Конспект НОД " Путешествие в профессии прошлого"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Развитие интереса к миру профессий.
Задачи:
- Познакомить с профессиями прошлого и настоящего, продолжать
знакомить с разнообразной деятельностью взрослых, уточнять,
расширять и активизировать словарь по теме, закрепить знания детей о
том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия руда.
- Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания.
- Воспитание любознательности.
- Развитие памяти, внимания, наблюдательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_professii_proshlogo.doc | 466 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в профессии прошлого
Цель: Развитие интереса к миру профессий.
Задачи:
- Познакомить с профессиями прошлого и настоящего, продолжать
знакомить с разнообразной деятельностью взрослых, уточнять,
расширять и активизировать словарь по теме, закрепить знания детей о
том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия руда.
- Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания.
- Воспитание любознательности.
- Развитие памяти, внимания, наблюдательности.
Организационный момент.
Пожалуйте гости дорогие, проходите!
Веселья вам да радости!
Здравствуйте детишки -
Девчонки и мальчишки!
Спасибо, что мимо не прошли,
К нам в гости зашли!
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь!
Проходите, красны девицы и добры молодцы!
- Ребята, у меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать его вам. Давайте поделимся друг с другом искоркой добра и хорошего настроения. Искорка добра будет переходить от меня к вам в виде рукопожатия до тех пор, пока не вернется обратно ко мне. Закрываем глаза и передаем…
- Искорка вернулась ко мне, она стала еще ярче, так как каждый из вас добавил частичку своей доброты и хорошего настроения! Спасибо!
Основная часть.
«Игра собери слово»
- Ребята, отгадайте загадку: Его веревочку я в руке держал, он полетел, я побежал. (Воздушный шарик).
- Наши шарики разлетелись, а на них написано слово, с помощью которого мы сегодня узнаем много нового. Давайте составим его. (Профессии).
- Ребята, а как вы думаете, что такое ПРОФЕССИЯ? (Ответы детей).
- Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь и приносит пользу обществу. Профессии надо специально обучаться. В каждой профессии есть свои инструменты и орудия труда.
Педагог предлагает детям занять места за столом.
Игра «Угадай профессию»
- Ребята, на столе лежат картинки с изображением людей разных профессий. Я буду называть слова, относящиеся к какой-либо профессии, а вы, глядя на картинки, попробуйте угадать профессию и поднять карточку с её изображением.
Весы, прилавок, товар - (Продавец)
Каска, шланг, вода - (Пожарный).
Сцена, роль, грим - (Артист).
Читальный зал, книги, читатели -(Библиотекарь)
Ножницы, ткань, швейная машинка - (Портной, швея).
Плита, кастрюля, вкусная еда – (Повар)
Доска, мел, учебник - (Учитель).
Руль, колеса, дорога - (Водитель).
Дети, игры, прогулки - (Воспитатель)
Топор, пила, гвозди - (Плотник)
Кирпичи, новый дом, цемент – (Строитель)
Краска, кисти, побелка - (Маляр)
Ножницы, фен, расческа - (Парикмахер)
Корабль, тельняшка, море - (Моряк).
Небо, самолет, аэродром – (Летчик)
Поезд, рельсы, вокзал - (Машинист)
Фотоаппарат, сьемка, вспышка - (Фотограф).
- Вот сколько профессий вы назвали. Молодцы!!!
- Мы с вами знаем немало профессий, некоторые из них зародились еще в давние времена, когда не было ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Вы хотите узнать, какие профессии были в далеком прошлом?
- Тогда я предлагаю вам совершить путешествие в мир давно забытых профессий. Давайте сядем напротив экрана, закроем глаза и скажем:
Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись.
Двери в прошлое открой, волшебство зовет с собой!
- Откроем дверь и шагнем в прошлое. (Педагог переодевается).
Звучит музыка.
- На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной….
Музыка выключается.
- В старину профессий было мало, и все вместе они могли поместиться на одном крыльце. Много лет назад были вот такие профессии:
Показ презентации с рассказом о профессиях прошлого. На столе перед экраном лежат предметы.
Извозчик. Ямщик.
- Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (Ответы детей).
- Лет 250 назад машин не было. А надо было переезжать на дальние расстояния и перевозить грузы. Поэтому конные экипажи украшали собой города и села. В начале прошлого века это был основной вид городского транспорта. Извозчик – это человек, управляющий наёмным конным экипажем. Он управлял лошадьми вожжами, а подгонял кнутом.
- Ребята, а на чем в наши времена перевозят людей и грузы на дальние расстояния? Найдите этот предмет на столе. (Ответы детей).
