Конспект НОД " Путешествие в профессии прошлого"
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: Развитие интереса к миру профессий.

Задачи:

  • Познакомить с профессиями прошлого и настоящего, продолжать

знакомить с разнообразной деятельностью взрослых, уточнять,

расширять и активизировать словарь по теме, закрепить знания детей о

том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия руда.

  • Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания.
  • Воспитание любознательности.
  • Развитие памяти, внимания, наблюдательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_professii_proshlogo.doc466 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в профессии прошлого

Цель: Развитие интереса к миру профессий.

Задачи:

  • Познакомить с профессиями прошлого и настоящего, продолжать

знакомить с разнообразной деятельностью взрослых, уточнять,

расширять и активизировать словарь по теме, закрепить знания детей о

том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия руда.

  • Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания.
  • Воспитание любознательности.
  • Развитие памяти, внимания, наблюдательности.

                

Организационный момент.

Пожалуйте гости дорогие, проходите!

Веселья вам да радости!

Здравствуйте детишки -

Девчонки и мальчишки!

Спасибо, что мимо не прошли,

К нам в гости зашли!

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь!

Проходите, красны девицы и добры молодцы!

- Ребята, у меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать его вам. Давайте поделимся друг с другом искоркой добра и хорошего настроения. Искорка добра будет переходить от меня к вам в виде рукопожатия до тех пор, пока не вернется обратно ко мне. Закрываем глаза и передаем…

- Искорка вернулась ко мне, она стала еще ярче, так как каждый из вас добавил частичку своей доброты и хорошего настроения! Спасибо!

Основная часть.

«Игра собери слово»

- Ребята, отгадайте загадку: Его веревочку я в руке держал, он полетел, я побежал. (Воздушный шарик).

- Наши шарики разлетелись, а на них написано слово, с помощью которого мы сегодня узнаем много нового. Давайте составим его. (Профессии).

- Ребята, а как вы думаете, что такое ПРОФЕССИЯ? (Ответы детей).

- Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь и приносит пользу обществу. Профессии надо специально обучаться. В каждой профессии есть свои инструменты и орудия труда.

Педагог предлагает детям занять места за столом.

Игра «Угадай профессию»

- Ребята, на столе лежат картинки с изображением людей разных профессий. Я буду называть слова, относящиеся к какой-либо профессии, а вы, глядя на картинки, попробуйте угадать профессию и поднять карточку с её изображением.

Весы, прилавок, товар - (Продавец)

Каска, шланг, вода - (Пожарный).

Сцена, роль, грим - (Артист).

Читальный зал, книги, читатели -(Библиотекарь)

Ножницы, ткань, швейная машинка - (Портной, швея).

Плита, кастрюля, вкусная еда – (Повар)

Доска, мел, учебник - (Учитель).

Руль, колеса, дорога - (Водитель).

Дети, игры, прогулки  - (Воспитатель)

Топор, пила, гвозди - (Плотник)

Кирпичи, новый дом, цемент  – (Строитель)

Краска, кисти, побелка - (Маляр)

 Ножницы, фен, расческа - (Парикмахер)

Корабль, тельняшка, море  - (Моряк).

Небо, самолет, аэродром  – (Летчик)

Поезд, рельсы, вокзал - (Машинист)

Фотоаппарат, сьемка, вспышка - (Фотограф).

-  Вот сколько профессий вы назвали. Молодцы!!!

- Мы с вами знаем немало профессий, некоторые из них зародились еще в давние времена, когда не было ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Вы хотите узнать, какие профессии были в далеком прошлом?

- Тогда я предлагаю вам совершить путешествие в мир давно забытых профессий. Давайте сядем напротив экрана, закроем глаза и скажем:

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись.

Двери в прошлое открой, волшебство зовет с собой!

- Откроем дверь и шагнем в прошлое. (Педагог переодевается).

Звучит музыка.

- На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной….

Музыка выключается.

- В старину профессий было мало, и все вместе они могли поместиться на одном крыльце. Много лет назад были вот такие профессии:

Показ презентации с рассказом о профессиях прошлого. На столе перед экраном лежат предметы.

Извозчик. Ямщик.

- Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (Ответы детей).

- Лет 250 назад машин не было. А надо было переезжать на дальние расстояния и перевозить грузы. Поэтому конные экипажи украшали собой города и села. В начале прошлого века это был основной вид городского транспорта. Извозчик – это человек, управляющий наёмным конным экипажем. Он управлял лошадьми вожжами, а подгонял кнутом.

