , круги из бумаги, гуашь чёрная, красная , зеленая, стаканчики с водой, кисточки №2, салфетки. |
2 | « Украшаем валенок для Деда Мороза» | . Создавать условия для предпраздничного новогоднего настроения. Развивать творческое воображение, фантазию. Упражнять в умении составлять узор из прямых и волнистых линий, точек. Поощрять инициативу. | Шаблоны валенка, палитра с красками – гуашь, кисточки. Ватные палочки, баночки с водой, салфетки. |
3 | «Снегурочка» | Развивать изобразительные навыки: продолжать учить детей пользоваться палитрой, кисточками, закрепить навык смешивания цветов ( белый и синий). Развивать фантазию, воображение. Приобщать к УНТ. | ½ альбомного листа с изображением Снегурочки, палитра с гуашью (синяя, белая, жёлтая), синтетическая плоская кисточка, баночка с водой, иллюстрация по теме. |
4 | «Новогодние шары | Продолжать формировать умение рисовать прямые , волнистые линии, круги и точки . Развивать творческое воображение, учить проявлять инициативу. Воспитывать желание принимать активное участие в подготовке к Новому году – своими руками украшать новогодние игрушки. | Вырезанные из бумаги круги – шары, кисточки, баночки с водой, блестки, салфетки. |
Январь. Рождественские каникулы | |||
1 | « Снежинки - пушинки» | Упражнять в рисовании снежинок кисточкой , развивать воображение и фантазию. Продолжать учить ровно проводить прямые линии, создавая узор. | ½ альбомного листа, палитра с с белой краской, кисточка, баночка с водой. |
2 | «Ёлочки танцуют» | Продолжать учить детей рисовать плоской синтетической кисточкой , используя приём « кисточка танцует». Проявлять инициативу:, украшать елочку, дополнять картину изображением снега. Развивать творческие способности, воображение.Закрепить понятие « пейзаж». Создавать предпраздничное настроение. | Иллюстрации « Хвойный лес» , ½ альбомного тонир. Листа светло- голубого цвета. Кисточки плоские синтетика, ватные палочки. Палитра с гуашью зеленой, белой. |
3 | «Весёлый снеговик» | Учить рисовать снеговика печатками из картофеля, доводить предмет нужного образа , используя для рисования ватные палочки ,воспитывать аккуратность и самостоятельность. | Тонированные листы бумаги (синий цвет), ватные палочки, палитра с белой, серой, оранжевой, красной , зеленой красками. Картофельные печатки. |
Февраль | |||
1 | « Славянский орнамент на русской рубашке» | Обогащать знания детей о русской народной одежде. Учить составлять узор, используя элементы славянского узора на праздничной русской рубашке. Формировать представление о значении красного цвета как символе красоты, доброты, любви. | Иллюстрации праздничной русской одежды, славянских узоров, заготовки рубашек из бумаги, гуашь красная, кисточки, баночки с водой. Музык. сопровождение - русские народные мелодии. |
2 | « Украсим полотенце » | Знакомить детей с русскими народными традициями, учить составлять узоры на полосе, рисовать горизонтальные и вертикальные , прямые и волнистые линии, поощрять творческую инициативу, воспитывать любовь к Родине. | Вышитое полотенце, образцы славянских орнаментов, вырезанные прямоугольники, кисточка № 2, гуашь красная, стаканчики с водой, салфетки. |
3 | « Красивый платок» | Обогащать знания детей о цветовой гамме (светло – зелёный или салатовый цвет ). Формировать умение рисовать « по – мокрому листу» , развивать чувство ритма, композиционные умения, восприятие цвета. | Вырезанные из белой бумаги квадраты, гуашь – красная, жёлтая, зеленая; кисточки №4, салфетки, баночки с водой. |
4 | « Подносы для чаепития( по мотивам жостовской росписи)» | Закрепить умение украшать предметы , используя вырезанные из цветной бумаги цветы, создавать композицию, развивать чувство ритма, цветовосприятие. | Вырезанные из черной бумаги овалы, заготовки цветов., клей, кисточки, салфетки, гуашь белая. |
Март | |||
1 | «Золотая рыбка для мамы» | Учить рисовать рыбку из овала , добавляя хвостик и плавники. Украшать рыбку короной, декоративными элементами (полосочками, точками, волнистыми линиями), использовать способ украшения бумажными шариками из салфеток. Развивать воображение. | ½ альбомного листа с нарисованным овалом , гуашь жёлтая, оранжевая, кисти, карандаш оранжевый, иллюстрации к сказке А. С. Пушкина |
2 | «Украшение фартука дымковским узором » | Продолжать учить детей составлять простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, творческие способности, воображение. | Вырезанные из бумаги фартуки, палитра с красками ( жёлтая, красная, голубая), кисти №2, баночки с водой. Образцы узоров для фартука. |
3 | «Небесная ГЖЕЛЬ. Роспись на вазочке» | Формировать представление о народном промысле ГЖЕЛЬ; дать первоначальные знания о технике рисования гжельских узоров, об оттенках синего цвета ; развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на тарелочке, воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. | Вырезанные из бумаги вазочки . Кисточки, гуашь белая, синяя. Образцы чайной посуды. |
4 | «Небесная ГЖЕЛЬ. Роспись на тарелке.» | Продолжать учить украшать посуду, используя узоры из простых цветов, точек. Создавать оттенок синего цвета – голубой. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к декоративному искусству | Вырезанные из бумаги тарелочки, палитра с белой и синей краской –гуашью, кисточки № 2, №4, салфетки, баночки с водой |
Апрель | |||
1 | «Золотая хохлома. Бочонок» | Уточнить представление о хохломской росписи , закрепить умение рисовать хохломской узор - ягоды, листики, веточки. Развивать творческие способности. | Вырезанные из бумаги бочонки желтого цвета или чёрного, палитра с красками , кисточки №2, стаканчики с водой, салфетки |
2 | « Домики для Матрешек» | Закрепить умение рисовать узоры - цветы и листочки , умение использовать элементы для росписи матрешек. Развивать творческие способности. Закрепить умение получать разные оттенки синего цвета | Вырезанные из бумаги матрешки, палитра с гуашью, кисточки, баночки с водой, салфетки |
3 | «Украшение пасхальных яиц» | Продолжать знакомить детей с русскими пасхальными традициями. Закрепить умение рисовать по мокрому листу, украшать простые по форме простые предметы, наносить рисунок равномерно на всю поверхность бумаги. Развивать чувство ритма, композиции.Поощрять инициативу. | Вырезанные из бумаги пасхальные яйца, палитра с красками, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, ватные палочки. |
4 | «Радуга - дуга» | Закрепить знание цветов спектра, обогащать знания о природных явлениях , развивать внимательность, память, творческое воображение. Формировать умение дорисовывать картину. | Иллюстрация « Радуга». Альбомные листы, палитра с красками, кисточка №4, баночки с водой, салфетки. |
Май | |||
1 | « Барыня - сударыня» | Закрепить умение украшать предметы одежды , используя дымковские узоры - точки, кружочки и др. Учить подбирать краски в соответствии с цветом юбки. Развивать эстетическое восприятие, инициативу. | Музыкальное сопровождение – песня « Барыня - сударыня». Дымковская игрушка – барыня – сударыня, ½ альб. листа, гуашевые краски двух – трех цветов, кисти, банки с водой, салфетки. |
2 | «Удивительный конь» | Уточнить представление детей о филимоновском узоре , сравнить с дымковским . Предложить детям украсить фигуру коня одним из узоров, подобрать цветовую гамму для узора. Поощрять инициативу. | Дымковские и филимоновские игрушки.Вырезанные из бумаги кони, гуашь разная, кисточки № 2, №4, баночка с водой, салфетки. |
3 | « Серый, усатый, весь полосатый | Закрепить умение рисовать полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного), умение дорисовывать образ ( глазки, носик, усы, полосочки ), воспитывать аккуратность при работе с краской.
| Игрушка котенок, ½ альбомного листа с нарисованным силуэтом котенка, палитра с белой , серой и чёрной краской, кисточка №4, №2, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки. |
4 | « Чудо – рыба » | Предоставить детям возможность проявить свои творческие фантазии и воображение - украсить большую нарисованную на листе рыбу знакомыми узорами и декоративными элементами . Поощрять инициативу. | Дымковские , филимоновские игрушки , хохломская посуда посуда Гжель Образцы узоров на доске. Всё необходимое для творчества. |
Список используемой литературы:
- Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»”, М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.
- И. А. Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Москва 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместные игры с детьми 4-5лет
Рекомендации по организации совместных игр родителей и детей в домашних условиях...
Развлечение в средней группе(для детей4-5 лет) "Осень к нам пришла"
Сценарий развлечения для детей 4-х летнего возраста ранее не посещавщих детский сад....
Общее родительское собрание (Презентация)на тему "Создание языковой среды по обучению дошкольников государственным языкамР.Т.с использованием УМК по обучению русскоязычных детей4 -7 лет татарскому языку
Тема: Создание языковой среды по обучению дошкольников государственным языкам Р.Т. с использованием УМК по обучению русскоязычных детей 4 - 7 лет татарскому языку...
Беседа для детей4- 5 лет «Что значит творить добро?»
Беседа для детей4- 5 лет «Что значит творить добро?»Цель: Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.Задачи: развивать чувство удовлетворения за добрые дела;направить...
Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей4 лет"
Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей4 лет"...
Дополнительная образовательная программа для детей4-5 лет "Сказка"
Дополнительная общеобразовательная программа по театрализованной деятельности для детей 4-5 лет...
Сценарий игровой образовательной ситуации для детей4 -5 лет с использованием нетрадиционной техники(работа с семечками) на тему: «Чудесная расческа»
Лепка "Чудесная расческа"для детей среднего дошкольного возраста...