- А как называется современная профессия человека, который перевозит людей и грузы на машине? (Водитель, шофер, таксист).
Цирюльник.
- Как вы думаете, чем занимался цирюльник? (Ответы детей).
- Во все времена люди хотели быть красивыми и цирюльник им в этом помогал. Он занимался стрижкой и укладкой волос, бритьём, маникюром. А с помощью этого инструмента, он называется помазок, цирюльник наносил пену на бороду.
- А кто знает, как эта профессия называется в наше время? (Парикмахер).
- Найдите на столе предметы, которые потребуются для работы парикмахера.
- Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Профессии»
Быстро голову помыли, (Имитируют мытье головы шампунем)
Расчесали, посушили, (Сначала пальцы рук расчесывают голову, потом поглаживают)
Взяли ножницы, расческу - (Показывают пальцами рук ножницы и расческу)
Вот и сделали прическу! (Руки в стороны, как бы красуясь)
На педаль нажали смело, (Имитируют нажим на педаль)
Посмотрели вправо, влево, (Поворачивают голову)
И поехали вперед
К тем, кто нас, конечно, ждет! (Держа в руках воображаемый руль).
Лекарь.
- Следующая профессия называется «лекарь». Лекарь – это целитель, который с помощью лекарственных трав, настоек лечил людей. Травы заготавливали летом и сушили в темном помещении.
- А как называют современного лекаря? (Ответы детей).
- Чем занимается врач сейчас? (Ответы детей). Какие инструменты ему требуется для работы? (Дети выбирают предмет).
Будильщик.
- Человек этой профессии будил людей на работу с помощью длинных палок, которыми он стучал в окна, либо стрелял из трубочки горохом.
- Какой предмет в наше время заменил профессию будильщика?
Молочник.
- Человек из деревни в город приносил в бидончиках молоко и разносил его по домам. А теперь где мы с вами берем молоко?
- В стародавние времена люди гордились мастерством и старались выполнять свою работу очень хорошо, с любовью, ответственно. О таких людях говорили, что они мастера своего дела. Я знаю песенку, в которой говорится о том, что может произойти, если люди будут заниматься не своим делом. Хотите послушать? Тогда слушайте и повторяйте за мной:
«Песня про мастеров»
1. Один глупый лесоруб, знаете такого? (шагают на месте),
Захотел себе тулуп сделать без портного (разводят руки в правую и левую сторону).
Положил он свой топор далеко на полку (потянуться двумя руками вверх, шаг влево – хлопок, шаг вправо - хлопок)
И не может до сих пор нитку вдеть в иголку (развести руки в стороны, покачать головой).
2. Один глупый капитан из морского флота (сгибают руки к плечам)
Взял и сел на барабан вместо парохода (присесть – встать).
В это время град пошел, покрупней гороха (прыжки на месте),
Барабану хорошо, капитану плохо (присесть, закрыть голову руками).
3. Шили плотники штаны, вот тебе и брюки! (наклоны, достать до носочков ног)
Пели песенку слоны, вот тебе и звуки! (имитация игры на трубе),
Лили воду в решето, вот тебе и здрасьте! (имитация движения, покружиться то в одну, то в другую сторону).
Лучше все же делать то, что ты делать мастер! (шаг влево – хлопок, шаг вправо – хлопок, показываем жест - хорошо).
Прачка.
- Как вы думаете, как называется эта профессия? Как вы узнали?
- Прачка – работница, занимающаяся ручной стиркой белья. Белье стирали дома, а затем полоскали на реке. Потом появилась стиральная доска. Гладили белье с помощью скалки, на которую наматывалось белье и толстой плашки с зарубками и рукоятью, которую двигали вперед – назад. Позднее появились утюги. А в наше время как стирают белье хозяйки?
Глашатай.
- Глашатаи ежедневно информировали большое количество людей обо всем, что происходило на Руси. Под барабанный бой глашатаи оповещали народ о каких-то событиях. Скажите, а сейчас мы откуда новости узнаём? (Ответы детей).
Бурлак.
- Следующая профессия называется бурлак. Бурлак — это наемный рабочий, который выполнял функцию тягловой силы, а именно: шагая по берегу, тянул за собой при помощи бечевы речное судно против течения.Бурлак был не один, а, как правило это была целая команда — артель. Такой труд был очень тяжелый, монотонный и сезонный, бурлаки тянули судна по весне и осени. В такой тяжелой работе бурлакам помогали песни. Одна из известных бурлацких песен была “Эх, дубинушка, ухнем” и пелась она в самые тяжелые моменты бурлацкой работы. (Детям дают прослушать отрывок из песни).