- Ребята, а на чем в наши времена перевозят людей и грузы на дальние расстояния? Найдите этот предмет на столе. (Ответы детей).

-  А как называется современная профессия человека, который перевозит людей и грузы на машине? (Водитель, шофер, таксист).

Цирюльник.

- Как вы думаете, чем занимался цирюльник? (Ответы детей).

- Во все времена люди хотели быть красивыми и цирюльник им в этом помогал. Он занимался стрижкой и укладкой волос, бритьём, маникюром. А с помощью этого инструмента, он называется помазок, цирюльник наносил пену на бороду.

- А кто знает, как эта профессия называется в наше время? (Парикмахер).

- Найдите на  столе предметы, которые потребуются для работы парикмахера.

- Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Профессии»  

Быстро голову помыли, (Имитируют мытье головы шампунем)

Расчесали, посушили, (Сначала пальцы рук расчесывают голову, потом поглаживают)

Взяли ножницы, расческу -  (Показывают пальцами рук ножницы и расческу)

Вот и сделали прическу!  (Руки в стороны, как бы красуясь)

На педаль нажали смело, (Имитируют нажим на педаль)

Посмотрели вправо, влево, (Поворачивают голову)

И поехали вперед

К тем, кто нас, конечно, ждет! (Держа в руках воображаемый руль).

Лекарь.

- Следующая профессия называется «лекарь». Лекарь – это целитель, который с помощью лекарственных трав, настоек лечил людей. Травы заготавливали летом и сушили в темном помещении.

- А как называют современного лекаря? (Ответы детей).

- Чем занимается врач сейчас? (Ответы детей). Какие инструменты ему требуется для работы? (Дети выбирают предмет).

Будильщик.

- Человек этой профессии будил людей на работу с помощью длинных палок,       которыми он стучал в окна, либо стрелял из трубочки горохом.

- Какой предмет в наше время заменил профессию будильщика?

Молочник.

- Человек из деревни в город приносил в бидончиках молоко и разносил его по домам. А теперь где мы с вами берем молоко?

- В стародавние времена люди гордились мастерством и старались выполнять свою работу очень хорошо, с любовью, ответственно. О таких людях говорили, что они мастера своего дела. Я знаю песенку, в которой говорится о том, что может произойти, если люди будут заниматься не своим делом. Хотите послушать? Тогда слушайте и повторяйте за мной:

 «Песня про мастеров»

1. Один глупый лесоруб, знаете такого? (шагают на месте),

Захотел себе тулуп сделать без портного  (разводят руки в правую и левую сторону).

Положил он свой топор далеко на полку (потянуться двумя руками вверх, шаг влево –     хлопок, шаг вправо - хлопок)

И не может до сих пор нитку вдеть в иголку  (развести руки в стороны, покачать головой).

2. Один глупый капитан из морского флота (сгибают руки к плечам)

Взял и сел на барабан  вместо парохода (присесть – встать).

В это время град пошел, покрупней гороха (прыжки на месте),

Барабану хорошо,  капитану плохо (присесть, закрыть голову руками).

3. Шили плотники штаны, вот тебе и брюки!  (наклоны, достать до носочков ног)

Пели песенку слоны, вот тебе и звуки! (имитация игры на трубе),

Лили воду в решето, вот тебе и здрасьте! (имитация движения, покружиться то в одну, то в другую сторону).

Лучше все же делать то, что ты делать мастер! (шаг влево – хлопок, шаг вправо – хлопок, показываем жест - хорошо).

Прачка.

- Как вы думаете, как называется эта профессия? Как вы узнали?

- Прачка – работница, занимающаяся ручной стиркой белья. Белье стирали дома, а затем полоскали на реке. Потом появилась стиральная доска. Гладили белье с помощью скалки, на которую наматывалось белье и толстой плашки с зарубками и рукоятью, которую двигали вперед – назад. Позднее появились утюги. А в наше время как стирают белье хозяйки?

Глашатай.

- Глашатаи ежедневно информировали большое количество людей обо всем, что происходило на Руси. Под барабанный бой глашатаи оповещали народ о каких-то событиях. Скажите, а сейчас мы откуда новости узнаём? (Ответы детей).

Бурлак.

- Следующая профессия называется бурлак. Бурлак — это наемный рабочий, который выполнял функцию тягловой силы, а именно: шагая по берегу, тянул за собой при помощи  бечевы речное судно против течения.Бурлак был не один, а, как правило это была целая команда — артель. Такой труд был очень тяжелый, монотонный и сезонный, бурлаки тянули судна по весне и осени. В такой тяжелой работе бурлакам помогали песни. Одна из известных бурлацких песен была  “Эх, дубинушка, ухнем” и пелась она в самые тяжелые моменты бурлацкой работы. (Детям дают прослушать отрывок из песни).

