Практический материал к образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для детей от 5-7 лет
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Каныгина Татьяна Александровна

Практический материал к образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для детей от 5-7 лет разработан в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство».

Практический материал к образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для детей от 5-7 лет – это система учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для качественной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25  «Радуга» г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

Практический материал

к образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» 

для детей от 5-7 лет

                                                                                                     

                                                                                    Разработала:

                                                                            Каныгина Татьяна Александровна

воспитатель

                                                                                 МА ДОУ № 25 г. Курганинска        

                                                                                           

г. Курганинск

2020г.

Аннотация

Практический материал к образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для детей от 5-7 лет разработан в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство».

Практический материал к образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для детей от 5-7 лет – это система учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для качественной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».

Цель:

  • обеспечивать последовательное изложение программного материала от очень простого к простому, от простого к сложному;
  • использовать современные ТСО и инновационные методики, позволяющие усваивать учебный материал;
  • совершенствовать умение детей при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественных произведений;
  • обогащать словарь ребёнка, развивать грамматически правильную речь;
  • воспитывать уважение и гордость за родной язык;
  • развивать у детей умение не только понимать речь другого, но и самостоятельно строить предложения для своих мыслей;
  • развивать у детей умение подбирать и произносить слова, различать на слух сходные звукосочетания, выделять позицию заданного звука в словах;
  • развивать посредством учебного материала все виды памяти: слуховой, зрительной и моторной.

Практический материал «Подготовка к обучению грамоте» включает в себя следующую учебно-методическую документацию:

  • учебные пособия;
  • специальные упражнения и игры для развития речи детей;
  • дидактические материалы;
  • методические материалы;
  • диагностику педагогического процесса «Подготовка к обучению грамоте».


Практический материал к образовательной области  «Подготовка к обучению грамоте» содержатся материалы, с помощью которых можно организовать работу   по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.


Пособием могут пользоваться воспитатели подготовительных групп детских садов и родители для индивидуальной работы дома.

             

Учебные пособия, обеспечивающие реализацию содержания  образовательной области, представляют собой перечень справочной литературы, художественной литературы, научно-популярной литературы, видеоматериалы, аудиоматериалы, электронные средства образовательного назначения, с помощью которых организуется учебно-воспитательный процесс:

     1.  Аким Я.  «Буква за буквой» – г. Москва, 1964 г.;

2.  Беженова М. А. «Развитие речи дошкольников» ЧИКФ « ТББ», 2000г.;

3.  Благинина Е.   «Научусь – ка я читать»  г. Москва, 1967 г.;

4.  Белкина В.Н., Васильева Н.Н. «Дошкольник.  Обучение и развитие»    

     г. Ярославль, 2003 г.;

5.  Виеру Г. «Весёлая азбука» г. Москва, 1979 г.;

6.  Волина В. В. «Занимательное азбуковедение» г. Москва

     «Просвещение», 1994 г.;

7.  Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топорина И. Г. «Учимся понимать друг    

     друга»  г. Москва « Дельта», 2005 г.;

8.  О. Н. Земцова «Развивайка» Новая методика обучения дошкольников

     «Махаон», 2012 г.;                          

9.  Козловский Я. «У буквы – невелички волшебные привычки»  

     г. Москва, 1987 г.;

    10. Курицына Э. М.,Тараева Л. А.

          «Игры на развитие речи»,

          «Формирование связного строя речи»,

          «Развиваем связную речь».

    11. Маршак С. Я. « Весёлая азбука» г. Москва, 1986 г.;

    12. Маршак С. Я. « Про всё на свете» г. Москва, 1979 г.;

    13. Максакова А. И. Туманова Г. А. «Учите, играя» г. Москва, 1983 г.;

    14. Минскин Е. М. «От игры к знаниям» г. Москва, 1987 г.;

    15. Скворцова И. «Логопедические игры» г. Москва « ОЛМА», 2008 г.;

    16. Светлова И. «Готовимся к школе» г. Москва, 2004 г.;

    17. Ушакова О.С. «Придумай слово – речевые игры и упражнения для

          дошкольников» г. Москва « РОСМЭН», 1996 г.

Практический материал включает в себя специальные упражнения, игры, стихотворения, которые способствуют развитию артикуляционного аппарата, развитию фонематического слуха, памяти, внимания и развитию мелкой моторики рук.