- Бурлацкий труд исчез после появления и распространения пароходов. До наших дней дошло напоминание о тяжелой работе бурлаков в картине Репина «Бурлаки на Волге». (Показ).
- Хотите побывать в роли бурлаков?
Дети пробуют тянуть канат, привязанный к ручке двери.
Педагог предлагает присесть за столом.
- Мы с вами узнали некоторые из профессий, которые были на Руси в прошлом, какие-то профессии сохранились, а какие-то исчезли. Посмотрите на картинки. На них изображены профессии прошлого. Давайте попробуем разделить их на две группы: исчезнувшие профессии и профессии, которые сохранились до нашего времени.
- Как вы думаете, почему профессии фонарщик, будильщик, бурлак… исчезли? (Они не актуальны).
«Что лежит в шкатулке»
- У меня есть шкатулка, в ней находится загадка для вас. Нужно отгадать, какой профессии нужно то, что лежит в этой шкатулке.
Дети открывают шкатулку, в ней ничего нет.
- Скажите, людям какой профессии не нужно никаких предметов труда? (Ответы детей).
- Нет такой профессии, в каждой профессии есть свои инструменты и предметы труда.
Игра «Что кому нужно»
- А сейчас пройдем в наш музей русской избы. Оглядитесь и найдите в музее предметы, которые были необходимы тем профессиям, о которых мы сегодня узнали.
Педагог обращает внимание на сундук в музее.
- Ребята, в нашем сундуке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое:
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки –
К уголочку – уголок
Сложен красочный… (Платок).
- В старину все женщины на Руси носили платки. Показаться на людях с непокрытой головой считалось неприличным. Платки хранили тепло, дарили здоровье и хорошее настроение, считались самым лучшим подарком. На всю Россию славились, да и сейчас славятся Павлово-Посадские платки. Красота родной природы перенеслась на шерстяное полотно платка, которое завершается кистями или бахромой. Бахрома делает платки еще более красивыми. А выполняют работу мастерицы – бахромщицы и делают это вручную. На вязку бахромы одного платка у мастерицы уходит два часа.
- А теперь, ребята, я хочу вас пригласить в мастерскую, где вы сможете стать мастерами – бахромщиками и украсить платочки.
Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем, крепко-крепко их потрем.
(Пальцы сжимают в кулаки, трут кулак об кулак).
А потом повыжимаем, очень крепко отожмем.
(Выжимают).
А теперь мы все платочки так встряхнем, так встряхнем.
(Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями вверх-вниз).
А теперь платки погладим, мы погладим утюгом.
(Кулачком одной руки по ладони другой).
А теперь платком помашем и с ним весело попляшем.
(Фонарики).
- Нитку надо сложить пополам, петельку пропустить в дырочку, а потом в эту петельку пропустить концы нитки и затянуть.
Дети работают в парах.
- А кто-нибудь из вас уже думал, кем хочет стать в будущем? (Ответы детей).
- Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Я желаю вам правильно выбрать свой путь в жизни.
- Молодцы, вы все хорошо поработали, каждый из вас смог узнать для себя что-то новое, кто-то вспомнил, кто-то уже знал.
- А сейчас попрошу каждого подойти к столу, на котором лежат смайлики и прикрепить к магнитной доске тот смайлик, который вам характерен:
- Если вам было интересно, то выберите радостный смайлик.
- Если вы узнали что-то новое, то выберите задумчивый смайлик.
- Если вам было скучно, то выберите грустный смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в профессии прошлого и настоящего.
ознакомление дошкольников с старинными профессиями.и профессиями настоящего....
Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ. Путешествие в профессии прошлого
Предлагаю вам конспект образовательной деятельности детей 6-7 лет (детей подготовительной к школе группы) по теме «Путешествие в профессии прошлого». Данная работа будет полезной воспитателям подготов...
Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников (6-7 лет) "Путешествие в профессии прошлого" с использованием ИКТ (образовательная деятельность «Познавательное развитие»)
Путешествие в профессии прошлого"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познание. Развитие кругозора и целостной картины мира. На тему: «Путешествие в профессии прошлого».
Цель: Развитие интереса к миру профессий. Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей. Задачи: Развивающие: Развитие памяти, внимания, наблюдательности, расширя...
"Путешествие в профессии прошлого".
Методическая разработка. Знакомство детей с профессиями прошлого, которых нет в наше время....
"Путешествие в профессии прошлого и настоящего" ООД с использованием ИКТ для детей 6 - 7 лет
Развивать интерес к миру профессий...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познание. Развитие кругозора и целостной картины мира. На тему: «Путешествие в профессии прошлого».
Цель: Развитие интереса к миру профессий. Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей....