Профилактический тренинг " Формы работы по профилактике "синдрома эмоционального выгорания" педагогов ДОУ".
учебно-методический материал
Передача психологических знаний педагогам ДОУ о "Синдроме эмоционального выгорания", его причинах и способах преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof._trening.docx | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактический тренинг «Формы работы по профилактике «синдрома эмоционального выгорания» педагогов ДОУ».
Подготовили: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Тюльган Климова Л. С., воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Шорникова С. В.
Цель: ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагога
Задачи:
Создать условия, способствующие профилактике «синдрома эмоционального выгорания»;
Передать психологические знания о «синдроме эмоционального выгорания», его причинах и способах преодоления педагогам ДОУ;
Развивать коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу;
Учить снимать эмоциональное напряжение;
Формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом.
Методический продукт:
- Памятки педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания;
- Таблица психосоматических проявлений и способов самопомощи «Помоги себе сам».
1.Теоретическая часть тренинга
Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер, микроволновка, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети огромно, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки. С эмоциональным выгоранием ситуация похожа: чрезмерное напряжение приводит к тому, что человек «выключает» все то, чем он горел долгое время. И, как в случае с пробками, это, в первую очередь, защита от пожара.
В общем и целом, описать эмоциональное выгорание можно так: человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь все больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, циничным, неудовлетворенным ни собой, ни работой. Он не видит перед собой перспектив, качество его труда падает. Рассмотрим причины «синдрома эмоционального выгорания» у педагогов.
- Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
- Загруженность в течении рабочего дня;
- Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
- Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
- Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
- Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения и воспитания.
- Жесткие временные рамки деятельности ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей;
- Ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда.
Симптомы появления синдрома эмоционального выгорания:
- Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- Ощущение эмоционального и физического истощения;
- Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
- Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- Резкая потеря или резкое увеличение веса;
- Полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Сегодня нам бы хотелось бы предложить вам некоторые способы и формы саморегуляции, чтобы не допустить данную проблему.
2. Практическая часть тренинга
Итак, первый аспект это - Дыхательные техники:
– Маски релаксации для мышц лица (мышечное дыхание).
Теперь нам хотелось бы предложить вам несколько приемов, которые помогли бы Вам снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой в процессе работы.
1. Маска удивления. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И.П.: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы ("куриная гузка" или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряженные мышцы.
Далее идут профилактические упражнения
Упражнение «Кошка»
Цель: снятие мышечного напряжения.
Вспомним, как ведет себя кошка, кидаясь на добычу. Покажем, как кошка выпустила когти (показ). Подержите как можно дольше растопыренные, согнутые в суставах пальцы. Кисти рук напряглись, задеревенели. Почувствуйте, как утомительно и неприятно это состояние. А теперь кошка убрала когти! Руки спокойно опустились на колени, пальцы расслабились. Зафиксируйте свои ощущения в расслабленном состоянии. (Упражнение повторяется 2 раза)
Упражнение «Возьми себя в руки»
Цель: снятие чувства, эмоционального напряжения.
Как только почувствуете, что забеспокоились или что- то вас тревожит или раздражены, есть простой способ доказать себе свою силу: необходимо обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди – это поза выдержанного человека.
Упражнение “Ассоциации”
Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.
Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришел вам в голову, и изобразите его на листе бумаги”.
После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.
Упражнение “Ведро мусора”
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Посреди комнаты ставится символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.
“Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Упражнение на развитие позитивного мышления «Именно сегодня»
Зачитывает участник тренинга
Цель: снятие напряжения чувства тревоги, осознания своего – Я –
Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье – это внутреннее состояние человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
Именно сегодня я включусь в жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
Именно сегодня я продолжу свое нравственное самосовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.
Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям, и пытаться их исправить.
3. Заключительная часть тренинга - Рефлексия
Упражнение «Дружественная ладошка».
Цель: повысить самооценку и позитивное настроение педагогов, их уверенность в себе.
Участникам раздаются листки бумаги.
Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание. И мы с удовольствием присоединимся к вам.
Выполнение задания участниками.
Пусть эти ладошки несут нам тепло и радость, напоминают об этой встрече, а может быть, и помогут нам в какой-то сложный момент.
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
Памятка для педагогов
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
- Постараться внести разнообразие в свою работу, новые увлекательные проекты, их реализацию;
- Не стремиться стать победителем во всех случаях, и если уж проиграли, не казнить себя;
- Настраиваться на позитивный результат в работе и жизни, но дать себе время, набраться терпения;
- Научиться расставлять приоритеты, отличать главное от второстепенного;
- Стараться как можно чаще встречаться с коллегами, знакомиться с новыми людьми на семинарах, конференциях по обмену опытом;
- Участвовать в работе профессиональной группы, дающей возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой;
- Заняться тем, что доставляет удовольствие, хобби – это важно;
- Обязательно соблюдать режим сна и питания, овладеть техникой медитации и самовнушения;
- Участвовать в работе различных общественных организаций;
- Найти друзей других профессий;
- Следить за тем, чтобы под рукой для чтения была не только профессиональная литература;
- Стараться мыслить позитивно и рационально.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Способы саморегуляции:
- Смех, улыбка, юмор;
- Размышления о хорошем, приятном, отвлечение;
- Различные движения типа потягивания, расслабления мышц – физические нагрузки переключают эмоции ;
- Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
- Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной);
- Вдыхание свежего воздуха;
- Чтение стихов или молитв;
- Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Профилактические советы ПЕДАГОГУ
НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
Стремитесь побороть страх.
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно.
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
Используйте возможность выступить с речью.
Следите за питанием и фигурой.
Позволяйте себе «маленькие женские радости».
Не забывайте, что Вы красивы!!!
Упражнение на развитие позитивного мышления
«Именно сегодня»
Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье – это внутреннее состояние человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
Именно сегодня я включусь в жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
Именно сегодня я продолжу свое нравственное самосовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.
Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...
Тренинг для педагогов на тему: «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка»
Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление: - ощущения – бы...
Цикл профилактических тренингов
Профилактические тренинги - одна из форм по формированию ЗОЖ....
Мастер – класс на тему «ИГРОВЫЕ РЕЧЕВЫЕ ТРЕНИНГИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация: в работе приведен пример использования игровых речевых тренингов в речевом развитии дошкольников....
Авторская работа «Музыкально-коммуникативные игры как инновационная форма работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста»
В программе собран комплекс музыкально-коммуникативных игр, указана возможность их использования в ежедневной деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на детей старшей, подго...
Инновационные методы и формы работы по формированию эмоционального благополучия дошкольников в рамках реализации ФГОС
В период дошкольного детства одной из наиболее важных задач для ребёнка становиться научиться правилам жизни в мире взрослых. И наша задача педагогов- дошкольников помочь ребёнку попасть в...
Конспект профилактического тренинга по эмоциональному выгоранию у педагогов детского сада
Конспект профилактического тренинга по эмоциональному выгоранию у педагогов детского сада....