          Упражнения для развития артикуляционного аппарата

 «Лопаточка» 

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Раз – два – три – четыре – пять,

Мы идем, идем гулять.

Все лопаточки возьмём

И в песочницу пойдём.

У меня лопатка –

Широка да гладка.

«Чашечка» 

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка приподняты, но не касаются зубов.

 Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.

«Стрелочка» 

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд.

И тяни язык вперёд,

Раз, два, три, четыре, пять –

Стрелку будем выполнять.

«Трубочка»  

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Язычок вперед тяни

Да края его загни.

До чего же хороша,

Наша трубочка – труба!

«Грибок» 

Рот открыт. Язык присосать к небу. Как настоящий лесной гриб, язык поднялся и прилип.

А в лесу растут грибы,

Очень вкусные они.

Язычок поставили,

Как грибок достали мы.

В лес пошли мы погулять

И грибков насобирать.

Динамические упражнения для языка

«Часики»

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Ротик шире открывай,

Язычок вперёд давай,

Влево, вправо

Тик, да так,

Время точно на часах.

Шире рот мы открываем,

Язык вправо направляем,

Ещё шире открываем,

Язык влево направляем.

Влево – вправо, влево – вправо,

Кончик языка, поспевай за нами.

«Змейка» 

Рот широко открыт. Узкий язычок сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.

Что там на скамейке?

Это наша змейка.

Тонкая. Протяжная

И такая важная.

«Спрячь конфетку»  

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну сторону, то в другую.

Раз – я вижу конфету за правой щекой,

Два – я вижу конфету за левой щекой,

Три – не вижу конфеты никакой.

Руки тянем мы к буфету.

Надо спрятать нам конфету.

«Лошадка»  

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок – цок – цок!

Мы все сказали.

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами.

Эй, а где ж улыбка?

Зубки и « прилипка».

«Гармошка»  

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать нижнюю челюсть.

У Антошки есть гармошка,

Поиграй – ка нам немножко.

«Маляр»  

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед.

Я улыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился и кисть уволок.

«Вкусное варенье»  

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу –

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

Кто любит варенье,

Делает движение –

Губу оближи,

Язычок покажи.

                              Упражнения для губ

«Заборчик»  

Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Мы покрасим дощечки и поставим вот так.

За забором  утки ходят и кричат « кря» - « кря»!

Шире рот открыли мы, зубы показали,

Губы растянули, в улыбке утонули.

«Трубочка»

Выпячивать губы вперед длинной трубочкой.

Чи – чи – чи, как трубачи

Все потянем губочки

И покажем трубочки.

«Хоботок» 

Вытягивать губы вперед.

Посмотрите, это кто?

Это слоник с хоботком.

«Рупор»

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Зубы сомкнуты,

И что же?

Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях)

«Строим дом»

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх – это молоточек. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди ( движение сверху вниз большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым).

Целый день тук да тук,

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков.

«Зайцы»

Скачет зайка косой  Указательный и средний пальцы правой руки вверх,

                                  остальные выпрямить и соединить.

Под высокой сосной Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы

                                  широко расставлены.

Под другой сосной  Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко

                                 Расставлены.

Скачет зайка второй Указательный и средний пальцы левой руки вверх,

                                  остальные выпрямить и соединить.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим -   Резкие движения кистями вверх и вниз.

Мы морковку трём -  Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков

                                    к себе и от себя.

Мы капусту солим -   Движение пальцев, имитирующее посыпание солью

                                   из щепотки.  

Мы капусту жмем -   Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.

«Замок»

На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев в замок.

Кто открыть его бы смог?

Потянули,                Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные

                                 стороны.

Покрутили,              Движение сцепленными пальцами от себя, к себе.

Постучали.              Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг

                                 о друга.

                                  Игры – потешки:

«Пальчик – мальчик»

Поочередное прикосновение большого пальца к пальцам руки (по тексту)

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

«Этот пальчик» 

Пальцы сжаты в кулак, на текст поочередно разгибать пальцы. Затем повторить текст, пальцы поочередно сжимать в кулак.

Это пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.  

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик  - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

«По грибы»  

Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

От того и потолстел.

                           

                                      Словесные дидактические игры

Формируют у детей правильное дыхание; способствуют развитию фонематического слуха, памяти, внимания, умение сосредоточиться. Развивают связную речь и обогащают словарный запас.

«Растеряйка»

Цель: помочь Растеряйке найти его разбросанные вещи, используя картинки. Например: « Где лежит сахар?» ( Сахар лежит в сахарнице).

