«Создание и организация работы по обеспечению физически здоровых детей дошкольного возраста».
статья на тему

Чугай Татьяна Ивановна

 

Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в системе воспитания и образования. Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребёнок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий. Цель данной системы оздоровления заключается в содействии гармоничному физическому развитию ребёнка и своевременной коррекции психофизических нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

 «Создание и организация работы по обеспечению физически здоровых детей дошкольного возраста».

Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в системе воспитания и образования. Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребёнок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий. Цель данной системы оздоровления заключается в содействии гармоничному физическому развитию ребёнка и своевременной коррекции психофизических нарушений.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию являются:

  1. Охрана и укрепление здоровья детей.
  2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
  3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
  4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  5. Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания, использования здоровьесберегающих технологий в непрерывной связи детского сада с родителями,  медицинскими работниками и узкими специалистами. Учитывая высокий процент уровня заболеваемости дошкольников, ортопедической патологии, возникла необходимость увеличения объёма целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего пребывания ребёнка в детском саду.

 Система здоровьясбережения сформирована в силу особой актуальности, проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Она отражает эффективные подходы к комплексному решению задач оздоровления и коррекции здоровья детей-дошкольников.

Основными задачами оздоровительной работы являются создание условий и  разработка методик, направленных на сохранение здоровья дошкольников, на обучение их здоровому образу жизни. Эффективность методик заключается в повышении уровня физического развития и физической подготовленности, снижения заболеваемости детей, в сформированной потребности в движениях и умение использовать полученные знания и умения в условиях обучения.

 

       Образ жизни дошкольников строится с учетом важнейших социальных потребностей:

    - в эмоциональной поддержке, любви и доброжелательности окружающих;

    - в познании и информационном обмене;

    - в активной самостоятельной деятельности и самоутверждении;

    - в разнообразном, содержательном общении со сверстниками и взрослыми;

    - в признании своих достижений со стороны окружающих людей;

    - в обеспечении условий для регулярного питания, активности и отдыха.

 Недостаточное удовлетворение данных потребностей нарушает гармонию психического и физического развития детей. Поэтому, важным условием воспитания детей, является укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей и приобщение дошкольников к здоровому образу жизни  через представления, игру, наглядной формы обучения, практические умения.  Постоянный контроль за позой и осанкой каждого ребенка, напоминание ему об этом – обязательное условие его нормального физического развития.   У дошкольников педагогу необходимо сформировать понятие о том, что движение и спорт – это здоровье и красота тела.  Необходимо рационально организовывать двигательный режим, в течение дня разнообразить активную деятельность детей. При этом следует учитывать новые возможности  дошкольников в усвоении движений и повышать требования к качественному их выполнению: следить за точным соблюдением исходного положения, четким выполнением промежуточных и конечных поз, соответствием выполнения движений заданному темпу.   Следует приучать детей осмысленно относиться к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу. Особенно это важно при усвоении детьми новых сложно-координированных двигательных действий: прыжков в длину, метания и др.  Но воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети  не перевозбуждались, дозировать нагрузку, избегать однообразия и монотонности детской деятельности. Формирование двигательных навыков идет значительно быстрее, если упражнение повторяется многократно с незначительными перерывами. Закрепление навыков основных движений осуществляется в подвижных играх и эстафетах, развлечениях, досугах. Во время выполнения физических упражнений приучать детей самим следить за правильным положением своего тела.  Необходимо предупреждать появление и закрепление плоскостопия.  Важно поощрять и стимулировать у детей желание соревноваться в движениях.    

  Дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании.

Работая в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  здоровьесбережение является важным.

   В оздоровительную работу включены коррекционно-воспитательные задачи: 1. Сохранение и укрепление здоровья.

              2. Профилактика и коррекция нарушения опорно-двигательного аппарата.

              3. Формирование осознанного положительного отношения к здоровому образу жизни.

              4. Обеспечение психологического комфорта.

              5. Коррекция общего недоразвития речи.

              6. Подготовка детей к школе. Психологическое и физическое состояние ребёнка на момент поступления в школу.

             7. Создание при помощи коррекционных упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе.

 Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений опорно-двигательного аппарата и общего недоразвития речи среди современных детей, можно сказать, что коррекционная, оздоровительная работа и статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, сохранение здоровья у детей должны сопровождаться постоянным контролем со стороны педагогов, родителей и медицинского персонала. Важно установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома, организовывать совместную работу по коррекции и профилактике двигательных расстройств.              

