Тренинг "МАК: познание и саморазвитие"
методическая разработка

Федораева Ольга Ивановна

Тренинг для педагогов детского сада по метафорическим ассоциативным картам: теория, игры, упражнения...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_2._mak.docx25.61 КБ
Office presentation icon mak.ppt2.38 МБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Центр развития ребенка – детский сад № 38»

Тренинг  «МАК: познание и саморазвитие»

Подготовила педагог-психолог

Федораева О. И.

2020

Цель: знакомство педагогов с метафорическими ассоциативными картами как уникальным и профессиональным помощником в работе и личностном самораскрытии.

Задачи: - развивать навыки профилактики синдрома хронической усталости и профессионального выгорания;

- способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию воспитанников;

- формировать благоприятный психологический микроклимат;

- поиск ресурсов.

Материал: презентация, метафорические карты К. Крюгер «Она», «Я и все-все-все», «Все в моих руках», «Расправляя крылья…», Зинкевич-Евстигнеевой «Хранительницы Сада».

Ход:

Приветствие.

  1. Продолжите предложение: «От тренинга я ожидаю...»
  2. Презентация.
  3. Правила работы с картами в группе:

•        Спонтанность. Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на

выбранную карту спонтанно, используют больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длинных монологов и философствований. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.

•        Уважение и принятие выбора. Играя, мы уважаем других

участников и заботимся об их комфорте и безопасности. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.

•        Авторское право. В игре мы ценим чужой интеллект и воображение.

Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карт другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Пожалуйста, не прерывайте рассказ других участников и не перебивайте их.

•        Толерантность. Мы уважаем и ценим чужое мнение. Я не буду

спорить о твоей интерпретации. Но я могу задать вопрос о ней, чтобы прояснить то, что мне не понятно. Так я смогу лучше понять тебя. И я поддержу тебя так, как смогу.

•        Личные границы. В игре мы ценим индивидуальность друг друга и

наши различия. Играя в карты, я допускаю, что вы видите и чувствуете не то, что вижу и чувствую я.

  1. Упражнение «Я – такой цветок». Карты  «Хранительницы Сада».

Инструкция педагогам:  Рассмотрите карты с изображением цветов. Выберите цветок, про который вы сможете сказать: «Это я». Прокомментируйте свой выбор.

  1. Упражнение «Я – не я». 

Каждый вытягивает по две карты, выбирает среди них, какая из них он, а какая не он, и после этого нужно объяснить, почему именно такие ассоциации возникают. А далее надо обратить внимание, что та карта, которая, как нам кажется, не я – это тоже мы на самом деле. Просто это та сторона, которую мы не признаем или отрицаем, отвергаем в себе. И опять же вопрос – почему так? Что мы не принимаем в себе и почему?

  1. Динамическая пауза. Игра (на усмотрение ведущего).
  2. Методика «Я - профессионал» Л. Мошинской.

Клиент выбирает из колоды в открытую три карты. Первая карта символизирует его в самом начале его профессионального пути, вторая карта – его как профессионала в настоящее время и третья карта – к чему бы он хотел прийти в своей профессии. Затем психолог проводит с клиентом беседу по каждой карте: почему была выбрана именно эта карта на ту или иную позицию, что важно для нашего клиента на каждом этапе его карьерного пути, как определить, что он достиг желаемого на каждом из этапов, как он будет себя чувствовать, добившись цели. В конце клиент выбирает из колоды вслепую четвертую карту, которая отвечает на вопрос – что поможет достичь поставленной цели?

  1. Игра «Девочка и мечта».

Читаем первое предложение. После этого первый участник вытаскивает карту и, глядя на нее, начинает  рассказ, исходя из ассоциаций, которые вызывает у него рисунок или текст.

После этого читаем второе предложение, второй участник вытаскивает вторую карту и продолжает рассказ. И так далее…

Девочка и мечта

Жила-была девочка. Вот такой она была...

И была у нее мечта...

Сначала она думала, что никогда не сможет ее осуществить, потому что…

И еще она боялась, что если получит то, о чем она мечтает, то…

Но однажды повстречалась ей мудрая женщина и сказала, что…

Девочка не отнеслась к ее словам всерьез, но потом с ней случилось вот что…

И это научило ее тому, что…

И вдруг девочка поняла, что сможет осуществить свою мечту вот так…

И для этого ей пришлось сделать вот что…

А результат получился такой…

И когда девочка поняла, что…

Она стала делать еще и вот что…

И получилось из этого вот что…

  1. Динамическая пауза. Игра (на усмотрение ведущего). 
  2.  Упражнение «Научись у братьев меньших». МАК «Расправляя крылья…».