«Зеркала»

Цель: понаблюдать за своими губами, когда произносишь звуки [ А,У, О,Ы]

«Читаем по картинкам»

Цель: составить предложение, заменяя картинки словами.

«Первый звук»

Цель: найти предметы, названия которых начинаются на определённый звук и обвести их.

«Воздушный бой»

Цель: формирование правильного дыхания.

Условие игры: 2 участника садятся один напротив другого по разным сторонам стола. Граница посередине. Перед ними по 5 маленьких клочков бумаги. По команде участники дуют на свои бумажки. Выигрывает тот, чьи бумажки первыми окажутся на территории противника.

«Дорожки»

Цель: соединить каждую букву с предметами, названия которых начинается на этот звук.

«Где спряталась буква?»

Цель: найти в каждом предмете букву.

«Что лишнее?»

Цель: назвать все предметы, обращая внимание на первый звук в каждом слове. Найти и выделить лишнюю картинку.

«Чуткое ухо»

Цель: найти и обвести предметы,  названия которых начинаются с гласных звуков – красным цветом; с согласных звуков – синим цветом.

«Рыболов»

Условие: ловить на удочку только те предметы, названия которых начинаются на заданный звук.

«Топни – хлопни»

Условие: услышав заданный звук [ ы ] – топнуть ногой и заданный звук

[ и ]- хлопнуть в ладони.

«Буква в воздухе»

Условие: нарисовать на спине друга букву и попросить его угадать букву.

«Конструктор»

Условие: выложить букву из ниточек на бархатной бумаге.

«Подарок»

Условие: ребенок должен назвать подарок от Деда Мороза на звук, с которого начинается его имя.

«Ухо – нос»

Условие: если услышать в слове глухой парный согласный, то дотронуться до носа, если звонкий парный, то – до уха.

«Пантомима»

Условие: придумать, как изобразить букву, не пользуясь никакими предметами.

«Слушаем и кушаем»

Условие: ребенок должен назвать только те блюда, которые начинаются с одного звука с его именем.

«Кто победил?»

Условие: когда ребенок услышит звук [ к ] – раскрасить кружочек,

                                                             [  х ] – раскрасить квадратик,

                                                            [  т]  - раскрасить треугольник.

«Тараторка»

Условие: договорить скороговорку нужным слогом, например: - ра- ра – ра- в лесу глубокая но…

«Буква в воздухе»

Условие: нарисовать пальцем перед собой в воздухе букву и попросить отгадать.

«Заколдованное слово»

Условие: прочитать слова, превратив в каждом из них букву Ц в букву Щ, дописав необходимые элементы.

«Хитрый знак»

Условие: с помощью Ь знака превратить слова в другие, например:

ел – ель, угол – уголь.

«Камень – вата»

Условие: показать пушинку, если в словах услышать мягкий согласный звук, и сжать пальцы в кулак, если – твёрдый звук. Например: лук – люк.

           

             

Рекомендации для педагогов:

  • Систематически планировать проведение дидактических игр в целях развития речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
  • В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
  • Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
  • Использовать в работе игры с различными усложнениями.
  • Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
  • Постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх со старшими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал).
  • Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.
  • Наблюдать за самостоятельными играми детей с целью выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения.
  • Использовать в работе игры с различными усложнениями.

Требования к проведению дидактических игр:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом надо обращать внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

   

Методические материалы:

    *    конспекты занятий по изучаемым темам;

    *    раздаточный материал по темам:

          предложение (схемы); слоги (предметные картинки),

          звуки (геометрические фигуры на заданные звуки);

          предметные картинки на позицию каждого звука;

          наборные полотна и буквы; слоги.

     *   Настольная  обучающая игра «Скоро в школу»,

          Прописи «Слова и звуки», «Гласные  - согласные», «Развиваем

           связную речь»,  «Делим слова на слоги», «Читаем слова», «Подбираем

          нужный предмет».

  Собран демонстрационный материал:

      * плакаты «Алфавит»,

                       «Гласные – согласные»,

                       «Домашние животные»,

                       «Дикие животные»,

                       «Птицы»,

                       «Овощи»,

                       «Фрукты»,

                       «Ягоды»,

                       «Времена года»,

                       «Продукты питания»,

                       «Одежда, обувь»,

                       «Виды транспорта»,

                       «Моя семья»,

                       «Посуда»

                       «Школьные принадлежности»,

                       «Игрушки».

