методическая разработка проекта по предупреждению эмоционального выгорания педагогов « Успех »
методическая разработка по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 14
города Крымска
муниципального образования Крымский район
методическая разработка
проекта
по предупреждению
эмоционального выгорания педагогов
« Успех »
Педагог-психолог
второй квалификационной категории
Новикова Светлана Анатольевна
Участники проекта : педагоги МБДОУ детского сада №14
Актуальность проблемы:
Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Педагоги оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной напряжённостью.
Как следствие высокой эмоциональной напряжённости отрицательные эмоциональные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают возможность возникновения конфликтов во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями и коллегами.
Частое воздействие факторов стресса способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, ухудшают соматику..
Я считаю, что профессиональная психологическая помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья педагогов, способствует профилактике синдрома «эмоционального выгорания». И так, как работа психолога в детском саду включает в себя направление - «психологическое сопровождение педагогов», то важной составляющей профилактического сопровождения я считаю профилактику эмоционального выгорания наших педагогов.
Именно обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции является важнейшим компонентом психологического образования и является одной из приоритетных задач в укреплении как физического, так и психического здоровья педагогов.
Поводом для разработки мной данного направления явились результаты комплексного психодиагностического обследования воспитателей с целью получения информации об особенностях эмоционально-волевой сферы и межличностного взаимодействия педагогов.
Полученные результаты показали, что для значительного числа педагогов (78%) характерны высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость, напряженность, низкий уровень активности в социальных контактах.
Анализируя результаты диагностики, я определила проблему данной работы - высокий уровень психоэмоционального выгорания у педагогов, возникло решение - разработать и апробировать программу психологической помощи педагогам в снижении психоэмоционального напряжения и улучшения их личного самочувствия.
Проблема: высокий уровень психоэмоционального выгорания у педагогов ДОУ.
Причины:
- Снижение педагогических ценностей .
- Понижение творческого потенциала наряду с повышением требований.
- Низкая самооценка педагогов.
Цель: преодоление тенденции психоэмоционального выгорания у педагогов ДОУ.
Задачи:
- Содействовать установлению у педагогов новых ценностных ориентации в условиях освоения технологии личностно-ориентированного образования.
- Предотвратить деформацию профессиональной деятельности.
- Повысить самооценку педагогов в процессе организации тренинговой деятельности.
- Формирование компетентности в области теории и практики профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости;
Гипотеза проекта:
В процессе оказания психологической помощи педагогам снизится психоэмоциональное напряжение, заметно улучшится самочувствие воспитателей.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Длительность проекта - 8 месяцев (сентябрь - апрель) .
План работы:
Сроки | Мероприятия | Кол-во |
1 этап | Подготовительный
|
|
сентябрь |
|
1 |
2 этап | Организация деятельности
|
|
сентябрь-октябрь |
|
1
1 |
3 этап
| Осуществление деятельности |
|
октябрь |
|
1
1 1 |
ноябрь |
|
1
1
1 |
декабрь |
|
1
1 |
январь |
|
1
1 |
февраль |
|
1
1 |
март |
|
1
1 |
4 этап | Аналитически-обобщающий
|
|
апрель |
| 1 1 1 |
Результат:
- Снижена тенденция психоэмоционального выгорания на 52 %.
- Изменилась самооценка большинства педагогов на адекватный уровень. Уменьшается общая неудовлетворенность;
- Формируется привычка к здоровому образу жизни, позитивному мировоззрению;
- Создание коллектива единомышленников.
Можно сделать вывод, что профилактикой «эмоционального выгорания» будут не только специально организованные занятия, но и усилия самих педагогов:
- здоровый образ жизни (регулярный отдых, занятия спортом, аутотренинг);
- занятия любимым увлечением (рукоделием, цветоводством );
- замена чувства вины на чувство ответственности;
- планирование своего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_uspeh.docx | 1 байт |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт методической работы по проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов в детском саду
В работе представлен материал по решению проблемы эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Сформированы этапы деятельности старшего воспитателя по данной проблеме, пути взаимодействия с узкими специали...
Практический семинар для педагогов «Предупреждение эмоционального выгорания воспитателя!»
Как сохранить психологическое благогполучие педагогу? Несколько практических заданий в кругу коллег....
Программа по предупреждению синдрома эмоционального выгорания педагогов «Музыка ветра»
Программа по предупреждению синдрома эмоционального выгорания педагогов «Музыка ветра»...
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...
Методическая разработка "Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов...
Мастер-класс педагога-психолога "Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов"
Мастер-класс педагога-психолога "Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов"...
Предупреждение эмоционального выгорания у педагогов
Деятельность педагога характеризуется постоянными эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным напряжением. Это и высокая ответственность, и мотивационно-личностная вовлеченность в педагогическую ра...