МИНИ - ЗАНЯТИЯ В РАННЕЙ ПОМОЩИ С ДЕТЬМИ ОТ 2 МЕСЯЦЕВ - 3 ЛЕТ
план-конспект занятия

Агишева Оксана Владимировна

Как разнообразить свое общение с малышом так, чтобы оно было ему полезно, а вам не доставляло массу дополнительных хлопот?

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИ-ЗАНЯТИЯ

с детьми от 2месяцев-3 лет

от 2 месяцев – 1,5 года

Занятие №1

Цель: развитие мелкой моторики,

  1. «Рисование пальцами». Это спонтанное рисование пальцами или ладонями. Пальцы опускаются в баночку с краской, берется небольшое количество, наносится на бумагу. Данная техника помогает раскрыть индивидуальность ребенка, наиболее точно характеризуя его. Рисование пальцами служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
  2. Мыльные пузыри – «Пенный замок»
  3. «Змейка» взяв ленту в руки и делая колебательные движения, отходить от ребенка, предложите догнать змейку: «уползает, уползает змейка!».
  4. Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)

Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)Развивающие игры и занятия для детей 1 год - конспект

Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)

Вот и вся моя семья. (трясем получившимся кулачком)

  1. Раскладываем небольшие предметы по ячейкам; Рамка-вкладыш
  2. Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);

Занятие №2

  1. «Рисование ладошкой». Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает её с помощью кисточки, делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения более точного изображения.
  2. Игра света и тени «Солнечные зайчики» упражнение проводится в солнечной комнате с использованием зеркала.
  3. Раз, два, три, четыре, пять, (считаем поочередно все пальчики)

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел. (загибаем мизинчик)

Этот пальчик гриб нашел. (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик чистить стал. (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик жарить стал. (загибаем указательный пальчик)Развивающие игры для детей от 1 года

Этот пальчик встал и съел. (отводим большой  пальчик)

Потому и потолстел! (загибаем большой пальчик)

  1. Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

 Занятие №3

  1. Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)

Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)

Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)

И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)

  1. Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
  2. Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;Накорми Машу
  3. Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
  4. Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг);

Занятие №4

  1. Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
  2. Возим каталку;
  3. Чистим вареное яичко;
  4. Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
  5. Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;

Занятие №5

  1. Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;Игры на развитие мелкой моторики
  2. Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;
  3. Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;
  4. Составляем кубики друг на друга;
  5. Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

Сенсорная коробка с макаронами

Занятие №6

  1. Играем с сенсорными коробками;
  2. Развивающие игры с тестом;Развивающие игры с тестом
  3. Выполняем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть);
  4. Игра «Кто в домике живет?»;
  5. Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;

Занятие №7

  1. Используем в речи простые звукоподражательные слова (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
  2. Знакомимся с понятиями: большой-маленькиймного-малоодинаковый, холодный-горячий;
  3. Изучаем цвета;
  4. Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
  5. Изучаем геометрические фигуры;

Занятие №8

  1. Сюжетная игра «Кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть»;
  2. Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки (в любом порядке) (чтобы прочитать подробное описание игры, переходите по ссылке)
  3. Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;Раскладываем фасолинки по ячейкам
  4. Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
  5. Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;

Занятие №9

  1. Сюжетная игра «Зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу»;
  2. Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме) Развивающие занятия для детей 1 года 3 месяцев конспектИгры на развитие мелкой моторики
  3. Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;
  4. Играем с водой;
  5. Просеиваем крупу через ситечко;
  6. Режем овощи и фрукты;

Занятие №10

  1. Сюжетная игра «Собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеялко (платочек)»;
  2. Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;
  3. Подбираем крышки к баночкам;
  4. Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;
  5. Учимся строить из кубиков (варианты первых построек);

