Перспективный план работы по развитию логического мышления у детей 5-7 лет посредством игр-головоломок.
методическая разработка

Карочкина Евгения Александровна

Цель: развитие логического мышления у детей  старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по развитию логического мышления у детей

5-7 лет посредством игр-головоломок.

Месяц

Организованная образовательная

деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Взаимодействие с семьей/педагогами

I этап.

  • Составление заданной фигуры из определенного количества палочек (Счетные палочки); 
  • Сравнение предметов по одному-четырем свойствам (Блоки Дьенеша);
  • Составление новых геометрических фигур из частей игры (Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо);
  • Составление фигур, узоров точно по схеме (Кубики Никитина, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо).

СЕНТЯБРЬ

Чтение математической сказки: «Полезные игры»

Цель: Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений.

Познакомить с играми-головоломками. Повторить признаки имеющихся частей в играх.

Материал: Колумбово яйцо, Монгольская игра, Танграм, Блоки Дьенеша, Кубики Никитина, счетные палочки

Д/И: «Найди пару»

Цель: Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры путем присоединения одной детали к другой.

Материал: Танграм, Монгольская игра, Колумборо яйцо

Анкетирование родителей  «Решает ли Ваш ребенок задачи-головоломки математического содержания дома?»

ОКТЯБРЬ

Разгадываем кроссворд: «Геометрические фигуры»

Цель: В увлекательной форме закрепить знания детей о фигурах имеющихся в играх-головоломках.

Материал: Презентация: «Игры-головоломки»

Сказка «В царстве блоков»

Цель: Упражнять детей в сочинении собственной сказки развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление. 

Материал: Наборы блоков Дьениша.

Д/И: «Второй ряд»

Цель: Развивать умение анализировать, сравнивать и выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Блоки Дьенеша

Д/И: «Составь фигуру»

Цель: Учить составлять заданную фигуру, из определенного количества палочек.

Материал: Счетные палочки

Д/И: «Одноцветные узоры»

Цель: Обучать детей составлять узор используя одноцветные грани кубиков.

Материал: Кубики Никитина

Консультация для родителей: «Что такое игры-головоломки»

Выставка для родителей: «Музей игр-головоломок»

НОЯБРЬ

Соревнование с математическим планшетом: «Четырехугольники»

Цель: Закреплять знания цифр и счёта. Умение ориентироваться в пространстве. Классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Учить делить квадрат на 2,4 треугольника, на 2,4 квадрата меньших размеров, на 2 прямоугольника.

Материал: математические планшеты, разрезные карточки- пазлы, цифры от 1 до 10.

Д/И: «Угощение для медвежат»

Материал: блоки Дьенеша, 9 изображений медвежат.

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по одному-четырем свойствам; понимание слов: «разные», «одинаковые»; подведение к пониманию отрицания свойств.

Д/И: «Как на картинке»

Цель: учить детей составлять силуэты по расчлененным образцам, опираясь на схему. Развивать пространственные представления, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.

Материал: Колумбово яйцо

Д/И: «Узор по образцу»

Цель: формировать умение создавать фигуру по образцу. Анализировать форму предметов целого образа и отдельных частей. Развивать представление о симметрии.

Материал: Математический планшет

Мастер-класс для родителей: «Танграм своими руками»

Консультация для педагогов: «Игры- головоломки, как средство развития логического мышления дошкольников»

II этап

  • Видоизменение и преобразование фигур путем изменения количества палочек (Счетные палочки);
  • Складывание узоров по образцу и зарисовывание полученных узоров (Кубики Никитина);
  • Воссоздание фигур по образцам контурного характера (Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо);
  • Подбор фигур по инструкции, пользуясь символикой отрицания свойств (Блоки Дьенеша).

Математическая викторина «Умники и умницы»

Цель: формирование математических представлений о цифрах, геометрических фигурах. Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления воспитанников. Воспитывать

Д/И: «Составь фигуру-измени фигуру»

Цель: Повышать опыт составления фигур из определенного количества палочек. Развивать умение преобразовывать одну фигуру в другую путём изменения количества палочек. Совершенствовать конструктивные навыки, пространственное воображение. Материал: Счетные палочки

Игровой тренинг с родителями «Головоломки со спичками». Играем дома!

ДЕКАБРЬ

дружеские взаимоотношения воспитанников.

Материал: Наборы цифр, Танграм, схемы лисы и гуся, счетные палочки. 

Д/И: «Соревнование»

Цель: Формировать умение, на скорость создавать фигуры, опираясь на схему. Развивать операции анализа, синтеза, сравнения.

Материал: Монгольская игра, Танграм, карточки-схемы.

Д/И: «Украсим елку бусами»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по одному-четырем свойствам; понимание слов:«разные», «одинаковые»; подведение к пониманию отрицания свойств.

Материал: блоки Дьенеша, изображение елки, 15 карточек с символами.

ЯНВАРЬ

ООД «Мисс Матрешка»

Цель: Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.   

Повышать навыки преобразования изображения и воссоздание из частей целого образа. Упражнять в зарисовке полученных образов. Воспитывать доброжелательное отношение друг к

другу, умение оказать помощь.

Материал: Кубики Никитина,

деревянная матрешка, цв. карандаши, трафареты матрешек, платочки.

