Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветная фантазия»
рабочая программа (средняя группа)
Нетрадиционные техники рисования очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetnaya_fantaziya.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Творчество (креативность) – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно – творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные техники очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Актуальность программы
В дошкольной педагогике накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме творчества (А. А. Потебня, П. К. Энгельмейер, С. О. Грузенберг, Л. В. Петровский, Л. С. Выготский, А. Ф. Лосев, Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Е. Торренс) и детской художественной деятельности (А. В. Никитина, И. А. Лыкова, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, Н. А. Ветлугина)
Несмотря на достаточную разработанность данного вопроса, где рассматриваются традиционные подходы в решении проблемы развития творческих способностей детей, необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. Одним из решений данной проблемы, считаем использование нетрадиционных техник рисования. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях
Практическая значимость программы.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности; вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Новизной и отличительной особенностью программы « Цветная фантазия» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей среднего возраста при использовании нетрадиционных видов рисования;
Расширение представлений о многообразии нетрадиционных техник рисования;
Совершенствование технических умений и навыков рисования.
Задачи программы
Развивающие:
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Принципы программы
1. Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал).
2. Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении).
3. Доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному).
4. Личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей).
5. Связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни).
6. Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
7. Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
В работе используются следующие методы обучения:
1. Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия).
2. Словесный (беседы, рассказ, объяснение).
3. Практические упражнения.
4. Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).
Взаимодействие с семьей
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, участие в проведении родительских собраний, мастер-класс для родителей с целью ознакомления их с особенностями нетрадиционной техник рисования. Разработан цикл консультаций по темам: «Развитие творческих способностей дошкольников», «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей дошкольного возраста», «Научите ребёнка рисовать», «Как организовать домашнее занятие по рисованию».
Мастер-класс для родителей «Необычными вещами мы рисуем без труда»
Режим:
Занятия будут проводиться 1 раз в две недели и длиться 20 минут. В программе представлены 18 занятий, рассчитанных на учебный год. (с 1 сентября по 31 мая).
Здоровьесберегающие технологии
• Дыхательная гимнастика
• Артикуляционная гимнастика
• Пальчиковые игры со словами
• Гимнастика для глаз
• Физкультминутка, динамические паузы
Нетрадиционные техники рисования:
Оттиск поролоном или скомканной бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Дети учатся проводить поролоном короткие прямые линии, рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном или скомканной бумагой на силуэте предмета.
Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой)
Средства выразительности: фактурность окраски.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата
Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы каждый пальчик вытирается салфеткой, затем гуашь легко стирается.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько слоев.
Используемые материалы:
• акварельные краски, гуашь; • восковые и масляные мелки, свеча; • ватные палочки; • поролон, печатки; • матерчатые салфетки; • стаканы для воды; • подставки под кисти; • кисти.
Ожидаемый результат
Используя данную программу педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Формы отчетности
1. Выставки детских работ.
2. Участие в мероприятиях разного уровня.
3. Открытые занятия
Структура занятий кружка «Цветная фантазия».
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Лабиринт» слушание песенок, и т.д.
ЧАСТЬ.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Элементы занятий:
- элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л.Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста);
- игры на развитие мышления, воображения, памяти – Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура). Умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.).
- рисование, аппликация, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.
В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей.
Календарно – тематическое планирование на 2020 – 2021 учебный год.
Месяц | № | Тема | Задачи | Предварительные материалы | Нетрадиционная техника |
Сентябрь | 1 | «Подсолнухи» | –упражнять в рисовании пальчиками и тычком жёсткой кистью; –закрепить навыки рисования гуашью; –развивать чувство композиции | лист бумаги формат А-4 с нарисованным кругом и лепестками, чёрная тушь и зелёная гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации | Рисование пальчиками и тычок жёсткой полусухой кистью. |
2 | «Золотая осень» | –познакомить с приёмами печати листьями; –развивать чувство композиции и ритма | листы тонированной бумаги формата А-4, засушенные листья, гуашь жёлтого, красного, зелёного цветов, иллюстрации и эскизы | Оттиск листьями | |
Октябрь | 3 | «Грибы в лукошке» | –упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками; –закрепить умение украшать предметы простым узором; –развивать чувство композиции | листы тонированной бумаги формата А-4, коричневая, красная, жёлтая гуашь, печатки, муляжи грибов, эскизы, корзинка для игровой ситуации | оттиск печатками, рисование пальчиками |
4 | «В гости к лесным жителям» | –познакомить с приёмами печати по трафарету; –развивать чувство композиции; –воспитывать аккуратность | тонированный лист бумаги формата А-3, трафареты, гуашь коричневого, серого, оранжевого цветов, поролоновые тампоны, эскизы или иллюстрации | печать по трафарету | |
