Перспективный план работы по развитию логического мышления у детей 5-7 лет посредством игр-головоломок.
методическая разработка
Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по развитию логического мышления у детей
5-7 лет посредством игр-головоломок.
Месяц | Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Взаимодействие с семьей/педагогами |
I этап.
- Составление заданной фигуры из определенного количества палочек (Счетные палочки);
- Сравнение предметов по одному-четырем свойствам (Блоки Дьенеша);
- Составление новых геометрических фигур из частей игры (Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо);
- Составление фигур, узоров точно по схеме (Кубики Никитина, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо).
СЕНТЯБРЬ | Чтение математической сказки: «Полезные игры» Цель: Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений. Познакомить с играми-головоломками. Повторить признаки имеющихся частей в играх. Материал: Колумбово яйцо, Монгольская игра, Танграм, Блоки Дьенеша, Кубики Никитина, счетные палочки | Д/И: «Найди пару» Цель: Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры путем присоединения одной детали к другой. Материал: Танграм, Монгольская игра, Колумборо яйцо | Анкетирование родителей «Решает ли Ваш ребенок задачи-головоломки математического содержания дома?» |
ОКТЯБРЬ | Разгадываем кроссворд: «Геометрические фигуры» Цель: В увлекательной форме закрепить знания детей о фигурах имеющихся в играх-головоломках. Материал: Презентация: «Игры-головоломки» Сказка «В царстве блоков» Цель: Упражнять детей в сочинении собственной сказки развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление. Материал: Наборы блоков Дьениша. | Д/И: «Второй ряд» Цель: Развивать умение анализировать, сравнивать и выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку. Материал: Блоки Дьенеша Д/И: «Составь фигуру» Цель: Учить составлять заданную фигуру, из определенного количества палочек. Материал: Счетные палочки Д/И: «Одноцветные узоры» Цель: Обучать детей составлять узор используя одноцветные грани кубиков. Материал: Кубики Никитина | Консультация для родителей: «Что такое игры-головоломки» Выставка для родителей: «Музей игр-головоломок» |
НОЯБРЬ | Соревнование с математическим планшетом: «Четырехугольники» Цель: Закреплять знания цифр и счёта. Умение ориентироваться в пространстве. Классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Учить делить квадрат на 2,4 треугольника, на 2,4 квадрата меньших размеров, на 2 прямоугольника. Материал: математические планшеты, разрезные карточки- пазлы, цифры от 1 до 10. | Д/И: «Угощение для медвежат» Материал: блоки Дьенеша, 9 изображений медвежат. Цель: Развивать умение сравнивать предметы по одному-четырем свойствам; понимание слов: «разные», «одинаковые»; подведение к пониманию отрицания свойств. Д/И: «Как на картинке» Цель: учить детей составлять силуэты по расчлененным образцам, опираясь на схему. Развивать пространственные представления, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Материал: Колумбово яйцо Д/И: «Узор по образцу» Цель: формировать умение создавать фигуру по образцу. Анализировать форму предметов целого образа и отдельных частей. Развивать представление о симметрии. Материал: Математический планшет | Мастер-класс для родителей: «Танграм своими руками» Консультация для педагогов: «Игры- головоломки, как средство развития логического мышления дошкольников» |
II этап
- Видоизменение и преобразование фигур путем изменения количества палочек (Счетные палочки);
- Складывание узоров по образцу и зарисовывание полученных узоров (Кубики Никитина);
- Воссоздание фигур по образцам контурного характера (Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо);
- Подбор фигур по инструкции, пользуясь символикой отрицания свойств (Блоки Дьенеша).
Математическая викторина «Умники и умницы» Цель: формирование математических представлений о цифрах, геометрических фигурах. Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления воспитанников. Воспитывать | Д/И: «Составь фигуру-измени фигуру» Цель: Повышать опыт составления фигур из определенного количества палочек. Развивать умение преобразовывать одну фигуру в другую путём изменения количества палочек. Совершенствовать конструктивные навыки, пространственное воображение. Материал: Счетные палочки | Игровой тренинг с родителями «Головоломки со спичками». Играем дома! |
ДЕКАБРЬ | дружеские взаимоотношения воспитанников. Материал: Наборы цифр, Танграм, схемы лисы и гуся, счетные палочки. | Д/И: «Соревнование» Цель: Формировать умение, на скорость создавать фигуры, опираясь на схему. Развивать операции анализа, синтеза, сравнения. Материал: Монгольская игра, Танграм, карточки-схемы. Д/И: «Украсим елку бусами» Цель: Развивать умение сравнивать предметы по одному-четырем свойствам; понимание слов:«разные», «одинаковые»; подведение к пониманию отрицания свойств. Материал: блоки Дьенеша, изображение елки, 15 карточек с символами. | |
ЯНВАРЬ | ООД «Мисс Матрешка» Цель: Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Повышать навыки преобразования изображения и воссоздание из частей целого образа. Упражнять в зарисовке полученных образов. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение оказать помощь. Материал: Кубики Никитина, деревянная матрешка, цв. карандаши, трафареты матрешек, платочки. | Д/И: «Сложи узор и нарисуй» Цель: формирование умения складывать узоры по образцу, учить зарисовывать полученные узоры. Материал: Кубики Никитина Д/И: «Загадки» Цель: учить отображать ответ загадки на планшете резинками, разного цвета, размера, формы из отдельных частей, по образцу воспитателя и по контурным образцам. Закреплять умение словесно описывать свою работу. Материал: Математический планшет | Индивидуальные беседы с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием головоломок» |
ФЕВРАЛЬ | ООД «Выручим царицу Математику» Цель: закрепить умение составлять геометрические фигуры, предметы из счетных палочек. Развивать познавательный интерес, умение производить логические операции, творческое воображение. Воспитать навыки взаимодействия при работе в группе сверстников. Материал: Счетные палочки | Д/И: «Хоровод» Цель: Повышать умение классифицировать блоки по двум - трем признакам: цвету, форме; цвету-форме-размеру. Материал: Блоки Дьенеша Д/И: «В гости к зверятам» Цель: формировать умение воссоздавать сюжет по контурным образцам. Развивать пространственные представления, восприятие формы. Материал: Танграм. Д/И: «Преврати одну в другую» Цель: Упражнять преобразовывать фигуру путем изменения определенного количества палочек. Развивать операции анализа, сравнения, обобщения. Материал: Счетные палочки | Папка – передвижка для родителей: «Математический планшет».
