План работы по самообразованию Тема:«Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством логико-математических игр»
материал (младшая группа)
План работы по самообразованию по месяцам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_23-24_uch.god_.docx | 49.9 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида №12 г. Лениногорска” муниципального образования “Лениногорский муниципальный район” Республики Татарстан | Татарстан Республикасы "Лениногорск муниципаль районы" муниципаль берәмлеге "Лениногорск шәһәре 12 нче катнаш балалар бакчасы" муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем биру учреждениесе. |
«ПРИНЯТО» педагогическим советом протокол №___от «___»___20___года Председатель педагогического совета ____________________Ю.В.Лебедева | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ «Детский сад №12» ______________________ О.А. Илюхина Введено в действие приказом № _______ от «______»______________20_____года |
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ | |
Тема | «Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством логико-математических игр » |
Учебный год | 2023-2024 |
ФИО педагога | Закирова Гульчачак Ильгизаровна |
Квалификационная категория | СЗД |
Стаж работы | 12 лет |
- Введение (пояснительная записка) - Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
- Актуальность: логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс. Начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Развитие логического мышления позволяет ребенку научиться свободно, ориентироваться в окружающем мире, повышает продуктивность и результативность деятельности. Одна из первых задач которую должен постичь ребенок – это научиться наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
- Участники: воспитатель, дети группы, родители, педагоги
- Определение формата и типа проекта: познавательный, долгосрочный, сентябрь 2023 – май 2024 уч. год
- Цель проекта: Овладение приемами логического мышления.
- Задачи:
1. Подбор и изучение методической литературы и электронных ресурсов по теме самообразования. 2. Организовать совместную деятельность взрослого с детьми. 3. Составить подборку логико – математических игр, направленных на развитие у детей наглядно – образного, логического мышления, внимания, памяти, интеллектуального развития.
- Ожидаемые результаты:
- Улучшатся показатели уровня развития внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
-Появится познавательный интерес к играм и занятиям; - Обогатится предметно-развивающая среда группы новыми дидактическими играми; - Появится заинтересованность родителей в развитии логического мышления детей через игру.
- Предмет исследования: игра, как средство развития элементов логического мышления; Объект исследования: логическое мышление дошкольников
- Гипотеза: Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры будет эффективнее при условии, если: развивать активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью развивающих игр; Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками – пополнение дидактическими пособиями для данного возраста.
- Практическая значимость: заключается в том, что представленные материалы могут быть использованы педагогами, воспитателями, родителями в процессе разработки учебно-методического инструментария по повышению уровня логического мышления у дошкольников в дошкольной образовательной организации.
- Методы и формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
- работа с родителями.
- работа с педагогами.
Методы обучения:
- наглядно-действенные приемы.
- игровые (игры с мелкими предметами).
- дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные).
- словесные (сюжетные, словесные игры)
- Практические (изготовления карты-схемы)
- Этапы:
- Поисковый (планирующий)
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки проведения | Отметка о выполнении |
Составление плана самообразования | Май, август | ||
Изучение интернет источников | В течение всего периода | ||
Изучение методической литературы: 1) Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры с палочками» 2) Смоленцева А. А., Суворова О. В. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей» 3) Тихомирова Л.Ф. «Развивающие игры, задания, упражнения» | Декабрь-апрель Ноябрь-март В течение всего периода |
- Основной этап (практический)
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Родителями | Самообразование | |
Сентябрь | - Д/и на усвоения понятия «цвета»: «Цветная вода», «Цветные палочки». - Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти, на развитие речи и интеллектуальное развитие. |
| Подготовка консультации для воспитателей | |
Октябрь | - Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства. | Консультация для воспитателей «Как развивать познавательные интересы у детей» |
| Изготовление д/и «Найди пару» |
Ноябрь | - Д/и «Найди пару» - Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.
|
| Консультация для родителей «Развитие логического мышления в дошкольном возрасте» | Подготовка д/и «Разложи по коробочкам». |
Декабрь | - Д/и «Разложи по коробочкам». - Игры и упражнения на развитие памяти и внимания | Буклет для воспитателей младших групп «Сказочные лабиринты игры». |
| Изготовление Д/и «Запомни картинку» |
Январь | - Проведение индивидуальной и подгруппой деятельности с использованием блоков Дьенеша - Д/и «Логический поезд» - Д/и «Запомни картинку» |
| Подготовка папки-передвижки для воспитателей | |
Февраль | - Знакомство с понятием «один», « много». - Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти, на развитие речи и интеллектуальное развитие. | Папка – передвижка для воспитателей младших групп «Загадки – отгадки». | Консультация для родителей «Логические игры дома и в детском саду». (статья в родительский уголок по этой теме) | Изготовление д/и «В лес за грибами»
|
Март | - Д/и «В лес за грибами» - Игры на развитие логического мышления, на расширение кругозора, на анализ и синтез, на развитие творческого воображения. Игра «Раз, два, три лишний уходи» |
| Памятка для родителей «Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления у младших дошкольников». | Подготовка к родительскому собранию. |
Апрель | - Формирование умения выделять функции объекта, определять линии развития объекта. - Д/и «Что умеет делать» |
| Родительское собрание «Роль логико - математических игр в развитии мыслительной деятельности детей». |
|
Май | - Формирование умения объединять надсистемы и подсистемы объекта, выявление подсистемных связей, на сравнение систем.
-Д/и «Хорошо – плохо», «Где живет?», «На что похоже», «Назови часть предмета» |
|
| Отчёт по теме самообразования. |
Июнь | Индивидуальная работа с детьми по мышлению | |||
Июль | Использование изученных материалов | |||
Август | Использование игр в свободной деятельности |
- Обобщающе-результативный этап (заключительный)
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки проведения | Отметка о выполнении |
Итоговое занятие во торой младшей группе | Апрель | ||
Подготовка документации по итогом работы над проектом | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...
план самообразования. тема: развитие словесно-логического мышления старших дошкольников.
т.к. на протяжении трех лет я дополнительно работала с детьми своей группы на развитие логического мышления ( предметно-действенного и наглядно образного), уровень их развития несколько выше све...
План работы по самообразованию Тема «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Повышение профессиональной квалификации....
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых игр»
исследования ученых доказали, что пальчиковые игры способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
Актуальность темыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноцен...
Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"
Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"...
План по самообразованию.ТЕМА: «Развитие словесно-логического мышления у детей с ЗПР дошкольного возраста посредством сказок и дидактических игр».
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышлен...