Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси» (подготовительная группа
материал (подготовительная группа)
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_bytom_i_obychayami_na_rusi_konspekt_zanyatiya.docx | 44.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 ЗАТО Озерный Тверской области
Конспект познавательной деятельности
«Знакомство с бытом и обычаями на Руси» (подготовительная группа)
Воспитатель Гученко Светлана Владимировна
2021год
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей. Задачи Образовательная: - Формировать представление об особенностях жизни русского человека, быте и обычаях на Руси;
- приобщать детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа;
Развивающая:
- развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы; - расширять словарный запас по теме, объяснить значение слов: рубель, чугунок, коромысло, самовар, ухват, ложки, рушник.
- расширение знания и представления детей о народных играх;- обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- обогащать речь за счёт новых слов обозначающих предметы русского быта.
Воспитательная:
- воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое;
-воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры; - приобщать к культуре своего народа; - воспитывать желание узнавать что-то новое о жизни других людей.
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.
Материалы и оборудование: русский народный костюм, презентация, ноутбук, интерактивная доска, записи русских народных песен, предметы русского быта (деревянные ложки, чугунок, самовар, ухват, макет русской печки, вёдра, коромысла, рубель, рушник, скатерть), угощение для детей.
Предварительная работ :
1.Изготовление и поиск атрибутов 2. Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, пословицы, скороговорки, считалки, присказки.
3. Русские народные игры с детьми.
4. Слушание музыкальных произведений (русские народные), просмотр презентаций.
Предполагаемые результаты: -сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей. - сформировать представление об особенностях жизни русского человека, быте и обычаях на Руси;
- развить интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы; - расширить словарный запас по теме, объяснить значение слов: рубель, чугунок, коромысло, самовар, ухват, ложки, рушник.
- расширить знания и представления детей о народных играх; - обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- обогащение словаря.
Слайд 1. Хозяюшка встречает детей у входа в избу в русском национальном костюме (сарафан, рубаха, платок):
Слайд 2.
Хозяюшка: Ой, вы гости дорогие,
Все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!( кланяюсь)Я, хозяйка этого дома. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся по старому русскому обычаю так, как я с вами поздоровалась.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяюшка: С порога поспешите,
В избу проходите. (дети проходят в «избу», присаживаются на лавочки)
Хозяюшка: Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Хозяюшка: Из каких краёв вы будете? Как называется страна в которой вы живёте? Дети: Россия. Хозяюшка: А знаете ли вы, что давным-давно, в старые, древние времена наша страна не Россией звалась, а Русью?
Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее. Приготовьтесь слушать сказ, Про Россию и про нас…
Хозяюшка: Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Слайд 3.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (Варианты ответов детей)
Как мы себя чувствуем дома? (Варианты ответов детей)
Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
Хозяюшка: С древних пор наши предки селились (ставили дома и хозяйственные постройки) на берегах рек и озер, и обязательно возле леса. Как вы думаете, почему? (Варианты ответов детей)
«Возле леса жить – голодному не быть» - ведь в лесу зверь, птицы, ягоды, грибы, смола, самое главное - дерево.
Хозяюшка: «Русь деревянная, края дорогие
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Знаете, почему раньше Русь называли деревянной? (Варианты ответов детей)
Слайд 4.
Потому что, всё было сделано из дерева: дома, посуда, мебель и необходимая утварь. Ох, ребятушки, есть у меня шкатулка, вырезанная из дерева умелыми русскими мастерами, в ней для вас много интересных загадок. Загадаю вам загадку, а вы мне скажете отгадку. Согласны?
Стоит жилище,
Деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
Это русская… (изба).
Ребятушки, а где же мы с вами находимся? (Варианты ответов детей) Какие молодцы! Правильно ответили.
Слайд 5.
Хозяюшка: Ребята, а как вы думаете, что самое главное в деревенской избе? (Варианты ответов детей ) – (это печь).
Хозяюшка: Какие вы молодцы! О ней говорили «Без печи, и изба не изба», « Печь-это сердце дома». Русская печь существует около четырех тысяч лет! Как же печка помогала людям? Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Варианты ответов детей)
Хозяюшка: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, блины. Печь отапливала жилье. На печи спали малые дети и старики, она избавляла от некоторых болезней. Сушили одежду и обувь, а так же грибы, ягоды, травы, в ней даже мылись. Не зря в старину говорили:
«Печь нам - мать родная».
Слайд 6.
Хозяюшка: Не пора ли нам отдохнуть и поиграть. На Руси, русский народ играл в разные народные, хороводные подвижные игры.
Собирайся детвора, ждет вас русская игра.(Звучит русская народная музыка).
А игра наша называется «Игра с лентой».
(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу).
Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку.Игра повторяется).
Хозяйка: Поиграли. Присаживайтесь на свои места. Ждёт нас следующая загадка, а вы постарайтесь найти отгадку в нашей избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Слайд 7. Кашу сварит…(чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Хозяйка: Ой, а у меня в печи стоит чугунок, как же мне его достать? Может кто подскажет мне, как можно достать чугун из печи? Варианты ответов детей.
Слайд 8.
Здесь был нужен другой помощник.
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
Слайд 9. (дети пробуют достать чугун ухватом из печи 2-3 чел.)
Слайд 10.
У меня ещё припасены для вас загадки.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка) (Варианты ответов детей)
Хозяйка: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. Деревянной ложкой было удобно есть и она не нагревалась. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
Слайд 11.
Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Есть у меня для вас ложки не простые, а деревянные, расписные! (берут из корзины ложки)
Ну-ка добры молодцы и красны
Девицы, вставайте в кружок, поиграем на ложках.
МУЗЫКА. Игра на ложках «Во кузнице» (Повторяют за мной удары ложками).
Хозяйка: Поиграли, повеселились, пройдёмте на скамеечки. Вот, ребятки, для вас мои следующие загадки. Отгадки этих загадок, находятся в моей избе.
Слайд 12.
Из избы идут - пляшут,
А в избу идут – плачут (вёдра). (Варианты ответов детей)
Слайд 13.
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра…(коромысло).
Слайд 14.
Воду в вёдрах на Руси носили коромыслом. Давайте, наши красны-девицы, попробуют пройтись с коромыслами МУЗЫКА (2-3 девочки ходят с коромыслами ).
Слайд 15.
Хозяйка: Ребятки, найдите в моей избе предмет, с помощью которого гладили белье? ( Рубель и палка).(Варианты ответов детей) Показ глажки.
Хозяйка: Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко…”. Я буду говорить начало, а вы последнее слово.
Хочешь есть калачи, не сиди на … печи.
Сделал дело, гуляй …смело.
Рабочие руки не знают …скуки.
Без труда, не выловишь и рыбку из… пруда.
Делу время, потехе… час.
Хозяйка: Давным-давно до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки, все это придумал русский народ и называется это – «Фольклор» - народная мудрость. В старину был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы -собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали- вечерами собирались люди в избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и, конечно же работали: пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались – посиделками.
Хозяйка: А теперь дорогие посидите, да умом пошевелите.
Приготовила для вас я вот такие хитрые загадки (ребусы)
Слайды 16,17,18, 19 утюг, кроссовки, коромысла, куклы.
Слайд 20.
Как говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Дорогих гостей встречали хлебом, солью.
Слайд 21.
А подносили хлеб да соль на рушнике. Рушник – это декоративное расшитое полотенце, изготавливалось из домотканого льняного или конопляного полотна.
Гостей обязательно потчивали (угощали, предлагали поесть, выпить что-либо).
Слайд 22.
Отгадайте мою загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Ответ: самовар)
Правильно, дети! В старину чай пили из самоваров. Это самовар, чай из него получался очень вкусный, полезный.
Ребята, послушайте пословицы и поговорки о самоваре.
За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.
Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
Если чай не пьешь – где силы берешь?
Для ложек и чашек - такой великан!
Он чаем отменным наполнит стакан.
Рад время от времени выпустить пар.
Любимец избушки резной самовар.
Слайд 23.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Слайд 24.
Вот так хорошо раньше жили люди, все они умели, все знали. Такие у них красивые дома были.
Слайд 25.
А теперь я предлагаю нам всем вместе сыграть в русскую народную игру «Золотые ворота»
Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них.
Игроки, составляющие ворота при этом напевают:
Золотые ворота,
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!
После того, как заканчивается песня, они опускают руку, и те игроки, которые попались, также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».
Слайд 26.
Итог
Хозяйка: Вот и подошло к концу наше знакомство с бытом и обычаями на Руси.
Хозяйка: Понравилось вам у меня в гостях?
Как называется дом, в котором я живу? (изба) Что было самым главным в избе? (печь)
Какие предметы помощники были в русской избе, как они называются? (печь, рубель, самовар, чугунок, горшок, ухват, деревянная ложка, закрома, горница, рушник).
Что нового узнали о быте крестьян на Руси? (Ответы детей)
Почему Русь называлась деревянной? Как русский народ проводил вечера? Что вам показалось трудным в крестьянской жизни? (Ответы детей)
Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей)
Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.
