Игры для развития творческого мышления и воображения
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ.
Предлагаемые упражнения направлены на развитие у детей общих приемов творческого мышления и воображения, не привязанных к конкретному учебному предмету. В то же время они могут быть использованы и для активизации творческого мышления и воображения применительно к различным содержательным областям.
1. Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений.
2. Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.
На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми.
3. Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.).
Свет -- ласковый, живой; солнце -- …; утро -- …; лампа -- …; костер -- … .
Темнота – закрытый, ночной; ночь -- …; вечер -- …; пещера -- … .
4. Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Колодец – паркет; бревно – коробка; облако – дверь; кукла – снег.
5. Задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения.
Утром Дима проснулся раньше обычного. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.
Подумай, что может произойти, если …..
«…дождь будет идти, не переставая.»
«…люди научатся летать, как птицы.»
«… собаки начнут разговаривать человеческим голосом.»
« …оживут все сказочные герои.»
Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.
6. Игра «Теремок». Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
7. «Собери фигурки». Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленен на детали.
8. «Нелепицы». Рисуется картинка по любому сюжету — лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
9. Игра «Что на что похоже». 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на ...» и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых ведущих и предлагает следующий предмет для ассоциации.
10. «Сюрреалистическая игра » (рисунок в несколько рук). Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
11. «Волшебные кляксы ». Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
12. Игра «Слово-ассоциации». Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:
с хлебобулочными изделиями; с созвучными словами: барон, бекон; с рифмующимися словами: кулон, салон.
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно развивать что называется «на ходу». Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Двигательная активность на прогулке. Подвижная игра, как способ развития творческого мышления и воображения дошкольников»
ВведениеВ настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные ...
Статья "Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста"
Творческие способности человека – далеко не новый предмет научных и практических исследований. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена. Общество развивается благода...
Развитие творческого мышления и воображения дошкольников методами ТРИЗ - РТВ
Использование ТРИЗ - технологий в работе с дошкольниками....
Сообщение на тему: "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"
Сообщение из опыта работы на тему "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"...
Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»
Картотека "Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения" будет очень полезна не только воспитателям. но и родителям дошколников....
консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022
Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....
Игры на развитие творческого мышления и воображения детей младшей группы
Польза игр для развития творческого мышления и воображения заключается в следующем:- Развитие эмоционального интеллекта. Дети учатся лучше понимать свои эмоции и эмоции других людей. В будущем эт...