         * Домики для слов»,

         * Схемы предложений,

         * Схемы звукового анализа слов.

         * Видеоматериалы:  

            «Азбука – класс!!!», «В гостях у мудрой Совы», «Малышок».

            Наглядный стенд «Жили – были буквы »

           

Методические рекомендации.

       При организации занятий образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» используется игровая технология. Она предполагает проведение занятий в форме занятие-игра, игра-путешествие, занятие-сказка и т.д. Структурная часть занятия – формирование в игровой форме учебной задачи, задания, проблемной ситуации и т.д.; использование элементов игры-драматизации с участием различных персонажей; организация объяснения, закрепления, контроля через дидактические, сюжетно-ролевые игры. Подобранные конспекты занятий реализуют игровую технологию.

       Разработаны уровни освоения материала данной образовательной области, что позволяет более качественно и дифференцированно подойти к её результатам и отследить реальную степень соответствия того, что воспитанник  усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения.

     *    Низкий уровень  

     *    Средний уровень

     *    Высокий уровень

«Подготовка к обучению грамоте»

Уровни освоения материала

Низкий уровень

Ребенок умеет отличить предложение от набора слов, делить слова на слоги, но допускает грамматические ошибки в построении предложений, речь не выразительна, он испытывает затруднения в произношении и согласовании слов в предложении. Отличает гласные звуки от  согласных в изоляции, но испытывает затруднения в выделении заданных звуков в словах,  с помощью взрослого определяет позицию  звука, не владеет самостоятельно звуко-буквенным анализом слов. Часто допускает  замену и смещение звуков внутри определенных фонетических групп: звонких и глухих, мягких и твердых, свистящих и шипящих.

Средний уровень

Ребенок владеет построением предложений, свободно делит слова на слоги, но испытывает трудности с узнаванием односложных слов, согласовывает слова в предложении, умеет работать со схемами. Определяет позицию звуков в начале слов и в конце, но затрудняется в середине. Знает отличие звука от буквы, запоминает стихотворение  на заданную букву, читает слоги, умеет слог дополнять до слова. Речь выразительна.

Высокий уровень

Ребенок владеет грамматическим построением речи, речь выразительна, рассказ эмоциональный, словарный запас достаточный. Владеет правильным звуковым оформление слов, четко и правильно их произносит, владеет звуко-буквенным анализом слов, читает слоги и слова двух-трехсложные, свободно владеет монологической речью. Умеет передать содержание прочитанного произведения.

Данные показатели, изложенные в систематизированном виде, помогут воспитателю наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе при освоении данного практического материала образовательной области «Подготовка к обучению грамоте».

Диагностика педагогического процесса образовательной области

«Подготовка к обучению грамоте

                                        Фамилия, имя ребёнка

Разделы                

1. Знание понятий «звук» и «буква»

2. Умение соотносить звук с соответствующей буквой

3. Знание характеристики звука: согласного и гласного

4. Знание характеристики звука: твёрдого и мягкого

5. Знание характеристики звука: звонкого и глухого

6. Умение придумывать слова, начинающиеся на определённый звук (а, у, м, н, к, с, и т.д.)

7. Умение выделять звук в слове (в начале, середине, в конце)

8. Умение делить слова на слоги

9. Умение правильно ставить ударение в словах, выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове

10. Умение определять количество звуков и букв в словах

11. Умение отличать набор слов от предложения

12. Составление структуры предложения

13. Графическое написание букв (гласных, согласных)

14. Чтение слогов, слов, предложений

Всего:   количество                                                   В            В

                                                                                      С  

                                                                               Н                                              

Всего:    %                                                                  В        

                                                                               С

                                                                                      Н

ИТОГО:      В -                С -                  Н –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Конспект по образовательной области «Речевое развитие ,обучение грамоте» для детей старшей группы "Звуки речи"

Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеЦель: продолжать знакоми...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Практический материал к образовательной области «Коммуникативная деятельность, чтение художественной литературы» (речевое развитие) для детей от 5-7 лет

Данные рекомендации предлагают алгоритм использования игровых технологий для развития у детей 5,5-7 лет слуховой и зрительной памяти. Предложенные серии дидактических игр наилучшим образом реализуют п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Звуковой анализ слова «замок»

Программное содержание:Обучающие задачи:продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;продолжать учить детей разли­чать удар...