НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам использования музейной педагогики»
проект на тему
В условиях детского сада трудно создать экспозиции, которые
соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини – музеями.
Мини – музей «Бумажные истории» решает задачи социально – личностного и нравственно – эстетического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят детского сада с бумагой и её происхождении, с видами и техниками. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.
Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_proekt_rustamova.docx | 51.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВПО «Российский государственный
педагогический университет имени А. И. Герцена»
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам использования музейной педагогики»
Студентка магистерской программы
«Духовно-нравственное воспитание»
группа 6 МД, 2 курс, заочное обучение
Рустамова Ирина Николаевна
Под руководством: научного руководителя,
к.п.н., доц. Гладкой Ирины Вячеславовны
Санкт-Петербург
2016
Аннотация проекта
В условиях детского сада трудно создать экспозиции, которые
соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини – музеями.
Мини – музей «Бумажные истории» решает задачи социально – личностного и нравственно – эстетического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят детского сада с бумагой и её происхождении, с видами и техниками. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.
Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление.
Длительность проекта - бессрочный.
Участники проекта:
Работа мини-музея рассчитана на посещение воспитанниками и сотрудниками детского сада, родителями, воспитанниками ближайших детских дошкольных учреждений, представителями социальных служб, гостями из других учебных заведений.
Мини - музей внесёт специфику в образовательный и воспитательный процесс в нашем детском саду.
Проблема: выявить возможности музейной педагогики, как средство нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальность исследования: Для детей 3-6 лет, в связи с вышесказанным, наиболее актуальны следующие направления деятельности:
- знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта;
- установление связей и взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов;
- формирование положительного интереса к окружающему миру.
Поэтому задачу выявления и поддержания первых избирательных интересов детей, развития их самостоятельной познавательной активности мы решаем путем создания различных коллекций, из бумаги. Началось все с конкурса «Новогодняя игрушка из бумаги» многие из родителей, приносили нам бумажные поделки. Но особенность таких поделок в том и заключается, что их создают совместно с детьми и материалом служит только бумага. И мы уже сознательно стали собирать коллекцию из бумаги для нашего мини-музея «Бумажные истории».
Практическая значимость исследования: проведение анкетирования с родителями детей из разновозрастных групп, а так же беседами и творческими заданиями.
Новизна исследования: Приобщение дошкольников к культуре, формирование ценностного отношения к искусству – это одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Возросшие требования нынешнего времени в области эстетического воспитания детей заставляют педагогов искать и внедрять альтернативные формы работы с детьми. Одной из таких альтернативных форм является «музейная педагогика». В настоящее время музейная педагогика является очень модным направлением в работе дошкольных учреждений, и одной из самых актуальных проблем для научных исследований в области дошкольного образования.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: процесс ознакомления детей с искусством из бумаги через музейную педагогику как средством эстетического воспитания дошкольников.
Цели проекта:
- Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге.
- Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
- Обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни.
- Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть её новые возможности.
- Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной деятельностью.
- Знакомство детей с музеями (проводится дошкольным педагогом виртуальные экскурсии по музеям Санкт-Петербурга).
- Работа с детьми по закреплению музейных впечатлений (проводится воспитателем).
Задачи проекта:
- Формировать у детей 3-6 лет элементарные представления о музее.
- Расширять знания о значении бумаги в жизни человека.
Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
3) Описать собственный опыт работы по данной проблеме.
4) Подобрать практический материал для работы (анкетирование, анализ продуктов деятельности, беседа).
Материал исследования: исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования (1 месяц);
На втором этапе определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования; проводилось анкетирование родителей, а также обработка полученной информации (2месяц);
На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление (3 месяц).
Методы исследования: анкетирование педагогов и родителей, изучение литературы, беседа, наблюдение.
Наблюдение: в ходе наблюдений при знакомстве с виртуальными музеями, у детей стали более развиты эстетические и духовные чувства, что приводит к следующим результатам: у детей повысился познавательный интерес к искусству. Заметно повысилось эстетическое сознание детей. В ходе наблюдений при просмотрах слайдов музея «Хлеба», музея «Воды», у детей стали более развиты эстетические и нравственные чувства, что способствует осознанию ценности эстетического отношения к ней, духовному обогащению личности. Ведущим личностным достижением моих воспитанников становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности - Красоте.
Тип анализа: Опрос (Анкетирование).
Риски и пути преодоления рисков …
1.Отсутствие опыта организации музейного дела
-знакомство с опытом работы мини-музеев в других общеобразовательных учреждениях;
-анализ и изучение имеющейся теоретической информации с привлечением интернет ресурсов.
2.Недостаточность экспонатов - поиск дополнительных источников пополнения экспонатов для мини-музея.
Прогнозируемые результаты: Результаты констатирующего эксперимента должны показать необходимость разработки методики эстетического воспитания детей в процессе ознакомления с музейной педагогикой. Что является одним из наиболее значимых средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста, если оно систематически, последовательно включено во все виды деятельности детей как самое близкое и понятное средство ребёнку – дошкольнику.
Приложение 1
Итак, результаты констатирующего эксперимента показали необходимость разработки методики эстетического воспитания детей с использованием музейной педагогики, которая способствуют обогащению духовного опыта и нравственного сознания, развитие собственного эстетического вкуса детей. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Приложение 2.
Анализ результатов таблицы показал, что 33% детей имеют высокий уровень сформированности навыков эстетического воспитания, 40% - средний, и только 4 детей (что составляет 26,7% от числа детей) имеет низкий уровень.
Приложение 3
Анкета для родителей
Эстетическое воспитание
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить уровень эстетического познания Вас и ваших детей.
1. Эстетическое воспитание дошкольников должно проводиться родителями или в ДОУ?
а) в ДОУ
б) родителями
в) совместно
2. Бывает ли ваш ребенок в музеях, на выставках?
а) да
б) нет
3. Рассказывая ребенку об искусстве я…______________________________________________________________
4. В свободное время я с ребенком иду…____________________________________________________________
5. Какие эмоции проявляет при виде красивого (в природе, живописи, интересах и т.д.)?____________________________________________________________
6. Что сделано в вашем доме своими руками из бумаги? Какое участие принимал в этом ребенок?_________________________________________________________
7. Чем бы Вы могли помочь в решении вопросов эстетического воспитания?_______________________________________________________
Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по воспитанию у детей эстетического вкуса.
Список источников:
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...
«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».
«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...
Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"
В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»...
Консультация для педагогов «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении, в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозмо...
«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»
Методическая разработкана тему«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»...