Структурный анализ занятия
Целью занятия «Знакомство с бытом и обычаями на Руси » было создание условий для ознакомления детей с бытом и традициями русских людей в прошлом, знакомство с убранством русской избы.
Задачи, реализуемые в ходе занятия:
образовательные: закреплять знания детей об истории русского народа, познакомить детей с особенностями устройства, быта, традициями сельской семьи прошлого;
развивающие: развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение), коммуникативные навыки, познавательную активность, любознательность;
воспитательные: воспитывать интерес к истории, культуре и традициям русского народа.
Тип занятия: интегрированное занятие с целью выполнения выше перечисленных задач, осуществлена интеграция следующих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа включала в себя различные направления: чтение потешек, небылиц, пословиц, поговорок, считалок; пение и слушание народных песен; рассматривание альбомов, картин о жизни русского народа; русские народные игры, знакомство с русским народным костюмом. Методы: наглядный (показ презентации, макет избы, предметы быта русской избы), словесный, познавательный,
Ход и структура занятия.
Занятие проводилось с воспитанниками подготовительной группы в возрасте 5-6 лет. На занятии присутствовало 12 детей. Вся информация и задания соответствуют возрасту воспитанников.
Воспитанники восприняли преподнесённый материал с должным интересом;
узнали много нового о быте и традициях русского народа; поняли значение новых слов, услышанных на занятии; познакомились с основными частями русской избы, которые люди обязательно соблюдали в своей избе, придавая особое значение каждому из них. Дети правильно отвечали на вопросы, которые задавались по ходу изложения материала.
Проведённое занятие отложится в памяти детей в связи с многообразием наглядного материала и даст определённый толчок на знакомство с другими русскими обычаями, традициями.
Физкультминутка была организована в непринужденной форме в виде народной игры «Игра с лентой», благодаря чему ребята смогли отвлечься от познавательной деятельности и более легко переключиться на следующий этап. Проведение игры способствовало физическому расслаблению мышц, смене положения тела в пространстве, проведению групповой работы с ребятами.
С заданиями все дети справились хорошо, что благоприятно сказывается на их самооценке, самоутверждении в своих навыках. Рефлексия была проведена на конечном этапе занятия. Ребята смогли провести оценку образовательной деятельности.
Дети были организованны, активны; проявили интерес к изложенному материалу, уважительное отношение к педагогу, гостям, друг другу, хорошо усвоили материал. Воспитанники смогут творчески применить полученные знания на других занятиях, в жизни.
На протяжении всего занятия дети были увлечены, принимали активное участие в беседе, не проявили усталость, новая информация увлекала и дисциплинировала.
В организации занятия я использовала технологию погружения (обстановка, костюмы, форма преподнесения материала). Для лучшего усвоения материала я разнообразила методы преподнесения материала, использовала предметы русского быта, что улучшило усвоение материала.
Считаю нужным предложить родителям в быту обращать внимание на русские народные праздники, обряды, художественную литературу, посещать музеи, для привития любви и уважения к своей Родине – России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного мероприятия с использованием ТРИЗ «Удивительные предметы. Мир магнитов» (подготовительная группа)
Конспект познавательного мероприятия с использованием ТРИЗ «Удивительные предметы. Мир магнитов»(подготовительная группа) Программное содержание: Знакомство с поняти...
Конспект познавательного занятия по аппликации "Цыпленок на лужайке" для детей подготовительной группы
Конспект познавательного занятия по аппликации "Цыпленок на лужайке" для детей подготовительной группыЦель: развивать фантазию и мелкую моторику рук посредством выполнения аппликации.За...
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе...
Конспект познавательной ОД с элементами тестопластики на тему "Сундучок Лесовичка" Подготовительная группа
Цель: развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы. Задачи.Образовательные:● совершенствовать связную речь, умение более точно характеризовать объект, ситуацию; выск...
Конспект познавательно – игрового мероприятия по правилам дорожного движения с детьми подготовительной группы «Попугай Кеша и ПДД»
Цель: формирование навыков безопасного поведения на улицах города.Задачи:Образовательные задачи:Закрепить представление детей о значении дорожных знаков, сигналов светофора.Формировать умение аде...
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРОГУЛКИ В ПАРК по формированию экологических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «Наблюдение за березой осенью»
Цель: формирование знаний об отличительных особенностях березы.Задачи:познакомить со строением березы;изучить форму и цвет листьев березы, среду, где растет;закреплять представление об изменения...
Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси»
интегрированное занятие с целью выполнения выше перечисленных задач, осуществлена интеграция следующих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речев...