Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветные ладошки»
методическая разработка по рисованию

Маякина Мария Александровна

Данная программа реализуется с детьми младшей группы по  правильному развитию мелкой моторики и является  своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18»

144006, Московская область, г.о. Электросталь, ул. Первомайская, д.16

Телефон/факс 576-31- 77

Рассмотрено на заседании                                                  УТВЕРЖДЕНО

педагогического совета                                                       Приказом от 03.09.2021г. № 085/1-ОД

Протокол №1                                                                        Директор МОУ «СОШ №18»

От 02.09.2021 г.                                                                     __________А.С. Левченкова

                                                                           

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

  «Цветные  ладошки»

Художественно – эстетическое развитие

Возраст детей 3-4года

Срок реализации программы – 1 год

Составитель:

Воспитатель I кв. категории

  Маякина М.А.

г.о. Электросталь

2021 г.  

                                         Содержание

  1. Пояснительная записка

3

1.1 Актуальность рабочей программы

3

1.2 Цель рабочей программы

4

1.3 Задачи рабочей программы

4

1.4 Принципы, положенные в основу программы

4

 1.5 Формы и режим  детской деятельности.

4

1.6 Прогнозируемые результаты

5

1.7 Формы подведения итогов

5

1.8 Материально – техническое обеспечение программы

5

 II.Содержание программы

6

 III.Тематический план

7

 IV. Перспективный  план

8

  V.  Оценка результатов освоения программы.

12

   VI.Список литературы

13

                                      I.Пояснительная записка

                   1.1 Актуальность рабочей программы:

Всем давно известно насколько важно развивать мелкую моторику детей начиная с раннего возраста. Приёмов для этого существует множество. Это и разнообразные пальчиковые игры, и упражнения с различными предметами (карандашами, камешками, шишками, счётными палочками и т. п., и всевозможные игры-шнуровки, массаж и самомассаж рук.  Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка. С помощью речи мы выражаем свои мысли, желания, передаем свой жизненный опыт. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, можно сказать, что речь человека его визитная карточка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковая гимнастика, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

 Движения пальцев рук настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста остается актуальной сегодня.

Порядок использования  рабочей программы в практической деятельности:

Данная программа реализуется с детьми младшей группы по  правильному развитию мелкой моторики и является  своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Материал рассчитан на возможности ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному.

1.2 Цель рабочей программы : 

-создать условия для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.

1.3 Задачи рабочей программы :  

Обучающие:

  1. научить детей владеть графическими навыками письма;
  2. формировать навыки исполнительского мастерства;
  3. формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

  1. развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
  2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
  3. развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Воспитательные:

  1. воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
  2. воспитывать внимательность к выполнению заданий;
  3. воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду

1.4 Принципы, положенные в основу программы:

  • научной обоснованности и практической применимости;
  • интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  • комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

 1.5 Формы и режим  детской деятельности.

  Деятельность педагога с детьми проводится в группе и предполагает использование следующих форм: 

- беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий, пальчиковые игры и физкультминутки.

Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в  обучении детей. Это позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкультпаузы составляет 1-2 мин.  В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Схема деятельности педагога с детьми  включает следующие разделы:

.     пальчиковая гимнастика

  • рисуночные задания, графические диктанты
  • работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)
  • работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)
  • работа со шнурками
  • рисование
  • моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
  • лепка, изготовление поделок из различных материалов

1.6 Прогнозируемые результаты:

Дети, освоившие программу:

- имеют развитую мелкую моторику и координацию пальцев рук  до уровня, соответствующего данному возрасту;

-овладели разными видами трудовой деятельности;

-умеют создавать художественный образ своего изделия;

-овладели приемами работы с разными инструментами;

-умеют соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;

- овладели нормами этики поведения.

1.7 Формы подведения итогов по данной программе:

        

Открытые показы ДПУ родителям, педагогам, выставки детских работ; участие в творческих конкурсах ДОУ.

         1.8 Материально – техническое обеспечение программы.

Бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы, текстильный материал, клей, спички, коробки, пластилин, соленое  тесто, гуашь, цветные карандаши,  мозаика, паззлы, д/и «Шнуровки», «Прищепки», разноцветные крышечки, счетные палочки, клубочки шерстяных ниток, пуговицы,

                               II.Содержание программы

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровожение художественным словом, гимнастику с  предметами. Так же проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Рисуночные задания, графические диктанты» задания помогут  улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать  карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стихи  помогают детям снять  напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, оригами, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел «Работа со шнурками, рукоделие» направлен на  развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности,  совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной  и тактильной памяти,  совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.

                                       III.Тематический план

Тема

Кол-во

Кол-во минут

1

«Разноцветные листочки»

1

15 мин

2

«Выросла репка большая-пребольшая»

1

15 мин

3

«Конфетки для кукол»

1

15 мин

4

«Ветка рябины»

1

15 мин

5

«Осень на опушке краски разводила»

1

15 мин

6

«Ёжик»

1

15 мин

7

«Плюшевый медвежонок»

1

15 мин

8

«Разноцветные неваляшки»

1

15 мин

9

«Снегопад»

1

15 мин

10

«Праздничная ёлочка»

1

15 мин

11

«Ёлочная игрушка»

1

15 мин

12

«Гирлянды»

1

15 мин

13

«Снеговик»

1

15 мин

14

«Снежинки-сестрички»

1

15 мин

15

«Бублики-баранки»

1

15 мин

16

«Облака»

1

15 мин

17

«Снег идёт»

1

15 мин

18

«Пёстрый щенок»

1

15 мин

19

«Кораблик»

1

15 мин

20

« Бусы для любимой мамочки»

1

15 мин

21

« Рисуем солнышко»

1

15 мин

22

«Сосульки-воображульки»

1

15 мин

23

«Цыпленок»

1

15 мин

24

«Дождь, дождь»

1

15 мин

25

«Почки и листочки»

1

15 мин

26

«Улитка»

1

15 мин

27

«Волшебные узоры»

1

15 мин

28

«Цыплята»

1

15 мин

29

«Лужок с цветами»

1

15 мин

30

«Одуванчики цветут»

1

15 мин

31

«Мышка-норушка»

1

15 мин

ИТОГО:

31

      465 мин

                        IV. Перспективный  план

Срок реализации

Тема занятия

Содержание деятельности

Другие виды деятельности

Октябрь

«Разноцветные листочки»

«Выросла репка- большая-пребольшая»

«Конфетки для кукол»

 

«Ветка рябины»

– Рисование пальчиками

«Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности» Н.И. Ганошенко. стр.15

– Аппликация обрывная

«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыкова стр.34

– работа с соленым тестом

«Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности» Н.И. Ганошенко. стр.32

– рисование пальчиками

 «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г.Н.Давыдова стр.11

 - Пал.гимн. «Наши ручки»

 - Пал.гимн. «Пальчик – мальчик»

 - Массаж ладоней с    пом.массажных мячиков.

 - «Следы на песке»

 (рисование пальчиками на песке)

 - Игры с прищепками

Ноябрь

«Осень на опушке краски разводила»

«Ёжик»

«Плюшевый медвежонок»

«Разноцветные неваляшки»

– рисование (гуашь) – печать листьев

 «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г.Н.Давыдова стр.5

– лепка из соленого теста

«Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности» Н.И. Ганошенко. стр. 35

- рисование паролоном

 «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г.Н.Давыдова стр.17

-аппликация из цв. бумаги

«Занятия по аппликации в детском саду» А.Н.Малышева стр.11

 - Пал.гимн. «Капустка»

 - Пал.гимн. «Вышли пальчики гулять»

 - Игры с мелким материалом(игры с разноцветными крышками)

  - «Проведи дорожку» – рисуночные задания (цветные карандаши)

Декабрь

«Снегопад»

«Праздничная ёлочка»

«Ёлочная игрушка»

«Гирлянды»

– аппликация (салфетки, вата) «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности»

Н.И. Ганошенко. стр.29

– рисование с элементами аппликации

«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыкова стр.74

– коллаж из крупы

«Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности»

Н.И. Ганошенко. стр.35

–рисование, нанизывание на шнурки «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности»

Н.И. Ганошенко стр.30

 - Пал.гимн. «Зайчики»

 - Пал.гимн. «Считаем  пальчики»

 - игры со счётными палочками

(простейшие постройки по образцу)

 - «Петушок пшено рассыпал»

 ( рисование пальчиками на подносе с пшеном)

Январь

«Снеговик»

«Снежинки-сестрички»

«Бублики-баранки»

– аппликация с элементами рисования

«Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности»