Участники группы по очереди вытягивают по одной карте и говорят о том, чему стоит научиться им самим и их коллегам по группе у этого персонажа (если на карте несколько персонажей, то у каждого).

  1.  Упражнение «Я люблю жизнь, я хочу жить, я радуюсь жизни».

Помогает вспомнить ценность нашей жизни, обратить внимание на то, кого и что мы любим, кто и что приносим нам радость и счастье, прочувствовать и заякорить состояние.

 - В открытую на каждую фразу найдите столько карт, сколько потребуется

Я люблю жизнь (за что, почему) -

Я хочу жить (зачем, ради чего) -

Я радуюсь жизни (как, когда) –

Проговорите и поблагодарите. Полученные картинки можно сфотографировать и установить на рабочем столе на компьютере или телефоне.

  1.  Рефлексия

Источники:

  1. ЧТО ТАКОЕ МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ И С ЧЕМ ИХ ЕДЯТ? МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РАБОТЫ http://www.knigi-psychologia.com/posmotret-pochitat/chto-takoe-metaforicheskie-assotsiativnye-karty-i-s-chem-ikh-edyat-mekhanizmy-vozdeystviya-i-osnovny/
  2. МАК: КАК РАБОТАЮТ МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ https://www.psyh.ru/mak-kak-rabotayut-metaforicheskie-karty/
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Хранительницы Сада. Цветочные истории для женского сердца: психологическая игра / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.; М.: Речь, 2016.
  4. Вскрываю карты или 9 фактов обо мне (V.1) https://pushkov.com.ua/exercises/i-open-cards-or-9-facts-about-me-v1/
  5. 25 типовых упражнений с метафорическими ассоциативными картами (МАК) https://www.live-and-learn.ru/courses/metaforicheskie-assotsiativnye-karty/25-tipovykh-uprazhneniy-s-metaforicheskimi-assotsiativnymi-kartami-mak/
  6. Упражнение «Я люблю жизнь, я хочу жить, я радуюсь жизни» https://marialomberg.com/love-life/
  7. Игры с метафорическими картами https://e-hutornaya.ru/post/9093
  8. Сценарий для игры с метафорическими картами "Девочка и мечта" https://zen.yandex.ru/media/id/5af6a0b6d7bf219072510b04/scenarii-dlia-igry-s-metaforicheskimi-kartami-devochka-i-mechta-5b9f5fb61ad72800aeaa4843
  9. Крюгер К. Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все-все-все» /К. Крюгер; худож. В. Кирдий. – СПб.: Речь, 2016.
  10.  Крюгер К. Метафорические ассоциативные карты «Она» /К. Крюгер. – СПб.; М.: Речь, 2019.
  11.  Крюгер К. «Все в моих руках». Метафорические  карты для принятия решений /К. Крюгер; худож. В. Кирдий. – СПб.; М.: Речь, 2019.
  12.  Крюгер К. Расправляя крылья... Метафорические  карты для раскрытия внутренних ресурсов /К. Крюгер; худож. В. Кирдий. – СПб.; М.: Речь, 2019.
  13.  Ушакова Т. Метафорические карты «Роботы»: Работа с детьми, подростками и родителями. – М.: Генезис, 2016.
  14.  Морозовская Е. Мир проективных карт: Обзор колод, упражнения, тренинги. – М.: Генезис, 2015.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 38» МАК: метафорические ассоциативные карты педагог-психолог Федораева О. И.

Слайд 2

МАК «О!» - так называется самая первая колода проективных карт, увидевшая свет.

Слайд 3

Что такое проективные карты?

Слайд 4

Какими они бывают?

Слайд 5

История возникновения карт… Первая колода МАК была создана канадским профессором искусствоведения Эли Раманом в 1975 г. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Свою колоду он назвал «OН» (английское междометие, выражающее удивление). В 1983 году Эли Раман познакомился с немецким психотерапевтом Моритцом Эгетмейером, который приобрел у него право продажи карт «OН» в Германии и Европе.

Слайд 6

Что такое метафорические карты? Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.

Слайд 7

Метафорические карты, они же … Ассоциативные карты – карты вызывают у человека различные ассоциации из его жизни, опыта, которые актуализируют чувства и проблемы. Проективные карты – трактовка карты всегда индивидуальна, каждый человек видит именно то, что каким-либо образом перекликается с его внутренними ощущениями.

Слайд 8

Зачем нужны метафорические карты? Помощь в установлении контакта с клиентом. Снятие барьеров, защит. Обращение к подсознательному. Актуализация проблем. Поиск новых вариантов решения.

