Инновационные формы сотрудничества музыкального руководителя, педагогов, семьи
консультация
Инновационные формы сотрудничества музыкального руководителя, педагогов, семьи
В условиях ФГОС ДО перед дошкольным образованием поставлены ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников. Очень важную роль в процессе установления сотрудничества играют сами родители, которые являются основными нашими партнерами. Совместный подбор и поиск новых форм взаимодействия, сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей с родителями является важнейшим направлением в работе по музыкальному развитию дошкольников. Поэтому следует выделить организацию работы с семьями воспитанников как один из наиболее актуальных видов педагогической деятельности.
Взаимодействие с родителями необходимо выстраивать по принципу поддержки и доверительного партнерства. Мы опираемся на родителей не только как на помощников дошкольного учреждения, но и как на равноправных участников, партнеров в работе по формированию личности ребенка. В настоящее время большая часть родителей стали более серьёзно и ответственно относиться к своим детям, все чаще прислушиваются к советам педагогов, задают вопросы, приходят на индивидуальные консультации, проявляют заинтересованность к жизни детского сада, понимая, что здесь ребёнок проводит большую часть дошкольного детства. Поэтому детский сад признаёт родителей полноценными участниками образовательных отношений и стремится оказывать каждой заинтересованной семье квалифицированную педагогическую помощь, пытается привлечь семью к единым методам в воспитании ребенка, помочь в раскрытии его возможностей и способностей. Ведь только взаимодополняющие приемы работы дают положительные результаты.
Для педагогов чрезвычайно важно привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Это способствует как созданию благоприятного климата в семье, так и психологического и эмоционального комфорта ребенка в детском саду. Организация работы по взаимодействию с семьей это долгий и трудоёмкий процесс. Он не имеет готовых методов, приёмов и технологий. И успех такой работы зависит от инициативы всех участников этого процесса, обусловлен терпением и креативностью в поиске различных форм и методов общения с родителями для повышения их педагогической грамотности, а так же для проявления искреннего интереса к жизни детей и решению задач музыкального образования детей.
Основная цель которую педагоги ставят перед собой – это непосредственное вовлечение родителей в различные, как традиционные, так и новые, интерактивные формы образовательной и досуговой деятельности, учитывая принцип доверительного партнерства, поддержки и взаимопомощи.
И на пути к этой цели решается ряд наиважнейших задач:
1.Поиск новых методов и приёмов взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей с родителями в рамках педагогического процесса;
2.Обеспечение педагогической поддержки семьи и формирование компетентности родителей в вопросах музыкального развития ребенка.
3. Создание благоприятных условий для формирования творческих способностей и развития творческого потенциала каждого ребенка;
4. Формирование культуры личности ребенка посредством взаимодействия с родителями;
5. Включение родителей воспитанников в целостный образовательный процесс в соответствии с планом праздников, развлечений, досуговых мероприятий.
Конечно же, все родители в разной степени проявляют заинтересованность и желание участвовать в предлагаемых совместных мероприятиях и событиях.
Поэтому условно подразделяются их на следующие разряды:
1. «Активисты»:
Родители, которые всегда откликаются и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят важность работы детского сада и педагогов. «Активисты»-это контингент родителей приветствующих и принимающих все новые идеи и предлагающие свои нетрадиционные формы работы с детьми.
2. «Исполнители»:
Родители, которые иногда принимают участие в мероприятиях и событиях ДОУ, нередко при условии значимой мотивации. Они не часто проявляют инициативу самостоятельно, но ответственно подходят к выполнению данных им поручений, творческих заданий.
3. «Наблюдатели» или «критические наблюдатели». Эта часть родителей нередко проявляет равнодушие, а иногда и негативизм по отношению к некоторым формам работы. Они в основном пассивны и требуют особых подходов.
