Создание комплекса условий для эмоционального и физического благополучия детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал (старшая группа)
Методическавя разработка познакомит воспитателей с условиями создания эмоционального и физического благополучия для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание комплекса условий для эмоционального и физического благополучия детей | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание комплекса условий для эмоционального и физического благополучия детей.
В условиях современного времени уделяется особое внимание проблеме эмоционального благополучия дошкольников, это обусловлено тем, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, они не могут выражать свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Именно это является причиной возникновения проблем в общении со сверстниками и взрослыми.
По мнению А.В.Запорожца, воспитание эмоционального благополучия ребенка является основной педагогической задачей, большей, чем воспитание его умственных способностей. Он пишет, что испытывая удивление при встрече с новым, неизвестным, любознательность и любопытство, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются составляющими мыслительной деятельности
Одной из главных задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Стандарт предъявляет требования к условиям реализации Программы. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
Особенности общей организации образовательной среды
Важнейшим условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей, эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Важнейшие образовательные ориентиры:
обеспечение эмоционального благополучия детей;
создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности); развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:
проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов Организации, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Система дошкольного образования в образовательной организации должна быть нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В Организации должны быть созданы условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое. Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы—развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому образовательная программа становится залогом подготовки детей к жиз- ни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь (lifelonglearning) и при этом разумно и творчески относиться к действительности. Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение. Роль педагога в организации психолого-педагогических условий
Особенности организации предметно-пространственной среды.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед
ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства
Что же такое эмоциональное благополучие?
Эмоциональное благополучие определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении.
Роль педагога в обеспечение эмоционального благополучия.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:
общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т.д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;
обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед
ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства
Какие условия способствуют эмоциональному и физическому благополучию детей?
Условия эмоционального благополучия детей в группе детского сада:
быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище, позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;
наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»;
«зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
разумная занятость детей, в течение всего дня;
применение физминуток во время организованной образовательной деятельности;
часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
демократичный стиль общения воспитателя – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза;
соблюдение воспитателем принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:
«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна» (И.Сеченов).
В группе рекомендуется оформить
Стенд «Страна настроения». После знакомства с основными понятиями, дети уже самостоятельно определяют свое настроение и рядом с фотографией выкладывают цветную карточку настроения с соответствующей пиктограммой. Желтый цвет характеризует радость, зеленый – спокойствие, красный – страх, грусть. Методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении, потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.
«Карточки настроения». Дети раскрашивают квадратики в желтый, зеленый, красный цвет, определяют и закрашивают свой кружок настроения. «Карточки настроения» показываются родителям.
Эмоциональные шарики «Мое настроение». Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.
«Мое творчество». Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов. Цель: показ возможностей, способностей детей сверстникам и родителям.
«Здравствуйте, я пришел». Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Ребенок – личность, член коллектива.
«Уголок именинника». Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа. Цель: познавательного развития, эмоциональное благополучие.
«Паровозик желаний». Персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д. Цель: ребенок – центральное лицо в детском коллективе.
«Звезда дня». На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки. Ребенок – центральное лицо в детском коллективе.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!
Таким образом, на основе проводимой работы по формированию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях ОУ можно сделать вывод, что созданные педагогические условия способствуют эмоциональному благополучию детей дошкольного возраста.
У детей формируется доброжелательное и внимательное отношение е к другим людям;
развивается самостоятельность (инициативность, ответственность);
развиваются детские способности, формирующиеся в разных видах деятельности.
Спасибо за внимание!
Тест для определения уровня эмоционального благополучия педагогов.
«Только полный сосуд может наполнить чашку»
Для того, чтобы педагог мог создать для воспитанника условия для его эмоционального благополучия, важно, чтобы это благополучие было создано и для него самого, ведь нельзя дать того, чего у тебя нет.
Предлагаю педагогам пройти тест для определения уровня их эмоционального благополучия.
Тест
Инструкция: вам предлагается согласиться или нет с утверждениями теста, чтобы понять то, насколько вы эмоционально благополучны, находясь на своем рабочее месте.
Список утверждений:
- Вы находитесь в теплой и дружелюбной атмосфере. Люди вокруг выражают вам свое понимание и поддержку.
- Ваше окружение принимает вас таким, какой вы есть, без условий и попыток изменить.
- Вы чувствуете себя свободным в выражении любых чувств (и позитивных и негативных).
- Ваши права уважаются. Ответственность делать выбор и начинать изменения так же принадлежит вам.
- Любые ограничения определены и соответствуют реальности. Вы должен их знать и знать свою часть ответственности за их выполнение или нарушение.
- Вы свободно, независимо мыслите, вступаете в любые диалоги. Чувствуете себя в безопасности.
- Вы знаете значение каждого вышеперечисленного пункта и его плодотворного воздействия.
Подсчет результатов: чем больше ответов «да», тем более вы эмоционально благополучны.
Что же делать, если у педагога обнаружился недостаток условий для собственного эмоционального благополучия, а значит, недостаток внутреннего ресурса для создания его у детей? Можно дать рекомендацию обратиться к психологу для личной проработки ситуации или рекомендовать экспресс — упражнения для самостоятельного восстановления и развития ресурсов для благополучия.
