Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.
проект (подготовительная группа) по теме
Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».
Введение.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется ее основная, коммуникативная функция языка и речи.
Вклад России в мировую литературу трудно переоценить. Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с этим богатством: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи.
Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир русского языка, что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.
Поэтому, наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Актуальность.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: М. И. Лисиной, В. А Кан-Калика Н. Д Никандрова, А. Б Добрович, Т. А. Репиной, Е. О Смирновой, Ф. и др. Исследования показали, что дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время как именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач. (Е. И. Негневицкая, З. Н. Никитенко, Е. А. Ленская, В. И. Верещагина и др.)
Необходимо отметить что, в последнее время возрастает потребность к овладению способами общения в процессе обучения, усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного взаимодействия (Т. А. Репиной, Е. О Смирнова, Белова Е. А.) . Этот процесс может и должен осуществляться в педагогической действительности (выражение В. В. Краевского). Однако на данный момент отмечается недостаточная разработка механизмов и подходов к формированию коммуникативной компетентности у дошкольников. Детей учат не столько размышлять и адекватно высказывать свои мысли, сколько полагаются на возможности запоминания ребенком предлагаемого материала. Это противоречие отмечает в своих работах Ш. А. Амоношвили. Перед воспитателем возникает ряд проблем, которые ставят вопрос, как организовать образовательный процесс, чтобы помочь ребенку овладеть основами коммуникативной компетентности детей, способствующей его успешной социализации, развитию культуры общения. Сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации воспитательно-образовательного процесса. Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности ребенка называются: диалог (Е. О. Смирнова, Т. А. Репина, Е. А. Белова, создание сюжетных ситуаций (З. Я. Футерман, В. Ф. Толстова, И. О. Рыжкова, организация самостоятельной деятельности, игровые
ситуации (C.Новоселова, Н. Е. Короткова) и др. К сожалению, не все возможности игры, как ведущего вида деятельности дошкольников, в частности театрализованных игр, используются для формирования коммуникативной компетентности детей.
Срок реализации проекта: 2011-2012г.
Место реализации проекта: МБДОУ «Детский сад № 73»
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Цель проекта заключается в том, чтобы внедрить театрализованную деятельность в педагогический процесс с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта: 1. Теоретическое обоснование формирования у детей дошкольного возраста коммуникативной компетентности как средства для развития связной речи. 2. Изучить проблему применения театрализованной деятельности в педагогическом процессе.
3. Внедрить организацию театрализованной деятельности в педагогический процесс с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста. 4. Подтвердить целесообразность организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Гипотеза:если систематически организовывать театрализованную деятельность, то она окажет положительный результат на развитие связной речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет проекта: влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Объект проекта: содержание работы по созданию условий для развития связной речи у детей дошкольного возраста, через театрализованную деятельность.
Новизна:для того чтобы методы и приемы работы по развитию связной речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста стали наиболее эффективными, необходимо использовать театрализацию в разных видах деятельности в сочетании с интеграцией образовательных областей.
Этапы реализации проекта
Iэтап диагностический
№ | мероприятие | сроки | ответственный | |||
|
Работа с детьми | |||||
1 | Интервьюирование «Какие сказки самые любимые?», «Расскажи о своей семье». | Апрель 2011 | Васильева И.М. | |||
2 | Блиц-опрос «Где кто живет?», «Как помочь близким?», «Что такое хорошо, что такое плохо». | Апрель- май 2011 | Васильева И.М. | |||
3 | Творческие задания в диагностических тетрадях «Дорисуй и опиши», «Чего не хватает», «А что изменилось?». | Май-июнь 2011 | Васильева И.М. | |||
4 | Наблюдение за умением детей самостоятельно общаться со сверстниками во время режиссерской игры. | Июль-август 2011 | Васильева И.М. | |||
5 | Тестирование «Я и театр», «Я-артист». | Май 2011 | Васильева И.М. | |||
|
Работа с родителями | |||||
1 | Анкетирование «Как мы общаемся дома?» | Март 2011 | Васильева И.М. | |||
2 | Тест-опрос «Вечерние посиделки-какие они», «как мы возвращаемся домой?», «Кто наши друзья». | Апрель 2011 | Васильева И.М. | |||
3 | Экспресс- диагностика «правильно ли взрослые говорят?». | Май 2011 | Васильева И.М.