Таким образом, при поддержке и инициативности активных родителей, мы ищем новые формы по привлечению к подготовке и участию менее активных в самых разнообразных мероприятиях с детьми: к совместным праздникам, развлечениям, играм, театрализованным спектаклям и инсценировкам, шумовым оркестрам, творческим выступлениям. Очень приветствуются совместное участие с детьми в городских мероприятиях, конкурсах, совместное изготовление разнообразных оригинальных музыкальных инструментов, атрибутов, декораций, проводятся концерты выпускников и воспитанников детского сада, посещающих музыкальные школы, творческие коллективы.
Главным достижением совместной работы музыкального руководителя и воспитателя в совместной работе с родителями мы считаем то, что нам удалось найти новую форму досуговой деятельности, которая превратилась из разряда развлечений для взрослых и детей в средство формирования культуры общения со своим ребенком. Тематика таких досугов и развлечений очень разнообразна, нередко предлагается активными родителями групп, которые являются и участниками, и костюмерами, и оформителями (например досуг «Домашний театр», развлечение «Теневой театр своими руками», музыкальная гостиная «Песни нашего детства»). Именно содержательные досуги являются мощным средством развития личности человека, показателем общего уровня его культуры. Такие досуги помогают донести до родителей простую истину: «Какими вырастут их дети, зависит от качества, а не от количества проведённого совместного времени». Таким образом, интерактивные методы и формы работы позволяют сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Следующие инновационные формы досуговой деятельности:
1.Организация семейных конкурсов талантов: «Моя талантливая семья», «Мама может», «Наше увлечение» и.т.д.
Такие мероприятия помогают детям и взрослым ближе узнать своих сверстников и их семью, в непринуждённой дружеской обстановке выступить, раскрыть свой талант, интересно и познавательно рассказать о своём увлечении, хобби и, быть может увлечь им других.
2.Семейные встречи «Мы это можем» - обмен семейным опытом и тематические мастер-классы. На таких встречах происходит совместное изготовление атрибутов, оригинальных шумовых инструментов и декораций к праздникам. Педагоги и родители делятся интересным материалом, сами родители проводят для всех желающих творческие мастер-классы.
3. «Родительский час»
Это возможность самостоятельно и увлечённо провести в группе с детьми подвижную, театрализованную, хороводную игру по желанию, предварительно пройдя консультацию воспитателя, музыкального руководителя.
4. «Зримые песни»
Это элемент работы, направленный на включение в досуговые мероприятия инсценированных песен совместно детьми с родителями- это возможность «увидеть песню» на материале маленького мини-спектакля при помощи кукол, мимики и жестов. Предварительно проводятся репетиции таких номеров индивидуально и с подгруппой радителей.
5.Озвучение мультфильмов и их фрагментов, стихотворений, презентаций с использованием речевых игр, музыкальных и шумовых инструментов, разные виды театров.
6.Праздники в форме квеста, игры по станциям.
Такие мероприятия проводятся как в помещении детского сада, так и на улице. Родители становятся участниками и ведущими, за которыми закрепляется отдельный участок или эпизод праздника, где должно быть выполнено определённое задание.
7.Участие родителей в качестве героев, персонажей мероприятий.
При написании сценария праздника или досуга часть мужских или женских ролей соответственно предлагаются родителям, которые сами придумывают себе костюм, приходят на репетиции, разучивают и исполняют на празднике песню.
8. Занимательно-образовательные досуги «Старые песни о главном» – предполагают совместное изготовление схем и мнемотаблиц к известным детским песням ,что облегчает разучивание песен и позволяет расширить музыкально-песенный багаж детей. На консультациях и мастер-классах родители учатся самостоятельно дома зарисовывать мнемотаблицы к любимым песням, которые потом «расшифровываются» как ребусы и пропеваются дружным детско-родительским хором.
9. Организация совместных проектов различной тематики: творческие проекты, проекты на тему ОБЖ, ЗОЖ, итоговым мероприятием которого является совместный досуг.
10.Видео-игры: физкультурные минутки, самомассажи, пальчиковые, зрительные и кинезиологические игры.
Родители с детьми дома снимают на видео, как они используют знакомую или новую игру, гимнастику, физминутку. Мы совместно с детьми повторяем эту игру в нашей деятельности, отмечая, чья семья предложила нам очередную интересную игру.
11.Электронная фоторамка в группе и стенгазеты, как зримый отчёт о проделанной работе.
Конечно, такие формы работы требуют тщательной совместной подготовки музыкального руководителя, воспитателей и семьи, поскольку совместно необходимо определить содержание выступлений, ход встречи, оформить наглядные пособия, продумать и разработать консультации, рекомендации, приёмы и индивидуальные встречи для решения педагогических задач.
Результатами такой работы становятся:
1. Повышение компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей и заинтересованности в жизни ДОУ;
2. Взаимодействие всех участников педагогического процесса выстраиваются по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи;
3. Повышение детской самооценки;
4. Развитие творческого потенциала каждого ребёнка, возможность проявления его индивидуальности;
5. Сближение родителей со своими детьми, формирование чувства любви и уважения к членам своей семьи;
6. Повышение авторитета педагога;
Опыт использования разнообразных форм и методов взаимодействия даёт определенные результаты. Создаётся атмосфера взаимоуважения со сверстниками и взрослыми, семьи стали проявлять большую заинтересованность в сотрудничестве и совместном творчестве, родители из «безучастных наблюдателей» постепенно становятся активными участниками встреч, разнообразился семейный досуг, повысился уровень используемого практического материала, появилась здоровая конкуренция активного творческого процесса, родители учатся поддерживать детей в жизни группы, общаться. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, наблюдается повышение их активности в совместных мероприятиях, дети приобретают большую уверенность и чувство гордости за свою семью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lk_innovats_formy_sotrudnichestva_muzykalnogo_rukovoditelya.docx | 26.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инновационные формы сотрудничества музыкального руководителя, педагогов, семьи
В условиях ФГОС ДО перед дошкольным образованием поставлены ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников. Очень важную роль в процессе установления сотрудничества играют сами родители, которые являются основными нашими партнерами. Совместный подбор и поиск новых форм взаимодействия, сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей с родителями является важнейшим направлением в работе по музыкальному развитию дошкольников. Поэтому следует выделить организацию работы с семьями воспитанников как один из наиболее актуальных видов педагогической деятельности.
Взаимодействие с родителями необходимо выстраивать по принципу поддержки и доверительного партнерства. Мы опираемся на родителей не только как на помощников дошкольного учреждения, но и как на равноправных участников, партнеров в работе по формированию личности ребенка. В настоящее время большая часть родителей стали более серьёзно и ответственно относиться к своим детям, все чаще прислушиваются к советам педагогов, задают вопросы, приходят на индивидуальные консультации, проявляют заинтересованность к жизни детского сада, понимая, что здесь ребёнок проводит большую часть дошкольного детства. Поэтому детский сад признаёт родителей полноценными участниками образовательных отношений и стремится оказывать каждой заинтересованной семье квалифицированную педагогическую помощь, пытается привлечь семью к единым методам в воспитании ребенка, помочь в раскрытии его возможностей и способностей. Ведь только взаимодополняющие приемы работы дают положительные результаты.
Для педагогов чрезвычайно важно привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Это способствует как созданию благоприятного климата в семье, так и психологического и эмоционального комфорта ребенка в детском саду. Организация работы по взаимодействию с семьей это долгий и трудоёмкий процесс. Он не имеет готовых методов, приёмов и технологий. И успех такой работы зависит от инициативы всех участников этого процесса, обусловлен терпением и креативностью в поиске различных форм и методов общения с родителями для повышения их педагогической грамотности, а так же для проявления искреннего интереса к жизни детей и решению задач музыкального образования детей.
Основная цель которую педагоги ставят перед собой – это непосредственное вовлечение родителей в различные, как традиционные, так и новые, интерактивные формы образовательной и досуговой деятельности, учитывая принцип доверительного партнерства, поддержки и взаимопомощи.
И на пути к этой цели решается ряд наиважнейших задач:
1.Поиск новых методов и приёмов взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей с родителями в рамках педагогического процесса;
2.Обеспечение педагогической поддержки семьи и формирование компетентности родителей в вопросах музыкального развития ребенка.
3. Создание благоприятных условий для формирования творческих способностей и развития творческого потенциала каждого ребенка;
4. Формирование культуры личности ребенка посредством взаимодействия с родителями;
5. Включение родителей воспитанников в целостный образовательный процесс в соответствии с планом праздников, развлечений, досуговых мероприятий.
Конечно же, все родители в разной степени проявляют заинтересованность и желание участвовать в предлагаемых совместных мероприятиях и событиях.
Поэтому условно подразделяются их на следующие разряды:
1. «Активисты»:
Родители, которые всегда откликаются и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят важность работы детского сада и педагогов. «Активисты»-это контингент родителей приветствующих и принимающих все новые идеи и предлагающие свои нетрадиционные формы работы с детьми.
2. «Исполнители»:
Родители, которые иногда принимают участие в мероприятиях и событиях ДОУ, нередко при условии значимой мотивации. Они не часто проявляют инициативу самостоятельно, но ответственно подходят к выполнению данных им поручений, творческих заданий.
3. «Наблюдатели» или «критические наблюдатели». Эта часть родителей нередко проявляет равнодушие, а иногда и негативизм по отношению к некоторым формам работы. Они в основном пассивны и требуют особых подходов.
Таким образом, при поддержке и инициативности активных родителей, мы ищем новые формы по привлечению к подготовке и участию менее активных в самых разнообразных мероприятиях с детьми: к совместным праздникам, развлечениям, играм, театрализованным спектаклям и инсценировкам, шумовым оркестрам, творческим выступлениям. Очень приветствуются совместное участие с детьми в городских мероприятиях, конкурсах, совместное изготовление разнообразных оригинальных музыкальных инструментов, атрибутов, декораций, проводятся концерты выпускников и воспитанников детского сада, посещающих музыкальные школы, творческие коллективы.
Главным достижением совместной работы музыкального руководителя и воспитателя в совместной работе с родителями мы считаем то, что нам удалось найти новую форму досуговой деятельности, которая превратилась из разряда развлечений для взрослых и детей в средство формирования культуры общения со своим ребенком. Тематика таких досугов и развлечений очень разнообразна, нередко предлагается активными родителями групп, которые являются и участниками, и костюмерами, и оформителями (например досуг «Домашний театр», развлечение «Теневой театр своими руками», музыкальная гостиная «Песни нашего детства»). Именно содержательные досуги являются мощным средством развития личности человека, показателем общего уровня его культуры. Такие досуги помогают донести до родителей простую истину: «Какими вырастут их дети, зависит от качества, а не от количества проведённого совместного времени». Таким образом, интерактивные методы и формы работы позволяют сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Следующие инновационные формы досуговой деятельности:
1.Организация семейных конкурсов талантов: «Моя талантливая семья», «Мама может», «Наше увлечение» и.т.д.
Такие мероприятия помогают детям и взрослым ближе узнать своих сверстников и их семью, в непринуждённой дружеской обстановке выступить, раскрыть свой талант, интересно и познавательно рассказать о своём увлечении, хобби и, быть может увлечь им других.
2.Семейные встречи «Мы это можем» - обмен семейным опытом и тематические мастер-классы. На таких встречах происходит совместное изготовление атрибутов, оригинальных шумовых инструментов и декораций к праздникам. Педагоги и родители делятся интересным материалом, сами родители проводят для всех желающих творческие мастер-классы.
3. «Родительский час»
Это возможность самостоятельно и увлечённо провести в группе с детьми подвижную, театрализованную, хороводную игру по желанию, предварительно пройдя консультацию воспитателя, музыкального руководителя.
4. «Зримые песни»
Это элемент работы, направленный на включение в досуговые мероприятия инсценированных песен совместно детьми с родителями- это возможность «увидеть песню» на материале маленького мини-спектакля при помощи кукол, мимики и жестов. Предварительно проводятся репетиции таких номеров индивидуально и с подгруппой радителей.
