Статья "Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа) по теме
Творческие способности человека – далеко не новый предмет научных и практических исследований. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена. Общество развивается благодаря появлению новых идей. Все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей.
Становление личности ребенка начинается с его рождения – в этот период его обучением и воспитанием занимается мама. Задача воспитателя после прихода малыша в детский сад – продолжить этот процесс. В возрасте от 3-х до 7-ми лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, эстетического, умственного, нравственного развития ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста
Автор: Панченко Татьяна Дмитриевна,
воспитатель АУ ДОУ ДСОВ №9 «Черепашка»
Творческие способности человека – далеко не новый предмет научных и практических исследований. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена. Общество развивается благодаря появлению новых идей. Все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей.
Становление личности ребенка начинается с его рождения – в этот период его обучением и воспитанием занимается мама. Задача воспитателя после прихода малыша в детский сад – продолжить этот процесс. В возрасте от 3-х до 7-ми лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, эстетического, умственного, нравственного развития ребенка.
С 2004 года мною начато углубленное изучение вопроса о развитии творческого мышления и воображения дошкольников. В это время в городе на уровне методического объединения работала творческая группа по этой же теме. Я стала ее участником. Постепенно набирался опыт, были видны результаты работы: дети становились активнее, смелее в своих суждениях, заметно изменялось мышление: из наглядно-образного оно становилось словесно образным, речь становилась выразительнее, а самое главное, дети совсем по-другому начинали общаться: с уважением выслушивали друг друга, считались с мнением сверстника.
В 2008 году я написала проект «Путь к творчеству», в котором отражена моя работа по развитию творческого воображения и мышления для дошкольников, начиная с 4-х лет.
Проект содержит три основных этапа. В каждом этапе полностью раскрыты цели и задачи, содержание работы с детьми и родителями.
Первый этап для детей 4-х -5ти лет, называется не случайно «Открытие и удивление», дети 4-х лет осмысленно ведут поисковую деятельность и делают открытия.
Цель работы на первом этапе: развивать и совершенствовать память, внимание, восприятие, речи как основ интеллектуального и творческого развития.
Второй этап для дошкольников 5-ти – 6ти лет - «Почемучки».
Цель второго этапа: развивать наглядно – образное мышление, развивать предпосылки воображения и творческого мышления.
Третий этап я назвала «Мыслители и фантазеры», он посвящен будущим первоклассникам.
Цель: Формировать словесно-образное мышление, и его качества ассоциативность, системность, диалектичность, которые развиваясь, перерастут в креативность.
В данной публикации предлагается система работы по развитию творческого мышления и воображения для дошкольников от 6 до 7 лет.
3 этап «Мыслители и фантазеры»
От 6 до 7 лет
Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию…», «Вообрази себе, что ты…». Чтобы придумывать и фантазировать нам необходимо мышление. Когда человек воображает (в хорошем смысле этого слова), в его сознании возникают различные образы. Зачем развивать у ребенка воображение, ведь оно и так намного ярче и оригинальнее, чем у взрослого? Однако, выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека».
Из этого следует, что воображение ребенка беднее воображения взрослого из-за ограниченного жизненного опыта. С помощью воображения малыш познает окружающий мир и самого себя. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, тем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее его воображение.
Цель работы на 3 этапе: продолжать развивать у детей наглядно-образное мышление, формировать словесно-образное мышление; развивать воображение и качества мышления, формирующие креативность: ассоциативность, диалектичность и системность мышления; продолжать тренировать память, внимание, речь.
Задачи 3-го этапа:
- развивать у детей продуктивное творческое мышление и воображение, которое характеризуется такими качествами, как богатство проецируемых образов и направленность;
- учить использовать фантастические преобразования, видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления об объектах при создании продуктивных работ, в речетворческой деятельности;
- продолжать воспитывать выдержку, умение взаимодействовать в коллективе, принимать и уважать мнение другого человека.
