Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)

Казарцева Анастасия Сергеевна
интегрированное занятие с целью выполнения выше перечисленных задач, осуществлена интеграция следующих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazartseva_zanyatie.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательной деятельности

«Знакомство с бытом и обычаями на Руси»

Воспитатель

Казарцева Анастасия Сергеевна

2024год

Цель: создать условия для формирования у детей среднего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей. Задачи Образовательная: - Формировать представление об особенностях жизни русского человека, быте и обычаях на Руси;

- приобщать детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа;

Развивающая:

- развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы; - расширять словарный запас по теме, объяснить значение слов: чугунок, самовар, ухват, ложки, рушник.

- расширение знания и представления детей о народных играх;- обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками;

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- обогащать речь за счёт новых слов обозначающих предметы русского быта.

Воспитательная:

- воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое;

-воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры; - приобщать к культуре своего народа; - воспитывать желание узнавать что-то новое о жизни других людей.

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.

Материалы и оборудование: русский народный костюм, презентация, ноутбук, интерактивная доска, записи русских народных песен, предметы русского быта (деревянные ложки, чугунок, самовар, ухват, макет русской печки, рушник)

Предварительная работ :

#1048;зготовление и поиск атрибутов 2. Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, пословицы, скороговорки, считалки, присказки.

3. Русские народные игры с детьми.

4. Слушание музыкальных произведений (русские народные), просмотр презентаций.

Предполагаемые результаты: -сформировать у детей среднего дошкольного возраста знания о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей. - сформировать представление об особенностях жизни русского человека, быте и обычаях на Руси;

- развить интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы; - расширить словарный запас по теме, объяснить значение слов: чугунок, самовар, ухват, ложки, рушник.

- расширить знания и представления детей о народных играх; - обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками;

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- обогащение словаря.


Слайд 1.

Хозяюшка встречает детей у входа в избу в русском национальном костюме (сарафан, рубаха, платок):

Слайд 2.

Хозяюшка: Ой, вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!( кланяюсь)Я, хозяйка этого дома. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся по старому русскому обычаю так, как я с вами поздоровалась.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяюшка: С порога поспешите,

В избу проходите. (дети проходят в «избу», присаживаются на лавочки)

Хозяюшка: Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяюшка: Из каких краёв вы будете? Как называется страна в которой вы живёте? Дети: Россия. Хозяюшка: А знаете ли вы, что давным-давно, в старые, древние времена наша страна не Россией звалась, а Русью?

Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее. Приготовьтесь слушать сказ, Про Россию и про нас…

Хозяюшка: Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (Варианты ответов детей)

Как мы себя чувствуем дома? (Варианты ответов детей)

Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

Хозяюшка: С древних пор наши предки селились (ставили дома и хозяйственные постройки) на берегах рек и озер, и обязательно возле леса. Как вы думаете, почему? (Варианты ответов детей)

«Возле леса жить – голодному не быть» - ведь в лесу зверь, птицы, ягоды, грибы, смола, самое главное - дерево.

Слайд 3.

Хозяюшка: «Русь деревянная, края дорогие

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Знаете, почему раньше Русь называли деревянной? (Варианты ответов детей)

Слайд 4.-7

Потому что, всё было сделано из дерева: дома, посуда, мебель и необходимая утварь. Ох, ребятушки, есть у меня шкатулка, вырезанная из дерева умелыми русскими мастерами, в ней для вас много интересных загадок. Загадаю вам загадку, а вы мне скажете отгадку. Согласны?

Стоит жилище,

Деревянные бочища,

Внутри печь да дрова

Это русская… (изба).

Ребятушки, а где же мы с вами находимся? (Варианты ответов детей) Какие молодцы! Правильно ответили. 8 слайд.

Хозяюшка: Ребята, а как вы думаете, что самое главное в деревенской избе? (Варианты ответов детей ) – (это печь).

Хозяюшка: Какие вы молодцы! О ней говорили «Без печи, и изба не изба», « Печь-это сердце дома». Русская печь существует около четырех тысяч лет! Как же печка помогала людям? Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Варианты ответов детей)

Хозяюшка: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, блины. Печь отапливала жилье. На печи спали малые дети и старики, она избавляла от некоторых болезней. Сушили одежду и обувь, а так же грибы, ягоды, травы, в ней даже мылись. Не зря в старину говорили:

«Печь нам - мать родная».

9 слайд. Посмотрите, что у нас стоит на печке. Как вы думаете,что это.

В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.

Сейчас я предлагаю нашим девочкам покачать своих куколок-деток под колыбельную.

Хозяйка: Молодцы. Ждёт нас следующая загадка, а вы постарайтесь найти отгадку в нашей избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Слайд 10. Кашу сварит…(чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Физминутка Хомка.

Слайд 11.

У меня ещё припасены для вас загадки.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка) (Варианты ответов детей)

Хозяйка: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. Деревянной ложкой было удобно есть и она не нагревалась. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Слайд 11.

Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Есть у меня для вас ложки не простые, а деревянные, расписные! (берут из корзины ложки)

Ну-ка добры молодцы и красны

Девицы, вставайте в кружок, поиграем на ложках.

МУЗЫКА. Игра на ложках «Барыня» (Повторяют за мной удары ложками).

Хозяйка: Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко…”. Я буду говорить начало, а вы последнее слово.