Консультация для педагогов: «Блоки Дьенеша универсальная развивающая игра». Буклеты для педагогов: «Блоки Дьенеша - универсальная развивающая игра» |
III этап
- Видоизменение, преобразование заданной фигуры, путем переложения палочек (Счетные палочки);
- Самостоятельное создание фигур, узоров по замыслу (Кубики Никитина, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо);
- Выявление, классификация и обобщение свойств предметов (Блоки Дьенеша).
МАРТ | ООД «Колумб пришел в гости» Цель: Формировать умение детей конструировать на плоскости различные силуэты используя навыки игры с головоломками. Закреплять умение правильно пользоваться ножницами, клеем. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности. Материал: «Колумбово яйцо», карточки со схемами различных фигур и силуэтов, шаблон головоломки для вырезывания, альбомные листы, ножницы, клей, салфетки, фломастеры, презентация. | Д/И: «Придумываем узоры сами» Цель: Формировать умение придумывать собственный узор, опираясь на опыт. Развивать логические операции, творческое мышление. Материал: Кубики Никитина Д/И: «Художники» Цель: упражнять в умении выкладывать составленную композицию на лист бумаги, обводить контур и раскрашивать. Материал: «Колумбово яйцо», цветные карандаши. Д/И: «Переложение палочек» Цель: Формировать умение видоизменять фигуру пользуясь приемом переложения палочек. Материал: Счетные палочки, тематические картинки | Наглядная информация для родителей «Развивающая головоломка «Колумбово яйцо»» Мастер - класс для педагогов: «Интеллектуальные развивающие игры Никитиных» |
АПРЕЛЬ | Математическое развлечение «Проделки Бабы Яги» Цель: Упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам; Уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему; Развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память. Материал: блоки Дьенеша, замок, ключи, сундук, разноцветные обручи. | Д/И: «Этот загадочный космос» Цель: Упражнять в умении создавать фигуры по замыслу, опираясь на тему. Материал: Монгольская игра Д/И: «Переложение палочек» Цель: Закреплять видоизменять фигуру, используя прием переложения палочек. Материал: Счетные палочки Д/И: «Угадай фигуру» Цель: развивать способность логически мыслить, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах. Материал: набор логических блоков, карточки- символы. | Папка – передвижка для родителей: «Игра Никитина «Сложи узор».
Буклеты для родителей: «Такие полезные кубики» Выступление на педагогическом совете с докладом: «Игры-головоломки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста». |
МАЙ | Открытое занятие по ФЭМП «Математическая головоломка «Танграм»» Цель: Закреплять умение выделять общий признак ряда предметов, устанавливать закономерность в группе изображений, применять геометрические фигуры для создания плоскостных изображений. Материал: мультимедийная презентация, наборы «Танграм». | Д/И: «Котик в гостях» Цель: повышать умение детей создавать из элементов головоломки, один и тот же образ, в разных позициях. развивать мелкую моторику, внимательность, воображение, логическое мышление. Материал: Танграм. | Родительское собрание: «Неоспоримая ценность головоломок» Памятки для родителей: «Игры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи». Итоговое анкетирование родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук и формированию творческого мышления у детей средней группы посредством пластилинографии
Перспективный план работы с детьми средней группы по пластилинографии....
План работы по развитию логического мышления с детьми подготовительной группы
Планирование работы с детьми подготовительной группы на год 2019-2020 гг....
Перспективный план работы по формированию логического мышления детей 6-7 лет
Данная разработка включает в себя комплекс дидактических игр и упражнений, а также логических игр, которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста для формирования лог...
План работы по самообразованию Тема:«Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством логико-математических игр»
План работы по самообразованию по месяцам...
План по самообразованию "«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе»
Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе...
Перспективный план работы по формированию логического мышления
Перспективный план работы по формированию логического мышления...
Перспективный план работы по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников посредством театрализованной деятельности
Перспективный план работы по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников посредством театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....