методическая разработка проекта по предупреждению эмоционального выгорания педагогов « Успех »
методическая разработка по теме

Новикова Светлана Анатольевна

   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 14

города Крымска

муниципального образования Крымский район

 

 

 

 

   методическая разработка

проекта

 по предупреждению

эмоционального выгорания педагогов

 

 

« Успех »

 

 

 

 

 

     Педагог-психолог

     второй квалификационной категории

      Новикова  Светлана Анатольевна

 

 

   Участники проекта : педагоги  МБДОУ   детского сада №14

Актуальность проблемы:

        Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от  человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Педагоги оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной  напряжённостью.

Как следствие высокой эмоциональной напряжённости отрицательные эмоциональные   психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают возможность возникновения конфликтов во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями и  коллегами.

Частое воздействие факторов стресса способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, ухудшают соматику..

Я считаю, что профессиональная психологичес­кая помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического само­чувствия занимает  важное место в ук­реплении психического здоровья педа­гогов, способствует профилактике син­дрома «эмоционального выгорания». И так, как  работа психолога в детском саду включает в себя направление - «психологическое сопровождение педагогов», то важной составляющей  профилактического сопровождения я считаю   профилактику эмоционального выгорания  наших педагогов.

Именно обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состо­яниями, приемам и способам саморегу­ляции  является важнейшим компонен­том психологического образования и является одной из приоритетных задач в укреплении   как физического, так и психического здоровья педагогов.

Поводом для разработки  мной данного на­правления явились результаты ком­плексного психодиагностического об­следования воспитателей с целью полу­чения информации об особенностях  эмоционально-волевой сферы и меж­личностного взаимодействия педагогов.

Получен­ные результаты показали, что для значи­тельного числа педагогов (78%) харак­терны высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость, напря­женность, низкий уровень активности в социальных контактах.

Анализируя  результаты диагностики, я определила проблему  данной работы - высокий  уровень психоэмоционального выгорания у педагогов, возникло решение - разработать и апро­бировать программу психологической помощи педагогам в снижении психоэмоционального напряжения и улучшения их личного самочувствия.

 

        Проблема:  высокий уровень психоэмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

Причины:

  1. Снижение педагогических ценностей .
  2. Понижение творческого потенциала наряду с повышением требований. 
  3. Низкая самооценка педагогов.

Цель: преодоление тенденции психоэмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

Задачи:

  1. Содействовать установлению у педагогов новых ценностных ориентации в условиях освоения технологии личностно-ориентированного образования.
  2. Предотвратить  деформацию профессиональной деятельности.
  3. Повысить самооценку педагогов в процессе организации тренинговой деятельности.
  4. Формирование компетентности в области теории и практики профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости;

Гипотеза проекта:

В процессе оказания психологической помощи педагогам снизится  психоэмоциональное напряжение, заметно улучшится самочувствие воспитателей.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Длительность проекта -   8 месяцев (сентябрь - апрель) .

                                 

                                                                  План работы:

 

Сроки

Мероприятия

Кол-во

1 этап

Подготовительный

 

 

 

сентябрь

 

  • Анкетирование, диагностирование педагогов.
  • Оформление картотеки игр, упражнений для занятий.

 

 

 

 

1

2 этап

Организация деятельности

 

 

 

сентябрь-октябрь

 

  • Консультация с педагогами для ознакомления с целями проекта формирование заинтересованности предлагаемой деятельности
  • Составление программы тренинговой деятельности

 

 

1

 

 

1

3 этап

 

Осуществление  деятельности

 

 

октябрь

 

  • Корректировка  программы  тренинговой деятельности.
  • Коммуникативные игры .
  • Групповая консультация «Как достигать покоя».
  • Внедрение традиции:
  • конверт поздравлений;

 

 

1

 

1

1

 

ноябрь

 

  • Деловая игра «Современный дошкольник – кто он?».
  • Тренинг повышения творческого потенциала «Все умею, все могу».
  • Коммуникативные игры.

 

 

1

 

1

 

1

 

декабрь

 

  • Тренинг повышения творческого потенциала «Все умею, все могу».
  • Коммуникативные игры.

 

 

1

 

1

 

январь

 

  • Групповая консультация «Способы психологической защиты».
  • Коммуникативные игры.

 

 

1

 

1

 

февраль

 

  • Тренинг повышения самооценки «Я лучшее, что есть у меня».
  • Коммуникативные игры.

 

 

1

 

1

 

март

 

  • Тренинг повышения самооценки «Я лучшее, что есть у меня».
  • Коммуникативные игры.
  • Мастер-класс «Фантазия».

 

 

 

1

 

1

4 этап

Аналитически-обобщающий

 

 

 

апрель

  • Мастер-класс «Фантазия».
  • Коммуникативные игры.
  • Разработка профессионального кодекса.
  • Повторная диагностика.

 

1

1

1

 

 

Результат:

  1. Снижена тенденция психоэмоционального выгорания на 52 %.
  2. Изменилась самооценка большинства педагогов на адекватный уровень. Уменьшается общая неудовлетворенность;
  3. Формируется привычка к здоровому образу жизни, позитивному мировоззрению;
  4. Создание коллектива единомышленников.

        Можно сделать вывод, что профилактикой «эмоционального выгорания» будут не только специально организованные занятия, но и усилия самих педагогов:

  •  здоровый образ жизни (регулярный отдых, занятия спортом, аутотренинг);
  •  занятия любимым увлечением (рукоделием, цветоводством );
  •  замена чувства вины на чувство ответственности;
  •  планирование своего времени.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_uspeh.docx1 байт

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт методической работы по проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов в детском саду

В работе представлен материал по решению проблемы эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Сформированы этапы деятельности старшего воспитателя по данной проблеме, пути взаимодействия с узкими специали...

Практический семинар для педагогов «Предупреждение эмоционального выгорания воспитателя!»

Как сохранить психологическое благогполучие педагогу? Несколько практических заданий в кругу коллег....

Программа по предупреждению синдрома эмоционального выгорания педагогов «Музыка ветра»

Программа по предупреждению синдрома эмоционального выгорания педагогов «Музыка ветра»...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Методическая разработка "Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов...

Мастер-класс педагога-психолога "Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов"

Мастер-класс педагога-психолога "Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов"...

Предупреждение эмоционального выгорания у педагогов

Деятельность педагога характеризуется постоянными эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным напряжением. Это и высокая ответственность, и мотивационно-личностная вовлеченность в педагогическую ра...