Примерное содержание педагогической деятельности по развитию
творческого мышления и воображения дошкольников
на 3 этапе «Мыслители и фантазеры» (6 – 7 лет)
№ п/п | Формы работы | Задачи | Содержание деятельности, методы, приемы | Литература, материалы, оборудование |
Совместная игровая деятельность. Тренировка творческого мышления. | - Развивать у детей наглядно-образное и творческое мышление; - учить детей находить противоречия, обучать приему противоречивых свойств; - совершенствовать умение ставить вопросы; - учить умению выделять в предметах нехарактерные для него свойства (переформулирование); - закреплять умение генерировать идеи, осуществлять творческий подход к решению самых разных проблемных ситуаций. | Игры, упражнения на развитие мышления: - «Собери картинку»; - «»; - «Противоположные свойства»; - «Дорисуй лесного жителя»; - «Изобретатель»; - «Художник»; - «Пантомима»; - «Рисунки в пустых рамках»; - Часть и целое; - «Вопросы». Игры, задания на развитие творческого мышления: - Моделирование. «Модель истории». - Системный оператор. «Лифт». - Игра «Да – нет». - Мозговой штурм. «Шапка». | - Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н., Развиваем воображение и творческое мышление. – М: «МарТ», 2005 – 160 с. - Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004 – 208 с. - Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. – Обнинск: ООО «Росток», 1998. – 64 с. | |
Совместная игровая деятельность. Тренировка воображения. | - Развивать у детей творческое воображение; - учить детей оперировать в игре заменителями предметов: геометрическими фигурами, знаками и т.д.; - формировать умение фантастического преобразования объектов окружающего мира посредством изменения во времени, в размере, путем дробления-объединения, оживления-окаменения, методами специал-универсал, наоборот. | Игры, упражнения на развитие воображения: - «Шкатулка со сказками»: - «Фигурки-заместители»; - «путешествуем по дороге»; - «Подарки из мешочка». Игры, задания на развитие творческого воображения: - Эмпатия. «Утюг»; «Язык». - Фантастическая аналогия. «Новый автомобиль». - Прямая аналогия. «Паутина». - Символическая аналогия. «Загадки». - Типовые приемы фантазирования. «Стол»; «Лягушка»; «Сказочные персонажи»; «Оживляем неживое»; «Волшебный помощник»; «Все наоборот». | - Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н., Развиваем воображение и творческое мышление. – М: «МарТ», 2005 – 160 с. - Цукарь А. Уроки развития воображения. – М: Айрис-ПРЕСС, 2000. – 208 с. - Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. – Обнинск: ООО «Росток», 1998. – 64 с. | |
Речевая творческая деятельность. Лингвистика. | - Развивать у детей воображение, творческое мышление; - способствовать активизации ассоциативного мышления; - продолжать развивать у детей мыслительную и речевую деятельность; - пополнять словарный запас детей, активизировать его; - учить детей строить диалог. | Лингвистические (словесные) игры: - «Волшебная картинка»; - «Вкусные слова»; - «Сочини предложение, сказку»; - «Вопрос - ответ»; - «Похожий хвостик»; - «Фантазии о…»; - «Скороговорки»; | - Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр. – М: «Амрита-Русь», 2008. – 320 с. | |
Речевая творческая деятельность. Работа со сказкой. | - продолжать развивать воображение, фантазию у детей; - формировать качественную сторону речевой деятельности; - обогащать словарный запас детей; - продолжать учить детей представлять события в определенной последовательности их развития, учить устанавливать взаимосвязи между отдельными событиями. | Творческие задания: - «Изменение сказочной развязки»; - «Перевирание сказки»; - «Цветные сказки»; - «Сказочная путаница». | - Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: «ФОЛИО», 1997. – 464 с. - Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия развития», 1998 – 240 с. - Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. – Обнинск: ООО «Росток», 1998. | |
Интегрированные занятия. «Осенние дары природы». | - Развивать творческое мышление, воображение; - упражнять в умении применять на практике типовые приемы фантазирования; - систематизировать знания о растения; - учить решать проблемные ситуации и находить нестандартные решения; - совершенствовать умение фантазировать; - закреплять умения отображать в рисунках образы, возникшие в воображении; -учить слушать музыку, определять ее характер; - воспитывать эмоциональную отзывчивость. | - Чтение под музыку стихотворения З. Федоровской «Осень»; - Дискуссия «Осенние мотивы»; - Слушание музыки; - Игра с кольцами Луллия; - Физкультминутка «Урожай собирай; - Рисование собственного образа, созданного в воображении; - Фантазии на тему «Кто будет жить в моем чудо-доме». | - Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2003. – 288 с. - «Волшебное дерево», овощи, фрукты; рисунок тыквы; - кольца Луллия; - Фломастеры, цветные карандаши, мелки; - Музыка: П.И. Чайковский. «Осенняя песнь»; И. Штраус. «Вальс» Фа-мажор. | |
Интегрированные занятия. «Самая смешная сказка». | - Продолжать развивать творческое мышление, воображение; - упражнять в умении применять на практике типовые приемы фантазирования; - побуждать детей мысленно совершать путешествия; - продолжать учить решать проблемные ситуации и находить нестандартные решения; - совершенствовать умение выдвигать оригинальные идеи; - развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера; - совершенствовать умение создавать в рисунках законченный образ; - воспитывать умение принимать ответы и мнения сверстников и взрослых. | - Музыкальная разминка; - беседа о цирке; - музыкальная загадка; - Дидактическая игра «Волшебный лоскутик»; - решение проблемной ситуации методом «Мозговой штурм»: как улучшить настроение Плоши? - составление коллективного панно «На арене цирка». | - Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2003. – 288 с. | |
Мониторинг. Мышление. | - Определить уровень развития творческого мышления; - выявить у ребенка умение анализировать предлагаемый образ, находить и классифицировать свойства и признаки различных объектов окружающей жизни, находить оригинальные решения применения объекта. | 1. Тест «Варианты употребления». Инструкция: «перечисли как можно больше способов использования предметов: консервная банка, кирпич, газета. | Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. – М, 1995. | |
Мониторинг. Воображение. | - Оценить уровень развития воображения и способности к оригинальному фантазированию; - выявить уровень умения придумывать необычные, оригинальные образы. | 2. Тест «Вербальная фантазия». Предложить ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе и изложить ее устно в течение 5 минут. | Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. – СПб.: «Дельта», 1997. – 384с. | |
- Определить уровень развития воображения у ребенка; - выявит умение создавать в воображении и дорисовывать схематические изображения до предмета, сюжета; - определить тип выполнения заданий и вывести коэффициент оригинальности. | - Методика «Дорисовывание фигур». Ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены разные контурные фигуры. Задание: попробуй, как волшебник, превратить эту фигурку в любой предмет или картину. | Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с. |
Сотрудничество с семьей
В начале 70-х годов американские психологи Дж. Гауэн и Е.П. Торранс предложили целую серию полезных советов родителям, которые бы хотели воспитать творческую личность и одновременно не забывали бы о психическом здоровье своих детей. В связи с этим необходимо организовать педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников так, чтобы они стали помощниками в процессе воспитания и обучения детей.
Если родители хотят видеть своего малыша творческой личностью и готовы заниматься развитием творческого мышления и воображения дома, то необходимо познакомить родителей с рекомендациями, которые нужно выполнять в процессе воспитания и организации жизнедеятельности ребенка в домашних условиях.
Правила воспитания:
1. Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, одобряющим тоном.
2. Говорите с малышом короткими фразами.
3. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы, поощряйте любопытство и воображение ребенка.
4. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток малыша. Не следует говорить, что его произведение можно улучшить: «Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...»
5. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение.
6. Старайтесь отвечать на вопросы так, чтобы ребенок понял ответ. Если ребенок не выслушивает до конца, значит, либо он устал, либо не понимает вашего ответа. Прервите себя и измените тему разговора.
7. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. При этом установите четкие и жесткие требования к ребенку. Ребенок должен знать «перечень» ограничений своего поведения.
8. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).
9. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
10. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, если он непонят своими сверстниками.
11. Постарайтесь уменьшать социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Постарайтесь создать творческую атмосферу в том коллективе, где находится ребенок.
12. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Примерное содержание педагогического взаимодействия с семьей
по вопросам развития творческого мышления и воображения дошкольников
№ п/п | Формы работы | Тема |
1 этап «Открытие и удивление». | ||
Консультации. |
| |
Беседы |
| |
Интегрированное занятие | «Волшебница зима». | |
Родительское собрание. | «Творческие способности дошкольника». | |
Анкетирование. | «Участие родителей в творческом развитии ребенка». | |
Досуг. | «В гостях у бабушки Загадушки». | |
Круглый стол. | «Поделимся опытом. Развиваем творчество ребенка». | |
Родительское собрание. | «Результаты совместной деятельности по формированию начал творческой личности». | |
Праздничное чаепитие. | «Мы стали на год старше!». | |
2 этап «Почемучки». | ||
Консультации. |
| |
Беседы. |
| |
Круглый стол. | «Тренируем мышление и творческое воображение ребенка». | |
Творческий проект. | «В тридевятом царстве». | |
Конкурсы. |
| |
Совместная игровая деятельность. |
| |
Родительское собрание. | «Как летний оздоровительный период сделать полезным для творчества». | |
3 этап «Мыслители и фантазеры». | ||
Консультации. |
| |
2. | Беседы. |
|
3. | Творческие вечера. |
|
4. | Семинар-практикум. | «Средства формирования творческого мышления и воображения у дошкольников. Практическая помощь родителям». |
5. | Творческий проект. |
|
6. | Совместная игровая деятельность. | «Задание от нашей семьи». |
7. | Конкурсы. |
|
8. | Родительское собрание. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».
Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...
Развитие логического мышления и творческого воображения у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ - технологий.
Представленный материал показывает нужность и важность использования в современном образовании новых технологий, в данном случае ТРИЗ - технологий, для развития творческой личности ребенка, способной ...
Из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста»
Материал из опыта работы по нетрадиционному рисованию с детьми дошкольного возраста...
Презентация опыта работы «Формирование пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов изобразительной деятельности – пластилинографии»
Опыт работы по формированию пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов ИЗО-деятельности - пластилинография....
Конспект НОД .Развитие творческих способностей и воображение у детей дошкольного возраста.
Развивать творческое воображение детей ,создавать условия для развития творческих способностей. Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форм...
Конспект НОД по рисованию в средней группе Тема: развитие творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста
Конспект НОД по рисованию в средней группе Тема: развитие творческих способностей и воображения у детей дошкольного возрастаЦель: Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой ...
Развитие творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста через Эбру.
Аннотация: Актуальность выбранной темы обусловлена особенностью воздействия техники рисования «ЭБРУ» (рисование на воде) на ребёнка с ограниченными возможностями без давления на личность, ...