Мероприятия: родительские собрания, консультации и рекомендации для родителей, совместная индивидуальная работа, советы специалистов, просмотр коррекционных мероприятий, подготовка и участие в развлечениях и досугах, праздниках, участие в создании развивающей среды в группе.

 Таким образом, целью всей системы коррекционной работы является содействие гармоничному физическому развитию ребёнка и своевременной коррекции психофизических нарушений.

  Здоровьесберегающие и коррекционные мероприятия:

   1.Утренняя зарядка (ежедневно)

    2. Прогулки (2-4 раза в день)

    3. Физкультурные занятия

    4. Физкультминутки или динамические паузы (ежедневно во время НОД)

    5. Плавание (холодный период года)

    6. Динамический час (вторая половина дня)

    7. Спортивные развлечения соревнования

    8. Корригирующая или оздоровительная гимнастика после сна гимнастика (ежедневно)

    9. Закаливающие процедуры

   10. Точечный массаж и самомасаж

   11. Занятия на тренажерах

   12. Занятия на массажерах

   13. Дыхательная гимнастика

   14. Логопедическая гимнастика

   15. Психогимнастика

   16. Памятки для родителей по формированию привычки к здоровому образу жизни

   17. Пальчиковая гимнастика

   18. Подвижные игры

   19. Нейропсихические упражнения для детей

   20. Физиотерапия (по назначению врача)

   21. Проветривания помещения

   22. Привитие навыков у детей и  привычку  следить за своим внешним видом, к гигиеническим процедурам.

   23. Чистота и гигиена помещения, генеральная уборка игровой комнаты, мебели и игрушек.

  24. Биоэнергопластика

  25. Витаминотерапия (профилактика ОРВИ и гриппа)

  26. ОБЖ (беседы, дидактические игры, рассматривание картинок)

  27. Индивидуальная работа

  28. Гимнастика для глаз

            29.  Музыкальные игры

  30. Релаксация

           

 

Формы и методы оздоровления детей в детском саду

(технологии)

  1. Обеспечение здорового ритма жизни
  1. щадящий режим в адаптационный период
  2. гибкий режим
  3. учет  положительного настроя ребёнка
  4. создание комфортной обстановки
  5. создание условий на занятиях
  1. Физические упражнения
  1. утренняя гимнастика
  2. физкультурные занятия
  3. физкультминутки
  4. подвижные игры
  5. плавание
  6. корригирующая гимнастика (после сна)
  7. профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, зрения, исправление плоскостопия)
  8. спортивные игры
  9. развлечения

  1. Занятие ритмикой
  2. Оздоровительный бег
  3. Прогулки, походы
  4. Индивидуальные упражнения по развитию двигательной активности
  5. ОРУ на прогулках
  1. Гигиенические и водные процедуры
  1. умывание и мытьё рук
  2. занятия в бассейне
  3. душ после бассейна
  4. обливания ног в теплое время года
  5. игры с водой
  6. обеспечение чистоты среды

4. Воздушные ванны

* проветривание помещений

* сон при открытых фрамугах (в теплое время года)

* прогулки на свежем воздухе

* обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

* контрастные воздушные ванны

5. Спецзакаливание

* ходьба босиком

* точечный массаж

* обтирания

* чесночное полоскание

* обливание

6. Активный отдых

* Неделя здоровья (каникулы)

* физкультурно-спортивные праздники

* дни здоровья

7. Рациональное питание, обеспечение светового режима

                  8. Музотерапия (музыкальные занятия, музыкальное сопровождение  учебного процесса, гимнастики, пение, музотеатральная деятельность)

9. Аутотренинг и психогимнастика (педагог-психолог)

* игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

* игры, упражнения на снятие отрицательных эмоций

10. Стимулирующая терапия (витаминотерапия, адаптогены)

11. Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) занятия, беседы, консультации, рекомендации, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, картинок

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как форма укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста

В современном обществе одной из главных задач воспитателя является сохранение физического и психического здоровья дошкольников. В настоящее время информационный поток настолько широк, что уже дошкольн...

«Песочная терапия как форма укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста с нарушение интеллекта ».

«Песочная терапия как форма укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста с нарушение интеллекта »....

Методическая разработка "Работа по обеспечению пожарной безопасности детей дошкольного возраста"

Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности....

Тематический педсовет «Создание условий в ДОУ для полноценного физического развития детей дошкольного возраста на основе системно-деятельностного подхода»

Цель: Выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении.Форма проведения: «Устный журнал»...

Создание комплекса условий для эмоционального и физического благополучия детей дошкольного возраста.

Методическавя разработка познакомит воспитателей с условиями создания эмоционального и физического благополучия для детей дошкольного возраста....