| |||
4 | Интервьюирование «Как часто мы беседуем с детьми?», «Что? Где? Когда?», «Говорим и рассказываем!!!!». | Июнь-август 2011 | Васильева И.М. | |||
5 | Блиц-опрос «Наш любимый театр». | Май 2011 | Васильева И.М. | |||
| Работа с педагогами | |||||
1 | Собеседование с педагогом-психологом «Почему дети «молчат»» | Февраль 2011 | Васильева И.М. | |||
2 | Консультирование со старшим воспитателем «Как правильно организовать театрализованную деятельность», «Какой он – центр театрализации?» | Август 2011 | Васильева И.М.
| |||
3 | Самоанализ предметно-развивающей среды по образовательной области «Коммуникация». | Май 2011 | Васильева И.М. | |||
II этап практический
№ | мероприятие | сроки | ответственный |
Работа с детьми | |||
1 | Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним. | Апрель 2011-январь 2011 | Васильева И.М. |
2 | Игры-драматизации.
| Май 2011 | Васильева И.М. |
3 | Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. | Сентябрь 2011 | Васильева И.М. |
4 | Упражнения по формированию выразительности исполнения. | Октябрь-Ноябрь 2011 | Васильева И.М. |
5 | Упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию. | Декабрь 2011-январь 2012 | Васильева И.М. |
6 | Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц и имитация основных эмоций человека; образов хорошо знакомых сказочных персонажей; | Январь 2012-январь 2011 | Васильева И.М. |
7 | Применение логосказок. | Февраль 2012 | Васильева И.М. |
8 | Чтение художественной литературы. | постоянно | Васильева И.М. |
9 | Инсценировки с игрушками. | Март 2012-май 2012 | Васильева И.М. |
10 | Использование приемов подбора синонимов к характеристикам героев сказок. | Июнь 2012-август 2012 | Васильева И.М. |
11 | Оформление детских словарей. | Сентябрь 2012 | Васильева И.М. |
12 | Мини постановки по текстам народных и авторских стихов,сказок,рассказов. | Декабрь 2012 | Васильева И.М. |
13 | Цикл непосредственной образовательной деятельности «Кошки-мышки». | Апрель2011- январь 2011 | Васильева И.М. |
14 | Игры –драматизации «Мальвина учит Буратино»; «Зазвонил телефон»; «Почему кот моется после еды»; | Декабрь 2012 | Васильева И.М. |
15 | Целевые экскурсии в Башкирский и Русский драматические театры города. | Май 2011-январь 2011 | Васильева И.М. |
16 | Создание творческих игровых ситуаций: «Помоги мне, пожалуйста», «Давай расскажем историю вместе». | Ноябрь 2012 | Васильева И.М. |
17 | Использование многоперсонажных игр-драматизаций по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ( «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»). | Октябрь 2012-январь 2011 | Васильева И.М.
|
18 | Игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых». | Декабрь 2012 | Васильева И.М. |
19 | Постановка спектаклей по произведениям. | Апрель 2011- январь 2011 | Васильева И.М. |
20 | «Учимся говорить правильно»- праздник игры и сказки. | Октябрь 2012 | Васильева И.М. |
21 | Театрализованные игры-ситуации на развитие коммуникативных навыков, связной речи. | Январь 2011 | Васильева И.М. |
22 | Создание проекта «В гостях у сказки». | Сентябрь 2012-ноябрь 2012 | Васильева И.М. |
Работа с родителями | |||
1 | Самостоятельное изготовление детьми с помощью родителей различных видов театров, декораций(плоские бумажные, на палочках, из перчаток, из овощей и фруктов). | декабрь 2012 | Васильева И.М. |
2 | Мастер- классы для родителей по изготовлению настольных театров «Кукла-закрутка», «Театр на фартуке». | Ноябрь 2012 | Васильева И.М. |
3 | Фотовыставки совместных работ детей и родителей. | Январь 2011 | Васильева И.М. |
4 | Участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений. | постоянно | Васильева И.М. |
5 | Консультации,советы и рекомендации для родителей «Изготовим кукольный театр», «как поддержать интерес детей к театрализованной деятельности», «Театр на фартуке». | Апрель 2011, октябрь 2011, март 2012 | Васильева И.М. |
6 | Домашний театр «Играем в прибаутки и сказки». | Сентябрь 2012 | родители |
7 | Пополнение центра театрализованной деятельности -пальчиковый театр; -театр рукавички; -театр игрушек; Театр на магнитах. | Сентябрь 2012-январь 2011 | Васильева И.М. |
Работа с педагогами | |||
1 | Консультация «Театрализованные игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста» | Ноябрь 2012 | Васильева И.М. |
2 | Методические рекомендации «Проведение театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок» | Декабрь 2012 | Васильева И.М. |
3 | Советы-памятки «строим связный рассказ» | Январь 2011 | Васильева И.М. |
III этап итоговый
Заключительное диагностирование уровня влияния театрализованной деятельности на развитие связной речи и коммуникативных навыков детей. Анализ данных диагностики показал, что отмечается динамика развития связной речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Бюджет проекта (Финансово-экономическая реализация):
№ | наименование | год | Источник финансирования | сумма |