Хочешь есть калачи, не сиди на … печи.

Сделал дело, гуляй …смело.

Без труда, не выловишь и рыбку из… пруда.

Делу время, потехе… час.

Хозяйка: Давным-давно до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки, все это придумал русский народ и называется это – «Фольклор» - народная мудрость. В старину был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы -собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали- вечерами собирались люди в избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и, конечно же работали: пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались – посиделками.

Слайд 13.

Отгадайте мою загадку:

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Ответ: самовар)

Правильно, дети! В старину чай пили из самоваров. Это самовар, чай из него получался очень вкусный, полезный.

Ребята, послушайте пословицы и поговорки о самоваре.

За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.

Чай пить – приятно жить.

Выпей чайку – позабудешь тоску.

Если чай не пьешь – где силы берешь?

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Слайд 14.

Вот так хорошо раньше жили люди, все они умели, все знали. Такие у них красивые дома были.

Итог

Хозяйка: Вот и подошло к концу наше знакомство с бытом и обычаями на Руси.

Хозяйка: Понравилось вам у меня в гостях?

Как называется дом, в котором я живу? (изба) Что было самым главным в избе? (печь)

Какие предметы помощники были в русской избе, как они называются? (печь,самовар, чугунок, горшок, ухват, деревянная ложка, рушник).

Что нового узнали о быте крестьян на Руси? (Ответы детей)

Почему Русь называлась деревянной? Как русский народ проводил вечера? Что вам показалось трудным в крестьянской жизни? (Ответы детей)

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей)

Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.

Структурный анализ занятия

Целью занятия «Знакомство с бытом и обычаями на Руси » было создание условий для ознакомления детей с бытом и традициями русских людей в прошлом, знакомство с убранством русской избы.

Задачи, реализуемые в ходе занятия:

образовательные: закреплять знания детей об истории русского народа, познакомить детей с особенностями устройства, быта, традициями сельской семьи прошлого;

развивающие: развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение), коммуникативные навыки, познавательную активность, любознательность;

воспитательные: воспитывать интерес к истории, культуре и традициям русского народа.

Тип занятия: интегрированное занятие с целью выполнения выше перечисленных задач, осуществлена интеграция следующих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа включала в себя различные направления: чтение потешек, небылиц, пословиц, поговорок, считалок; пение и слушание народных песен; рассматривание альбомов, картин о жизни русского народа; русские народные игры, знакомство с русским народным костюмом. Методы: наглядный (показ презентации, макет избы, предметы быта русской избы), словесный, познавательный,

Ход и структура занятия.

Занятие проводилось с воспитанниками подготовительной группы в возрасте 5-6 лет. На занятии присутствовало 12 детей. Вся информация и задания соответствуют возрасту воспитанников.

Воспитанники восприняли преподнесённый материал с должным интересом;

узнали много нового о быте и традициях русского народа; поняли значение новых слов, услышанных на занятии; познакомились с основными частями русской избы, которые люди обязательно соблюдали в своей избе, придавая особое значение каждому из них. Дети правильно отвечали на вопросы, которые задавались по ходу изложения материала.

Проведённое занятие отложится в памяти детей в связи с многообразием наглядного материала и даст определённый толчок на знакомство с другими русскими обычаями, традициями.

Физкультминутка была организована в непринужденной форме в виде народной игры «Игра с лентой», благодаря чему ребята смогли отвлечься от познавательной деятельности и более легко переключиться на следующий этап. Проведение игры способствовало физическому расслаблению мышц, смене положения тела в пространстве, проведению групповой работы с ребятами.

С заданиями все дети справились хорошо, что благоприятно сказывается на их самооценке, самоутверждении в своих навыках. Рефлексия была проведена на конечном этапе занятия. Ребята смогли провести оценку образовательной деятельности.

Дети были организованны, активны; проявили интерес к изложенному материалу, уважительное отношение к педагогу, гостям, друг другу, хорошо усвоили материал. Воспитанники смогут творчески применить полученные знания на других занятиях, в жизни.

На протяжении всего занятия дети были увлечены, принимали активное участие в беседе, не проявили усталость, новая информация увлекала и дисциплинировала.

В организации занятия я использовала технологию погружения (обстановка, костюмы, форма преподнесения материала). Для лучшего усвоения материала я разнообразила методы преподнесения материала, использовала предметы русского быта, что улучшило усвоение материала.

Считаю нужным предложить родителям в быту обращать внимание на русские народные праздники, обряды, художественную литературу, посещать музеи, для привития любви и уважения к своей Родине – России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Знакомство с зимними месяцами" (Познавательное развитие)

Конспект образовательной деятельности "Знакомство с зимними месяцами" (Познавательное развитие). Средняя группа....

Познавательная деятельность "Знакомство с трамваем"

Конспект по познавательной деятельности "Ознакомление детей с транспортом» (Трамваем)...

Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси» (подготовительная группа

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нра...

Конспект образовательной деятельности "Знакомство бытом и обычаями на Руси"

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нра...

Конспект ОД "Знакомство с русским бытом и традициями на Руси"

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси.Задача: развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом...

Конспект занятия по познавательной деятельности "Знакомство с Крымом"

Здесь можно найти конспект занятия по познавательной деятельности на тему "Знакомство с Крымом"...