Н.И. Ганошенко стр.29

– аппликация с элементами рисования

«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыкова стр.66

– лепка из солёного теста

«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыкова стр.78

 - Пал.гимн. «Зарядка»

 - Пал.гимн. «Снежный ком»

игры с мозаикой

 - д/и «Накорми мышку»

  (горох, фасоль, пшено)

 - Массаж ладошек с пом. карандаша

Февраль

«Облака»

«Снег идёт»

«Пёстрый щенок»

«Кораблик»

– обрывная аппликация «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности»

Н.И. Ганошенко стр.29

– рисование пальчиками «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности»

Н.И. Ганошенко стр.15

- раскрашивание заготовок с контурным изображением

«Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности»

Н.И. Ганошенко стр.23

- коллаж из природного и бросового материала «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности»

Н.И. Ганошенко стр.35

 - Пал.гимн. «Мышка»

 - Пал.гимн. «Замок»

игры с конструктором;

 - «У мышки в кладовой»

 перебирание круп (фасоль, рис, гречка)

 - «Пройди по лабиринту»

 (рисуночные задания)

Март

« Бусы для любимой мамочки»

 « Рисуем солнышко»

«Сосульки-воображульки»

«Цыпленок»

-аппликация

«Занятия по аппликации в детском саду» А.Н.Малышева стр.15

– рисование цветными мелками

«Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности»

Н.И. Ганошенко стр.20

– лепка

 «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыкова стр.108

 

-отпечатки ладошки (с элементами аппликации) «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности» Н.И. Ганошенко стр.15.

 -  Пал.гимн. «Цветки»

 - Пал.гимн. «Стирка»

 - игры с пуговицами

 -д/и «Помогаем бабушке»

( сматывание клубочков из шерстяных ниток)

Апрель

«Дождь, дождь»

«Почки и листочки»

«Улитка»

«Волшебные узоры»

– аппликация с элементами рисования

«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыкова стр.50

– рисование и аппликация

«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыкова стр.50

– лепка из соленого теста

«Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности»

Н.И. Ганошенко стр.32

- рисование (гуашь) отпечатки неоформленным матнриалом

«Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности»

Н.И. Ганошенко стр.17

 - Пал.гимн. «На лужок»

 - Пал.гимн. «Черепаха»

  - Игры с мелким материалом(игры с разноцветными крышками)

« Палочки- выручалочки»

 – выкладывание ритмичных узоров из счетных палочек

Май

«Цыплята»

«Одуванчики цветут»

«Мышка-норушка»

«Лужок с цветами»

– обрывная аппликация «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности»

Н.И. Ганошенко стр.29

– аппликация с комочками бумаги

«Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности»

Н.И. Ганошенко стр.28

–– лепка из соленого теста

«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыкова стр.36

– рисование ватными палочками (гуашь) «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности»

Н.И. Ганошенко стр.23

 Пал.гимн. «Солнышко»

 Пал.гимн. «Этот пальчик»

игры с косточками, семенами плодов

«Раскраски с заданиями»

– работа с цветными карандашами

                                   

                      V.  Оценка результатов освоения программы.

 

Фамилия, имя

 

Знает виды бумаги

Знает свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая)

Знает несколько разных способов нанесения краски

Знает основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная)

Знает основные правила склеивания

Знает понятие «конструктор» и «мозаика»

Знает некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.)

Знает несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками

Умеет правильно держать кисть, карандаш

Умеет пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой

Умеет работать с трафаретами

Умеет заштриховывать предметы двумя способами

Умеет застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки

ИТОГ

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К -конец года

Н - начало года

Н – Низкий уровень - ребенок плохо освоил программу, результаты не достигнуты, нет самостоятельности.

С – Средний уровень – ребенок хорошо освоил программу, результат высокий, но при выполнении заданий требуется помощь взрослого.

В – Высокий уровень – ребенок освоил программу полностью, развиты умения, результаты высокого качества.

                                 VI.Список литературы

  1. Ганошенко Н.И. , Мещерякова С.Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности - М.:Мозаика-Синтез, 2008.-64с.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-72с.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №2. 2016г.
  4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»-М.: «КАРАПУЗ»,2009.-144с.
  5. Светлова И.Е.Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.-М.:Изд-во Эксмо, 2003.-72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по реализации вариативной части  основной образовательной программы  дошкольного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...