1,5– 2,2 года

Занятие №1

  1. «Выполнение рисунка с использованием сухих листьев». Сухие листочки натуральны, пахнут осенью, невесомы, шершавы на ощупь, хрупки. Простое держание такого листочка на ладошке приносит радость и вызывает у ребенка сильный эмоциональный отклик. С помощью листьев и клея можно создать коллаж. На бумаге формат А4 наносится клей – карандашом рисунок, сухие листья растираются на мелкие частички и высыпаются на клееный рисунок. Аналогичные картинки мы делали и с цветным песком.
  2. «Догоню-догоню» (делаем вид, что догоняем ребенка, он пытается убежать).
  3. Сюжетная игра «Объявите малышу, что стульчик сломался, и вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п».
  4. Собираем пазлы из 2-6 частей;
  5. Играем с конструктором;

Занятие №2  

  1. «Цветные капли». Ребенок мочит кисть в воде, опускает в краску, далее держит кисть над листочком бумаги, капая капли, растекаются, вызывая у ребенка эмоциональный всплеск.
  2. «Самолетики» покружите ребенка в воздухе: «Полетели-полетели!», затем опустите: «Приземлились!» Мальчик, который приходил ко мне очень любил эту игру и с удовольствием сам её предлагал.
  3. Учимся ориентироваться в двух свойствах одновременно;
  4. Играем в магнитную рыбалку;
  5. Играем в мозаику;

Занятие №3

  1. «Здравствуй песок!»

Педагог: Необходимо показать ребенку варианты  способов дотрагивания до песка.

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди.

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А еще желательно делать все внимательно!

Положить ладошки на песок, погладить его, внутренней затем тыльной стороной. Проговорить какой песок?  (сухой, шершавый, мягкий)

Поздороваться с песком: «Здравствуй песок!»

  1. Сюжетная игра «У мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки»;
  2. Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
  3. Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
  4. Играем с прищепками (по ссылке есть шаблоны для игр);

 Занятие №4

  1. «Песочные прятки».Переливаем воду губкой из одной миски в другую

Педагог: Сначала мы прятали руки в песок, и когда их находили, это вызывало сильный эмоциональный восторг. Позже я усложняла задачу, и мы прятали ракушки (сначала крупные 4-5 штук, через несколько занятий мелкие, а еще позже перемешанные). Мальчик с интересом отыскивал их и складывал в коробочку.Рыбалка с колечками пирамидки

  1. Сюжетная игра «Куклы играют в прятки»;
  2. Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;
  3. Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;

Занятие №5

  1. «Песочный дождь».

Педагог: С помощью пульверизатора мы опрыскивали песок.

Посмотри, сколько волшебных капель нам приготовил дождик.

Дождик, лей веселей!

      Теплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап – кап! Кап-кап!

Нам очень повезло с этим упражнением, так как за окном шел дождь, мы смогли посмотреть, сравнить  и сопоставить происходящее.

  1. Сюжетная игра «Зайка заболел, другие игрушки пришли его навестить»;
  2. Играем с конструктором;
  3. Аппликация Хаотичное приклеивание бумажек на листочек, приклеивание геометрических фигур

Занятие №6

  1. «Ручеёк течет» Ребенок лил воду на песок с кувшина, вода прокладывала ручеёк
  2. Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
  3. Учимся включать / выключать свет, кнопки на музыкальных игрушках;
  4. Знакомимся с понятиями «большой-маленький»;

Занятие №7

  1. Пальчик, пальчик, где ты был? (показываем большой пальчик)

С этим братцем в лес ходил,  (массаж каждого пальца по очереди)

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел,

Песни пел, да играл, (хлопаем в ладоши)

Да всех братцев забавлял.