Д/И: «Сложи узор и нарисуй»

Цель: формирование умения складывать

узоры по образцу, учить зарисовывать

полученные узоры.

Материал: Кубики Никитина

Д/И: «Загадки»

Цель: учить отображать ответ загадки на планшете резинками, разного цвета,

размера, формы из отдельных частей, по

образцу воспитателя и по контурным образцам. Закреплять умение словесно

описывать свою работу.

Материал: Математический планшет

Индивидуальные беседы с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием головоломок»

ФЕВРАЛЬ

ООД «Выручим царицу Математику»

Цель: закрепить умение составлять геометрические фигуры, предметы из счетных палочек. Развивать познавательный интерес, умение производить логические операции, творческое воображение. Воспитать навыки взаимодействия при работе в группе сверстников.

Материал: Счетные палочки

Д/И: «Хоровод»

Цель: Повышать умение классифицировать блоки по двум - трем признакам: цвету, форме; цвету-форме-размеру.

Материал: Блоки Дьенеша

Д/И: «В гости к зверятам»

Цель: формировать умение воссоздавать сюжет по контурным образцам. Развивать пространственные представления, восприятие формы.

Материал: Танграм.

Д/И: «Преврати одну в другую»

Цель: Упражнять преобразовывать фигуру путем изменения определенного количества палочек. Развивать операции анализа, сравнения, обобщения.

Материал: Счетные палочки

Папка – передвижка для родителей: «Математический планшет».

 

Консультация для педагогов: «Блоки Дьенеша универсальная развивающая игра».

Буклеты для педагогов: «Блоки Дьенеша - универсальная развивающая игра»

III этап

  • Видоизменение, преобразование заданной фигуры, путем переложения палочек (Счетные палочки);
  • Самостоятельное создание фигур, узоров по замыслу (Кубики Никитина, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо);
  • Выявление, классификация и обобщение свойств предметов (Блоки Дьенеша).

МАРТ

ООД «Колумб пришел в гости»

Цель: Формировать умение детей конструировать на плоскости различные силуэты используя навыки игры с головоломками. Закреплять умение правильно пользоваться ножницами, клеем. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности.

Материал: «Колумбово яйцо», карточки со схемами различных фигур и силуэтов, шаблон головоломки для вырезывания, альбомные листы, ножницы, клей, салфетки, фломастеры, презентация.

Д/И: «Придумываем узоры сами»

Цель: Формировать умение придумывать собственный узор, опираясь на опыт. Развивать логические операции, творческое мышление.

Материал: Кубики Никитина

Д/И: «Художники»

Цель: упражнять в умении выкладывать составленную композицию на лист бумаги, обводить контур и раскрашивать.

Материал: «Колумбово яйцо», цветные карандаши.

Д/И: «Переложение палочек»

Цель: Формировать умение видоизменять фигуру пользуясь приемом переложения палочек.

Материал: Счетные палочки, тематические картинки

Наглядная информация для родителей «Развивающая головоломка «Колумбово яйцо»»

Мастер - класс для педагогов: «Интеллектуальные развивающие игры Никитиных»

АПРЕЛЬ

Математическое развлечение «Проделки Бабы Яги»

Цель: Упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам;

Уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему; Развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память.

Материал: блоки Дьенеша, замок, ключи, сундук, разноцветные обручи.

Д/И: «Этот загадочный космос»

Цель: Упражнять в умении создавать фигуры по замыслу, опираясь на тему.

Материал: Монгольская игра

Д/И: «Переложение палочек»

Цель: Закреплять видоизменять фигуру, используя прием переложения палочек.

Материал: Счетные палочки

Д/И: «Угадай фигуру»

Цель: развивать способность логически мыслить, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах.

Материал: набор логических блоков, карточки- символы.

Папка – передвижка для родителей: «Игра Никитина «Сложи узор».

 

Буклеты для родителей: «Такие полезные кубики»

Выступление на педагогическом совете с докладом: «Игры-головоломки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

МАЙ

Открытое занятие по ФЭМП

«Математическая головоломка «Танграм»»

Цель: Закреплять умение выделять общий признак ряда предметов, устанавливать закономерность в группе изображений, применять геометрические фигуры для создания плоскостных изображений.  

Материал: мультимедийная презентация, наборы «Танграм».

Д/И: «Котик в гостях»

Цель: повышать умение детей создавать из элементов головоломки, один и тот же образ, в разных позициях. развивать мелкую моторику, внимательность, воображение, логическое мышление.

Материал: Танграм.

Родительское собрание: «Неоспоримая ценность головоломок»

Памятки для родителей: «Игры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи».  

Итоговое анкетирование родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по развитию логического мышления с детьми подготовительной группы

Планирование работы с детьми подготовительной группы  на год 2019-2020 гг....

Перспективный план работы по формированию логического мышления детей 6-7 лет

Данная  разработка включает в себя комплекс дидактических игр и упражнений, а также логических игр, которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста для формирования лог...

План по самообразованию "«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе»

Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе...

Перспективный план работы по формированию логического мышления

Перспективный план работы по формированию логического мышления...

Перспективный план работы по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников посредством театрализованной деятельности

Перспективный план работы по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников посредством театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....