Программа кружка "Детский дизайн" подготовительная группа
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Моркунцова Светлана Николаевна
Программа кружка для подготовительной группы. Кружок детского дизайна предусматривает создание дошкольниками полезных, индивидуальных самоделок, творческих работ из различного материала, используя различные техники: пластилинографию, изонить, соленое тесто, работа с бросовым материалом, техника витража и различный материал для создания поделки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_detskiy_dizayn.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Дошкольный возраст — наиболее целесообразный период  для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим  потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии,  сотрудничестве, сотворчестве.

          Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по новому
оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные  поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают», и обогащают. В результате  таких поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной и успешной!

          «Стремление в чём-то преуспеть, быть компетентным и независимым, понять мир и действовать искусно — фундаментально для каждого человека»- утверждает  профессор психологии М. Даналдсон.

           Современная жизнь, развитие технологий вполне оправданное стремление людей сделать свой быт более комфортным, вне всякого сомнения, могут сыграть с нами злую шутку — превратить нас в неумех. А разве доступность, массовость, похожесть и абсолютная стандартизация всех без исключения аспектов быта не обедняет нашу  жизнь, не лишает уюта и индивидуальности оформления группы, дома не причёсыВает наши вкусы под одну гребёнку.

           Творческий потенциал человека безграничен. Нужно только дать ему верное направление. А детская фантазия поможет нам, взрослым, по- новому взглянуть на  мир.

           Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества:  самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие  самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой  деятельности; снижать закомплексованность, скованность.

            Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и  талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

            Кружок детского дизайна как раз и предусматривает создание дошкольниками полезных, индивидуальных самоделок, творческих работ из подручного материала.

            В отличие от существующих программ для кружков дизайна, акцент делается на развитие у кружковцев способностей к познанию мира с дальнейшим его преобразованием.

          Сделать полезную и красивую поделку - это уже проявление мастерства, фантазии и художественного вкуса.

        Изготовление поделок из бросового материала - наверное, один из самых интересных видов творчества, во всяком случае для меня....

Дизайн — художественное проектирование различных изделий, обладающих
функциональными и эстетическими свойствами.

        В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование

результата, что способствует общему развитию ребенка.

Ни одно изделие не создается как отвлеченная конструкция, тем более, если эта изделие рассматривать как произведение дизайна. Любая хорошая вещь неразрывносоединяет в себе две стороны: удобство (функцию) и внешнюю выразительность
 Первая выражается через конструкцию, вторая — через художественную форму, ноони не разделимы.

  1. Содержательная часть программы

На основании действующей комплексной программы «Детство», в соответствии базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого малыша на выбор интересного занятия для самовыражения, был создан кружок «Детский дизайн».

Цель:

 Развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликации, техники изонити, ручном труде

Задачи:

1.Развивать умение фантазировать, конструировать, творчески мыслить;

2. Знакомить с увлекательным миром дизайна по созданию картин, рамок
для детских работ, и поделок для оформления различных уголков;

3. Развивать навыки ручного труда с различным материалом;

4. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость, наблюдательность,
эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

5. Развивать специальные умения и навыки, сосредоточенность,
координацию глаза и руки, мелкую моторику, владение любыми
сподручными средствами.

6. Доставлять детям радость, создавать положительный настрой.

7. Корригировать психо - эмоциональную сферу детей

Занятия по дизайну формируют у детей:

надежную ориентацию в окружающем их предметном мире;
учат понимать что красиво, а что нет;

где какая--либо вещь будет уместной, а где напротив, неприемлемой;

помогают разобраться, как организовать свое предметное окружение, чтобы оно было комфортным, приятным и одухотворенным.

        Важно, что вся информация по дизайну (симметрия, асимметрия,

выбор цвета и т.п.) должна даваться не в виде отвлеченного правила

или специальных сведений, а в самой непосредственной связи с

практическим заданием, жизненный смысл которого ребенку

абсолютно понятен.

  • Детский дизайн может иметь: Предметно –декоративный характер –это создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировки)
  • Пространственно-декоративный характер — деятельность в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш...).

Для успешной работы с детьми необходимо организовать:

  • Эстетически грамотную среду (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений).
  • Художественно-декоративную деятельность ребенка, используя его
  • Наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов

          собственной дизайн - деятельности и любование ими.

   

Творчество детей в ходе изготовления поделок – это целенаправленный труд, в котором особую роль играет воображение – именно оно порождает новые образы. Как утверждал Л.С.Выготский, стремление воображения  к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.

       Занятия по созданию поделок из различного материала не просто

вооружают ребенка умениями и навыками, но и дают возможность

взглянуть на окружающий мир глазами созидателя.

      Они будят интеллектуальную творческую активность ребенка, учат
планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию,
конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Ожидаемый результат:

1.Развитие моторных навыков

2. Развитие чувства, цвета, тактильных ощущений, навыков дизайна;

3. Развитие коммуникативных навыков: понимание собеседника,
доброжелательность, целеустремлённость, умение работать в группе;

4. Развитие творческих способностей, личностных качеств; усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца;

5. Расширение чувственного опыта и эмоциональной отзывчивости

Принципы построения занятий

1 Личностно-ориентированный подхода к каждому ребёнку;

прикладного) и детской художественной деятельности;

2. Интеграция разных видов искусства ( изобразительного и декоративно-

3. Обогащение сенсорно-чувственного опыта;

4. Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира

эмоциональной открытости; (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности,

5. Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;

экспериментирование и развитие творческих способностей

6. Использование проблемных, игровых ситуаций, инициирующих детское

  1. Методическая часть программы

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование на каждый месяц. Темы внутри каждого блока переставлены, педагог сам определяет порядок их прохождения.

Основные блоки программы:

                         1.1 «Необыкновенное рисование»

Знакомить детей с нетрадиционными приёмами и техниками работы на бумаге (граттаж, кракле, принт, набрызг), новыми художественными материалами. Развивать художественно-творческие способности, цветовосприятие.  

                  1.2 « Волшебные картинки»

Продолжать знакомить детей с оригинальными способами аппликации. Развивать воображение, фантазию. Формировать творческое мышление, образное восприятие.

                   1.3 «Удивительное рядом»

Развивать творческое воображение и конструктивное мышление, осваивать способы работы с различными инструментами. Учить видеть интересный образ, создавать задуманный. Учить работать бросовым материалом.

                    1.4 «Бабушкин сундучок» (изонить)

Познакомить детей с новым видом художественной деятельности — техникой изонити. Обучить плоскостному моделированию. Развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсорное и цветовое восприятие, логическое мышление, воображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца), художественных способностей и эстетического вкуса. Научить владеть иголкой, ниткой.

                  1.5 «Бумажные выкрутасы» (поделки из спичечных коробков)

Способствовать развитию навыков ручного труда, конструирования. Знакомить с приемами работы с различными инструментами. Учить осторожному обращению с ними. Способствовать развитию координации движений пальцев, мелкой моторики рук. Воспитывать усидчивость и самостоятельность.

                     1.6 «Разноцветные фантазии»

Развивать творческие способности, память, мышление, воображение, речь,

фантазию эстетический вкус. Показать варианты сочетания художественных

материалов по цвету, фактуре. Знакомить с техникой витража.

                    1.7 «Тили-тили-тесто» (тестопластика)

Совершенствовать технику лепки из солёного теста - натурального и окрашенного (свободно сочетать разные способы и приёмы). Воспитывать интерес к декоративно-оформительской деятельности, экспериментированию с формой. Разнообразить приёмы декоративного оформления. Учить пользоваться инструментами (скалка, формочки, печатки). Развивать глазомер, чувство формы, пропорции, художественный вкус.

                   1.8«Чудо пластилин» (пластилинография)

Расширить представления детей об окружающем мире природы. Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к природе. Развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Структура занятий:

              -Мотивация детей.

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.

   

          - Пальчиковая гимнастика.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.

         - Художественно-изобразительная деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн-творчестве.

       Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.

                - Презентация работы

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего
труда.

Перспективный план

Название блока

месяц

Кол-во занятий в

неделю

Кол-во занятий в

месяц

«Необыкновенное
рисование»

(Нетрадиционные техники
рисования)

октябрь

          1

        4

«Волшебные картинки» (Мы наклеем на листок)

ноябрь

            1

         4

«Удивительное рядом» (поделки из бросового материала)

декабрь

            1

        4

«Бабушкин сундучок» (изонить)

январь

            1

        4

2бумажные выкрутасы» (поделки из спичечных коробков)

февраль

            1

        4

«Разноцветные фантазии»(сделаем жизнь малышей ярче)

март

            1

        4

«Тили-тили-тесто» (лепка из соленого теста)

апрель

            1

        4

«Чудо –пластилин» (пластилинография)

май

            1

        4

Всего: 32 занятия в год

Условия реализации программы

Кружковая программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

- Наборов разнофактурной бумаги, ткани.

-Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).

-Художественно-изобразительного материала.

- Инструментов для художественного творчества.

           К концу года умения детей во всех видах изобразительной и декоративной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е.М.

 «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также
диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие
художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности
изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, аппликаций, поделок является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.


Литература:

1. Кожохина С.К., Панова Е.А. «Сделаем жизнь малышей ярче»

2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» 4

3. ГоричеваВ.С.,    Филиппова Т.В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок»

4. Под редакцией  Казаковой Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)

5. Давыдова Г.Н. «Поделки из спичечных коробков»

6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн»

7. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн -2»

8. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн -3»

9. «Соленое тесто»

10. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для средней группы группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...

Рабочая программа воспитателя младшей группы составлена на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы - 2016 -2017 г.г.

Рабочая программа воспитателя младшей группысоставлена на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на среднюю группу составлена на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой срок реализации программы (2018 – 2019 уч.год)

Содержание рабочей программы средней группы  составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте д...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной  группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, со...