- Бурлацкий труд исчез после появления и распространения пароходов.  До наших дней дошло напоминание о тяжелой работе бурлаков в картине Репина «Бурлаки на Волге». (Показ).

- Хотите побывать в роли бурлаков?

Дети пробуют тянуть канат, привязанный к ручке двери.

Педагог предлагает присесть за столом.

- Мы с вами узнали некоторые из профессий, которые были на Руси в прошлом, какие-то профессии сохранились, а какие-то исчезли. Посмотрите на картинки. На них изображены профессии прошлого. Давайте попробуем разделить их на две группы: исчезнувшие профессии и профессии, которые сохранились до нашего времени.

- Как вы думаете, почему профессии фонарщик, будильщик, бурлак… исчезли?            (Они не актуальны).

 «Что лежит в шкатулке»  

- У меня есть шкатулка,  в ней находится загадка для вас. Нужно отгадать, какой профессии нужно то, что лежит в этой шкатулке.

Дети открывают шкатулку, в ней ничего нет.

- Скажите, людям какой профессии не нужно никаких предметов труда? (Ответы детей).

- Нет такой профессии, в каждой профессии есть свои инструменты и предметы труда.

Игра «Что кому нужно»

- А сейчас пройдем в наш музей русской избы. Оглядитесь и найдите в музее предметы, которые были необходимы тем профессиям, о которых мы сегодня узнали.

Педагог обращает внимание на сундук в музее.

- Ребята, в нашем сундуке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое:

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный… (Платок).

-  В старину все женщины на Руси носили платки. Показаться на людях с непокрытой головой считалось неприличным. Платки хранили тепло, дарили здоровье и хорошее настроение, считались самым лучшим подарком. На всю Россию славились, да и сейчас славятся Павлово-Посадские платки. Красота родной природы перенеслась на шерстяное полотно платка, которое завершается кистями или бахромой. Бахрома делает платки еще более красивыми. А выполняют работу мастерицы – бахромщицы и делают это вручную. На вязку бахромы одного платка у мастерицы уходит два часа.

- А теперь, ребята, я хочу вас пригласить в мастерскую, где вы сможете стать мастерами – бахромщиками и украсить платочки.

Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем, крепко-крепко их потрем.

(Пальцы сжимают в кулаки, трут кулак об кулак).

А потом повыжимаем, очень крепко отожмем.

(Выжимают).

А теперь мы все платочки так встряхнем, так встряхнем.

(Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями вверх-вниз).

А теперь платки погладим, мы погладим утюгом.

(Кулачком одной руки по ладони другой).

А теперь платком помашем и с ним весело попляшем.

(Фонарики).

- Нитку надо сложить пополам, петельку пропустить в дырочку, а потом в эту петельку пропустить концы нитки и затянуть.

Дети работают в парах.

- А кто-нибудь из вас уже думал, кем хочет стать в будущем? (Ответы детей).

- Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Я желаю вам правильно выбрать свой путь в жизни.

- Молодцы, вы все хорошо поработали, каждый из вас смог узнать для себя что-то новое, кто-то вспомнил, кто-то уже знал.

- А сейчас попрошу каждого подойти к столу, на котором лежат смайлики и  прикрепить к магнитной доске тот смайлик, который вам характерен:

  • Если вам было интересно, то выберите радостный смайлик.
  • Если вы узнали что-то новое, то выберите задумчивый смайлик.
  • Если вам было скучно, то выберите грустный смайлик.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в профессии прошлого и настоящего.

ознакомление дошкольников с старинными профессиями.и профессиями настоящего....

Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ. Путешествие в профессии прошлого

Предлагаю вам конспект образовательной деятельности детей 6-7 лет (детей подготовительной к школе группы) по теме «Путешествие в профессии прошлого». Данная работа будет полезной воспитателям подготов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познание. Развитие кругозора и целостной картины мира. На тему: «Путешествие в профессии прошлого».

Цель:  Развитие интереса к миру профессий. Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей. Задачи:  Развивающие:  Развитие памяти, внимания, наблюдательности, расширя...

"Путешествие в профессии прошлого".

Методическая разработка. Знакомство детей с профессиями прошлого, которых нет в наше время....

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познание. Развитие кругозора и целостной картины мира. На тему: «Путешествие в профессии прошлого».

Цель:  Развитие интереса к миру профессий. Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей....