Тренинг "Изотерапия: познание и саморазвитие"
методическая разработка

Федораева Ольга Ивановна

Тренинг для педагогов детского сада по изотерапии: теория, игры, упражнения...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_5._izoterapiya.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Центр развития ребенка – детский сад № 38»

Встреча 5. Тренинг  «Изотерапия: познание и саморазвитие»

Подготовила педагог-психолог

Федораева О. И.

2021

Цель:  ознакомление с изотерапией, оптимальная адаптация внутреннего и внешнего мира взрослого.

Задачи: 

  • устранение или ослабление неблагоприятных воздействий;
  • осознание себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;
  • осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности;
  • творческая самореализация.

Материал:  изоматериалы, видеосюжеты

Ход:

  1. Приветствие.
  2. Продолжите предложение: «От тренинга я ожидаю...»
  3. Музыкальная игра-танец «Повтори за мной» https://danzasdelmundo.wordpress.com/category/045-minoesjka-holanda/
  4. Ведущий: « Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня тема нашей встречи «Изотерапия…». Что вы знаете о изотерапии?» (Ответы).
  5. Презентация или лекция. Изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно прикладным искусством и т. д.

Наш мир – гонка, которая вгоняет в депрессию и приводит к накоплению негатива, не давая возможности избавиться от него. Именно в такой ситуации арт-терапия является лучшим средством, помогающим побороть негативные эмоции и справиться с депрессией.

Изобразительное творчество является, пожалуй, самым понятным и простым для человека видом творческой деятельности. Но, при кажущейся простоте, занятия изобразительным искусством помогают не только выразить свои мысли, но и ощутить и понять себя.

Популярность арт-терапии обусловлена не только её эффективностью в работе с клиентами всех возрастов, но также и абсолютной безопасностью применяемых методов.

Примечательно, что скорректировать свое внутреннее состояние посредством творчества можно и без помощи психолога или психотерапевта. Более того, есть четкая позиция, что арт-терапия — это «инсайт-ориентированная методика». То есть методика, благодаря которой человек сам должен найти свою проблему. Поэтому, если вы решитесь исцелить свою душу в стиле «арт» самостоятельно, запомните несколько истин:

  • Не стесняйтесь и не пытайтесь рисовать (лепить, танцевать, сочинять) красиво. Важен сам процесс — вырисовать, вытанцевать, вылепить свой стресс, страх или дискомфорт.
  • Не страшно, если вы не разберетесь со своим творением сразу — понимание проблемы не всегда приходит сразу. Поэтому результаты своего лечебного творчества лучше сохранить и периодически пересматривать — с разных ракурсов и в разном настроении. Согласно догмам арт-терапии, рано или поздно вы обязательно увидите и саму проблему, и ее корни.
  • Терапия искусством эффективна даже тогда, когда вы не совсем понимаете ее суть и механизм действия. Оно лечит «по факту», уже в процессе того, как вы творите.

Есть несколько советов относительно успешности изотерапии:

  • В состоянии агрессии, злости, раздражительности отдавайте предпочтение лепке — она лучше справляется с сильными негативными эмоциями.
  • Составление коллажей тоже используется в качестве техники арт-терапии, но применять его лучше уже на заключительной стадии занятий. Оставьте всю «черную» работу рисункам.
  • Обеспечьте себе широкую цветовую палитру.
  • Выбор инструмента для творения остается за вами. Это могут быть фломастеры, карандаши, ручки, но предпочтение лучше отдать краскам. Считается, что работа с пластичной кистью дает больше свободы и раскрепощения. Такие эффекты особенно важны в начале терапии.
  • Оставьте стремление рисовать красиво и правильно — не используйте для этого линейки, циркули и т.п. Все должно рисоваться от руки.
  • В качестве объекта творения можно выбирать как уже существующие программные рисунки (архетипы), так и создавать свои индивидуальные проекты.

Основная задача пришедшего на занятие это не создание красивой картинки, а осознание себя через творческий процесс. Таким образом, искусство способствует выражению чувств, страхов и переживаний человека. Увлеченный творческим процессом человек свободно «выплескивает» внутренний мир, минуя при этом «цензуру разума». Порой подобное невербальное общение является единственным способом изъяснения клиента со специалистом. В созданных на занятиях работах взрослый показывает все проблемы, кажущиеся ему непреодолимыми препятствиями, усложняющим жизнь. Занятие творчеством способствует раскрытию потенциала человека, высвобождает его скрытые ресурсы. В творческой обстановке человек находит силы для решения проблемы наиболее оптимальным способом.

Техники  изотерапии:

  1. Марания.
  2. Монотипия.

2. Штриховка, каракули.

3. Рисование на стекле.

4. Рисование пальцами.

5. Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами (крупой, песком и т.д.).

6. Рисование предметами окружающего пространства.

7. Рисование предметных и сюжетных картинок.

8. Рисование по мокрому листу.

9. Рисование по точкам.

10. Коллаж.

11. Пластилиновые истории.

  1. Музыкальная  игра-забава «Вальс-шутка. Шостакович» https://www.youtube.com/watch?v=tUVX1y0tQLs
  2. Ведущий показывает готовые работы, сделанные по мастер-классам (ссылки указаны ниже), участники выбирают, что бы они хотели нарисовать, просматривают видеосюжеты и приступают к работе:
  1. Рисование.
  2. Обратная связь.

Источник:

  1. Музыкальная игра-танец «Повтори за мной» https://danzasdelmundo.wordpress.com/category/045-minoesjka-holanda/
  2. Арт-терапия для взрослых https://or-sun.ru/art-terapiya-dlya-vzroslyx/
  3. Музыкальная  игра-забава «Вальс-шутка. Шостакович» https://www.youtube.com/watch?v=tUVX1y0tQLs
  4. Мастер-класс Светланы Погодиной https://www.youtube.com/watch?v=A1FsvKxOKV4
  5. Мастер-класс Светланы Погодиной. Гравюра на картоне https://www.youtube.com/watch?v=pBseiqEkNeY
  6. Мастер-класс Светланы Погодиной. Открытка https://www.youtube.com/watch?v=3FJIGrN1zaM
  7. Светлана Лустова. Рисование на пене для бритья https://www.youtube.com/watch?v=i2EmlBzWsww
  8. Светлана Лустова. Как нарисовать нежные открытки маме 8 Марта легко и просто. Фломастерами https://www.youtube.com/watch?v=DGK1Vy7o2so
  9. Луч творчества. Открытка с цветами на 8 марта https://www.youtube.com/watch?v=L1nijFNRiwM


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".

Конспект НОД  по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....

Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»

формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...

Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа

В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...

Тренинг "МАК: познание и саморазвитие"

Тренинг для педагогов детского сада по метафорическим ассоциативным картам: теория, игры, упражнения......

Тренинг "Музыкотерапия: познание и саморазвитие"

Тренинг для педагогов детского сада по музыкотерапии: теория, игры, упражнения......

Тренинг "Цветотерапия: познание и саморазвитие"

Тренинг для педагогов детского сада по цветотерапии: теория, игры, упражнения......

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стр

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В основе эксперименталь...