Взаимосвязь физической культуры с другими образовательными областями.
методическая разработка
Автором преставлен материал об интеграции физической культуры с другими образовательными областями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kositsa_natalya_sergeevna.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
“Взаимосвязь физической культуры
с другими образовательными областями”
В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями воспитание здоровой личности - основное требование модернизации системы образования. На основании современных запросов общества и государства меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества ребенка.
Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.
Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось.
На сегодняшний день физическая культура перестает восприниматься как узкая дисциплина, она становится естественной составляющей общечеловеческой культуры, ведь в настоящее время акцент с формирования знаний, умений, навыков переносится на формирование общей культуры ребенка.
Согласно принципу интеграции, двигательную деятельность детей коллектив осуществляет не только в процессе НОД по физической культуре (физкультурных занятий), но и при организации всех видов детской деятельности:
через физкультминутки с речевым сопровождением, подвижно-дидактические игры, игры-вкладыши, игры-шнуровки, подвижные игры с элементами развития речи, музыкально-ритмические игры, подвижные игры с дыхательными упражнениями, игры с атрибутами. игровую дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, подвижные игры на прогулке.
Работая с детьми, я убедилась, что существует взаимосвязь физической культуры с каждой из образовательных областей.
Познавательное развитие:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Еще Жан - Жак Руссо писал о движении, как средстве познания окружающего мира. Исследования ученых М.Ю. Кистяковской и Н.М. Щелованова показали: чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в его мозг, что соответственно способствует интенсивному интеллектуальному развитию. В дошкольном возрасте активно развивается когнитивная сера, именно двигательная активность способствует развитию познавательных процессов.
Воздействуя на различные анализаторы можно развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Развитие зрительного восприятия состоит в представлении о качествах предметов (форме, цвете, величине), умении ориентироваться в пространстве. В процессе развития слухового восприятия мы учим детей улавливать, различать звуки и действовать в соответствии с ними. В ходе развития тактильного восприятия закрепляются такие понятия, как “мягкий - твердый”, “гладкий - шершавый”, “тяжелый -легкий”. В роли предметов, помогающих закреплять сенсорные эталоны на физкультурном занятии, выступают спортивный инвентарь и оборудование, в том числе и нестандартное. Чтобы обучение происходило легко и естественно на помощь приходят игра и воображение.
Сенсорика развивает зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности. Совершенствует координацию руки и глаза, развивает мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:
- Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;
- Подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;
- Посчитать количество прыжков до кубика;
- Прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;
Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.
Социально-коммуникативное развитие:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Вхождение ребенка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Для социализации дошкольников огромное значение имеет игра, в которой отражается окружающая действительность, мир людей, природы и общественной жизни. Без подвижной игры не обходится ни одно занятие по физической культуре.
Лесгафт назвал подвижную игру «упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни». К проведению любой игры желательно подходить творчески. Придерживаясь принципа максимальной вариативности, можно решать множество психолого-педагогических задач. Грамотно организованная игровая деятельность оказывают влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил, принятых в обществе.
Общение с взрослыми и сверстниками – это неотъемлемый компонент каждого вида детской деятельности. Бывает так, что дети, испытывающие затруднения в повседневном общении, преображаются в двигательной деятельности. Этот важный момент надо учитывать в работе. Особое внимание надо уделить агрессивным и застенчивым детям, так как именно они испытывают наибольшие трудности в коммуникации. Стараюсь гибко подходить к распределению ролей в играх, учитывая типологические особенности нервной системы, применяю упражнения психопрофилактического характера. Образно-ролевая игра помогает нам. Дети в большей степени, чем взрослые, подвержены стрессам. Для снятия повышенного психологического напряжения используются игровые приемы. Художественно-эстетическое развитие:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
В то же время можно говорить и об обратной связи: развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок посредством движения учится воспринимать музыку, передавать ее характер, пользоваться телесными средствами выразительности.
Двигательное воображение можно назвать мостиком между физической культурой и музыкой. Оно способствует выразительности, пластичности, красоте, четкости, свободе, координации движений.
Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой.
На занятиях используются разные формы работы с музыкой: двигательная импровизация под музыку, подвижные игры с музыкальным сопровождением, хороводные игры с пением, музыкальное сопровождение отдельных этапов или всего занятия, логоритмические упражнения и т.д.
Речевое развитие:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие у детей развиваем фонематический слух. Способствуем развитию мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Все это способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. В свою очередь, формирование движений происходит при участии речи. Физические упражнения способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координацию и точность движений, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности. Это служит предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно - образовательного процесса в ДОО. И надежным инструментом в создании таких моделей выступает интеграция. Это один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детей.
Выводы:
1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.
2.У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность.
3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.
4. Интеграция образовательных областей способствуют более тесному контакту всех педагогов и специалистов.
5. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту педагогов и воспитанников.
Косица Н.С.
Использованная литература:
Гаврюшина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Метод пособие. М ., 2007.
Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников. М., 2007.
Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет/ Перевод с немекого М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция области "Физическая культура"с другими образовательными областями на примере ознакомления детей с элементами игры в баскетбол.
В данной проектной работе я хотела показать интеграцию образовательных областей в физическом развитии детей дошкольного возраста.На примере ознакомления детей с элементами игры в баскетбол четко видна...
Презентация инструктора по физической культуре Малышевой Натальи Николаевны "Интеграция образовательных областей "Физическая культура и другие образовательные области"
Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровья и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью....
«Интеграция образовательной области физическое развитие с другими образовательными областями- музыкальное развитие»
Выступление на педсовете...
консультация для воспитателей«Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями»
консультация для воспитателей...
Статья на тему: "Взаимосвязь физической культуры с другими образовательными областями".
Это идея, где делается упор на развитие двигательного воображения, которое оживляет движение и наполняет его смыслом....
Интеграция образовательной области «Физическая культура» и других образовательных областей.
Интеграция образовательной области "Физическая культура" и других образовательных областей....
«Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ»
laquo;Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ»...
- Мне нравится (1)