Мастер-класс педагога-психолога "Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов"
методическая разработка
Мастер-класс педагога-психолога "Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov_preduprezhdenie_emotsionalnogo_vygoraniya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс педагога-психолога
«Арт-терапевтическая работа с манкой.
Предупреждение эмоционального выгорания педагогов»
Тема мастер - класса: «Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов»
Цель мастер- класса:
- познакомить педагогов с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике,
- обучить педагогов приемам работы с манной крупой,
• активизировать творческую деятельность педагогов,
• снижение уровня эмоционального напряжения, тревожности, страхов,
• концентрация внимания,
• развитие мелкой моторики рук,
• активизации внутренних ресурсов,
• гармонизации внутреннего состояния,
• релаксация.
Оборудование: мобильный проигрыватель.
Раздаточный материал: заготовки шаблонов мандал, стол для рисования песком с подсветкой, бумага для рисования форматом А-4, контейнеры с цветной манкой, клей-карандаш, ракушки, красивые камешки.
Этап 1. Теоретическая часть
Педагог-психолог:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Буквально арт-терапия означает «лечение искусством». Она заключается в том, что человек получает возможность самовыражения с помощью творчества. Причем успешность арт-терапии не зависит от того, на каком уровне находятся его творческие способности.
Арт-терапия помогает:
• снять стресс и напряжение;
• избавиться от негативных переживаний;
• справиться с различными страхами;
• познать себя и повысить свою самооценку;
• обрести душевное равновесие.
Песочная терапия - одно из направлений арт-терапии.
Детки очень любят играть с песком, но сейчас он не доступен, а манная крупа всегда есть в магазине.
Идея использовать манную крупу в арт-терапевтической работе появилась на основе песочной терапии. Свойства манки во многом совпадают со свойствами песка.
Работа с манкой развивает фантазию, тактильную чувствительность, снижает эмоциональное напряжение, расслабляет. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала.
Использование манки имеет большой психотерапевтический эффект с застенчивыми и тревожными детьми. Такие дети избегают эмоциональных проявлений, боятся выглядеть не так, страх совершить ошибку и тем самым разочаровать окружающих, заставляет их замыкаться в себе. Работа с манкой снижает уровень тревожности, поскольку ребенок имеет возможность исправить ошибку.
Агрессивным и гиперактивным детям работа с манкой помогает переключиться на более спокойный процесс, они становятся сосредоточенными, внимательными и спокойными, т.е. манка снимает напряжение.
Мандала-терапия может быть полезна любому человеку, она применима как к детям, так и к взрослым.
Существует множество вариантов создания мандал в работе с детьми: их рисуют на бумаге, на плоских камнях, лепят из глины, пластилина, плетут из проволоки, из ниток, вышивают, делают объемными, насыпными, делают из цветной бумаги, из природных материалов.
В буквальном переводе слово «мандала» переводится как «окружность», поэтому изображение чаще всего и имеет форму круга.
Мандала - это круг с выраженным центром. Рисунок ее симметричен: внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется.
Для того чтобы заняться мандалотерапией, не нужно никаких умений и навыков. Главное условие — рисовать по наитию: пусть рука выводит фигуры, а глаза выбирают нужный цвет. Не думайте, что бы вам хотелось нарисовать, и не критикуйте свой рисунок, даже если это будут простые каракули или непонятное пятно.
Главное правило при раскрашивании мандал - это НИКАКИХ правил,
цвета должны подбираться только интуитивно или так сказать сердцем, а не, потому что какие-то цвета хорошо сочетаются.
Отдайтесь творчеству. Не бойтесь экспериментировать и рисковать. Сядьте поудобнее, сделайте глубокий вдох, улыбнитесь и раскройте свою душу вселенной. Не думайте о внешнем мире и сосредоточьтесь только на удовольствии, которое приносит процесс рисования мандалы.
Упражнение - разминка.
«Поза Наполеона»
Продолжительность 2 минуты.
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарии для ведущего.
Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
Также это упражнение может использоваться для сплочения группы.
Этап 2. Практическая часть
- «Мотивационные игры»
продолжительность 5 - 7минут
Знакомимся с манкой, исследуем его возможности.
- Из кучки манки предлагаем сделать максимально высокую горку.
- Есть три песочных дождя - маленький (низкий), средний и высокий.
Набирая манку в руку, выпускаем струйкой и отслеживаем, какой высоты дождь больше всего соответствует вашему состоянию. Тем самым мы
знакомимся с манкой и исследуем его возможности.
- Из кучки дождя создайте блинчик толщиной в свой мизинец.
Постарайтесь, чтобы он был круглый и ровный. Представьте, что это - тарелка, которую нужно расписать. Используя только мизинчики обеих рук, украсьте узорами свою тарелку.
Старайтесь работать двумя мизинцами одновременно.
Разрешается выходить за края песочной тарелки.
- Квадрат, толщиной в мизинец, в нем, используя лишь отпечатки пальцев, создать животное (узнать друг у друга какое животное)
- "Действие по образцу" - работа в паре.
Один - ведущий, другой - ведомый.
Ведущий делает любые действия с песком, ведомый в точности повторяет за ведущим. Задача - чётко, в том же ритме, повторять все действия ведущего.
Определённое время, например, минуту или две, партнёры работают в одну сторону, затем меняются.
Важно почувствовать, как меняется отношение к манке. Формируется мотивация, доверие к манке.
2. Создание мандалы из цветой манки
Этап 3. Завершающий.
Рефлексия. Продолжительность 2-3 минуты.
Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
Упражнение завершение.
«Аплодисменты» Продолжительность 1 минута.
Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все громче и громче.
Ведущий начинает тихо хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Приложение 1(памятка)
Запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.
2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка проекта по предупреждению эмоционального выгорания педагогов « Успех »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14города Крымска муниципального образования Крымский район ...
Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...
Опыт методической работы по проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов в детском саду
В работе представлен материал по решению проблемы эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Сформированы этапы деятельности старшего воспитателя по данной проблеме, пути взаимодействия с узкими специали...
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...
« Работа психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов»
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека...
Профилактический тренинг " Формы работы по профилактике "синдрома эмоционального выгорания" педагогов ДОУ".
Передача психологических знаний педагогам ДОУ о "Синдроме эмоционального выгорания", его причинах и способах преодоления....