Слайд 9

Как это работает…? «Моя жизнь с картами – это путешествие с сюрпризами» (М. Эгетмейер) Рассказывая об изображенных на картах героях, развивая сюжет, человек сохраняет ощущение нереальности происходящего, и это придает ему уверенности в безопасности, стимулирует к самораскрытию и самопознанию.

Слайд 10

Область применения МАК коммуникативные игры и тренинги; создание положительной (безопасной) обстановки, в которой может осуществляться и обмен мнениями без оценочных суждений; тренинг позитивного мышления; развитие интереса к самоизучению и саморазвитию; актуализация личностного роста; коррекция и терапия межличностных отношений; терапия супружеских отношений; терапия детско-родительских отношений; помощь в разрешении конфликтов; работа с линией времени, моделирование и исследование любых процессов в прошлом и будущем; реабилитационная работа; проработка и терапия травм; работа с посттравматическим синдромом; помощь в преодолении стрессов; проработка и терапия страхов; развитие творческого потенциала детей и взрослых; интеллектуальное и полезное развлечение в кругу друзей и семьи многое другое.

Слайд 11

Ограничения при работе с картами тяжелые соматические заболевания; некоторые психиатрические заболевания; сниженный уровень интеллекта; ограничения (физического или психологического) характера на представление образов и работу с воображением.

Слайд 12

В каких направлениях психологической работы с детьми можно использовать МАК Развивающая работа с использованием карт в качестве стимульного материала, направленная на развитие речи, логического мышления, памяти, эмоционального интеллекта, креативности: «Я и все-все-все», «Она», «Ёжкины сказки», «Мастер сказок». Карты облегчают диагностику , например, можно попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже; найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок; сгруппировать карты по симпатиям. Можно попросить ребенка рассказать сказку по трем и более картам.

Слайд 13

Правила работы с картами в группе Спонтанность. Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, используют больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длинных монологов и философствований. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру. Уважение и принятие выбора. Играя, мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений. Авторское право. В игре мы ценим чужой интеллект и воображение. Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карт другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Пожалуйста, не прерывайте рассказ других участников и не перебивайте их. Толерантность. Мы уважаем и ценим чужое мнение. Я не буду спорить о твоей интерпретации. Но я могу задать вопрос о ней, чтобы прояснить то, что мне не понятно. Так я смогу лучше понять тебя. И я поддержу тебя так, как смогу. Личные границы. В игре мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Играя в карты, я допускаю, что вы видите и чувствуете не то, что вижу и чувствую я.

Слайд 14

Упражнение «Я – такой цветок» - Рассмотрите карты с изображением цветов. Выберите цветок, про который вы сможете сказать: «Это я». Прокомментируйте свой выбор.

Слайд 15

Упражнение «Я – не я» Каждый вытягивает по две карты, выбирает среди них, какая из них он, а какая не он, и после этого нужно объяснить, почему именно такие ассоциации возникают.

Слайд 16

Методика «Я - профессионал» Участник группы выбирает из колоды в открытую три карты. Первая карта символизирует его в самом начале его профессионального пути, вторая карта – его как профессионала в настоящее время и третья карта – к чему бы он хотел прийти в своей профессии.

Слайд 17

Игра «Девочка и мечта» Читаем первое предложение. После этого первый участник вытаскивает карту и, глядя на нее, начинает рассказ, исходя из ассоциаций, которые вызывает у него рисунок или текст. После этого читаем второе предложение, второй участник вытаскивает вторую карту и продолжает рассказ. И так далее…

Слайд 18

Упражнение «Научись у братьев меньших» Участники группы по очереди вытягивают по одной карте и говорят о том, чему стоит научиться им самим и их коллегам по группе у этого персонажа (если на карте несколько персонажей, то у каждого).

Слайд 19

Упражнение «Я люблю жизнь, я хочу жить, я радуюсь жизни» . - В открытую на каждую фразу найдите столько карт, сколько потребуется Я люблю жизнь (за что, почему) - Я хочу жить (зачем, ради чего) - Я радуюсь жизни (как, когда) –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".

Конспект НОД  по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....

Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»

формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...

Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа

В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...

Тренинг "Музыкотерапия: познание и саморазвитие"

Тренинг для педагогов детского сада по музыкотерапии: теория, игры, упражнения......

Тренинг "Цветотерапия: познание и саморазвитие"

Тренинг для педагогов детского сада по цветотерапии: теория, игры, упражнения......

Тренинг "Изотерапия: познание и саморазвитие"

Тренинг для педагогов детского сада по изотерапии: теория, игры, упражнения......

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стр

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В основе эксперименталь...