Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра красок»
методическая разработка (младшая группа)
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palitra_krasok.docx | 38.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 227»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Палитра красок»
Возраст детей: 3 - 4 лет
2019-2020 учебный год.
Воспитатель:
Горбачева И.В.
г. Ярославль ,
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
№ | Содержание | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 2 |
2. | Педагогическая целесообразность | 4 |
3. | Цель программы | 4 |
4. | Задачи программы | 4 |
5. | Принципы программы | 5 |
6. | Методы обучения | 5 |
7. | Взаимодействие с семьей | 5 |
8. | Режим | 6 |
9. | Здоровьесберегающие технологии | 6 |
10. | Нетрадиционные техники рисования | 6 |
11. | Используемые материалы | 8 |
12. | Предполагаемые навыки и умения детей к концу года | 9 |
13. | Формы отчётности | 10 |
14. | Структура занятий | 11 |
15. | Календарно – тематическое планирование | 12 |
16. | Список используемой литературы | 18 |
17. | Литература для детей и родителей | 19 |
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Истоки» «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического творческого особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Палитра красок» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы:
Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы
Развивающие:
— Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
__Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
— Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
— Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
— Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
__Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
— Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
— Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Принципы программы
1. Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал).
2. Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении).
3. Доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному).
4. Личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей).
5. Связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни).
6. Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
7. Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
В работе используются следующие методы обучения:
1. Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия).
2. Словесный (беседы, рассказ, объяснение).
3. Практические упражнения.
4. Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).
Взаимодействие с семьей
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями нетрадиционной техник рисования. Разработан цикл консультаций по темам: «Не бойтесь экспериментировать!», «Необычными вещами мы рисуем без труда», «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста», «Первые шаги в искусство», "Волшебное рисование".
Режим:
Занятия будут проводиться 1 раз в две недели и длиться 15 минут. В программе представлены 18 занятий, рассчитанных на учебный год. (с 1 сентября по 31 мая).
Здоровьесберегающие технологии
• Дыхательная гимнастика
• Артикуляционная гимнастика
• Пальчиковые игры со словами
• Гимнастика для глаз
• Физкультминутка, динамические паузы
Нетрадиционные техники рисования:
I. Рисование ладошкой
Способ рисования: На ладонь ребенка наносится специальная краска. Затем ребенок учится технике печатания ладошкой и дополняет свое изображение деталями.
Задачи:
- обучение новым приемам рисования и развития умения экспериментировать;
- органично чувствовать изобразительный материал, его свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя;
- осознавать чувство ритма, как изобразительно-выразительное средство;
- развитие мелкой моторики рук.
II. Рисование пальчиками
Способ рисования: Ребенок окунает пальчики в краску и учится рисовать, распределяя отпечатки по всему листу. Это могут быть короткие линии, точки или предметы.
Задачи:
- учить рисованию пальчиками, распределяя отпечатки по всему листу;
- учить рисовать пальцами короткие линии, точки и предметы;
- развитие мелкой моторики рук.
III. Оттиск поролоном или скомканной бумагой
Способ рисования: Поролоновый тампон (или скомканная бумага) окунается в краску. Дети учатся проводить поролоном короткие прямые линии, рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном или скомканной бумагой на силуэте предмета.
Задачи:
- развивать чувство фактурности, объемности при рисовании животных, птиц, деревьев;
- развивать творческие способности;
- формировать чувство ритма.
IV. Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой)
Способ рисования: На сухую кисть или ватную палочку наносится краска. Методом «тычка» дети рисуют различные формы, силуэты и целые композиции.
Задачи:
- познакомить и закрепить технику рисования «тычком»;
- развитие творческого воображения детей при рисовании узоров, цветов, снега;
- развитие творческих способностей;
- формировать чувство ритма и композиции при украшении обоев, одежды и различных росписей (дымковская, хохломская роспись), или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.
Используемые материалы
Материал:
• акварельные краски, гуашь; • восковые и масляные мелки, свеча; • ватные палочки; • поролон; • матерчатые салфетки; • стаканы для воды; • подставки под кисти; • кисти.
Предполагаемые навыки и умения детей к концу года
Традиционные методы | Нетрадиционные методы |
Интересуются рисованием | Имеют стойкий интерес к изодеятельности |
Рисуют гуашью, фломастерами, цветными карандашами | Знают и называют материалы, которыми можно рисовать. Умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель) |
Знают и называют основные цвета, правильно подбирают их | Знают основные цвета и их оттенки, широко их используют |
Ритмично наносят штрихи, пятна | Украшают изделие различными способами |
Рисуют линиями и мазками простые предметы, рисуют предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор) | Создают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей |
Рисование гуашью, фломастерами и цветными карандашами, кистью на бумаге | Знакомы и используют нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвет) |
Изображают предметы | Создают простейшую композицию из нескольких предметов |
Составляют узоры на полоске, квадрате, круге | Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки |
К концу года ребенок умеет:
-Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
-знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
-передает различие предметов по величине;
-ритмично наносит штрихи, пятна;
-рисует линиями и мазками простые предметы ;
-рисует предметы, состоящие из сочетания линий ;
-создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей ;
-знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
-украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.
Формы отчетности
1. Выставки детских работ.
2. Участие в мероприятиях разного уровня.
3. Открытые занятия
Структура занятий кружка «Палитра красок».
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Лабиринт» слушание песенок, и т.д.
ЧАСТЬ.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Элементы занятий:
- элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л.Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста);
- игры на развитие мышления, воображения, памяти – Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура). Умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.).
- рисование, аппликация, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.
В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей.
Календарно – тематическое планирование на 2019 – 2020 учебный год
Месяц | № | Тема | Задачи | Предварительная работа и материалы | Нетрадиционная техника |
сентябрь | 1 | «Солнышко» | –познакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой; –воспитывать аккуратность; –развивать умения и навыки свободного экспериментирования краской | листы бумаги белого цвета А-4, мисочки с жёлтой гуашью, салфетки, иллюстрации | рисование ладошкой |
2 | «Наши дружные ладошки» | –познакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой; –воспитывать аккуратность; –развивать умения и навыки свободного экспериментирования краской | листы тонированной бумаги А-4, мисочки с жёлтой, синей, зелёной и красной гуашью, салфетки | рисование ладошкой | |
октябрь | 3 | «Дождик, дождик, лей, лей! | –познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками; –показать приёмы получения точек и коротких линий; –учить передавать характер дождя (ливень, капельками) –продолжать знакомить с нетрадиционной техникой; | листы бумаги светло-серого цвета А-4 с наклеенными тучками; синяя гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации, зонт для игры | рисование пальчиками |
4 | «Мухоморчики лесные» | –учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги; –закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба | шаблоны для мухоморов из белой бумаги, алая, малиновая, оранжевая и зелёная гуашь, мисочки с белой гуашью, кисти, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов | рисование пальчиками | |
ноябрь | 5 | «Хозяйка однажды с базара пришла...» | –познакомить с техникой печатания пробкой; –показать приём получения отпечатка; –развивать чувство композиции | круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках жёлтого, красного, зелёного цветов, пробки, салфетки, овощи натуральные или муляжи | оттиск пробкой |
6 | «Ягоды и яблоки» | –познакомить с техникой печатания поролоновым тампоном; –учить рисовать фрукты, используя контраст размера и цвета; –развивать чувство композиции | круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках жёлтого, красного, зелёного цветов, поролоновые тампоны, салфетки, фрукты натуральные или муляжи | оттиск пробкой, поролоновым тампоном | |
декабрь | 7 | «Ёлочка пушистая» | –упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью; –продолжать использовать фактуру в работе; –воспитывать аккуратность | маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, салфетки | тычок жёсткой полусухой кистью |
8 | «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла» | –закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками; –воспитывать аккуратность | маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, гуашь красного, желтого, синего цветов в мисочке, салфетки | рисование пальчиками | |
январь | 9 | «Белый снег пушистый...» | –закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками; –воспитывать аккуратность; –развивать чувство композиции | тонированный лист бумаги (синий), мисочки с белой гуашью, салфетки, иллюстрации | рисование пальчиками |
10 | «Зайчишка-плутишка» | –учить имитировать шерсть животных, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности; –учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги | фигура зайчика из плотной бумаги, жёсткая кисть, гуашь серого цвета, иллюстрации | тычок жёсткой полусухой кистью | |
февраль ФЕВРАЛЬ | 11 | «Весёлый снеговик» | –упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью; –продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура; –воспитывать аккуратность | вырезанный из бумаги снеговик (2 круга разной величины) серого или голубого цвета, белая гуашь, жёсткая кисть, красный и чёрный маркеры | тычок жёсткой полусухой кистью |
12 | «Зимние фантазии» | –совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | все имеющиеся в наличии | рисование ладошкой, пальчиками, оттиск пробкой, поролоновым тампоном, тычок жёсткой полусухой кистью | |
МАРТ | 13 | «Мимоза» | –упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток; –развивать чувство композиции; –закрепить навыки наклеивания | открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки, гуашь жёлтого цвета, клей, кисти, иллюстрации | рисование пальчиками |
14 | «Лесные жители» | –упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью; –продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура; –воспитывать аккуратность | вырезанные из плотной бумаги силуэты животных, гуашь разных цветов, жёсткая кисть, иллюстрации, ватман с нарисованным лесом | тычок жёсткой полусухой кистью | |
АПРЕЛЬ | 15 | «Волшебные картинки» | –познакомить с техникой рисования свечой; –аккуратно закрашивать лист жидкой краской | свеча, чернила или тушь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги А-4 с уже нанесёнными свечой рисунками | рисование свечой |
16 | «Радуга» | –упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью; –закрепление названий цветов; –воспитывать аккуратность | листы голубого цвета А-4, гуашь разных цветов, жёсткая кисть, иллюстрации | тычок жёсткой полусухой кистью | |
МАЙ | 17 | «Одуванчики» | –упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью; –воспитывать аккуратность | тонированные листы бумаги А-4 (голубой цвет), жёсткая кисть, жёлтая и зелёная гуашь | тычок жёсткой полусухой кистью |
18 | «Божья коровка» | –упражнять в технике рисования пальчиками; –закрепить умение равномерно наносить точки на поверхность предмета; –воспитывать аккуратность | вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек, ватман, салфетки, чёрная гуашь, бумага зелёного цвета и клей для педагога | рисование пальчиками |
Список используемой литературы
1. Аксенова А.А. Развивающие занятия по изобразительной деятельности. М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. –192с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты.
7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.:ЦЕНТР ВЛАДОС, 2000г
Литература для детей и родителей
1. Цветные ладошки, И.А.Лыкова, «Карапуз-Дидактика» 2006г.
2. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.
3. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, 1999
4. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, , 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Палитра»
Дополнительная общеразвивающая образовательная модульная программа «Палитра» художественно - эстетической направленности дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образовани...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная палитра»
ДОП "Волшебная палитра"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга красок».
Цель программы: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.Задачи программы:Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;Развив...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Палитра красок
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Палитра красок разработана для работы с детьми 6-7 летЦель программы:развивать художественное творчество, воображение, фантазию...