  1. Сюжетная игра «Куклы слушают, как мама читает сказку»;
  2. Аппликация хаотичное приклеивание бумажек на листочек, приклеивание геометрических фигур

Занятие №8

  1. Сюжетная игра «Мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить»;
  2. Аппликация «Дерево с яблоками»
  3. Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  4. Играем с крупами - песком;

Занятие №9

  1. Сюжетная игра «Строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем излюбленные сцены: девочка поспала, покушала, приняла гостей и т.д.»
  2. Аппликация  «Ежик с яблоками и грибами» 
  3. Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо

Занятие №10

  1. Аппликация «Ягоды в корзинке» 
  2. Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  3. «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  4. «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  5. Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  6. Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

Занятие №11

  1. Аппликация «Рыбки в аквариуме».
  2. Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
  3. «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  4. «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  5. «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;

Занятие №12

  1. Аппликация «Гусеница». Склеиваем гусеницу из кружочков. Когда все детали приклеены, мама дорисовывает лицо гусеницы. Чтобы облегчить задачу, можно наклеивать кружочки на шаблон 
  2. «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  3. На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  4. Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  5. Показываем «да», «нет» движением головы;

Занятие №13

  1. Аппликация Снеговик из ватных дисков. Шапку-ведро заранее вырезаем из цветной бумаги. Когда все детали приклеены, мама дорисовывает лицо.
  2. «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  3. Показываем «спасибо» кивком головы;
  4. На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

Занятие №14

  1. Аппликация «Одуванчики из ватных дисков»
  2. «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  3. Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  4. Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  5. Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);

Занятие №15

  1. Аппликация Разрезанные картинки из журналов. Вы можете вырезать из журналов картинки, разрезать их на крупные, понятные малышу части, а затем склеить их вместе с ребенком. Например, можно вырезать машину, лицо или фигуру человека полностью.
  2. «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.
  3. Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  4. Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  5. Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);

 2,2 – 3 года

Занятие №1

  1. Играем с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонамперекладываем с помощью прищепок кусочки поролона);
  2. Игры-моталочки;
  3. Делаем мыльную пену (учимся взбивать венчиком, надуваем пузыри через трубочку);
  4. Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;
  5. Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер, либо на цвет и форму;

Занятие №2Детский пинцет для развития мелкой моторики

  1. Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);План развивающих игр и занятий для детей 2 - 3 лет
  2. Играем с пинцетом;
  3. Играем со стучалкой (с гвоздиками);
  4. Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях
  5. Собираем пазлы

Занятие №3

  1. Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;Пальчиковая зарядка с пальчиковыми игрушками
  2. Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;
  3. Подбираем ключики к замочкам;Игра "Подбери ключик"
  4. Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;Развивающая игра Выкладываем макароны по линиям
  5. Играем с пипеткой, разливая воду по ячейкамиграем с резиновой грушей и дозатором;

Занятие №4

  1. Конструируем из счетных палочек;
  2. Играем со шнуровкой-планшетиком;
  3. Играем с кинетическим песком;
  4. Составляем картинку на кубиках-пазлах;
  5. Подбираем крышки к баночкам;

Занятие №5

  1. Просеиваем крупу через ситечко;
  2. Одеваем кукол, накладывая одежду;
  3. Лепка из пластилина
  4. «Каракули» (1 – 3 года, продолжительность стадии у каждого индивидуальна)
  5. Дыхательные упражнения: 
    С султанчиком, с цветочком.  Развитие плавного правильного речевого дыхания Взрослый предлагает детям вдохнуть носом воздух, а при выдохе «завести» султанчик или цветочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Служба ранней помощи с неговорящими детьми младшего возраста.

Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне сущест...

Циклограмма совместной деятельности воспитателя с детьми на месяц. II группа раннего возраста (по программе "От рождения до школы" под ред. Н.Вераксы)

Циклограмма поможет воспитателям более полно и качественно планировать свою работу в соответствии с программой "От рождения до школы"....

Методическая разработка развивающих занятий в рамках службы ранней помощи для детей раннего дошкольного возраста (с 1 года до 3 лет)

Данная Методическая разработка создана для развития детей от 1 года до  3-х лет. Методической основой являются методические пособия Галановой А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка...