"Игровые технологии для формирования основ системного мышления у дошкольников"
учебно-методический материал

Гридина Светлана Васильевна

О важности развития системного мышления у дошкольников.Знакомство с методом системного оператора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon метод системного оператора77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Колокольчик»


«Игровые технологии для формирования основ системного мышления у дошкольников »

                                                                                                             Воспитатель:                                             

                                                                                                      Гридина Светлана Васильевна

                                               

                                                               

                                                               

                                                            Каменка 2020год

                                                                                    -1-

Мир, в котором мы живём, существует не отдельными фрагментами. Мир целостен и все в нем взаимосвязано. Мир является сложной системой, имеющей многочисленные подсистемы. Поэтому, готовя ребёнка к самостоятельной жизни в этом мире, важно формировать у него системное мышление.

Как ни старайся, мы не сможем дать ребёнку абсолютно все знания об окружающем его мире. Но этого и не требуется. Важнее не выдать ребёнку определённый объем информации, а научить его с информацией работать. Мы не сможем дать ребёнку готовые инструкции по выходу из любой ситуации, но мы можем научить ребёнка искать недостающую информацию, структурировать её, анализировать и, на основе анализа, принимать эффективные решения. Как сказал Мишель Монтень: «Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». При системном подходе мы показываем  целостную картину, а впоследствии дробим на все более мелкие детали, углубляясь в подробности, которые со временем становятся доступными для понимания. При системном подходе новая информация даётся обязательно с опорой на уже существующую, объясняется, как новое связано с уже известным. Но бывает, что взрослые дают ребёнку информацию фрагментарно, как конечный факт, ни с чем не связанный. Это дидактическая ошибка. Нельзя формировать хоть временное, но ложное представление. Знания нужно давать в системе. Не просто выдавать информацию по кусочкам, а показывать, как этот кусочек соотносится с целым.  Системное мышление в дошкольном возрасте — это умение соотносить часть и целое, причину и следствие, искать общие признаки и принципы, искать отличия, уметь обобщать.  Учите детей устанавливать взаимосвязи между фактами, процессами и явлениями.

Должное внимание к постоянной тренировке системного мышления в период дошкольного возраста даст свой богатый урожай в будущем. Развитие системного мышления способствует лучшему осознанию картины окружающего мира. В настоящее время наблюдается огромная альтернатива при выборе методик для формирования у детей умения видеть окружающие предметы как совокупность взаимосвязанных предметов. Развивающие программы включают в себя как методы развития с самого раннего детства, так и работу с детьми старшего возраста, когда поле для реализации заветной задачи значительно расширяется. И все же, отдельное место среди этого разнообразия по праву заслуживает игровая технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Она осуществляет возможность донести до маленького исследователя наиболее понятным языком сложные взаимосвязи систем в игровом поле ребенка. Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способных понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

В ТРИЗ - педагогике активно используется такой метод, как «системный оператор». Безусловно, эта методика является принципиально важной для гармоничного, всестороннего и по-настоящему активного творческого мышления у детей. Сегодня предлагаю вам узнать про то, что такое системный оператор ТРИЗ, как он работает и где может применяться.

Учимся мыслить системно!

Думать объемно, учитывая все, без исключения, составляющие предмета анализа, могут далеко не все взрослые. Что уж говорить о детворе. В итоге, какие-то моменты остаются упущенными, и наше представление о вещах становится неполным, а значит и не до конца корректным, объективным.

Спешу вас успокоить — эту досадную оплошность всегда можно исправить! Особенно если речь идет опять же о детях, которым свойственно впитывать новую информацию с молниеносной скоростью. Главное — грамотно ее подать.

Подчеркивая принципиальную важность всеобъемлющего системного мышления, советский исследователь, создатель методики ТРИЗ, Генрих Альтшуллер, разработал концепцию системного оператора.

Она была призвана восполнить недостаток нашего мышления, дав людям возможность мыслить на десятки шагов вперед, выявляя тонкие причинно-следственные связи и закономерности вещей. По мнению ученого, только в этом случае мы сможем преобразовывать мир, не опасаясь разрушительных последствий своих не до конца обдуманных решений и действий.

                                                                    -2-

Как же работает системный оператор?

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

• Система - это некий объект, который находится в центре рассмотрения в настоящее время. Всякая система имеет ограниченную область эффективного использования (функцию). Под функцией понимается способность объекта изменять что-то другое. Любая система создается для выполнения полезных функций. Виды функций: основная и вспомогательная. Например, пылесос: основная функция – сокращать количество пыли в окружающей обстановке, вспомогательная – окрашивать стены, использовать для отдыха в качестве табурета и т.д.

Основная функция

  • объектов рукотворного мира – сохранять, изменять что-то, функцией объекты наделяет создавший их человек;
  • объектов живой природы – размножаться, изменяться во времени, преобразовывать одни формы энергии в другие;
  • объектов неживой природы – изменяться в сторону дробления до бесконечности (гора – камень – песок – микроэлементы); создавать основу для жизни объектов живой природы (живые объекты живут внутри неживого и используют неживое для жизни).

Система функционирует в какое-то определенное время, в определенном месте, взаимодействует с другими объектами.

• Подсистема- это то, что входит в систему — ее составляющие части.

Выделение подсистем (частей) также зависит от условий задачи. Например: в системе «человек» можно в качестве подсистем рассмотреть:

а) части тела, если речь идет об анатомическом строении;

б) чувства и эмоции;

в) черты характера, когда обсуждаются вопросы нравственности или культуры общения.

Подсистема выделяется на основе того признака, который имеет значение в конкретной ситуации.

• Надсистема - это ближайшее окружение объекта, в котором объект функционирует. У каждой системы может быть масса разных надсистем. В зависимости от того, как сформулирована задача, в качестве надсистемы можно рассматривать класс объектов, к которому эта система принадлежит. Например, С - «автобус» реальный объект или игрушечный, Н/С - городской транспорт или мир игрушек, место нахождения для настоящего автобуса - улица или автопарк, а если автобус игрушечный - полка в шкафу или играющий ребенок

• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

Кроме этого, Альтшуллер выделяет такое понятие, как «антисистема». Под ним понимается некий объект/группа объектов, которые в той или иной форме противодействуют изучаемой нами системе. Это своеобразные враги исследуемого объекта, которые каким-то образом мешают ему.

Алгоритм системного мышления

Автор и разработчик данного алгоритма – Г. С. Альтшуллер.

1. Выбор объекта и определение его функции или свойства.

2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.

3. Выявление составляющих объекта.

4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выяснение основного места обитания или функционирования.

5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам

Системный подход при изучении и обследовании объекта ориентирует исследователя на раскрытие:

- целостности объекта;

- выявление разнообразных связей (внутренних и внешних);

                                                                          -3-

- сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте.

Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором».

В детском саду этот метод получил название «Волшебный экран» (у некоторых авторов – «Волшебный телевизор»). Самый распространенный вариант – девятиэкранка, но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста.

Для малышей задачи обучения и игровые упражнения попроще:

В 1-й младшей группе:

• обучать детей выделять свойства предметов;

• обучать умению сравнивать системы через игры «Белый, как что», «На что это похоже», «Что умеет делать?», включая их в разные виды деятельности;

• использовать прием «эмпатии» для развития образного мышления и формирования умений действовать согласно выбранному образу.

Во 2-й младшей группе:

• продолжать начатую ранее работу, но при сравнении систем расширить диапазон характеристик предмета. Для этого использовались следующие игры: «Круглый, как что?», «Раз, два, три, ко мне беги…», «Чем мы с тобой похожи», «Теремок».

      .обучать выявлению подсистемных и надсистемных связей: «Из чего это?», «Где живет (работает)?».

• познакомить к концу года детей с игрой «Паровозик», направленной на отработку временной зависимости объекта.

• выявлять с помощью игры «Хорошо-плохо» положительные и отрицательные свойства объектов и явлений.

Для малышей используются варианты: трехэкранка.

Установлено, что целесообразно организовать работу с детьми 4–5 лет с помощью системного оператора на материале раздела «Ознакомление с живой природой». В качестве объектов изучения необходимо брать представителей живой природы: рябина, заяц, лягушка и др..

В среднем дошкольном возрасте знакомим детей с моделью анализа объектов «Волшебный экран», состоящий из пяти экранов, на котором можно рассмотреть,  из  чего состоит и частью

 чего является интересующий нас объект, провести его анализ.

 С детьми среднего дошкольного возраста можно использовать игры направленные на     развитие системного мышления: «Что было бы, если убрать часть», «Что можно сказать о предмете, если там есть…», «Чем был - чем стал», Мои друзья», «Раньше- позже», «Найди  друзей», «Давай поменяемся», «Что бывает таким же».

На протяжении старшего дошкольного возраста работа с «системным оператором» имеет свое продолжение. Знакомые детям игры используются с усложнением.        Дети знакомятся с полной версией «системного оператора», состоящей из девяти экранов, выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки;

  • определяется подсистема объекта (дети определяют, из каких частей он состоит);
  • объект сравнивается с другими по разнообразным признакам;
  • определяется надсистема объекта (его место обитания, класс или группа, к которым он относится);
  • рассматривается процесс развития объекта в прошлом (история возникновения данного объекта);
  • рассматривается развитие объекта в будущем (детям предоставляется возможность представить себе, каким объект станет: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.).

Если привести примеры работы системного оператора в детском саду, то получится примерно следующее:

• Система. Кошка.

• Подсистема. Лапки, ушки, усики, кожаный нос, пушистый хвост, смешная мордочка и т. д.

• Надсистема. Домашние животные.

• Прошлое. Раньше она была котенком. Ее воспитывала мама-кошка, которая учила дочку кушать, ходить, охотиться и убегать от врагов.

                                                                          -4-

• Настоящее. Сейчас кошке уже 3 года. Она большая, толстая, смешная, любимая.

• Будущее. Кошка будет расти, учиться новому. Она постепенно состариться. Так же как и люди.

• Антисистема. Кошки боятся собак и с ними не дружат. А еще кошки бояться воды, хотя плавать и умеют.

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует в качестве рифмовки стихотворение о системном операторе Марата  Гафитулина «Что-то»:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО,

Это ЧТО-ТО для чего-то,

Это ЧТО-ТО из чего-то,

Это ЧТО-ТО часть чего-то,

Чем-то раньше было ЧТО-ТО,

Что-то будет с этим ЧТО-ТО,

ЧТО-ТО ты теперь возьми,

На экранах рассмотри.

Такая игра непременно понравится маленьким почемучкам, а заодно поможет им в простой и            веселой форме каждый день открывать для себя что-то новое и полезное. Кроме этого, ребенок с малых лет привыкнет думать объемно, анализируя все составляющие интересного ему объекта.

Итогом обучения, используя метод технологии ТРИЗ «Системный оператор» является умение ребёнка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира. Этим методом можно пользоваться во время совместных игр с детьми, чтения сказок, художественного творчества, а чтобы дети научились мыслить системно и пользоваться приемом системного оператора родителям или педагогам следует использовать разные схемы и таблицы. Это поможет дошкольникам лучше понять, что собой представляет система и ее основные этапы развития.

                                                                                     -5-

                                                            

                                                        Список литературы:

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. / Г.С. Альтшуллер. — 3-е изд., дополненное. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003. – с.240.

2.Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – 2-е изд., дополненное. / Г.С.Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – с.208Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. \изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с.

3.Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста \в сб. Проблемы образ. в системе детский сад школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр.75-77.

4. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64 с.
5. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.

6. Страунинг А.М. "Росток". Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. (2-х томник). - Обнинск, 1996

                                                               

                                                                             

                                                                                  -6-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ системного мышления у дошкольников средствами информационно-цифрового пространства

Мир, в котором мы живем, представляет собой сложную систему взаимоотношений. Познавая окружающий мир человеку приходится учитывать эти взаимоотношения в их единстве и противоречии одновременно. Это сл...

Консультация для родителей "Формирование основ креативного мышления у дошкольников"

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями ребенка. Воображение является его центром. Выполняя какое- либо творческое задание с ребенком, взрослы...

Использование игровых технологий для формирования основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение худ литературы, экскурсии и т.д....

Сообщение из опыта работы по теме: «Формирование основ системного мышления у дошкольников».

Работа с «системным оператором» формирует у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отре...