Ноябрь | 5 | «На лесной поляне» | –упражнять в печати по трафарету и печатании печатками; –развивать чувство композиции | тонированный лист бумаги формата А-4, трафареты, печатки, поролоновые тампоны, гуашь жёлтого, зелёного, серого, коричневого, оранжевого цветов | оттиск печатками из ластика, печать по трафарету |
6 | «Осенние мотивы» | –совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках; –развивать воображение, творчество | все имеющиеся в наличии | рисование пальчиками, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск печатками, печать по трафарету | |
Декабрь | 7 | «Зимний лес» | –упражнять в печати по трафарету; –закрепить умение рисовать пальчиками; –развивать чувство композиции | лист бумаги формата А-3 (верхняя часть тонирована голубым цветом, нижняя – белая), белая и зелёная гуашь, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны, иллюстрации, эскизы | рисование пальчиками и печать по трафарету |
8 | «Ёлочные игрушки» | –упражнять в рисовании восковыми мелками ёлочных игрушек; –закрепить умение тонировать рисунок акварелью; –развивать чувство композиции | вырезанные из плотной бумаги ёлочные игрушки, восковые мелки, акварель, кисти, гуашь, ёлка, нарисованная на ватмане, ёлочные игрушки | акварель, восковой мелок | |
Январь | 9 | «Снеговичок» | –закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование; –учить дорисовывать картину со снеговиком; –развивать чувство композиции | лист плотной бумаги формата А-4 (тонированный0, салфетка целая и половинка (белого цвета), клей, гуашь, кисти, снеговичок из ваты, эскизы | комканье бумаги, скатывание, восковой мелок, акварель |
10 | «Украсим шарфик» | –совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках; –развивать воображение, чувство композиции, ритма | вырезанный из плотной бумаги шарфик, жёсткая кисть, гуашь, печатки из ластика, иллюстрации и эскизы | тычок, оттиск печаткой из ластика | |
Февраль | 11 | «Портрет зимы» | –закрепить умение рисовать человека восковыми мелками, украшать деталями, тонировать лист бумаги в цвет зимы (голубой, синий, фиолетовый); –развивать цветовосприятие | лист бумаги формата А-4, синий восковой мелок, акварель, листы бумаги, эскизы, иллюстрации | восковые мелки, акварель |
12 | «Зимние мотивы» | –совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментированиии с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках; –развивать воображение, творчество | все имеющиеся в наличии | рисование пальчиками, тычок, оттиск печатками, печать по трафарету, восковые мелки, акварель, скатывание бумаги | |
Март | 13 | «Открытка для мамы» | –закрепить умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование; –развивать чувство композиции, ритма –воспитывать аккуратность | лист бумаги формата А-3 (с приклеенными вазами), сложенный вдвое (тонированный), салфетки, клей, гуашь, кисти, восковые мелки, акварель, иллюстрации и эскизы | скатывание бумаги, восковой мелок, акварель |
14 | «Цыплята» | –закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали; –развивать чувство композиции | лист бумаги формата А-4 бледно- голубого цвета, жёлтые салфетки, клей ПВА, чёрный маркер, эскизы и иллюстрации | комканье бумаги или обрывание | |
Апрель | 15 | «Путешествие в космос» | –продолжать учить смешивать различные краски прямо на листе бумаги; –закрепить умение печатать по трафарету; –учить рисовать ракеты, летающие тарелки | лист бумаги формата А-3, гуашь, кисти, трафареты звёзд, поролоновые тампоны, восковые мелки, акварель, эскизы и иллюстрации | печать по трафарету, восковой мелок, акварель |
16 | «Путешествие в подводный мир» | –совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках; –закреплять умение смешивать краски; –развивать воображение, чувство композиции, ритма | лист бумаги формата А-3 (тонированный), гуашь, поролоновые тампоны, восковые мелки, акварель, кисти, трафареты, эскизы и иллюстрации | печать по трафарету, восковой мелок, акварель | |
Май | 17 | «Портрет весны» | –совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках; –развивать воображение, чувство композиции, ритма | лист бумаги формата А-4 (тонированный), гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, печатки, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации | все использованные техники |
18 | «Весенние мотивы» | –совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках; –развивать воображение, творчество | все имеющиеся в наличии | рисование пальчиками, тычок, оттиск печатками, печать по трафарету, восковые мелки, акварель, скатывание бумаги и обрывание |
Список используемой литературы
- Аксенова А.А. Развивающие занятия по изобразительной деятельности. М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
- Водинская М. В., Шапиро М. С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. – М., Теревинф,2006. – 23 с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. –192с.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
- Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие. – М., ТЦ Сфера. – 2010. – 128 с.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. институтов. ‒ М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.:ЦЕНТР ВЛАДОС, 2000г
Литература для детей и родителей
1. Цветные ладошки, И.А.Лыкова, «Карапуз-Дидактика» 2006г.
2. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.
3. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, 1999
4. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, , 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветные ладошки»
Данная программа реализуется с детьми младшей группы по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальце...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Цветные фантазии» (нетрадиционные техники рисования) ( 5 – 7 лет )
Формировать устойчивый интерес к различным видам изобразительного искусства, эмоциональные и эстетические ориентации, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относите...
Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной - общеразвивающей программе: «Песочные фантазии»
- Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых планшетах.- Выработать у детей умения использовать базовые приемы создания песочных картин на световых планшетах, развивать плав...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Песочная фантазия» - «Солнышко лучистое!»
Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Песочная фантазия»1 год обучения (5-6 лет)Тема «Солнышко лучистое!»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии»
Программа нацелена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку...