Семинар-практикум для педагогов «КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал
Семинар-практикум для педагогов
«КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
- Знакомство с технологией социо-игровой педагогики сотрудничества Е.Е. Шулешко.
- Показ приемов, методов и форм взаимодействия детей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_razvitie_kommunikativnyh_navykov.docx | 42.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
Семинар-практикум для педагогов
«КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Воспитатель Мендешева С.В.
Задачи.
- Знакомство с технологией социо-игровой педагогики сотрудничества Е.Е. Шулешко.
- Показ приемов, методов и форм взаимодействия детей и педагогов.
- Обеспечить участников с еминара-практикума практическим материалом по социо-игровому стилю обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
- Актуальность
- Сегодня мы с вами будем, говорит о развитии коммуникативных способностей дошкольников.
- Для начала давайте разберемся, что включают в себя коммуникативные способности ребенка?
- А теперь все ваши высказывания объединим и ранжируем
желание вступать в контакт - («Я хочу»);
В первую очередь у ребенка должно возникнуть желание вступать в контакт т.е. мотивация - «Я хочу». .Целенаправленное и осознанное желание возникает у детей к среднему дошкольному возрасту, т.к. в младшем возрасте сверстник еще не является для ребенка значимым другим.
знание норм и правил -(«Я знаю»);
Во-вторых, необходимо познакомить ребенка и обучить нормам и правилам, которым необходимо следовать при общении с окружающими
умение организовать общение («Я умею, я могу»).
Третий этап включает в себя развитие у детей умения слушать собеседника, эмоционально сопереживать ему и решать конфликтные ситуации.
Прием «Волшебная палочка» (фронтальный опрос)
- А теперь я попрошу вас «нарисовать» словесный портрет идеального воспитанника.
- Вы все правильно говорите, но, к сожалению, на практике весь ход традиционного воспитания и обучения часто формирует у детей и педагогов такие привычки и установки, где главными положительными качествами детей считается послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность.
Вот если «Он» будет таким, уж я его смогу воспитать-научить, особенно, если в группе более 20 детей. Вспомните любую методику: «Воспитатель должен, …показывает…, объясняет…, рассказывает…». Т.е. основной культивируемой в официальной педагогике формой совместного поведения — является всего лишь поведение в диаде «ребёнок — воспитатель» - на лицо метод педагогического воздействия. Например, педагог, следуя заранее составленному жесткому плану, сообщает детям определенную, четко отмеренную информацию, либо задает образцы действия (показывая, как надо рисовать, считать и т. п.), и чем ближе ответ или действие ребенка к тому, что говорил или показывал педагог, тем лучше усвоена информация или сформирован навык. И говорить о каком-либо общении, которое явилось бы контекстом развития ребенка, не приходится.
Позиция педагогического воздействия проявляется не только на организованных занятиях, но и в свободной деятельности:
- воспитатель дал инструкцию — ребёнок выполнил ее более или менее успешно;
- у ребёнка возникли трудности — воспитатель помог;
- ребёнок огорчен чем-то, скучает по дому — воспитатель приласкал его, отвлек, утешил.
Дружеские связи детей, их склонность играть и действовать вместе, конечно, тоже оцениваются положительно, но они обычно не являются предметом целенаправленного воспитания.
Педагогу, сообщая определенные сведения или задавая ребенку образец действия, необходимо отдавать себе отчет, что мы имеем дело не с записывающим устройством, которое способно механически воспроизвести заложенную в него информацию, и не с автоматом, который выполняет команды, а с живым человеком. Ребенку может быть скучно то, о чем рассказывает воспитатель, он может быть рассеян, утомлен, он может отвлекаться на более интересные происшествия.
Педагог, стоящий на позиции воздействия, скорее всего, ничего этого не заметит, поскольку он в этот момент сообщает информацию или показывает образец действия, пренебрегая обратной связью, т. е. находится в режиме монолога. Более того, те знания или умения, которые возникают у ребенка в такой ситуации, с большой вероятностью могут оказаться отрывочными, формальными и непрочными. Вспомним: «...в душе же никакая насильственная наука не остается прочно».
Мне перейти с позиции педагогического воздействия на СОдействие с детьми, помогло знакомство с социо-игровой технологией Е.Е. Шулкшко, важнейшим лейтмотивом которой является формирование диалогического общения с детьми, помогающее избежать монологического поучающего стиля поведения.
- Сегодня мы более подробно поговорим о социо-игровой технологии. «Социо» означает малый социум, т.е. работа детей в командах/компаниях. Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности, в основе лежит общение детей между собой, с взрослым.
Теоретически мы все это понимаем и знаем, давайте разберемся, как реализовать это на практике.
Итак, главные принципы социо-игровой технологии:
- Принцип коммуникативности и сотрудничества
заключается в создании условий для общения - это значит, что педагогу необходимо сменить стиль общения с детьми: уйти от лидерства взяв на себя функцию режиссера, а не «вещателя» тем самым дать возможность ребёнку реализовать свой опыт и утвердиться в своих силах среди своих сверстников.
- Принцип единства развития каждого участника и всего коллектива; работа в микрогруппах.
Главная задача педагога - научить детей во время разговора слушать и слышать друг друга, а это дается детям довольно трудно.
В начале работы перед воспитателями каждый день возникает много новых проблем: «Как научит ребенка общаться, договариваться со сверстником?», «Как помочь ребёнку найти себя, выразить себя, ввести себя в общее дело?».
С чего начать?
Коммуникативно-личностное развитие детей
- Общение детей в рамках данной технологии организуется в три этапа:
- Этап - Правила (культура) общения
На самом первом этапе необходимо научить детей правилам, культуре общения, умению договариваться, а значит слушать и слышать партнера.
Но для того, чтобы ребенок смог овладеть этими правилами, ему необходимо сначала познать самого себя, т.е. необходимо научит ребенка рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием, настроением. Для этого существуют специальные игры и игровые упражнения, которые просты в исполнении и очень эффективны. О играх мы поговорим позже.
Далее необходимо развивать в детях чувство общности и способность «увидеть» другого – это тот фундамент, на котором строится нравственное отношение к партнёру: оно и порождает сочувствие, сопереживание и содействие. Развить эти чувства помогу тигры направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам.
Освоение этих игр происходит тоже поэтапно:
1 этап – Общение без слов. Игры, направленные на привлечение внимания к партнёру, его внешности, настроению, действиям, поступкам.
2 этап – Игры, развивающие способность видеть в другом ребенке равную и независимую личность.
3 этап – Моделирование проблемных ситуаций
Методы.
- Анализ поведения сказочных героев
- Проблемные ситуации, созданные воспитателем
- Обсуждение ситуации из жизни группы
Чтобы помочь ребёнку осознать моральную сторону своих действий хорошо использовать специальные ситуации. Вскоре после негативного поступка (во второй половине дня или на следующий день) перед детьми можно разыграть сценку, точно воспроизводящую нежелательное действие ребёнка. Участниками события являются не дети, а игрушки (зайцы, мишки, куклы). Этот момент принципиально важен. Взаимодействие игрушек не задевает детей, и они более спокойно и объективно относятся к действиям игрушек. Участники конфликта, как правило, узнают ситуацию, при этом они получают возможность снова включиться в неё и увидеть себя «со стороны». Это побуждает ребёнка самого внутренне определиться нравиться он себе в таком виде или нет.
Распределение игр по этапам не означает, что отыграв игры первого этапа, вы забываете о них и переходите к следующему. Эти игры можно и нужно переплетать в процессе всей жизнедеятельности ребенка.
- Этап - Общение является целью
На втором этапе - общение является целью: ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу.
- По методике Шулешко Е.Е. начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют игры: «Дружба начинается с улыбки» - сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди. «Комплименты» и др.
Но лично мое мнение, с детьми старшего возраста такие ритуальные упражнения целесообразнее проводить в начале дня, утром, когда все дети собрались в группе.
- Игры для рабочего настроя
Главная задача игр для рабочего настроения: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и заниматься вообще («Летает – не летает», «Волшебная палочка», «Встать по пальцам», «Разведчики», «Замри» и др.)
- Игры-разминки (разрядки)
Для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому. Общим для игр-разминок является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательности и смешного несерьезного выигрыша. Например, игра «Руки-ноги» (провести игру с участниками семинара-практикума).
- Игры социо-игрового приобщения к делу
В группу заданий-упражнений социо-игрового приобщения к делу собраны игры-задания, которые могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-либо различать, запоминать или систематизировать, то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу. («Эхо», «Превращение предмета», «Так и не так», «Фраза с заданными словами» и др.)
- Игры творческого самоутверждения имеют свою специфику, творческая активность входит как непременное условие. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия. («Животные», «Костюм превращение», «Детские стихи по ролям», «Да и нет не говорите» и др.)
- Игры вольные (на воле) включают игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в групповой комнате. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых. («Считалки», «Вороны-воробьи», «Горелки», «Прятки» и др.)
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно. При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:
- продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;
- воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;
- прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;
- помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права:
- на систему ценностей,
- на ответственность,
- на личное достоинство и уважение этого достоинства,
- на индивидуальность и своеобразие,
- на независимость от других людей,
- на собственные мысли,
- на отстаивание своих прав.
- Этап - Общение – педагогическое средство
На третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение мы обучаем дошкольников.
II. Практическая часть
Проведение с участниками семинара-практикума занятия по развитию речи «Картинная галерея» с последующим анализом.
Выбрать педагогов-экспертов
1. Организационный момент
- Выходите в центр зала, встаньте в круг, закройте глаза. Сейчас я вас превращу в 6-летних детей:
Снур-ре, снур-ре, снур-ре, випс!
Малышом ты обернись!
- Откройте глаза. Давайте познакомимся, как бы вы хотели, чтобы к вам обращались другие дети (прием «Волшебная палочка» - фронтальный опрос)
Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
А побелит все вокруг. (Зима)
- А зима, она какая? («Волшебная палочка» - 3 круга)
- Сегодня я хочу пригласить вас в картинную галерею, полюбоваться картинами Саврасова Алексея Кондратьевича и Шишкина Ивана Ивановича
2. Задания
1. Объединение в 2 команды
- Рассмотрите картины и выберите ту, которая вам больше всего понравилась, и подойдите к ней.
2. - Расхвалите выбранную вами картину так, чтобы она нам тоже понравилась, так же как и вам.
4. Самостоятельная работа в командах
Песочные часы на 5 минут.
5. Проверка выполнения задания (работа по картинам)
- Готовы? Покажите без слов готовность своей команды
- Саврасов А.К. «Зима»
- Выступление команды
- – Какие вопросы вы хотели бы задать команде?
- – Можно мне задать вопросы?
- Как вы думаете, как назвал художник свою картину?
- А когда он ее писал, какое у него было настроение?
- Почему вы так думаете?
- Эту картину написал художник Алексей Кондратьевич Саврасов, называется она «Зима»
- Справилась команда с заданием?
- Почему вы так думаете?
- Шишкин И.И. «На севере диком…»
- Выступление команды
- – Какие у вас есть вопросы к команде?
- – У меня есть вопрос «Глядя на эту картину вам хочется улыбаться или грустить? Почему?»
- Эту картину написал художник Шишкин Иван Ивановичи назвал ее «На севере диком…»
Как вы думаете, это название подходит к картине? Почему?
- Справилась команда с заданием?
Физминутка
Игра «Человек к человеку»
- Давайте теперь вы поменяетесь картинами.
- Выберите самого светлоглазого представителя своей команды для получения следующего задания
1 команде – карточка с буквой «С»
Задание. Найти как можно больше предметов на картине, которые начинаются со звука «С»
2 команде - карточка со схемой предложения ________ __ _______ . (3)
Задание. Рассматривая картину, составить как можно больше предложений подходящих к данной схеме.
Песочные часы на 2 минуты
Проверка «Идем в гости»
- Какое задание у вас было?
- Справилась команда?
Итог занятия.
- Как вы считаете, чем мы с вами занимались сегодня на занятии?
- А кто из вас может вспомнить фамилии художников картины, которых мы рассматривали на занятии?
- Встаньте в круг, закройте глаза. Вас же нужно расколдовать
Снур-ре, снур-ре, снур-ре, випс!
Педагогом становись!
III. Анализ занятия
- Есть ли у Вас вопросы ко мне?
- Как вы считаете, какая предварительная работа была проведена с детьми? (галерея, картины пишут, а не рисуют)
- Почему в приеме «Волшебная палочка» мы подбирали прилагательные к слову «Зима»? (активизация и пополнение словаря)
- В чем заключалась деятельность педагога?
- В чем заключалась деятельность детей?
- Совпадали ли эти деятельности?
- На кого направлены (обращены) дети?
- Что бы вы изменили?
- Что добавили?
- Что убрали?
- Хотелось бы еще обратить ваше внимание на минимальную речевая активность воспитателя и максимальную активность детей при организации занятий с приемами социо-игровой технологии. Чем меньше вещает педагог, тем больше должны говорить дети. Но для того, чтобы это осуществлялось в системе, педагогу необходимо особо тщательно продумывать формулировку своих вопросов и заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста
Семинар-практикум для воспитателейПодвижные игры в развитии детей дошкольного возрастаИгра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесга...
Семинар-практикум на тему: "Народные игры в развитии детей дошкольного возраста"
Значение игры в развитии детей, уровни развития игровой деятельности по возрастам, классификация народных игр...
Семинар-практикум « Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется н...
Семинар-практикум для воспитателей Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста
Семинар-практикум для воспитателейПодвижные игры в развитии детей дошкольного возраста...
Семинар-практикум "Использование метода наглядного моделирования в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар направлен на создание условий для повышения профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования, как средства формирования познавательной активности детей...
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема : «Экспериментирование по сказке»
STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, (е...
Семинар-практикум «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста
Слайд 1.«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»Слайд 2.Цель: Повышение профессиональной компетентности педа...