5.Озвучение мультфильмов и их фрагментов, стихотворений, презентаций с использованием речевых игр, музыкальных и шумовых инструментов, разные виды театров.
6.Праздники в форме квеста, игры по станциям.
Такие мероприятия проводятся как в помещении детского сада, так и на улице. Родители становятся участниками и ведущими, за которыми закрепляется отдельный участок или эпизод праздника, где должно быть выполнено определённое задание.
7.Участие родителей в качестве героев, персонажей мероприятий.
При написании сценария праздника или досуга часть мужских или женских ролей соответственно предлагаются родителям, которые сами придумывают себе костюм, приходят на репетиции, разучивают и исполняют на празднике песню.
8. Занимательно-образовательные досуги «Старые песни о главном» – предполагают совместное изготовление схем и мнемотаблиц к известным детским песням ,что облегчает разучивание песен и позволяет расширить музыкально-песенный багаж детей. На консультациях и мастер-классах родители учатся самостоятельно дома зарисовывать мнемотаблицы к любимым песням, которые потом «расшифровываются» как ребусы и пропеваются дружным детско-родительским хором.
9. Организация совместных проектов различной тематики: творческие проекты, проекты на тему ОБЖ, ЗОЖ, итоговым мероприятием которого является совместный досуг.
10.Видео-игры: физкультурные минутки, самомассажи, пальчиковые, зрительные и кинезиологические игры.
Родители с детьми дома снимают на видео, как они используют знакомую или новую игру, гимнастику, физминутку. Мы совместно с детьми повторяем эту игру в нашей деятельности, отмечая, чья семья предложила нам очередную интересную игру.
11.Электронная фоторамка в группе и стенгазеты, как зримый отчёт о проделанной работе.
Конечно, такие формы работы требуют тщательной совместной подготовки музыкального руководителя, воспитателей и семьи, поскольку совместно необходимо определить содержание выступлений, ход встречи, оформить наглядные пособия, продумать и разработать консультации, рекомендации, приёмы и индивидуальные встречи для решения педагогических задач.
Результатами такой работы становятся:
1. Повышение компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей и заинтересованности в жизни ДОУ;
2. Взаимодействие всех участников педагогического процесса выстраиваются по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи;
3. Повышение детской самооценки;
4. Развитие творческого потенциала каждого ребёнка, возможность проявления его индивидуальности;
5. Сближение родителей со своими детьми, формирование чувства любви и уважения к членам своей семьи;
6. Повышение авторитета педагога;
Опыт использования разнообразных форм и методов взаимодействия даёт определенные результаты. Создаётся атмосфера взаимоуважения со сверстниками и взрослыми, семьи стали проявлять большую заинтересованность в сотрудничестве и совместном творчестве, родители из «безучастных наблюдателей» постепенно становятся активными участниками встреч, разнообразился семейный досуг, повысился уровень используемого практического материала, появилась здоровая конкуренция активного творческого процесса, родители учатся поддерживать детей в жизни группы, общаться. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, наблюдается повышение их активности в совместных мероприятиях, дети приобретают большую уверенность и чувство гордости за свою семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников».
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....
Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников.
Сотрудничество музыкального руководителя с воспитателем....
Инновационный проект: «Сотрудничество музыкального руководителя и семьи в контексте ФГОС»
Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравстве...
Проект " Инновационная форма сотворчества музыкального руководителя с педагогами ДОУ"
Проект направлен на профессиональное развитие педагогических кадров и совершенствование творческого мастерства....
Инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи в группах раннего возраста в адаптационный период». МАДОУ « Детский сад « Кроха» г. Малая Вишера. Старший воспитатель : Семеновка И Н. Музыкальный руководитель : Цыбульская Е Б.
: Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников ,вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ в адаптационный период детей раннег...
ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.
Доклад Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и...
Проект "Инновационные формы взаимодействия музыкальных руководителей со специалистами ДОУ, семьями воспитанников, общественными организациями"
Проект "Инновационные формы взаимодействия музыкальных руководителей со специалистами ДОУ, семьями воспитанников, общественными организациями"...