Практическое упражнение № 1
Часть 1. Инструкция: вам необходимо закрыть глаза и представить две ситуации. Постарайтесь запомнить свои чувства в каждой из них.
1 ситуация. Нет никого. Вы одни в этом мире. Все проблемы, которые у вас есть, вы должны решать сами. Никто не поможет. Никто не спасет. Вселенская брошенность. Я один.
2 ситуация. Вы не один – вас окружают любимые и близкие. Ваши проблемы легко решаются, вы всегда можете рассчитывать на помощь и поддержку. Вы нужны. Есть связь, защита и поддержка. Всегда.
Обсуждение. Что вы почувствовали? Какие чувства были в первом случае, какие во втором? Какой опыт понравился больше? С каким ощущением вам бы хотелось жить?
Часть 2. Вам необходимо вспомнить чувства первого опыта и представить, что вы находитесь в классе с детьми, переживая чувства, выявленные в первой ситуации. Вам необходимо вспомнить чувства второго опыта и представить, что вы находитесь в классе с детьми, переживая чувства, выявленные во второй ситуации.
Обсуждение. Что происходило в каждом случае? Где находиться понравилось больше, с какими чувствами? Какой опыт понравился больше? С каким чувствами вам бы хотелось жить? В каком состоянии, как вам кажется, дети будут к вам относиться лучше, слушать внимательней?
Рекомендации. Каждый раз, идя на занятия с детьми, общаясь с ними, необходимо анализировать ваше эмоциональное состояние и восстанавливать его при необходимости с помощью этого упражнения. В этом случае и ваше эмоциональное благополучие, и их, соответственно, будет оптимальным.
Для того, чтобы результат от первого упражнения был более продолжительным и глубоким, участникам тренинга предлагается проделать следующее упражнение.
Практическое упражнение № 2
В ведической психологии есть два списка качеств высшей и низшей природы. Считается, что проявление высших качеств ведет к прогрессу личности, успеху, созиданию личности, счастью, проявление низших качеств ведет — к деградации, разрушению личности. Логично предположить тогда, что в первом случае происходит углубление и стабилизация эмоционального благополучия, а во втором — эмоциональный дисбаланс.
Инструкция: вам предлагается закрыть глаза и прослушать оба списка качеств.
Качества высшей природы:
- Бесстрашие
- Чистота сознания
- Развитие духовного знания
- Благотворительность
- Самообладание
- Изучение духовных текстов
- Аскезы
- Простота
- Ненасилие
- Правдивость
- Отсутствие гнева
- Самоотречение
- Отсутствие стремления искать недостатки других
- Спокойствие.
- Отсутствие алчности
- Сострадание
- Мягкость, доброта
- Целеустремленность
- Скромность
- Всепрощение
- Решимость
- Стойкость
- Чистота
- Отсутствие зависти и стремления к почести
Качества высшей природы:
- Гордость
- Высокомерие
- Тщеславие
- Гневливость
- Грубость
- Невежество
- Зависть
- Жадность
- Лицемерие
- Чувство ложного престижа.
Обсуждение: какие чувства испытывали участники группы, прослушивая первый список? Какие чувства испытывали участники группы, прослушивая второй из них? Какой чувственный опыт им понравился больше? С какими чувствами хотелось бы остаться?
Тогда можно сделать вывод о том, что для углубления и стабилизации эмоционального благополучия необходимо совершенствовать в себе качества первого списка и трансформировать качества второго.
Вывод: совершенствуя качества первого списка, а так же, анализируя и трансформируя качества второго списка, человек совершенствует свою личность и делает свое эмоциональное состояние стабильным и глубоким, а значит, позитивно влияет и на эмоциональное благополучие окружающих людей.
Прежде чем перейти рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снять излишнее эмоциональное напряжение.
Упражнение. «Настроение»
Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с мамой ребёнка, постоянно нарушающего дисциплину. В беседе с ней вы говорили о воспитании, Неожиданно для вас родительница показала полное неприятие ваших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что «воспитывать должны в саду». В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.
Как снять неприятный осадок после такого разговора?
Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5—7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.
Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено вами. А теперь идите к детям! Вы хорошо отдохнули!
Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, повторить: « Я собой очень горжусь, я на многое гожусь».
2. Подпрыгивая на правой, а потом на левой ноге, повторить: «Я добра и энергична и дела идут отлично».
3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: « Я принимаю удачу, с каждым днём становлюсь богаче»
4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: « Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»
5. Положив на лоб левую ладонь, а затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».
6. Руки на бёдрах, делая наклоны туловищем вперёд-назад повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен и я прекрасна».
7. Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить: « Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».
8. сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, всё получается так, как надо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
Эмоциональное благополучие ребенка, как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...
Родительское собрание в группе «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим....
«Создание и организация работы по обеспечению физически здоровых детей дошкольного возраста».
Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в системе воспитания и образования. Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое,...
Роль воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразит...
Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования впервые на законодательном уровне обозначена очень важная задача «охрана и укрепление физиче...
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
В наши дни уместно вспомнить феномен "засушенного сердца", открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношени...
Тематический педсовет «Создание условий в ДОУ для полноценного физического развития детей дошкольного возраста на основе системно-деятельностного подхода»
Цель: Выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении.Форма проведения: «Устный журнал»...