1 | Канцелярские товары | 2011 | Внебюджетные средства | 450 |
2 | Материалы технического оснащения | 2012 | Внебюджетные средства | 850 |
3 | Приобретение методической литературы | 2012 | Внебюджетные средства | 1200 |
4 | Приобретение иллюстрационного, наглядного, игрового материалов | 2011 | Внебюджетные средства | 1000 |
5 | Приобретение дидактических настольных игр | 2011 | Внебюджетные средства | 750 |
6 | брошюровка | 2013 | Внебюджетные средства | 220 |
7 | Компьютерные услуги | 2011-2011 | Внебюджетные средства | 370 |
Перспектива развития проекта:
-Данный проект может использоваться в работе с родителями, в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений города, учителей начальных классов средних образовательных школ, руководителей кружков по театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждений;
-Презентация данного проекта в средствах массовой информации.
Список используемой литературы.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М. : Издательский центр "Академия", 2006.
2. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005.
3. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
4. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2006.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004.
6. Гербова В. В. Учусь говорить. М., 2000.
7. Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста. : Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М, 2004.
8. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
9. Ивановская О. В., Гадасина Л. Я. Сказочное развитие речи. СПб., 2000.
10. «Истоки» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : «ТЦ Сфера», 2011.
11. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль. – Волгоград, «Учитель», 2007.
12. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.
13. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М. : Сфера, 2001.
14. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2011.
15. Мерзлякова С. И. Фольклор-музыка-театр. М. :Владос, 2003.
16. Ребёнок в мире сказок. Сост. О. П. Власенко. – Волгоград, «Учитель», 2007.
17. Синицына Г. Д. Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованных играх. Минск, 2004.
18. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с.
19. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10.
20. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М. :Владос, 2001.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 73 «Полянка»
Г. ЧЕБОКСАРЫ
ПРОЕКТ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«КОММУНИКАЦИЯ»
ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ
ВАСИЛЬЕВА И.М.
ИМЕЮЩАЯСЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: ПЕРВАЯ
ГОРОД ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА 2017 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕМА…………………………………………………………………………………………………..СТР 3
2.АКТУАЛЬНОСТЬ………………………………………………………………………………….СТР 4
3.СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………………………………………….СТР 5
4.МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………………………………………СТР 5
5.УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА………………………………………………………………………..СТР 5
6.ЦЕЛЬ ПРОЕКТА…………………………………………………………………………………..СТР 5
7.ЗАДАЧИ ПРОЕКТА………………………………………………………………………………СТР 5
8. ГИПОТЕЗА …………….…………………………………………………………………………..СТР 5
9.ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА…………………………………………………………………………….СТР 5
10.ОБЪЕКТ ПРОЕКТА………………………………………………………………………………СТР 5
11. НОВИЗНА…………………………………………………………………………………………..СТР 5
12. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………………………………………………..СТР 6
12.1 I ЭТАП ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ………………………………………………………..СТР 6
12.2 II ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ……………………………………………………………… СТР 7
12.3 III ЭТАП ИТОГОВЫЙ……………………………………………………………………..СТР 9
13. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА……………………………………………………………………………..СТР 9
14. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА……………………………………………………СТР 9
15. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….СТР 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»
Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:1. Изучить различные приемы мнемотехники2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные те...
Коммуникативная компетентность, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации
Развите связной речи у детей посредством театрализации...
Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"
В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...
Мастер-класс «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»
МАСТЕР-КЛАСС «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»...
Проект «Создание мультипликационного фильма «Путешествие Колобка» как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"
На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей. Необходимым условием для реализации данной задач...